Психология в семейной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:02, реферат

Краткое описание

Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
При анализе семьи необходимо рассматривать и вертикальные связи, уходящие в глубь времен на несколько поколений, и горизонтальные, то есть отношения между братьями, сестрами, зятьями, невестками, деверями, золовками, шуринами, сватами.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 34.52 Кб (Скачать файл)

Наказание не воспитывает само по себе. Оно воздействует положительно лишь тогда, когда вызывает в душе ребёнка переживание вины, стыда  за проступок, искреннее раскаяние. Если же у него возникает слепой страх перед родительской властью, молчаливое озлобление из-за несправедливости, оно лишено педагогического смысла.

«...Всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, непрочно, неверно  и ненадёжно»,— подчёркивал известный  польский педагог и врач Я. Корчак (Избранные педагогические произведения. М., 1979. С. 64).

В семьях, в которых злоупотребляют наказаниями, дети растут неискренними, замкнутыми. Подчёркивая тормозящую силу наказания, нельзя не отметить, что  оно призвано формировать положительную  мотивацию, активизировать сознательное стремление ребёнка поступать должным  образом. Это становится возможным, если родители помогают ему понять неприглядность проступка, его вред.

В хорошей семье наказание является чрезвычайным происшествием. Его частота  — своеобразное мерило правильности воспитательной линии отца и матери, благополучия взаимоотношений в их микроколлективе. Следует учитывать, что наказание на какое-то время отдаляет ребёнка от родителей, даёт почувствовать своё неравноправие. Чем ребёнок старше, тем он острее переживает это. Особенно болезненной бывает реакция подростка. Наказывая, родители невольно фиксируют внимание ребёнка на нежелательных проявлениях. Частые родительские санкции опасны с точки зрения развития комплекса неполноценности. Наказывают далеко не за каждый проступок. Если это проявление возрастного невежества, то долг родителей терпеливо разъяснить сущность того или иного житейского правила. Искреннее раскаяние ребёнка смягчает, а подчас снимает вопрос о наказании. Не должно быть шумных сцен из-за нечаянно разбитой чашки или пятен на скатерти.

Меры наказания в каждой семье  своеобразны, зависят от её нравственно-психологического климата, образа жизни, традиций. Педагогически  оправданной реакцией на проступок  детей может быть осуждение, выраженное укоризненным взглядом, коротким замечанием, упрёком или выговором-возмущением. Лаконизм, решительность тона больше отрезвляют ребёнка, чем бестолковое  многословие или просительные интонации. Чтобы сын или дочь острее почувствовали  недовольство, бывает целесообразно  родительский выговор соединить  с временным охлаждением, лишением привычной ласки. Однако недопустим бойкот, закрепляющий возникшее отчуждение. Действенной формой наказания является ирония, но она не должна оскорблять ребёнка.

Как правило, отрицательная оценка проступка совершается «по горячим  следам». Однако такая незамедлительная реакция не всегда необходима. Действенной  мерой оказывается «отсроченная беседа» (А. С. Макаренко). Ожидание  неприятного объяснения с отцом или матерью является для сына или дочери временем интенсивных переживаний своей вины и анализа проступка. В итоге центр тяжести с внешнего воспитательного воздействия переносится на самовоспитание. Такая тактика целесообразна по отношению к взрослеющим детям, наделённым самокритичностью.

Дети чувствительны и к такой  мере, как лишение привычных удовольствий, развлечений, некоторому ограничению  свободы действий, выражению недоверия. Логика наказания становится очевидной, если родители действуют по принципу «естественных последствий»: насорил  — убери, испачкал — выстирай и  т. д. Но наказывать трудом нельзя, так  как это может осложнить формирование трудолюбия.

Следует решительно отказаться от любых  мер воздействия, наносящих урон физическому или психическому здоровью ребёнка. Например, неразумно запрещать  провинившемуся бывать на свежем воздухе или оставлять его без обеда. Жестокость взрослых, стремление заставить страдать провинившегося морально или физически нельзя оправдывать никакими педагогическими соображениями. Телесные наказания, родительские шлепки и подзатыльники Н. К. Крупская называла гнусным пережитком старого рабского строя. Упрямство, лживость, трусость, приниженность, агрессивность — таковы отметины в характере «битых». Наказывая ребёнка, учил А. С. Макаренко, не следует унижать его человеческое достоинство.

