Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 11:43, курсовая работа
Несмотря на это, исследований, посвященных психологии власти, явно недостаточно, притом, что знания о власти, ее законах и механизмах являются одними из ключевых; практики, приходящие в политику, находят мало научных сведений для организации своей деятельности.
Психология власти 2
Аннотации статей 17
Социометрическое исследование 21
Исследуя психологический аспект власти, мы неизбежно сталкиваемся со следующим блоком вопросов:
Во-первых, какие психические предрасположения приводят к тому, что одни люди стремятся к власти, в то время как другие избегают ее? Какие общественные и личностные условия формируют эти предрасположения?
Мы придерживаемся предложенного Б. Расселом подхода, согласно которому в каждом человеке изначально, от рождения заложено стремление к власти и славе, но это стремление реализуется своим особым способом.
Во-вторых, какова зависимость между методами осуществления власти и борьбы за власть, с одной стороны, и чертами психики людей, участвующих в этой борьбе, с другой? Являются ли определенные черты психики функциональными по отношению к существующим политическим условиям, и как это воздействует на отбор людей, осуществляющих власть?
Подобные неясности в настоящее время разрешимы: в политической психологии разработана классификация типов политических лидеров, стилей их поведения и принятия решений в зависимости от их психологических характеристик, психотипа и свойств личности, своеобразия и неповторимости индивидуальных черт.
Е. Вятр разделил людей на психотипы по потребности во власти.
Классификация психотипов в зависимости от отношения к власти необходимо производить по двум основаниям:
1) По позиции: либо ищут, либо избегают власти
2) По участию в осуществлении власти.
Интерес представляет
главным образом наличие
а) участие в политической жизни;
б) интерес к политической жизни и ее механизмам;
в) информированность о политической жизни.
Между этими показателями отношения к власти существует определенная связь: информированные граждане, как правило, больше интересуются политикой, чем не информированные, а интересующиеся политикой чаще активно участвуют в политической жизни, чем не интересующиеся.
Приведенные психологические типы не исчерпывают всех возможных комбинаций выделенных черт, но указывают на возможность выделения пяти принципиально отличающихся друг от друга по отношению к политике типов личности.
Активисты – люди, позиция которых по отношению к политике и власти является активно ищущей. Они убеждены в том, что власть является важной категорией, представляет собой благо и стремятся к получению ее. Интересуются политическими проблемами и информированы о них в той степени, в которой позволяет система и общий уровень подготовки самого человека. [4,с.88]
Компетентные наблюдатели – интересуются политикой, понимают ее значение и хорошо информированы, но сами не стремятся принимать участие в политической жизни. Имеют свое мнение о проблемах политики и власти и могут оказывать политическое воздействие как лица, формирующие общественное мнение. Такой тип людей встречается в основном среди ученых, писателей, журналистов, телекомментаторов.
Компетентные критики отличаются от активистов и компетентных наблюдателей тем, что их отношение к политике и власти является категорически отрицательным.
Пассивные граждане относятся отрицательно или нейтрально к осуществлению политики и власти, но бывают достаточно хорошо, полно и подробно информированы. Информированность происходит не за счет отношения к политике, а может являться следствием высокого уровня образования.
Аполитичные и отчужденные – люди, которые резко отрицательно относятся к политике и своему участию в ней, не интересуются политикой и мало о ней знают. По их мнению, политика – дело грязное и для того, чтобы самим не запачкаться, не надо ею заниматься.
Т.о., мы выявили, что люди могут делиться по типу отношения к власти и это во многом определяется их психологическими особенностями, направленностью мотивации.
Заключение
В процессе исследования мы выявили, что без власти не может обойтись ни отдельный человек, ни общество в целом.
Общественная
жизнь нормально
Власть носит естественный характер и должна определяться как производство намеченных результатов.
Ученые полагают, что в природе каждого человека заложено стремление к власти и к славе, и в соответствии с этой теорией люди делятся по типам отношений к власти:
1. Имеющих такие определяющие черты характера, как настойчивость в достижении цели, веру в собственные силы, целеустремленность, и открыто проявляющих свое стремление к власти;
2. Обладающих робостью, склонностью к подчинению другим, неуверенностью в себе, в своих силах и возможностях;
3. Ведущих себя ситуативно: в одних случаях стремящихся к власти, в других – к подчинению другим;
4. Имеющих мужество отказаться от подчинения другим, не желающих командовать, стремящихся уйти от политики и не участвующих в ней. Они ищут и находят приложение собственным силам в науке, искусстве, творчестве.
Понятие власти чрезвычайно широко и многогранно, отношение к ней простирается от преклонения до полного неприятия: от понимания власти как чего-то божественного, данного свыше, до проявления самых черных и низменных закутков души людей.
