Психологични аспкты вмирання та смерти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:47, контрольная работа

Краткое описание

И рождение, и смерть – естественные события индивидуального жизненного пути, но их эмоциональное воздействие и личное значение существенно различимы. Рождение нового человека часто предвкушают с приятным волнением и оптимизмом; думать же о смерти люди избегают и даже отрицают ее реальность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие смерти 4
2. Психологические стадии умирания 4
3. Страх смерти и психологическая помощь умирающему 6
4. Основные направления деятельности психиатра и медицинского
психолога с умирающими больными 7
5. Стадии приспособления к умиранию 8
ВЫВОД 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12

Вложенные файлы: 1 файл

мед.психология.РЕФЕРАТ.doc

— 62.50 Кб (Скачать файл)

МІНІСТЕРСТВО ОХОРОНИ  ЗДОРОВ’Я УКРАЇНИ

ДНІПРОПЕТРОВСЬКА ДЕРЖАВНА МЕДИЧНА АКАДЕМІЯ

КАФЕДРА ПСИХІАТРІЇ, ЗАГАЛЬНОЇ  ТА МЕДИЧНОЇ ПСИХОЛОГІЇ

 

 

курс: "Медична психологія"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольна робота

 

частина I

 

РЕФЕРАТ

ТЕМА: «ПСИХОЛОГІЧНІ АСПЕКТИ ВМИРАННЯ ТА СМЕРТІ»

 

 

 

 

 

 

Виконала

cтудентка III курсу

заочного відділення

cпеціальність "Клінічна фармація"

групи З 07-1б

Матухно Марина Василівна

Перевірив:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м. Дніпропетровськ

2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ           3

    1. Понятие смерти          4
    2. Психологические стадии умирания       4
    3. Страх смерти и психологическая помощь умирающему   6
    4. Основные направления деятельности психиатра и медицинского  

 психолога с умирающими  больными        7

    1. Стадии приспособления к умиранию       8

ВЫВОД            10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ         12

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

И рождение, и смерть –  естественные события индивидуального  жизненного пути, но их эмоциональное  воздействие и личное значение существенно  различимы. Рождение нового человека часто  предвкушают с приятным волнением  и оптимизмом; думать же о смерти люди избегают и даже отрицают ее реальность.

 

Понятие “танатология” (thanatos–смерть, logos–наука) было введено  в медицинскую терминологию  в 1912 г. Рошелем Парком. Эта тема впоследствии изучалась институтом его имени. Многие врачи писали о  проблеме умирания и раньше, но Р.Парк был первым, кто признал, что   смерть  и процесс умирания могут стать предметом исследования и быть отдельной дисциплиной.

Интерес к проблемам  танатологии заметно оживился в  последние десятилетия  по нескольким причинам. Прежде всего, в связи с развитием реаниматологии. Психиатрические  и психологические аспекты проблемы “оживленного организма”  у лиц, перенесших клиническую смерть, терминальные и другие внезапно развившиеся и опасные для жизни состояния вызвали бурное обсуждение этических проблем, а перед психиатрами и невропатологами поставили проблему лечения, реабилитации и восстановления психической деятельности у лиц с постреанимационной болезнью.

Второй причиной оживления  интереса к проблемам танатологии  явились исследования американского доктора философии, психолога и врача Раймонда Моуди, опубликованные в его книге “Жизнь после смерти”, в которой он поднял фундаментальные проблемы человековедения .

И наконец, вопросы танатологии  стали активно изучаться в  связи с проблемой эвтаназии.

 

1. Понятие смерти

 

Психологический смысл, который человек  вкладывает в понятие смерть, различен  и обусловлен, с одной стороны, его причастностью  к фатальным  событиям, а с другой тем, какое  отношение смерть имеет лично  к нему.

 

Выделяется следующие  варианты  отношения  к смерти:

  • Безличная смерть или “смерть”— как абстрактное понятие.

Ежедневно человек сталкивается с ней,  слушая,  читая и видя на экранах телевизоров  сообщения  о терроризме, катастрофах, войнах и  т.п. Эта информация, с медицинской точки зрения, может вызвать повышенный уровень тревожности, хотя  ее ежедневный поток со временем вызывает привыкание и эмоциональное безразличие.  В редких случаях подобные сообщения могут потенцировать или усугублять социофобии и невротические депрессии. 

  • Интерперсональная смерть

В этом случае речь идет о смерти значимых для личности людей (как реально существующих, так  и литературных героев). Размах эмоционального реагирования на это событие может  колебаться от  радости, эйфории, триумфа (при смерти врага) до  страха, горя, отчаяния, обиды, смирения , депрессии при потере кумира или значимого человека.

