Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 01:39, лекция
Особенности возрастного развития личности в период взрослости.
Период взрослости —наиболее длительный период жизни человека, в котором, выделяют три стадии или субпериода. Это период ранней взрослости (от 20 до 40 лет), средней взрослости (от 40 до 60 лет) и поздней взрослости (от 60 лет и старше). Каждый из вышеперечисленных возрастных периодов обладает своими особенностями и характеристиками. Однако когда речь идет о конкретном человеке, то применить к нему данные возрастные рамки оказывается довольно сложно, так как существенное влияние на поведение и развитие человека оказывает его субъективное представление о себе и своем возрасте.
Психология взрослого человека.
Ранняя взрослость (от 20 до 40 лет)
Когнитивная сфера.Развитие психических функций человека носит неравномерный гетерохронный
характер. Так, развитие психофизиологических
функций, определяющих особенности функционирования
сенсорно-перцептивной сферы человека,
продолжается на начальной стадии периода
ранней взрослости и достигает своего
оптимума к 25 годам. Затем развитие сенсорно-перцептивных
характеристик стабилизируется и сохраняется
до 40-летнего возраста. В то же время развитие
высших психических процессов, или интеллектуальных
характеристик, продолжается на протяжении
всего периода ранней взрослости. Причем
если показатели невербального интеллекта
достигают своего оптимума в 30-35 лет, то
вербальный интеллект развивается еще
после 40. Интеллектуальное развитие человека,
достигшего ранней взрослости, проходит
в тесном взаимодействии с формированием
или трансформацией его личности. Причем
с прекращением развития психофизиологических
функций на рубеже 25 лет интеллектуальное
развитие не прекращается, а длится еще
многие годы.
Развитие памяти. Наибольшие
изменения в кратковременной вербальной
(словесной) памяти характерны для зрительной
и слуховой модальности. В развитии вербальной
кратковременной памяти на слух выявлено
два периода: наиболее высокие показатели
развития приходятся на возраст от 18 до
30 лет и низкие с тенденцией все большего
снижения — на возраст 31-40 лет. Вербальная
кратковременная зрительная память на
запечатление слогов и слов имеет ту же
тенденцию.
В свою очередь, образная память подвергается
с возрастом наименьшим изменениям, а
вербальное запечатление долговременной
памяти отличается большим постоянством
в возрасте от 18 до 35 лет и снижением уровня
своего развития в период от 36 до 40 лет.
Активная умственная деятельность человека
позволяет достичь более высоких показателей
развития.
Развитие мышления. Одной
из основных характеристик мышления взрослых
людей в период 20—40 лет является комплексный
характер мыслительных операций при высоком
уровне интеграции различных видов мышления.
Например, результаты теоретического
мышления проверяются практикой, под влиянием
которой происходит обогащение и теоретического
мышления. В то же время практическое мышление,
связанное с непосредственно воспринимаемой
ситуацией, отталкивается от понятий теоретического
мышления и т. д. Мышление взрослого человека
— это сплав чувственного (наглядно-образного)
и теоретического (логического) мышления.
Мышление — процесс познавательной
деятельности индивида, характеризующийся
обобщенным и опосредованным отражением
действительности.
Образное мышление — вид
мыслительного процесса, в котором используются
образы. Логическое мышление — вид мыслительного
процесса, в котором используются логические
конструкции и готовые понятия.
Практическое мышление —
вид мыслительного процесса, который направлен
на преобразование окружающей действительности
на основе постановки цели, выработки
планов, а также восприятия и манипулирования
реальными предметами.
Теоретическое мышление —
один из видов мышления, который направлен
на открытие законов, свойств объектов.
Данный вид мышления обычно отличают от
мышления практического.
Практическое мышление имеет самые
высокие показатели развития (оптимумы)
в возрасте 31-32 и 34-35 лет.
Оптимумы в развитии теоретического
мышления приходятся на возраст 20, 23, 25
и 32 года.
Оптимумы в развитии образного мышления
обнаружены в возрасте 20, 23, 25, 32, 35 и 39 лет.
Развитие речи. Изменение
качественных параметров речи, преобразование
самой структуры речи, изменяется ее лексический
и грамматический состав. Снижение уровня
невербальных функций интеллекта (связанных
с восприятием, оценкой и оперированием
образами, например, геометрическими фигурами).
Прогрессирующее развитие вербальных
функций интеллекта (связанных с оперированием
словами, в том числе возможность получения
и анализ речевой информации, понимание
смысла слов и др.).
Развитие внимания. Наибольшим
возрастным изменениям подвергаются объем,
переключаемость и избирательность внимания.
Устойчивость и концентрация внимания
существенно не изменяются. Активная умственная
деятельность человека при усвоении знаний
или при выполнении профессиональной
деятельности играет существенную роль
в развитии внимания.
Кроме того, развитие когнитивной
сферы человека в значительной степени
имеет индивидуально обусловленный характер:
взрослый человек в состоянии самостоятельно
контролировать ход своего интеллектуального
развития и добиваться высот профессионального
мастерства и творчества. На этот процесс
оказывают влияние многие факторы, в частности
степень одаренности человека, уровень
его образованности и род деятельности.
