Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 03:21, контрольная работа
Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения.
Целью данной работы является изучения видов и функций общения, а также роль восприятия в процессе общения и ошибки восприятия.
Введение……………………………………………………………. 2
1. Понятие, виды и функции общения……………………………. 3
2. Роль восприятия в процессе общения.
Ошибки восприятия………………………………………………9
3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические
понятия и их определения………………………………………. 14
Список использованной литературы……………………………… 15
Сложность
процесса восприятия заключается в
том, что способность человека к
обработке информации не беспредельна.
Вполне вероятно, что он примет во внимание
только те сведения, которые соответствуют
его требованиям и лучше всего
подходят для его целей. Кроме
недостатка информации и его пристрастного
отбора, процесс восприятия искажают
также ошибочные заключения. Когда
информации мало, человек строит свои
выводы о собеседнике на основе того
немногого, что успел узнать, а
когда его представление
Важность этих верных или ложных заключений о партнерах по общению в том, что они ложатся в основу будущих взаимоотношений и могут откладывать отпечаток на взаимодействия людей.
Большое значение для взаимного понимания имеет «открытость» - т. е. умение быть честным и естественным в отношении с другими.
В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера – его актуального эмоционального состояния, намерений, его отношения к нам. Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.
Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией – уподоблением себя ему, т.е. человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях. Очень близка к идентификации эмпатия – понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько почувствуется. Процесс понимания друг друга опосредован процессом рефлексии – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.
При восприятии возможны те или иные ошибки. Их разделяют на три группы. Во-первых, это фактор превосходства. Его суть в том, что мы склонны переоценивать тех людей, которые, как мы считаем, по тем или иным параметрам превосходят нас, и недооценивать тех, кого мы считаем ниже себя, например, по социальному статусу, материальному положению, возрасту, физическим данным и так далее. Источником информации о превосходстве другого человека могут быть одежда, прическа, награды, оформление кабинета, сотовый телефон, наличие кредитной карточки, модель автомобиля и т.д. И, наконец, немаловажное значение имеет манера поведения человека, его осанка, поза, умение держаться. Информация о превосходстве обычно, так или иначе, закладывается в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу. Второй фактор называется фактором привлекательности. Ученые установили, что если человек нам нравится внешне, то мы склонны считать его более умным, интересным, перспективным и т.д. Привлекательность – не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим. Знаком привлекательности являются усилиями человека выглядеть социально одобряемым. И, наконец, очень важен третий фактор – фактор отношения к нам. Его суть в том, что людям, которые относятся к нам хорошо, мы склонны прощать те или иные недостатки, которые бы мы не простили бы другим людям.
Со стороны личности трудности
общения могут возникать в
связи с мотивами общения. Если человек
испытывает потребность в самоутверждении,
то отсутствие со стороны другого
реакции, признающей его первенство,
будет раздражать и создавать
препятствия в виде появления
состояния определенной напряженности,
возникающей между партнерами. Это
зависит и от их ролевого положения.
Например, известно, что руководители
больше ориентируются па нормативы,
стандарты, директивные указания, в
то время как подчиненные больше
ориентированы на взаимопонимание.
Несовпадение этих ориентации приводит
к неудовлетворенности в
Особую группу трудностей
общения составляют нарушения стратегий,
заранее разработанных
Эту же группу трудностей составляют проблемы социальной перцепции. Стереотипы восприятия, предвзятость и предубеждения, негативные установки партнеров по отношению друг к другу, формальное подведение образа другого под категории (плохой — хороший, надежный — ненадежный и т. п.) существенно искажают представление людей друг о друге и вызывают негативные реакции во время встреч, бесед, переговоров, возбуждают недоверие и снижают продуктивность в установлении отношений.
Очевидна и важность умения не только говорить, но и слушать. В силу привычки постоянно говорить, давать другим указания, как это часто бывает у некоторых людей, навыки внимательного слушания, основанного на межличностном понимании, могут ослабевать. У некоторых людей, напротив, затруднено формирование навыков говорения, и им нередко бывает трудно «выдавить из себя слово». Эти индивидуальные различия являются одним из факторов затрудненности общения.
Психологические барьеры, т. е. препятствия, преграды в общении могут возникать как в связи с эмоциональным состоянием общающихся лиц, так и по причине несовпадения смыслов высказывания, просьб, приказов и т. п. у различных людей. Барьер общения (психологический) — психологическое состояние, переживаемое как неадекватная пассивность, препятствующая общению. В состоянии субъекта при возникновении барьеров наблюдаются усиленные отрицательные переживания (например, переживание стыда, вины, страха, тревоги, снижение самооценки и др.).
В целом барьеры общения можно подразделить на барьеры эстетические, моральные, эмоциональные. Например, человек, задержанный в грязной одежде, вследствие эстетического барьера заранее воспринимается как потенциальный правонарушитель, хотя, разумеется, за ним может и не быть никаких противоправных поступков.
Барьеры в общении связаны
с предвзятостью и
Рассматривая данные факторы в совокупности, можно сделать вывод о том, что встречая человека впервые мы не всегда может дать ему объективную оценку. Важную роль в данном случае играют факторы превосходства и привлекательность. [7]Таким образом, можно сделать вывод о том, что восприятия человека зависит от разных факторов. Умение грамотно общаться и понимать других людей является основой построения взаимоотношений с ними. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют. Зная основы психологии общения, мы можем сделать наше общение с другими людьми наиболее продуктивными для нас.
¹Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2006.с. 70-73
[2] Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2006.с. 70-73
[3] Левистрос К. Путь масок. 2001 г.
¹Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб. Пособие для пед. вузов (под редакцией В. А. Сластенина). М.: Академия, 2000. с. 50-52
² Лаврененко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для ВУЗов.М:ЮНИТИ_ДАНА,2007г. – 415стр.-С,115.
³ Государственная служба: культура поведения и деловой этикет.М.:РАГС,1998. С.160.
[5] Лаврененко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для ВУЗов.М:ЮНИТИ_ДАНА,2007г. – 415стр.-С,119.
[6] Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2006.с. 70-73
[7] ² Лаврененко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для ВУЗов.М:ЮНИТИ_ДАНА,2007г. – 415стр.-С,125.