Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 16:19, реферат
Психологическое влияние осуществляется для достижения следующих целей:
• для удовлетворения своих потребностей с помощью других или через их посредство;
• для подтверждения факта своего существования и значимости этого факта;
• для преодоления пространственно-временных ограничений собственного существования.
Введение
Психологическое влияние осуществляется для достижения следующих целей:
· для удовлетворения своих потребностей с помощью других или через их посредство;
· для подтверждения факта своего существования и значимости этого факта;
· для преодоления
В первом случае влияние используется для того, чтобы добиться удовлетворения иных потребностей (материальных, духовных), а не собственно потребности влияния.
Во втором случае влияние служит знаком, индикацией, доказательством факта существования влияющего и значимости его существования (потребность в признании).
В третьем случае влияние само является
потребностью и выступает как
одна из форм главного стремления всего
живого – преодоления пространственно-
Людям, чьи профессии связаны с общением, и особенно руководителям, чья деятельность связана с постоянными коммуникациями с подчинёнными и коллегами, проведением переговоров с партнёрами необходимо знать основные виды психологического влияния, а также уметь вовремя распознать влияние, направленное на достижение отрицательного эффекта и противостоять ему.
1. Шесть законов влияния
Психологическое влияние – это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей. Оно осуществляется под воздействием ряда законов, которые проявляются во взаимодействии людей, в межличностных отношениях и в групповом поведении. К сожалению, некоторые руководители учитывают наличие данных законов лишь на интуитивном уровне. Едва ли в этом случае говорить об успешном управлении.
1. Закон неопределенности отклика.
Его можно назвать законом
Этот закон действует
2. Закон неадекватности взаимного восприятия.
Суть этого закона состоит в том, что человек никогда не может постичь другого человека с той точностью и полнотой, которая была бы достаточной для серьезных решений относительно этого человека. Наше восприятие «устроено» таким образом, что практически никогда не бывает точным и полным. Даже самый обыкновенный предмет, находящийся у нас перед глазами, мы никогда не воспринимаем целиком и полностью, а всегда видим, причем в определенном ракурсе, только ту его часть, которая попадает в поле зрения и непосредственно воздействует на наши рецепторы. Но ведь человек – система гораздо более сложная, едва ли поддающаяся полному описанию. При этом:
1) Человек всегда находится в состоянии изменения.
2) Человек всегда осознанно или
неосознанно защищается от
3) Достаточно часто человек не может дать информацию о себе потому, что не знает себя.
3. Закон неадекватности самооценки.
Суть этого закона состоит в
том, что при попытке оценить
себя человек сталкивается с теми
же внутренними барьерами и
4. Закон искажения информации.
Иногда его называют законом
потери смысла управленческой информации,
или законом расщепления смысла
управленческой информации. Суть этого
закона заключается в том, что
управленческая информация (директивы,
приказы, распоряжения и т. д.) имеет
объективную тенденцию к
1) Язык, на котором передается
управленческая информация, является
языком многозначным. Какими бы
строгими или точными не были
используемые в языке понятия,
всегда имеется возможность
2) Если информация неполная, если
доступ к ней ограничен и
потребность подчиненных в
3) Люди, воспринимающие информацию
и передающие ее, отличаются друг
от друга по уровню
5. Закон самосохранения.
Суть этого закона в том, что
одним из ведущих мотивов, определяющих
поведение людей, является сохранение
личного статуса, состоятельности,
собственного достоинства. Прямое или
косвенное ущемление
6. Закон компенсации.
В общем виде этот закон означает,
что человек, имеющий какие-то недостатки,
сложности или проблемы в одной
области жизнедеятельности, осознанно
или неосознанно старается
2. Психологическое влияние:
виды и этикетные способы
Психологическое влияние осуществляется
с помощью психологических
Вербальные средства воздействия – это слова.
К невербальным средствам общения относятся взаимное расположение собеседников в пространстве (например, расстояние между ними, их перемещения и движения в этом пространстве), их позы, жесты, мимика, направление взгляда, прикосновения друг к другу, а также зрительные, слуховые и иногда обонятельные сигналы, которые один человек вольно или невольно передает другому параллельно с речью. Внешность человека, шум, который он производит, запах духов – это также невербальные сигналы. Они тоже могут усилить действие слов, ослаблять его или совершенно изменять их смысл.
Среди видов психологического влияния можно выделить:
1. Убеждение.
Сознательное
Второе требование: истинность аргументов должна быть установлена независимо от тезиса
Третье требование к выдвигаемым аргументам: в своей совокупности они должны быть такими, чтобы из них с необходимостью вытекал тезис. Это требование достаточности аргументов показывает, что принцип «чем больше аргументов, тем лучше» не всегда оправдывает себя. Дело не в количестве доводов, а в их силе и характере их связи с отстаиваемым тезисом.
2. Самопродвижение. Объявление
своих целей и предъявление
свидетельств своей
3. Внушение.
Сознательное
4. Заражение.
Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться это состояние может как непроизвольно, так и произвольно и так же усваиваться (непроизвольно или произвольно).
5. Пробуждение импульса к
Способность вызывать стремление быть подобным вам. Эта способность может проявляться как непроизвольно, так и произвольно. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть произвольным или непроизвольным.
6. Формирование благосклонности.
Привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги.
7. Просьба.
Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.
8. Принуждение.
Угроза применения инициатором
своих контролирующих возможностей,
для того чтобы добиться от адресата
требуемого поведения. Контролирующие
возможности – это полномочия
в лишении адресата каких-либо благ
или в изменении условий его
жизни и работы. В наиболее грубых
формах принуждения могут
9. Деструктивная критика.
Высказывание
10. Манипуляция.
Скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.
Практически каждый желающий повлиять на других делает это не потому, что к нему пришло озарение, открылась абсолютная истина, и он почувствовал себя достойным решать за других, а потому, что преследует или отстаивает свои интересы.
В процессе своей деятельности руководитель постоянно оказывает влияние на своих подчинённых, коллег, партнёров по бизнесу.
Психологическое влияние – это
воздействие на психическое состояние,
чувства, мысли и поступки других
людей с помощью