В.С. Мухин отмечает, что
для мальчиков важно само присутствие
родителей обоего пола. Этот факт доказывает
то, что мальчики, живущие с матерями,
повторно вышедшие замуж, менее тревожны,
более ориентированы на социальное
поведение, проявляют больше когнитивных
умений, чем сыновья одиноких матерей.
Дети лучше приспосабливаются
к повторному браку своих родителей,
будучи совсем маленькими или в юношеском
возрасте, чем в подростковом.
Исследования показали, что
наиболее остро пережевали изменения
в составе семьи в возрасте
от 9 до 13 лет. Положение осложнялось,
если обе стороны, вступившие в брак,
привели в новую семью собственных
детей.
Таким образом, и мальчики
и девочки разного возраста, воспитываясь
в неполной семье, могут столкнуться
с определенного рода трудностями.
- Выводы половой идентичности:
1. Суммарная тревожность
мальчиков, независимо от состава
семьи, выражена больше, чем у
девочек, тревожность подростков
в неполных семьях выше, чем
тревожность детей в полных
семьях). на мальчиков фактор неполноты
семьи влияет в большей степени, чем на
девочек из неполных семей. мальчики из
неполных семей обладают более высокой
тревожностью по всем факторам тревожности:
ситуациям связанными со школой, общением
с учителями, ситуациями связанные с представлениями
о себе и межличностным общением. Наиболее
выраженными у мальчиков из неполных семей
является переживания связанные со школой
и межличностным общением.
2. Поло-ролевая идентификация
у мальчиков из неполных семей
имеет явно выраженные отличительные
особенности по сравнению с
полоролевой идентификации мальчиков
из полных семей, а также по сравнению
с девочками как из полных, так и из неполных
семей. Однако, если сравнивать полученные
результаты отдельно по мальчикам и девочкам
из неполных семей, то поло-ролевая идентификация
у мальчиков из неполных семей страдает
существеннее, чем у девочек из неполных
семей. В подростковый период мальчик
усваивает основные жизненные роли, которым
он учиться от своих родителей, поэтому
для него важен образ отца, которому можно
следовать. У мальчиков из неполных семей
может наблюдаться наличие спутанной
сексуальной роли, отказ принять сексуальную
роль, соответствующую своему биологическому
полу. Соответственно можно говорить о
трудностях в представлении о себе. Это
в свою очередь ведет к повышенному уровню
тревожности, а также к социальной дезадаптации,
и как следствие, к нарушениям в общении
с противоположным полом.
3. Девочки, воспитанные
без отцов, часто испытывают
затруднения в определении своей
половой роли. Они могут испытывать
тяготение к мужской полоролевой
идентификации. С одной стороны, это можно
объяснить повышенным интересом к противоположному
полу ввиду отсутствия мужской фигуры
в ближайшем семейном окружении. Как уже
отмечалось, в период пубертата происходит
вторичный выбор объекта либидозного
влечения, он, как правило, начинается
именно с ближайшей фигуры мужского пола,
т.е. с отца, и если родителя противоположного
пола нет, тогда происходит поиск замещающего
объекта, откуда и появляется повышенный
интерес к противоположному полу. Также
вероятен выбор мужской роли в качестве
компенсации. Неполная семья рассматривается
в обществе как неполноценная, имеющая
меньший вес в обществе по сравнению с
полной семьей. Поэтому девочки практически
с самого раннего детства могут ощущать
комплекс неполноценности, ущербности
женского пола по сравнению с мужским,
и в качестве компенсации выбирается мужской
путь формирования личности.
4. Подростки из неполных семей
испытывают трудности в установлении
отношений с противоположным
полом. Мальчики из неполных
семей воспринимают сверстниц
сообразно образу матери, сравнивая
их, наблюдаются трудности с принятием
образа девочки опосредованно
от образа матери, которая зачастую
является идеалом. Девочки же
из неполных семей чувствуют
себя комфортнее с мальчиками,
что можно объяснить в некоторых
случаях тенденцией быть «своим парнем»
для мальчиков, снижением значимости естественной
полоролевой идентификации соответствующей
своему биологическому полу. Такие девочки,
считая мальчиков значимыми фигурами,
оценивая их выше по положению в обществе,
стремятся быть похожими на них, и соответственным
образом себя вести, этим девочкам кажется,
что они будут ощущать себя более комфортно
в среде мальчиков. Вместе с тем, неестественная
полоролевая идентификация, которая оказывает
влияние на взаимоотношения с мальчиками,
приводит к тому, что девочки из неполных
семей испытывают в целом больше затруднений
в общении с противоположным полом, особенности
их взаимоотношений приводят к большому
психологическому напряжению, попытки
играть неестественную для своего пола
ролью приводит к искажениям в восприятии
таких девочек со стороны социума, что
в конечном итоге приводит к повышению
уровня тревожности.
5. Значимой сферой установления
нормальных и комфортных отношений с противоположным
полом являются представления о мужественности,
женственности, представления о мужской
и женской ролях поведения в обществе.
В случае неполноты семьи такие представления
формируются с трудностями, так как нет
образца, по которому могли бы быть усвоены
эти понятия. Поэтому во взрослую жизнь
такие подростки выходят с искаженным
восприятием реальных взаимоотношений
между мужчиной и женщиной.