Психологичская картина личности, психотерапия при запорах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 11:06, реферат

Краткое описание

Специфика психотерапии пациентов с пищеварительными расстройствами заключается в воздействии на нервно-психические составляющие этиопатогенеза заболевания, а также в выявлении и коррекции системы факторов «агрессии» и «защиты», действующих на психологическом уровне

Содержание

Стр.
Введение
3
1 Психологичская картина личности, психотерапия при запорах
5
1.1 Запоры
5
1.2 Эмоциональная диарея
7
1.3 «Синдром раздраженной кишки»
8
1.4 Язвенный колит и болезнь Крона
9
1.5 Нарушение глотания
14
2 Практическая часть
19
Заключение
23
Литература
25

Вложенные файлы: 1 файл

REFERAT.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Синонимы и расстройства: следовать каким-либо советам, указам; самоотверженный, поджать хвост, не пикнуть; уступать без сопротивления; роптать; бунтовать; сопротивляться.

Вера в авторитеты, единоначалие; кризис авторитарности; страх; агрессия; сопротивление; обгрызание ногтей; энурез; неумение сконцентрироваться.

Особенности поведения: крик и грубость никогда не обеспечат послушание и дружескую обстановку. Девиз: попробуйте взять вежливостью. Когда человек знает, почему он должен что-то сделать, он сделает это быстрее. Другой тоже может быть прав.

 

 

 

2 Практическая  часть

 

Опросник к заболеваниям желудка и двенадцатиперстной кишки

 

1. Ощущаете ли вы «тяжесть в желудке», тяготит ли вас что-нибудь в нем?

2. Случается ли так, что вы чего-то «не перевариваете»? Можете ли вы вспомнить еще какие-нибудь пословицы и поговорки относительно своего заболевания? Что это за пословицы?

3. Кто и когда сообщил вам о вашем заболевании?

4. Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта?

5. Регулярно ли вы принимаете назначенные вам лекарства? Знаете ли вы, как они действуют, что вы можете от них ожидать и какие возможны побочные эффекты?

6. Не «уязвляют» ли вас коллеги, начальство, подчиненные? По какому поводу?

7. «Грызет» ли вас разочарование в вашей профессии, например пренебрежение к вам или несправедливое игнорирование?

8. Считаете ли вы атмосферу у себя на работе «отвратительной», «тошнотворной», но не решаетесь при этом что-то сказать?

9. Бывает ли так, что вы «не перевариваете» то, что сделал ваш партнер или кто-то еще из близких?

10. Уделяете ли вы достаточно времени еде и питью, или на это «не стоит тратить времени»?

11. Является ли для вас трапеза также возможностью общения, беседы или вы все «проглатываете» в одиночестве?

12. Можете ли вы открыто выражать свои чувства? Или вы «перевариваете» их в себе, «проглатываете» их?

13. Смотрите ли вы в будущее с сомнением и тревогой?

14. Что для вас является смыслом жизни (стимулом, целью, мотивацией, жизненным планом, смыслом болезни и смерти, жизни после смерти)?

15. Можете ли вы воспринимать свое страдание как шанс познать неведомые до сих пор сферы?

 

Опросник к болезни Крона и язвенному колиту

 

1. Можете ли вы иногда сказать о себе, что «наложили в штаны от страха»? Позволяете ли вы иногда событиям «плыть по течению»? Можете ли вы вспомнить еще какие-нибудь пословицы и поговорки относительно вашего заболевания? Что это за пословицы?

2. Кто сообщил вам о вашей болезни?

3. Регулярно ли вы принимаете назначенные вам лекарства? Знаете ли вы, как они действуют, что вы можете от них ожидать и какие возможны побочные эффекты?

4. Общаясь с коллегами, сотрудниками, начальством, достаточно ли времени вы уделяете тому, чтобы внимательно выслушать, спокойно все взвесить и «переварить», прежде чем начнете «анализировать»?

5. Есть ли у вас коллеги, которые вам «не по вкусу»?

6. Есть ли у вас профессиональные проблемы, которые «трудно переварить»? Какого рода эти проблемы? Каких актуальных способностей (микротравм) они касаются?

7. Какое влияние оказывает ваше заболевание на вашего партнера, вашу семью и другие межличностные отношения? Какое влияние оказывают ваш партнер и ваша семья на ваше заболевание?

8. Довольны ли вы отношениями с партнером?

9. Часто ли вы бываете с партнером «кислым»?

10. Ощущаете ли вы себя опустошенным?

11. Избегаете ли вы различных столкновений из-за страха перед возможными последствиями (учтивость) или стараетесь открыто высказывать свое мнение?

12. Переживали ли вы в последние пять лет разлуку с кем-либо в результате развода, переселения, смерти? Есть ли у вас страх потерять кого-то из близких вам людей?

13. Что для вас является смыслом жизни (стимул, цель, мотивация, жизненный план, смысл болезни и смерти, жизнь после смерти)?

14. Можете ли вы воспринимать свое страдание как шанс познать неведомые до сих пор сферы?

