Психология групп и коллективов в футболе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – провести анализ психологии групп и коллективов в спорте.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть социально-психологические особенности спортивной группы.

2. Проанализировать возникновение и формирование взаимоотношений в малой группе.

3. Определить значение лидерства в спортивной группе.

Содержание

Введение

Глава 1. Социальная психология спортивных групп

1.1 Социально-психологические особенности спортивной группы

1.2 Возникновение и формирование взаимоотношений в малой группе

1.3 Лидерство в спортивной группе

1.4 Психологические основы общения в спорте

Глава 2. Особенности психологии футбольного коллектива

2.1 Психологические особенности взаимодействия членов футбольного коллектива

2.2 Футбол как командный вид спорта

2.3 Особенности футбольной команда как малой группы

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.к.docx

— 53.14 Кб (Скачать файл)

 

1.4 Психологические основы  общения в спорте

 

 

Общение в последнее время  является предметом специального изучения в различных сферах научного знания: философии, социологии, психологии, педагогической психолингвистики, психотерапии и т.д. Не составляет исключение и психология спорта.

 

С точки зрения философии, общение - это способ внутренней организации  и эволюции общества; это процесс, при помощи которого возможно осуществлять развитие общества, так как развитие предполагает постоянное динамическое взаимодействие общества и личности.

 

Социально-психологическое  и психолого-педагогическое понимание  общения имеет более узкое  определение. Общение - это процесс  непосредственно или опосредованно  наблюдаемого контактирования, которое имеет своей целью намеренное влияние (воздействие) на поведение, состояние, установки, уровень активности и деятельности непосредственного партнера (партнеров).

 

Итак, общение - это процесс, порождаемый условиями непосредственной коллективности и осуществляемый с  помощью набора речевых и неречевых  средств. В ходе этого процесса устанавливаются, сохраняются и изменяются отношения между участниками совместной деятельности, поэтому межличностное общение - одна из важнейших форм взаимовлияний людей.

 

В спортивной деятельности общение занимает не последнее место.

 

Непосредственное межличностное  общение можно характеризовать  как внешнее и внутреннее.

 

Внешнее межличностное общение - это реально наблюдаемое коммуникативное  поведение партнеров, выражающееся, главным образом, в форме речевых  и неречевых обращений. Анализ внешней  стороны общения позволяет получить представление о том. как происходит контактирование: кто с кем и как общается, все ли участники включены в межличностные связи, какого рода информация преобладает в обращениях (деловая, эмоциональная и т.п.).

 

Внутреннюю сторону общения  составляют:

 

·   особенности субъективного  восприятия партнерами ситуации общения;

 

·   эмоциональные переживания  в связи с реальными (или ожидаемыми) контактами;

 

·   мотивы и цели контактирования;

 

·   психологический  эффект от общения (изменения в установках, отношениях, состояниях партнеров).

 

Важно отметить, что общение  в спорте представляет собой относительно самостоятельный компонент спортивной деятельности. Оно не тождественно взаимодействию и предметно-ориентированным  действиям. Общение в спорте ориентировано  субъектно (обязательно направлено на другого человека) и подчинено задачам взаимодействия.

 

Оно осуществляется с помощью  речевых и неречевых средств.

 

Основными функциями общения  в спорте являются:

 

1) функция социально-психологического  отражения (общение возникает  как результат и как форма  объективированного, сознательного  отражения партнерами особенностей  протекания взаимодействия);

 

2) регулятивная функция  (в процессе общения осуществляется  непосредственное или опосредованное  воздействие (влияние) партнеров  друг на друга с целью изменения  или сохранения поведения, действий, состояния, общей активности, особенностей  восприятия, системы ценностей, установок  и сложившихся взаимоотношений);

 

3) познавательная функция  (вследствие систематических контактов  партнеры приобретают самые разные  знания о самих себе, о партнерах,  о способах деятельности и  т.д.);

 

4) экспрессивная функция  (различные формы речевого и  неречевого общения выражают  эмоциональные состояния и переживания,  часто вопреки логике и требованиям  условий деятельности);

 

5) функция социального  контроля (способы решения двигательных  задач, определенные формы поведения,  эмоционального реагирования и  отношений имеют достаточно выраженный  нормативный характер; их регламентация  с помощью групповых и социальных норм обеспечивает необходимую целостность и организованность групповой деятельности);

 

6) функция социализации (наиболее  важная в работе тренера). В  совместной деятельности и общении  спортсмены осваивают не только  коммуникативные умения (умение  быстро ориентироваться в ситуации  общения, слушать и говорить  и т.д.), но и умения действовать  в интересах коллектива, соответственно  относиться к членам группы, организовывать  оптимальное общение с партнерами  при выполнении совместной деятельности.

