Психология в юридической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 03:21, контрольная работа

Краткое описание

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения.
Целью данной работы является изучения видов и функций общения, а также роль восприятия в процессе общения и ошибки восприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………. 2
1. Понятие, виды и функции общения……………………………. 3
2. Роль восприятия в процессе общения.
Ошибки восприятия………………………………………………9
3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические
понятия и их определения………………………………………. 14
Список использованной литературы……………………………… 15

Вложенные файлы: 1 файл

Психология и педагогика.docx

— 28.47 Кб (Скачать файл)

Сложность процесса восприятия заключается в  том, что способность человека к  обработке информации не беспредельна. Вполне вероятно, что он примет во внимание только те сведения, которые соответствуют  его требованиям и лучше всего  подходят для его целей. Кроме  недостатка информации и его пристрастного  отбора, процесс восприятия искажают также ошибочные заключения. Когда  информации мало, человек строит свои выводы о собеседнике на основе того немногого, что успел узнать, а  когда его представление сформировано, он пренебрегает полученными позже  дополнительными сведениями.

Важность этих верных или  ложных заключений о партнерах по общению в том, что они ложатся  в основу будущих взаимоотношений  и могут откладывать отпечаток  на взаимодействия людей.

Большое значение для взаимного  понимания имеет «открытость» - т. е. умение быть честным и естественным в отношении с другими.

В постоянном общении становится важным более глубокое  и объективное понимание партнера – его актуального эмоционального состояния, намерений, его отношения к нам. Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией – уподоблением себя ему, т.е. человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях. Очень близка к идентификации эмпатия – понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько почувствуется. Процесс понимания друг друга опосредован процессом рефлексии – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

При восприятии возможны  те или иные ошибки. Их разделяют на три группы. Во-первых, это фактор превосходства. Его суть в том, что мы склонны переоценивать  тех людей, которые, как мы считаем, по тем или иным параметрам превосходят нас, и недооценивать тех, кого мы считаем ниже себя, например, по социальному статусу, материальному положению, возрасту, физическим данным и так далее. Источником информации о превосходстве другого человека могут быть одежда, прическа, награды, оформление кабинета, сотовый телефон, наличие кредитной карточки, модель автомобиля и т.д. И, наконец, немаловажное значение имеет манера поведения человека, его осанка, поза, умение держаться. Информация о превосходстве обычно, так или иначе, закладывается в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу. Второй фактор называется фактором привлекательности. Ученые установили, что если человек  нам нравится внешне, то мы склонны считать его более умным, интересным, перспективным и т.д. Привлекательность – не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим. Знаком привлекательности являются усилиями человека выглядеть социально одобряемым. И, наконец, очень важен третий фактор – фактор отношения к нам. Его суть в том, что людям, которые относятся к нам хорошо, мы склонны прощать те или иные недостатки, которые бы мы не простили бы другим людям.

Со стороны личности трудности  общения могут возникать в  связи с мотивами общения. Если человек  испытывает потребность в самоутверждении, то отсутствие со стороны другого  реакции, признающей его первенство, будет раздражать и создавать  препятствия в виде появления  состояния определенной напряженности, возникающей между партнерами. Это  зависит и от их ролевого положения. Например, известно, что руководители больше ориентируются па нормативы, стандарты, директивные указания, в  то время как подчиненные больше ориентированы на взаимопонимание. Несовпадение этих ориентации приводит к неудовлетворенности в общении.

Особую группу трудностей общения составляют нарушения стратегий, заранее разработанных участниками. Например, неожиданность в форме  контакта, несовпадение ожидаемого поведения  с реальными действиями партнера по общению может привести к полной растерянности. Недостаточная ориентировка в условиях и содержании общения  ведет также к психическому перенапряжению, в результате чего взаимодействие сторон рискует окончиться конфликтом.

Эту же группу трудностей составляют проблемы социальной перцепции. Стереотипы восприятия, предвзятость и предубеждения, негативные установки партнеров  по отношению друг к другу, формальное подведение образа другого под категории (плохой — хороший, надежный — ненадежный и т. п.) существенно искажают представление  людей друг о друге и вызывают негативные реакции во время встреч, бесед, переговоров, возбуждают недоверие и снижают продуктивность в установлении отношений.

Очевидна и важность умения не только говорить, но и слушать. В  силу привычки постоянно говорить, давать другим указания, как это  часто бывает у некоторых людей, навыки внимательного слушания, основанного  на межличностном понимании, могут  ослабевать. У некоторых людей, напротив, затруднено формирование навыков говорения, и им нередко бывает трудно «выдавить  из себя слово». Эти индивидуальные различия являются одним из факторов затрудненности общения.

Психологические барьеры, т. е. препятствия, преграды в общении  могут возникать как в связи  с эмоциональным состоянием общающихся лиц, так и по причине несовпадения смыслов высказывания, просьб, приказов и т. п. у различных людей. Барьер общения (психологический) — психологическое  состояние, переживаемое как неадекватная пассивность, препятствующая общению. В состоянии субъекта при возникновении  барьеров наблюдаются усиленные  отрицательные переживания (например, переживание стыда, вины, страха, тревоги, снижение самооценки и др.).

В целом барьеры общения  можно подразделить на барьеры эстетические, моральные, эмоциональные. Например, человек, задержанный в грязной одежде, вследствие эстетического барьера  заранее воспринимается как потенциальный  правонарушитель, хотя, разумеется, за ним может и не быть никаких  противоправных поступков.

Барьеры в общении связаны  с предвзятостью и беспричинностью  негативных установок, возникающих  в ряде случаев по первому впечатлению. Отрицательные установки могут  вводиться в опыт человека кем-то из людей. У застенчивых людей  сильным препятствием в общении  становятся ожидания непонимания или  беспокойство о том, будет ли общение  успешным. В отношениях людей разных поколений возникают барьеры  возраста. Иногда человек сам создает  себе препятствия в общении в  силу своих неверных представлений  о других людях.

Рассматривая данные факторы  в совокупности, можно сделать  вывод о том, что встречая человека впервые мы не всегда может дать ему объективную оценку. Важную роль в данном случае играют факторы превосходства и привлекательность. [7]Таким образом, можно сделать вывод о том, что восприятия человека зависит от разных факторов. Умение грамотно общаться и понимать других людей является основой построения взаимоотношений с ними. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют. Зная основы психологии общения, мы можем сделать наше общение с другими людьми наиболее продуктивными для нас.

¹Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2006.с. 70-73

[2]  Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2006.с. 70-73

[3] Левистрос К. Путь масок. 2001 г.

¹Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб. Пособие для пед. вузов (под редакцией В. А. Сластенина). М.: Академия, 2000.  с. 50-52

² Лаврененко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для ВУЗов.М:ЮНИТИ_ДАНА,2007г. – 415стр.-С,115.

³ Государственная служба: культура поведения и деловой этикет.М.:РАГС,1998. С.160.

[5] Лаврененко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для ВУЗов.М:ЮНИТИ_ДАНА,2007г. – 415стр.-С,119.

[6] Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2006.с. 70-73

[7] ² Лаврененко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для ВУЗов.М:ЮНИТИ_ДАНА,2007г. – 415стр.-С,125.

 

 


Информация о работе Психология в юридической деятельности