Психология гениальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 11:37, реферат

Краткое описание

Лично у меня гениальность всегда вызывала неподдельный интерес и восторг. Процесс возникновения гениев, до сих пор не укладывается в моей голове. Как у абсолютно заурядных людей может появиться столь необычный ребенок? Можно ли в ходе каких-либо генетических преобразований сделать из человека гения? Чем гении отличаются от обычного человека?

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по психологии.docx

— 60.23 Кб (Скачать файл)

 

Методы изучения гениальности

Психологические исследования в области природы и развития гениальности основывались на двух фундаментальных подходах, а именно: изучение достигших известности взрослых и изучение одаренных детей. Среди специфических методик можно выделить: биографический анализ, изучение случаев, статистическое исследование, историометрия, анализ итогов теста на определение коэффициента интеллекта и лонгитюдное исследование. Несмотря на то что все исследователи могут комбинировать два и больше специфических методов, и многие именно так и поступают, для ясности изложения мы рассмотрим каждый из них в отдельности.

Биографический метод предполагает тщательное изучение всего доступного печатного материала, посвященного данному человеку, с целью понять источник и характер его гениальности. Исследование ограничено одним человеком, специально выбранным среди великих людей древности. Этот метод нашел широкое применение в психоаналитической практике, а также стал популярным среди апологетов патологической теории гениальности. Литература по этому методу исчисляется тысячами публикаций. Особый интерес с точки зрения источника материала для исследования представляют собой собственноручно написанные автобиографии выдающихся людей. Самыми грандиозными примерами могут послужить «Жизнь Бенве-нутто Челлини, изложенная им самим» и более современная «Экс-вундеркинд: мое детство и молодость», написанная Норбертом Винером. В последней книге вы можете найти подробное и тонкое описание переживания автора как ребенка-вундеркинда, из которого впоследствии вырос один из ведущих ученых и математиков двадцатого века.

Метод изучения случаев заключается в интенсивном тестировании, интервьюировании и наблюдении за отдельными живущими личностями. Так как привлечь взрослых к подобному исследованию довольно сложно, этот метод был впервые применен для изучения одаренных детей. Несколько исследований такого рода, испытуемыми в которых выступали дети-вундеркинды, в том числе и несколько подростков-писателей, было проведено психологами в двадцатых-тридцатых годах нашего столетия. Только в последние несколько лет данный подход начал применяться для исследования выдающихся взрослых.

Метод статистического исследования, как и биографический, основывается на анализе печатной информации, но от этого последнего метода он отличается некоторыми базовыми аспектами. Статистическое исследование гениальности направлено скорее на то, чтобы выявить общие тенденции многочисленной группы, чем на исчерпывающий анализ единичного случая. Вся доступная информация о выдающихся людях черпается из энциклопедий, биографических справочников «Кто есть кто» и тому подобных источников. Этот материал в некоторых случаях получает подтверждение на основе биографических источников. Но в большинстве случаев используются указанные вначале источники, что объясняется большей объективностью, достоверностью и стандартизированностью данных. Следует отметить, что данный метод в качестве критерия гениальности применяет уровень известности.

Историометрический метод привлекает к исследованию весь исторический материал, где речь идет о человеке или группе людей. Данные добываются из разнообразных источников, в том числе: биографий, справочников и оригинальных документов, писем и дневников. Исследователи стараются найти максимально много общей информации, особенно связанной с детскими достижениями и достоинствами великих людей. Затем этот материал оценивается на основе более-менее постоянных стандартов тем, чтобы дать оценку индивидуальных черт человека. Этот метод применял в своей работе, посвященной нравственной и умственной наследственности в королевских семьях, Вудс, также к нему обращался Йодер. Термен впоследствии предложил способ адаптирования историометрии, который предусматривает, что задокументированные достижения будут оцениваться по возрастным нормам тестов на определение уровня умственного развития и коэффициента интеллекта. Например, применяя этот метод, Термен установил, что коэффициент интеллекта Френсиса Гальтона был в детстве равен приблизительно 200.

Изучение результатов тестов на определение коэффициента умственного развития включает в себя непосредственное исследование многочисленных групп детей с высоким уровнем интеллектуального развития с применением соответствующих тестов. Испытуемые изначально отбираются по результатам тестирования коэффициента интеллекта, и впоследствии анализ проводится при помощи стандартизированных интеллектуальных, образовательных и личностных методик.

Относительно свежей разработкой является лонгитюдное исследование, которое предполагает наблюдение за группой детей, изначально отобранных по высокому значению коэффициента интеллекта в подростковом и взрослом возрасте.