15. Какие из этих вопросов особенно заинтересовали вас?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Главная цель всякого психотерапевтического воздействия заключается в том, чтобы помочь пациентам внести необходимые изменения в свою жизнь. Каким образом это можно сделать? Ответ на поставленный вопрос каждое направление психотерапии дает в терминах собственных понятий. Успешность или эффективность психотерапии оценивается в зависимости от того, насколько стойкими и в широком смысле благотворными для пациента оказываются эти изменения; оптимальными будут те психотерапевтические меры, которые обеспечивают стойкий, продолжительный позитивный эффект. Разумеется, всякая психотерапевтическая школа убеждена, что предлагаемый именно ею способ помогать пациентам является оптимальным, предоставляя сомневающимся проверить это на собственном опыте.

Нередко можно прочесть и услышать о том, что в результате психотерапии произошли существенные позитивные изменения в личности пациента. Тем самым как бы подразумевается то, что психотерапия изменяет личность, делает ее другой. Строго говоря, изменений личности в смысле формирования каких-либо новых качеств или исчезновения уже имеющихся в ходе терапии, как и в ее результате, не происходит. Каждое свойство или качество личности, как известно, является достаточно устойчивым психическим образованием, а их наличие и делает личность таковой. Эти устойчивые психические образования мало подвержены даже возрастным изменениям. Изменчивость личности, ее адаптация к меняющимся условиям среды достигается за счет того, что каждое качество имеет настолько широкий диапазон ситуационно обусловленных проявлений, что порой может быть воспринято как наличие качества, противоположного тому, которое реально существует. Психотерапевтическое воздействие, не создавая новых качеств личности, приводит уже имеющиеся в соответствие, например, с изменившейся ситуацией жизнедеятельности. Такое «приведение в соответствие» и обеспечивает успех психотерапии незначительных психических нарушений8.

Задача психотерапевта – помочь разобраться в ситуации, в проблеме: подсказать, дать совет, отразить чувства и поведение пациента, чтобы он увидел себя, просветить, поддержать, успокоить и т. п. Вместе с тем в ряде случаев затруднительно точно квалифицировать работу с пациентом как психотерапевтическую или консультационную.

Сегодня в России наблюдается тенденция сближения медицинской и психологической психотерапии. Это проявляется в том, что и врачи, и психологи проявляют интерес к разнообразным (как новым, так и давно применяемым зарубежными специалистами) школам и техникам психотерапии, а также в размывании границ «врачебной территории», которая до недавнего времени строго охранялась от проникновения психологов.

В заключение следует сказать, что мы ни под каким видом не рекомендуем заменять необходимый курс традиционного медицинского лечения психологическими и психотерапевтическими техниками. Речь идет не о том, чтобы заменять физиологию психологией, а о том, чтобы дополнять чисто соматическое лечение психосоматическим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1 АйзенкХ., Айзенк М. Исследования человеческой психики. – Москва: ЭКСМО-Пресс, 2001.

2 Алдер X. НЛП: современные психотехнологии. – СПб.: Питер, 2000.

3 Алдер X. НЛП: наука и искусство достижения совершенства. – Мн.: Издатель В.П. Ильин, 1998

4 Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. – М.: Эксмо, 2002.

5 Александров А.А. Личностно-ориентированные методы психотерапии. – СПб., Речь: 2000.

6 Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных стуаций. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

7 Дилтс Р. Стратегии гениев. Т. 1, 2, 3. – М.: Независиамая фирма «Класс», 1998.

8 ДилтсР. Терапевтическая модель НЛП. http://www.sfera.in-fomsk.ru

Смирнов В.М., Резникова Т.Н. Основные принципы и методы психологического исследования «внутренней картины болезни». Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / Под. ред. М.М. Кабанова, А.Е. Личко, В.М. Смирнова. —Л.: Медицина, 1983, с. 38–62.

9 Психосоматика. Взаимосвязь психики и здоровья. Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок, – Мн., Харвест, 1999.

10 Резникова Т. Н. Внутренняя картина болезни: структурно-функциональный анализ. Автореф. дисс. докт. – СПб., 1998. – 40 с.

11 Хейли Дж. Необычайная психотерапия. Психотерапевтические техники Милтона Эриксона. – С.-П., 1995.

12 ХолмогороваА.Б., Гаранян Н.Г. Когнитивно-бихевио-ральная психотерапия // Основные направления современной психотерапии. – Москва: Когито-Центр, 2000 с. 224–268.

13 Шептулин А.А. Синдром раздраженной кишки: современные представления о патогенезе, клинике, диагностике, лечении. Росс. журн. гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии,

 

 

1 Симаненков, 1994

2 Duhrssen 1960

3 Александер, 1951

4 Schwidder, 1965

5 Александер, 1951

6 В.М. Смирнов и др./Л., 1983

 

7 Крон, 1932

8 Бурлачук,1999


Информация о работе Психологичская картина личности, психотерапия при запорах