  • Персональная смерть.

В этом случае речь идет о собственной смерти. Психологами  введено понятие “траектория  освоения смерти”, которая имеет следующие стадии: недоверие, сопротивление, страх, безразличие, желание, успокоение.Каждая из этих стадий имеет свою психологическую и клиническую картину

 

2. Психологические стадии умирания.

 

Психическое состояние, заболевшего смертельным недугом нестабильно и проходит пять стадий:

 

Первая стадия — стадия  отрицания и неприятия трагического факта. Доминирующими в этот период являются высказывания: “Только не я”, “Не может быть”, “Это не рак” и т.п. У больного растет тревога и напряжение, страх перед будущим. Своеобразной психологической защитой является отрицание фатального заболевания, активное обследование у различных специалистов с применением новейших параклинических  методов диагностики. Больной считает установленный диагноз ошибочным, происходит психологическая подмена диагноза на заболевание, не влекущее за собой роковых последствий.

Другая группа пациентов, узнав  о смертельном недуге ведет себя по–иному: они становятся равнодушными, обреченными, бездеятельными. Затем  начинают говорить о своем скором выздоровлении.  Эта своеобразная психологическая защита снижает мучительную тревогу и напряжение. Однако уже на первой стадии психотерапевты отмечают, что в сновидениях этих пациентов  приcутствует символика, указывающая на смертельный недуг (образ темного тоннеля с дверью в конце,...).

 

Вторая   стадия — стадия  протеста.  Когда первое  потрясение проходит, многократные исследования подтверждают наличие фатального заболевания, возникает чувство протеста и возмущения. “Почему именно я?”, “Почему другие будут жить, а я должен умереть?”, “Почему так скоро, ведь у меня еще так много дел?”и т.п. Как правило, эта стадия неизбежна, она очень трудна для больного и его родственников. В этот период больной часто обращается к врачу с вопросом о времени, которое ему осталось прожить. Как правило, у него прогрессируют симптомы реактивной депрессии, возможны суицидальные мысли и действия. На этом этапе пациенту необходима помощь квалифицированного психолога, владеющего логотерапией, очень важна помощь членов семьи .

 

Третья стадия — просьба об отсрочке. В этот период происходит принятие истины и того, что происходит, но “не сейчас, еще немного”. Многие, даже ранее не верующие пациенты , обращаются со своими мыслями и просьбами к Богу. Приходят начатки веры.

Первые три стадии составляют период кризиса.

 

 Четвертая стадия — реактивная депрессия, которая, как правило, сочетается с чувством вины и обиды, жалости и горя. Больной понимает, что он умирает.В этот период он скорбит о своих дурных поступках, о причиненном другим огорчениях и зле. Но он уже готов принять смерть, он спокоен, он покончил с земными заботами и углубился в себя.

 

Пятая стадия — принятие собственной смерти. Человек обретает мир и спокойствие. С принятием мысли о близкой смерти больной теряет интерес к окружающему, он  внутренне сосредоточен и поглощен своими мыслями, готовясь к неизбежному.

 

Описанные стадии – это лишь схема. Далеко не всегда они следуют по порядку, описанному выше. Возможен возврат  от 2–й к 1–й стадии, от 3–й ко 2–й. При  внезапной смерти эти стадии и вовсе отсутствуют. Однако знания этих закономерностей необходимы психиатрам,  психотерапевтам и медицинским психологам для проведения психокоррекционной работы  с лицами, страдающими фатальными заболеваниями.

 

3. Страх смерти и психологическая помощь умирающему.

 

Причина и корни  страха смерти  биологически и культурально детерминированы. С точки зрения сохранения человеческого  рода, страх смерти способствует уменьшению случаев неоправданного риска и  преждевременной смерти.

С одной стороны, страх смерти — генетически детерминированный инстинкт, а с другой — плод религиозного и культурального мировоззрения.

Помимо различных мировоззренческих  подходов к проблеме смерти,  для  психиатров очень важным является клиничесий феномен, известный как танатофобия — навязчивый страх смерти, возрастная динамика формирования которого  изложена в главе 2, а клиническая картина  тревоги и сраха в 3 главе.

Страх смерти включает несколько компонентов: страх конечности жизни, страх мучений  в конце жизни, страх бытовых проблем, связанных с кончиной (например, организация похорон).