Характеристика гениальной личности.

Пока идет спор – какова природа гения - количество работ о гениях и гениальности продолжает расти. Если взять литературу о гении только за последние десять лет (список подобран компьютерной установкой библиотеки американского конгресса в Вашингтоне) без статей в научных журналах, она включает пятьдесят девять монографий на главных европейских языках. 

На Земле только 0,5 % людей - гении; 45 % - посредственности, поэтому в мире царит посредственность. В целом же среди населения всей нашей планеты - 20 миллионов гениев. Они могут спасти 4 миллиарда людей Земли. Но для этого их надо отобрать посредством научных тестов, а потом избрать из их числа демократическим путем мировое правительство. Ворийон определил даже место пребывания этого правительства - Женева - и приготовил текст вывески на здании: «Место пребывания мирового правительства гениократии: мозг мира». Избранное правительство пребывает у власти от 3 до 7 лет.[1.c19]

В определениях гения, содержащихся в различных энциклопедиях и словарях, в научных исследованиях преобладают эпитеты превосходства. Которые характеризуют высшую меру определенных качеств - «исключительный», «феноменальный», «необычный», «предельный», - касающихся интеллектуальной мощи, поэтического дара, научных или других способностей, музыкального таланта, творческой силы вообще и т. п. 
 
Однако Н. В. Гончаренко отмечает, что характеристика гения как высшего (предельного) развития интеллекта (ненормального избытка интеллекта, по Шопенгауэру), несомненно, односторонняя. Гений не просто сверхчувствительный человек, своеобразный экстрасенс в сфере творчества. У него многое идет не от «сверх», не от избытка чувств и чрезмерных способностей. Это чаще всего просто приписываемые ему качества. 
 
Если бы в гении мы видели только необычное, неординарное, то есть всякого рода «супер», то тогда эстетическая категория возвышенного была бы, кажется, наиболее подходящей для выражения сущности гениальности. Однако ее с успехом можно сочетать и с категориями прекрасного, героического и, нередко, трагического.[1.c24]

Недостатками количественного подхода страдают и взгляды на гения как на своеобразный сгусток многих индивидуальностей и способностей слитых воедино. Ошибочность представлений о гении как о человеке, вобравшем и воплотившем в себе творческие черты множества людей, косвенно доказывают многие факты. Например, когда целый коллектив способных людей не может заменить гения.

Попытки раскрыть сущность гениальной личности при помощи ряда критериев предпринимались многими психологами. В научной литературе содержится обширный набор свойств, особенностей и черт, характеризующих гениальность. Но так как количественные показатели, описывающие просто превосходство гения в чём-то, не раскрывают, по крайней мере, во всей полноте, сущности этого понятия, так как они могут быть свойственны как талантам, так и просто хорошо подготовленным специалистам, поэтому более правильными являются качественные характеристики, включающие и ряд количественных.

Так американец Р. Элберт выделил ряд черт, которые должны быть присущи гениям: 
 
1.     Продуктивность, выполнение большого объёма работы длительное время (например, 119 публикаций Дарвина, 248 – Эйнштейна, 30 книг Пуанкаре). 
 
2.     Наличие в их творчестве взаимосвязанных проблем и большого числа идей, вытекающих из них. Такие труды способны оказывать ощутимое влияние на людей и обладают высоким индексом цитирования. 

3.     Долговечность трудов. Их значение сохраняется на длительное время, и поэтому они неизбежно получают признание.

4.     Работы гениев всегда находят сторонников и порождают последователей. По мнению Элберта гениальные работы всегда связаны корнями с прошлым опытом науки.

Характеристика гения Элбертом – одна из лучших и полных в западной литературе. Одно из её достоинств в том, что он пытается  постичь природу гениальности через содержание того, что создал обладающий ею. Он выдвинул «операционное» определение гения: «Человек, который на протяжении длительного периода времени выполняет огромную работу, оказывающую существенное влияние на других людей в течение многих лет».[1.c 26] 
 
Существует множество других исследований, которые также выделяют качества определяющие гениальность. Так Э. Торранс и Л. Холл составили свой список особенностей гениев:

1.     «Способность творить чудеса», где чудеса - это действия, не противоречащие законам природы, но выходящие за рамки обычных; 
 
2.     Высокая степень эмпатии;

3.     Ореол исключительности. Его носители способны «вдохновлять и внушать веру в свои силы всем, кто с ними общается. Эта способность связана с умением сопереживать, с интуицией, дружелюбием и оптимизмом»;