 

В спортивной деятельности средства общения имеют свои особенности, главным образом, если речь идет о  средствах, используемых в соревнованиях.

 

Для организации успешной совместной групповой деятельности (например, в спортивных играх, командных  соревнованиях) решающее значение имеет  обоснованный выбор системы сигналов, которые максимально обеспечивали бы эффективность взаимодействия и  согласованную деятельность спортсменов, поэтому каждый тренер должен знать, какие средства общения и какие  сигналы являются наиболее оптимальными для тех или иных ситуаций и  конкретных спортсменов.

 

Среди речевых средств  общения можно выделить следующие:

 

·   произнесение имени  партнера с целью: а) привлечь внимание; б) обозначить определенную комбинацию; в) подтвердить свою готовность действовать  определенным образом; г) побудить партнера действовать определенным образом;

 

·   краткое название комбинации при планировании действий («крест», «клин», «сдвижка» и т.п.);

 

·   сообщение о предполагаемых действиях (своих, партнера: «я», «ты», «вместе», «сразу за мной» и т.п.);

 

·   сообщение о местоположении (своем, партнера: «здесь», «выйди», «иди в шестой» и т.п.);

 

·   указания на желаемые действия партнера: «страхуй», «выше» (о передаче мяча), «возьми его» (о  совместных защитных действиях) и т.п.;

 

·   оценка действий своих  или партнера («я был не прав», «молодец»  и т.п.);

 

·   побуждения активизировать действия, изменить тактику и т.д.

 

Речевые средства помогают выразить тончайшие оттенки чувств, идей, устремлений, решений. В спорте речевые средства часто приобретают  вид специальных терминов. Такой  язык, как правило, не понятен посторонним  людям. В спортивной практике широко используются и неречевые средства:

 

·   жесты (головой, пальцами, руками); мимические сигналы (глазами, бровями, губами);

 

·   звуковые сигналы (в  основном для привлечения внимания);

 

·   моторные средства (специфические средства общения  в деятельности, требующие перемещения  участников, предметов и объектов труда; действия отдельного игрока на площадке: его перемещение является сигналом для остальных партнеров  о том, какая сейчас должна быть осуществлена комбинация).

 

При создании специальных  речевых и неречевых средств  общения тренер обязан соблюдать  следующие принципы:

 

1) принцип экономичности  (следует использовать лишь необходимые  для взаимодействия сообщения  и излагать их краткo, но емко по информативности);

 

2) принцип избыточности (необходимо  обеспечивать точную, надежную передачу  сообщений, особенно при наличии  разного рода помех, шума. Этот принцип осуществляется при помощи дополнительных или повторных обращений, а также вариативности однообразного сообщения).

 

Направленность общения  представляет собой один из важнейших  параметров характеристики межличностных  контактов.

 

По направленности общение  можно классифицировать следующим  образом:

 

1)социально-ориентированное  общение (обращения к партнерам,  ко всей команде в целом);

 

2) личностно-ориентированное  общение (обращения к отдельным  партнерам, членам команды);

 

3) подтекстовая ориентация (обращение к конкретному партнеру или к группе спортсменов адресовано, на самом деле, совершенно другому человеку или другим партнерам). Например, тренер может сделать замечание капитану команды, чтобы воздействовать на всю команду в целом или на какого-либо одного спортсмена (члена команды).

 

Важно выделить понятие содержание общения, так как анализ содержания внутригруппового общения может  позволить тренеру лучше организовать совместную деятельность спортсменов, разобраться в причинах рассогласования  их взаимодействия или межличностных  конфликтов.

 

Существуют специально разработанные  схемы анализа общения в спортивной деятельности. К ним относятся:

 

·   подробная запись того, что говорят спортсмены при  решении определенных двигательных задач, с последующим анализом записи;

 

·   запись по специальной  форме информации о том, насколько  часто партнеры обмениваются обращениями  определенного содержания с последующей  обработкой материалов наблюдения.