 

4. Основные направления деятельности психиатра и медицинского психолога с умирающими больными должны быть сосредоточены на следующих проблемах:

 

1.     Купирование психопатологической симптоматики и расстройств поведения

Чаще всего у этих больных  отмечается реактивная депрессия, неврозоподобные состояния, возможны интоксикационные психозы и состония, сопроождающиеся нарушением сознания, органический психосиндром, а также поведенческие расстройства в виде аутоагрессивных и агрессивных  тенденций. Купировать психотические состояния целесообразно психотропными препаратами. При необходимости можно давать больному анксиолитики и антидепрессанты.  

 

2.     Психологическая поддержка и психотерапевтическая помощь.

Чаще всего умирающие  больные нуждаются в психотерапевтической помощи, направленной на  уменьшение страха умирания и так называемой “смертельной тревоги”, которые часто  возникают или обостряются в  претерминальной стадии (чаще у неверующих). Смертельная тревога  сопровождается выраженными  вегетативными проявлениями и синдромами отчуждения, аннигиляции  и пребывания в опасности.

Синдром отчуждения  характеризуется  чувством одиночества, изоляции от окружающего мира и  дереализацией. Несмотря на то, что пациенты общаются с окружающими, они как бы находятся уже в другой реальности, им чужды обыденные разговоры и проблемы.

Синдром аннигиляции  выражается в страхе перед наступлением “ничто”, когда Мир будет жить и развиваться, а умирающий исчезнет. Пациенты чувствуют себя обезличенными, не проявляют свою индивидуальность, у них снижается самооценка , они замыкаются в себе.

Синдром пребывания в  опасности включает в себя переживание  неустранимой опасности для жизни с радикалом агрессии, которая обусловлена осознанием собственной уязвимости и конечности, а также невозможностью что-либо изменить. Танатологи относят этот синдром к деструктивным, так как больные переносят ответственность за свои чувства на окружающих и часто проявляют раздражительность и злобность по отношению к персоналу и близким, в которых они видят врагов. По мнению психодинамически ориентированных психиатров умирающий человек находится на вершине деструктивности, практически теряя разницу между понятием “убивать” и “быть убитым”.

 

5. Стадии приспособления к умиранию

 

Когда люди становятся старше или заболевают, они начинают понимать, что смерть не так уж далека, и мысль о ее неизбежности все чаще приходит им в голову. Молодые могут позволить себе роскошь отгонять такие мысли, но во время болезни или в старости о смерти думают все.

 

В процессе признания  неизбежности смерти выделяют 5 стадий: отрицание, гнев, торг, депрессию и, наконец, принятие.

  • На стадии отрицания человек отказывается признать возможность своей смерти и занимается поисками других, более обнадеживающих мнений и диагнозов.

 

  • Как только человек осознает, что он действительно умирает, его охватывает гнев, обида и зависть к окружающим - наступает стадия гнева. Умирающий испытывает состояние фрустрации, вызванное крушением всех его планов и надежд.

 

  • На стадии торга человек ищет способы продлить жизнь, дает обещания и пытается договориться с Богом, врачами, медсестрами или другими людьми, чтобы отдалить развязку или облегчить себе боль и страдания.

 

  • Когда ничего выторговать не удается или время истекает, человека охватывает чувство безнадежности. Наступает стадия депрессии. На этой стадии умирающий горюет о том, что уже потерял и о предстоящей смерти и разлуке с родными и близкими.

 

  • На финальной стадии принятия человек смиряется со своей судьбой и спокойно ожидает развязки.

 

Не стоит думать, что  прохождение через эти стадии начинается только при приближении  смерти. В течение всей жизни мы бегаем по этому кругу, старательно  перепрыгивая через последний, пятый пункт. Казалось бы, у людей, которым не грозит скорая смерть, больше времени на то, чтобы привыкнуть к мысли, что они когда-нибудь умрут. Однако, это не так. И только понимание неизбежности скорой смерти прекращает эту чехарду.

Близость собственной смерти. Смерть как финальная стадия человеческого развития

Неотвратимая близость собственной смерти вынуждает человека прекратить бессмысленную суету  и, все-таки, остановиться на пятом пункте - принять свою смертность. С этого  момента жизнь меняется самым существенным образом. У людей появляется способность наслаждаться жизнью как таковой. Они часто проводят свои последние годы, вспоминая прошлое и заново переживая старые радости и невзгоды. Обозрение жизни является очень важной ступенью, на которую индивидуум поднимается в конце жизненного пути. В этот период жизни человек сильнее всего тяготеет к самосознанию. Этот процесс часто ведет к настоящему росту личности: люди разрешают старые конфликты, переосмысливают жизнь и даже открывают в себе что-то новое. Только столкнувшись с реальностью приближающейся смерти, человек может, наконец, твердо определиться в отношении того, что для него является важным в жизни и кто он есть на самом деле.

Информация о работе Психологични аспкты вмирання та смерти