4.     Способность разрешать конфликты, особенно в тех ситуациях, когда они «не имеют логического решения». Обладание этой способностью,- возможно, связано с тем, что высокоодаренные, творческие личности соединяют в себе множество прямо противоположных черт: «Они более мужественны и в то же время более информированы, более конформны, в то же время более нонконформны, более автономны и более зависимы, более серьезны и больше склонны к игре, более робки и более бесстрашны, больше уверены в себе и больше склонны к сомнениям в своих силах, более восприимчивы и более самостоятельны по сравнению с менее творческими коллегами. Они интегрируют эти полярные противоположности в своем мышлении и потому обладают необъяснимой способностью решать проблемы, которые, казалось бы, не поддаются логически разумному разрешению»;[1.c26]

5.     Наличие чувства грядущего, связанное с их богатой фантазией и интуицией;

6.     Способность к рансцендентальной медитации.

В тоже время ещё один американский психолог К. Тэйлор указывает на такие черты высокоодаренной личности как: стремление всегда быть на переднем крае; независимость и самостоятельность; склонность к риску; активность; любознательность; неутомимость в поисках; неудовлетворенность существующим (методами, традициями), что вызывает неудовольствие окружающих; не просто отрицание, а стремление изменить существующее; нестандартность мышления; готовность принимать решения; дар общения; талант предвидения.[1.c28]

Набор типичных особенностей гениальной личности, вроде приведенных, обычно делался на основе изучения черт множества выдающихся ученых, художников, политических деятелей, гениальность которых считается общепризнанной. Но иногда модель гения конструировалась на основе описания и исследования особенностей одной великой личности. 
 
Такую попытку сделал Дж. Холтон, изучив материалы о личности и деятельности Эйнштейна и его труды. Он формулирует 5 особенностей гениального ученого:

1)   глубина постижения научных проблем;

2) необыкновенная  ясность мысли, проявлявшаяся в  четкости постановки научных  проблем и в простоте «мысленных  экспериментов»;

3) феноменальное  умение уловить почти незаметные  значимые сигналы на фоне «шума»  в любой экспериментальной ситуации;

4) настойчивость, энергия, полная самоотдача и  абсолютная вовлеченность в излюбленную  область науки;

5) умение  создать вокруг себя своеобразную  атмосферу, которую трудно описать. 
 
Всех достоинств, признаков, особенностей, которые находили исследователи в гениях, не возможно перечесть. Однако среди них можно выделить те, на которые чаще всего указывали исследователи. Установление устойчивого и повторяющегося, как известно, один из надежных путей, ведущих к обнаружению сущности, закономерности. Заслуживает внимания и такое обстоятельство: в течение времени в зависимости от различных факторов - престижа той или другой деятельности, того, какие способности человека ценились, прежде всего, а также степени познания самого человека и т. д. - на первый план выдвигались различные черты гениальной личности. 
 
В начале XX столетия чаще всего указывали на такие способности гениальности как универсальность и разносторонность. В XX веке, когда в работах о гениальности стали доминировать проблемы исследования творчества великих ученых, стали чаще подчеркиваться, кроме указанных, и такие способности: стремление к открытию и познанию нового или к усовершенствованию существующего; нестандартность, оригинальность мышления; дар предвидения, ориентация на будущее: неутомимость в поисках, энергия, трудолюбие, настойчивость в достижении успеха; инициативность и стремление к доминированию, способности принимать решения; стремление к независимости и самостоятельности, «непослушание» в суждениях и поведении. 
 
Все указанные черты, взятые вместе, характеризуют собирательный образ гения, но вряд ли мы найдём много великих людей, которые бы обладали всем этим набором характеристик. Кроме того, эти особенности, развиты не одинаково, - комбинация их всегда индивидуально-неповторима, и проявляются они по-разному. Если же учесть сложнейшую психологическую структуру гениальной личности, то способствующей проявлению этих черт, то, наоборот, подавляющей их, - станет ясно, насколько трудно составить общую модель гения.

Таким образом, сущность гения в области науки и искусства можно определить как органическое слияние высочайшего интеллекта, способного к глубокому постижению истины, волевой целеустремленности и интуитивной проницательности и богатства чувств (прежде всего чувства нового), проявившихся в высокопродуктивном творчестве, результатом которого являются вершинные научные и художественные достижения гуманистического содержания, ставшие этапом в прогрессе человеческой культуры.[1.c3]

Информация о работе Психология гениальности