Интеллектуальное развитие в период
ранней взрослости происходит в тесной
связи с формированием личности. При этом
не только особенности личности влияют
на характер ее интеллектуального развития,
но и закономерности развития интеллектуальной
сферы влияют на процесс формирования
личности, поскольку они обеспечивают
выработку собственной мировоззренческой
позиции. Способность самостоятельно
принимать решения основывается на осознании
своих обязанностей и понимании той ответственности,
которая возлагается на индивида принятым
им решением. Существует множество точек
зрения и методологических подходов к
исследованию основных этапов или стадий
развития интеллекта взрослого человека.
Среди них наиболее известны такие методики,
как тест Векслера, тест Равена, батарея
интеллектуальных тестов Амтхауэра, Братиславский
тест интеллекта и многие др.
Аффективная сфера.
Главные проблемы, требующие своего
разрешения в период ранней взрослости,—
это достижение идентичности и близости.
Близость представляет собой единение
двух идентичностей, но без утраты каждым
индивидуумом своих неповторимых особенностей.
Близость — основа любви. Любовь складывается
из таких эмоций, как интерес—возбуждение
и удовольствие—радость. Зачастую любовь
сопровождается чувством ревности, которое
может выражаться эмоциями гнева, печали,
злости и т. д.
В период ранней взрослости человек
переживает новый комплекс эмоций. Среди
них — эмоции родительских отношений,
которые включают в себя: радость от общения
с ребенком, чувство привязанности и взаимного
доверия, чувствительность к потребностям
ребенка, чувство интереса к ребенку и
восхищение им. Одной из характеристик
материнства и материнской любви является
эмоциональная доступность, готовность
дать ребенку свое тепло, свою нежность,
а впоследствии и понимание, поддержку,
одобрение. В целом эмоциональная сфера
человека в этом возрасте уже сформирована
и стабильна.
Мотивационная сфера. С
возрастом импульсивность поведения человека
начинает уменьшаться вне зависимости
от нормативных или ненормативных событий,
а осознание внешних и внутренних обстоятельств
— усиливаться. Это позволяет человеку
принимать более взвешенные решения и
приводит к большему проникновению в причины
своих поступков и поступков других людей.
Таким образом, происходит становление
социально зрелой взрослой личности. Период
ранней взрослости можно по-другому назвать
периодом начинаний.
Постановка перед собой перспективных
целей, настойчивость в поиске путей решения
намеченных задач, ощущение того, что жизнь
имеет смысл — все эти стремления в ранней
взрослости не развиты полностью, а находятся
в стадии становления. При реализации
собственной мечты от молодых людей требуется
активное позитивное строительство взрослой
жизни — самостоятельный выбор жизненной
стратегии с учетом окружающей реальности
и своих возможностей.
При принятии решений мужчинам свойственно
опираться на мотив «потребность», а женщинам
— «долженствование» (Ермолин А. В., 1996).
Молодой человек, вступающий во взрослую
жизнь, стоит перед необходимостью выбора
и решения многих проблем, среди которых
наиболее важными являются брак, рождение
детей и выбор профессионального пути.
Именно эти события требуют от него принятия
особенных решений. Таким образом поддерживаются,
расширяются или подрываются ранее сложившиеся
взгляды человека, формируются новые мотивы
его поведения.
Желание молодых людей заключить
супружеский союз может быть обусловлено
по крайней мере 5 основными мотивами.
Это — любовь, духовная близость, материальный
расчет, психологическое соответствие
и моральные соображения. Единство первых
двух мотивов определяет тенденцию долгосрочного
сохранения благополучных брачных отношений.
Мотивы отказа супругов от многодетности:
1) ограничение по возрасту; 2) плохие материальные
и жилищные условия. Мотивация разводов.
Причины: 1) несоответствие (несовместимость)
характеров; 2) нарушение супружеской верности;
3) плохие отношения с родителями (вмешательство
родителей и других родственников); 4) пьянство
(алкоголизм); 5) вступление в брак без любви
или легкомысленное вступление в брак;
6) осуждение супруга к лишению свободы
на длительный срок.
Наиболее значимыми мотивами выбора профессии
являются практические соображения, родительские
установки, желание реализовать свои способности,
интерес к профессии, ее престижность
и ориентация на сложившуюся систему ценностей,
которая может измениться с возрастом.
К 30 годам на смену романтически окрашенным
ценностям приходят более практичные.
На первый план выступают внешние факторы
мотивации труда в виде заработной платы
и материального поощрения. Человек реальнее
оценивает свои возможности, корректирует
свои жизненные цели и уровень притязаний.
В то же время отсутствие этих изменений
в мотивационной системе, нежелание найти
приемлемое соотношение между желаемым
и достигнутым к 40 годам приводит к ощущению
пустоты и бессмысленности своего существования.
Для людей, перешагнувших порог 30-летия,
важной ценностной ориентацией становится
семья. Любовь как ценность уступает первое
место счастливой семейной жизни, перемещаясь
по рангу в группу предпочитаемых ценностей.