В семейном воспитании особое место  занимают способы приучения детей  к работе над собой — самовоспитание. Самокритичность, стремление к самосовершенствованию  выступают как наглядный показатель социальной зрелости личности. Если недооценивается  значение самовоспитания ребёнка, то тормозится развитие его самосознания, формирование ответственности за свои поступки и  поведение.

Родители призваны помочь разработать  соответствующую программу самовоспитания, а также научить детей элементарным приёмам работы над собой.

Чтение книг, просмотр кинофильмов, обмен с близкими впечатлениями  о том, что хорошо, а что плохо  в поведении литературных персонажей и киногероев, способствуют развитию самовоспитания. Целесообразно постепенно приучать ребёнка к самоотчёту за прошедший день, а позже и за более длительные периоды времени  — месяц, год.

Родители призваны помогать детям ставить перед собой индивидуальные задачи, близкие и более отдалённые во времени, отвечающие их интересам и склонностям. Это особенно важно в будущем профессиональном самоопределении. Как можно раньше у ребёнка должна появиться мечта о любимом деле, которому будет посвящена жизнь.

Самовоспитание детей стимулируется  искренним повседневным интересом  отца и матери к их жизни, духовному  миру, сопереживанием успехов и неудач.

Эффективность применения методов  воспитания зависит от учёта возраста и индивидуальности ребёнка. Так, подросток  противится «лобовой атаке» (А. С. Макаренко), и прямое педагогическое воздействие  с помощью поощрений и наказаний  оказывается нерезультативным. Если по отношению к холерику бывает оправданна строгость, укрощающая его безудержность, то меланхолика, склонного к заторможенности поведения, она может подавить. Он нуждается в более мягкой, поощрительной тактике. Воспитание флегматика требует от взрослых особого терпения и методичности, иначе затруднительно выявить в полной мере его природные возможности. Непоседу и шалуна сангвиника постепенно, но неуклонно приучают добросовестно выполнять порученное дело, ибо он часто руководствуется лишь сиюминутными интересами, легко переключается с одного занятия на другое.

Решающее значение имеет не какой-то один метод, «уединённое средство» (А. С. Макаренко), а продуманное применение их системы. Использование методического  богатства в воспитании не является самоцелью, а выступает важным условием всестороннего и гармонического развития личности ребёнка.

Задача семейной педагогики

Цели семейного воспитания, отражая  требования государства, общества и  конкретной социальной группы к личностным особенностям людей, все же отражают их уникальное своеобразие. В современной  педагогической литературе оно увязывается  с направленностью педагогической деятельности родителей на воспитательное взаимодействие с детьми в трех воспитательных сферах – долга, интереса и любви. Более подробно рассмотрим каждую из них, а также их воспитательные возможности, содержание и механизм действия.

·     Сфера долга. Ее содержанием является ответственность родителей и детей за нормальное функционирование семьи. Конституционной обязанностью является забота родителей о воспитании детей и забота детей о родителях. Долг призывает к выполнению всех бытовых, трудовых дел, к овладению художественной культурой, к здоровому отдыху и трезвой жизни. Привычное, нравственное сознание детей и родителей в духе долга и ответственности формируется в повседневной бытовой деятельности на основе взаимной требовательности и уважения. Активное общение в сфере долга обеспечивается взаимопомощью, взаимной проверкой качества выполнения порученного дела и т.п.

Чувство долга, воспитанное в семье, легко переносится ребенком в  другие сферы жизни. В сфере же долга средствами семьи осуществляется начальное гражданское, духовное, трудовое, нравственно-волевое воспитание.

·     Сфера интереса. Общий семейный интерес объединяет и сплачивает родителей и детей в дружный коллектив на основе совместной увлекательной деятельности. Интерес следует активно вводить в сферу долга. Ребенок, являясь участником развития различных семейных ситуаций, с интересом относится к выполнению тех или иных порученных ему заданий. Выполнение долга и обязанностей в этом случае основывается у него не только на волевых усилиях, но и ассоциируется с приятными эмоциями и переживаниями. Главное заключается в том, чтобы увлекательность, рожденная чистым интересом, сливалась у него с чувством обязанности, ответственности и долга.