Еще в 1887 г. британский политик лорд Актон сказал: «Власть склонна к коррупции, а абсолютная власть коррумпируется абсолютно. Великие люди почти всегда – дурные люди ... Среди того, что ведет к деградации и деморализации человека, власть – самая постоянная и активная сила».
Несмотря на полярность оценок власти и отношений к ней, она всегда остается центральной категорией во многих науках и необходимо проведение целого ряда теоретических и экспериментальных исследований, помогающих улучшить наше понимание того, что такое власть.
Список литературы
1. Авторханов А. Технология власти. М., 1992.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1997.
3. Психология и психоанализ власти: В 2 т. Самара, 1999.
4. Философия власти / Под ред. В.В. Ильина. М., 1993.
5.Халипов В.Ф. Введение в науку о власти. М., 1996.
6. Юрьев А.И. Психология власти. СПб., 1995.
2. Аннотации статей по теме «Психология власти» за период с 2004 по 2009 годы
1. Е.О. Смирнова, В.А. Бутенко «Исследование межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников», журнал «Социальная психология», 2007 , № 1.
Аннотация:
Представлено
экспериментальное исследование отношений
детей в разновозрастных
При этом в каждой разновозрастной группе доминирует какой-либо тип определенный тип отношений между детьми. В отличие от этого в одновозрастной группе более равномерно представлены разные типы межличностных отношений.
Показано, что главным фактором, влияющим на детские отношения, является стиль педагогического общения воспитателя с детьми: старшие дети воспроизводят этот стиль по отношению к младшим. Рассматриваются различные варианты педагогического стиля и их влияние на характер отношений детей в разновозрастной группе.
2.Алтунина И.Р. Особенности развития мотива и мотивации власти в детском возрасте, журнал «Психологическая наука и образование», 2006 № 2
Аннотация:
Разнообразные события, происходящие в социальной жизни современного общества, ставят перед психологической наукой целый ряд задач, и прежде всего всестороннее изучение различных мотивов социального поведения, среди которых мотив и мотивация власти стоят далеко не на последнем месте.
Известно, что сила данного мотива оказывает непосредственное влияние не только на качество личных взаимоотношений людей, но и на взаимодействие субъектов в более широком социальном контексте. Что же касается вопроса структуры и развития мотивации власти, то он до сих пор остается нерешенным как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Именно поэтому целью представленного здесь исследования оказалось изучение особенностей развития и структуры мотива и мотивации власти, начиная с раннего возраста и заканчивая подростковым.
Опираясь
на концепцию социальных
Кроме этих методик
применялись
3. Сачкова М.Е. Западноевропейский подход к исследованию феноменов власти и статусных отношений в группах разного типа, журнал «Психологическая наука и образование», 2010, № 5.
Аннотация:
В статье показано
своеобразие
Это направление опирается на теории социальной идентичности и социальной категоризации. В настоящее время оно занимает лидирующие позиции в западной социальной психологии и признано большинством исследователей, что, несомненно, делает его интересным как для ученых, так и преподавателей вузов. Отмечается, что в исследованиях западных психологов раскрываются взаимосвязи между статусом, личностными чертами и особенностями поведения. Особо выделяется прикладное значение интеллектуальной технологии.
Представленные материалы активно используются автором при подготовке УМК по инновационной дисциплине «Интрагрупповое структурирование в малых группах: современные подходы и концепции», так как большой раздел данной дисциплины посвящен проблеме грамотного планирования и проведения комплексного исследования в малой группе.
4.Корытов В.В. Лидерство и руководство: основные тенденции становления и развития проблематики, журнал «Психологическая наука и образование», 2009, № 3.
Аннотация:
В статье анализируются становление и развитие проблематики лидерства и руководства как в отечественной, так и в зарубежной социальной психологии.
При этом основное
внимание уделено не только психологически
качественной оценке основных подходов
к пониманию психологической
и социально-психологической
Прослеживается методологическая, практически универсальная, траектория разработки любой сущностно значимой социально-психологической проблематики: от абсолютизации одного из детерминирующих факторов до «синтетической» концептуальной схемы учета максимального числа значимых детерминирующих переменных интересующего явления.
5.Расходчикова М. Н., Статусная позиция старшеклассников и студентов на разных этапах их вхождения в ученическую группу, журнал «Психологическая наука и образование», №5, 2008
Аннотация:
В статье рассматривается актуальная для социальной и возрастной психологии проблема, связанная со спецификой взаимосвязи интрагруппового статуса и стадии вхождения развивающейся личности в референтную для нее ученическую группу.
Экспериментальное
исследование осуществлено
Результаты работы показали, что даже субъективное представление юношей и девушек, на какой стадии вхождения в класс или учебную студенческую группу они находятся, значимо коррелирует с тем, какой интегральный интрагрупповой статус они имеют в рамках референтного для них сообщества.
Находящиеся на
стадии адаптации к реально