С возрастом снижается, но остается значимой
ценность наличия друзей (с 3-го на 5-е место).
Также остаются стабильными ценности,
связанные с работой (интерес к ней, хороший
коллектив, повышение квалификации.
Наиболее заметны возрастные изменения
в системе ценностей мужчин и женщин. Если
у мужчин в 20—23 года на первом месте стоят
творчество и работа, то в 30—33 года — семья,
здоровье и материальная обеспеченность.
Для женщин 20—23 лет характерна ценностная
ориентация на любовь и создание семьи,
а для 30—33-летних — семья, уверенность
в себе и творчество.
Т.о., у людей, достигших возраста средней взрослости, отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы человека, не снижает его работоспособность, позволяя ему сохранять трудовую и творческую активность.
Развитие интеллекта. Вербально-логические функции, достигающие первого оптимума в ранней молодости, могут возрастать в зрелые годы вплоть до 50 лет и постепенно снижаются лишь к 60 годам.
Поэтому вопреки ожиданиям снижения интеллектуального развития после того, как оно достигает своего пика в период юности, развитие отдельных способностей человека продолжается в течение всего среднего возраста. Особенно это относится к тем из них, которые связаны с трудовой деятельностью человека и его повседневной жизнью.
Текучий интеллект максимального развития достигает в юности, в период же средней взрослости его показатели снижаются. Максимальное развитие кристаллизованного интеллекта (приходящий с опытом и образованием) становится возможным лишь при достижении периода средней взрослости.
Интенсивность инволюции интеллектуальных функций человека зависит от двух факторов: одаренности и образования, которые противостоят старению, затормаживая инволюционный процесс.
Особенности интеллектуального развития человека и показатели его интеллектуальных возможностей во многом зависят от личностных особенностей человека, его жизненных установок, планов и жизненных ценностей.
Кризис середины жизни — психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем фоне настроений.
В конце юности и начале взрослости многие считают, что лучшие годы уже позади, а предстоящее время жизни представляется им в виде некой гигантской «черной дыры», в которой предстоит провести по меньшей мере лет двадцать своей жизни.
По мнению лиц, придерживающихся этой точки зрения, рост и развитие человека прекращаются, когда он достигает средней взрослости. Человеку в этот период жизни придется распрощаться как со своими юношеским мечтами, так и с планами в отношении профессиональной карьеры, семейной жизни и личного счастья. Если молодость — это надежды, то середина жизни — это застой и страхи, связанные с потерей здоровья и возможностью реализоваться в этой жизни. Насколько это мнение правильно?
Большинство современных исследователей считают такое мнение ошибочным. Рональд Кесслер считает: «Все говорит о том, что средний возраст — это лучшее время жизни. Вас еще не беспокоят болезни и недомогания пожилого возраста, и вы уже не мучаетесь тревогами молодых людей: полюбит ли кто-нибудь меня? Смогу ли я когда-нибудь добиться успеха в своей работе?
Исследователи, которые разделяют точку зрения Кесслера, считают, что кризис середины жизни — это скорее исключение, чем правило. У подавляющего большинства людей переход в средний возраст происходит незаметно и плавно. Многие исследователи считают, что средний возраст — это своего рода переходный период, связанный с переопределением целей. Подобная переориентация прежде всего предполагает сравнение себя с людьми, которые ставят перед собой аналогичные цели и добиваются результатов в аналогичной профессиональной деятельности. Кэрол Рифф, психолог, говорит: «Чем лучше ваше психическое здоровье, тем реже вы сравниваете себя с людьми, которые заставляют вас почувствовать себя неполноценными».
Кризис середины жизни чаще всего и в первую очередь грозит тем, кто склонен избегать самоанализа и использует защитный механизм отрицания, стараясь не замечать перемен, происходящих в его жизни и в организме.
Главная особенность этого возраста может быть определена как достижение человеком состояния мудрости. В этот период своей жизни человек, как правило, обладает обширными фактуальными и процедурными знаниями, умением оценивать события и информацию в более широком контексте и способностью справляться с неопределенностью.
Несмотря на то что вследствие биологических изменений, происходящих в организме человека в период средней взрослости, быстрота и точность обработки информации снижается, способность пользоваться информацией все же остается прежней. Причем, хотя когнитивные процессы у человека средних лет могут протекать медленней, чем у молодого человека, эффективность его мышления выше.
Таким образом, несмотря на снижение психофизических функций, средняя взрослость является, вероятно, одним из наиболее продуктивных периодов в творчестве человека, тем более если его деятельность связана с гуманитарными знаниями.
Этот период называют периодом геронтогенеза, или периодом старения, который начинается после 60 лет Люди, достигшие данного возраста, подразделяются на три подгруппы: люди пожилого возраста, старческого возраста и долгожители. Геронтология – область знаний о старении человека.
Главной особенностью данного
возраста является процесс старения,
который представляет собой генетически
запрограммированный процесс, сопровождающийся
определенными возрастными