Свободный интерес проявляется  у членов семьи также друг к  другу, к делам каждого на производстве, в образовательных учреждениях, к душевному состоянию. С этим естественным интересом к успехам  близкого человека тесно связан интерес  членов семьи к общественной жизни. Духовному общению членов семьи  способствуют совместно прочитанная  и обсуждаемая книга, просмотренный  кинофильм, посещение экспозиции музеев и выставок.

Укреплению воспитательных функций  в сфере интереса способствуют совместные занятия физкультурой и спортом. Также скрепляет семью интерес  к совместному активному отдыху, труду на садово-огородном участке, туристическим походам, длительным прогулкам в лесу, катанию на коньках, лыжах, велосипедах, активным играм  в теннис, волейбол и т.д.

·     Сфера любви. Сферы долга и интереса не могут существовать вне отношений внутрисемейной любви, которая придает всей жизни в семье особый, неповторимый колорит, формирует в ребенке тонкие человеческие чувства. Если в семье преобладает слепая и бездумная, бездуховная любовь, то на ее почве вырастает групповой эгоизм. Нормальная родственная любовь развивает в ребенке любовь к людям. Родственная любовь проявляется как обостренное эмоционально окрашенное, уважительное и заботливое отношение членов семьи друг к другу. Она активно стимулирует внутрисемейное общение и деятельность, направленную на облегчение и улучшение жизни близких. Родители и дети стремятся не к личному удовольствию, а к доставлению блага любимому человеку. Это рождает и укрепляет в сознании ребенка подлинную, высшую человеческую любовь как к близким ему, так и другим людям.

Родственную любовь способны пробуждать в детях лишь те родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, которые  глубоко и искренне любят друг друга. Любовь воспитывается только в атмосфере любви, которая органично  впитывается в сознание ребенка  и направляет его эмоционально-волевые  отношения к жизни. Родственники в семье проявляют любовь самоотверженной  помощью, заботой и душевной тревогой за близкого человека.

Активная деятельная любовь к людям  выражается у детей чувством ответственности  за другого человека и все живое, чувством долга перед обществом  и самим собой. Подлинный гуманизм, ответственная и деятельная любовь родителей к детям предполагает проявление ими справедливости и  требовательности, предоставление ребенку  самостоятельности и условий  для самоутверждения. Демократизм  и гуманизм развивают в детях  те родители, которые сами проявляют  душевную чуткость и отзывчивость к  людям. Гуманизм, как и родственная  любовь, питается той атмосферой, которую  творят родители в семье.

Рассмотрение целей семейного  воспитания через развитие перечисленных  воспитательных сфер позволяет выделить в этом виде педагогической деятельности родителей соответствующие задачи. Они объединены в три группы и в самом общем виде предусматривают:

1. Воспитательные задачи:

·     формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок и позиций;

·     закладывание основ трудолюбия, стремления к общественно полезной деятельности, порядку и дисциплине, соблюдению норм жизни общества.

2. Образовательно-воспитательные задачи:

·     осуществление нравственно-эстетической подготовки ребенка к формированию в будущем собственных семейных отношений;

·     формирование чувства любви, доброжелательности, глубокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям;

·     взращивание чистого чувства уважения и любви к представителям другого пола, мужского достоинства и девичьей чести;

·     вооружение умениями и навыками организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства.

3. Личностно-развивающая задача - создание условий для физического, нравственного, умственного, трудового, эстетического и т.д. становления детей в процессе повседневной деятельности и общения.

Об уровне достижения целей воспитания детей в семье свидетельствует не только их хорошая успеваемость, но и степень проявления трудолюбия, творческого подхода к делу, здоровых интересов. Не менее важны общественная активность, физическая закалка, развитый художественно-эстетический вкус, дисциплинированность и сила воли. Важным показателем успешности семейного воспитания также является отсутствие у детей таких негативных качеств как жадность, зависть, стремление к наживе, меркантильность, вещизм.

Цели и задачи семейного воспитания определяют его общую направленность. В то же время его технологическая  составляющая формируется на основе реализации соответствующих принципов  и правил воспитания.

Заключение

Семья — это важная сфера самореализации и самоутверждения личности в  социальных ролях супруга, мужа, жены, отца, матери, свекрови, теши, невестки и др. Она предъявляет новые, повышенные требования к супругам и обязывает к самосовершенствованию. Счастливая семья и успешное воспитание детей без него — утопия. Человек не может оставаться таким же, как до вступления в брак или в начале семейной жизни.


Информация о работе Психология в семейной жизни