 

Наиболее распространенным на современном этапе развития спорта примером специальной формы записи общения спортсменов во время  выполнения ими спортивной деятельности является исследование профилей общения.

 

Составление профиля общения  делит обращение спортсменов  на категории: ориентирующая, стимулирующая, оценочно-экспрессивная (положительная) и оценочно-экспрессивная (отрицательная).

 

Для ориентирующей категории  характерны обращения спортсменов, направленные на уточнение, изменение  и согласование своих действий с  действиями партнеров.

 

Стимулирующую категорию  составляют обращения спортсменов, выражающие побуждение партнеров к  организации внимания, контроля за изменениями внешней ситуации. Так, например, в волейболе игровые ситуации чередуются с перерывами, когда мяч находится вне игры. Это создает необходимость часто использовать сообщения, носящие характер напоминания, внешней стимуляции.

 

Оценочно-экспрессивная  категория связана с обращениями, выражающими отношения спортсменов  к собственным действиям и  действиям партнеров. Оценочные  обращения, как правило, возникают, когда заканчивается игровая  ситуация (выигрыш или проигрыш очка и т.д.).

 

Итак, спортивная деятельность определяет некоторые особенности  общения спортсменов, которые, взаимодействуя между собой, решают двигательные задачи. К таким особенностям относятся:

 

·   общение спортсменов  между собой по поводу выполняемых  функций;

 

·   зависимость уровня общения между спортсменами от стажа  их совместной спортивной деятельности;

 

·   зависимость содержания, направленности и используемых средств  от уровня знаний спортсменов друг о друге;

 

·   зависимость особенностей общения взаимодействующих партнеров  от совпадения их представлений о  возможных путях решения тех  или иных двигательных задач;

 

·   зависимость общения  между спортсменами от статусно-ролевых отношений;

 

·   влияние на общение  уровня технико-тактической и физической подготовленности взаимодействующих  спортсменов и соответствие подготовленности одного партнера относительно другого.

 

Таким образом, спортивной группе присущи все те социально-психологические  закономерности, которые свойственны  малым группам.

 

Управление группой, ее самоуправление, воздействие на психологию и поведение  отдельных членов обычно осуществляется как через руководителей, назначенных  официально, так и через неофициальных  лиц, пользующихся авторитетом среди  членов группы, имеющих в ней высокий  статус и именуемых лидерами.

Глава 2. Особенности психологии футбольного коллектива

 

2.1 Психологические особенности  взаимодействия членов футбольного  коллектива

 

 

Занятия спортом сопряжены  с включенностью человека в разнообразные  социальные отношения. Спортсмен занимает определенное социальное положение: например, становится на путь профессионального  спорта или готовит себя к профессиональной карьере. Ему необходимо сочетать занятия  спорта с учением, освоением профессии, семейными заботами, поддерживать специфические  контакты в сфере спорта.

 

Часто все попытки тренера  команды ввести какого-либо игрока в определенное взаимодействие с  другими игроками оказываются безуспешными, хотя в другом сочетании этот же игрок демонстрирует прекрасную слаженность и взаимопонимание  с партнерами. В первом варианте отсутствует, а во втором существует психологическая совместимость  данного спортсмена с другими  членами команды. Только при наличии такой совместимости игрок может показать в совместной деятельности все свои положительные индивидуальные качества.

 

К особенностям спортивной группы относится ее обособленность от окружения, благодаря существованию  ограничений на число членов, наличию  специфических узкогрупповых целей  и внутригрупповой системы ценностей. Спортивная группа имеет четкие и  определенные задачи, на решение которых  направлены усилия всех ее членов. Основной общегрупповой целью является достижение высоких личных и групповых спортивных результатов. Общегрупповая цель способствует кооперации, взаимодействию всех членов группы для достижения поставленной цели, служит основанием для создания оптимальных межличностных взаимоотношений.

 

Среди важных условий, оказывающих  влияние на физическое и психологическое  воспитание игрока в процессе спортивной тренировки и соревнований, выделяется групповая композиция (это определенная групповая структура, в которой  в качестве элементов являются члены  группы, а форма взаимосвязи –  это сходство и различие их индивидуально-психологических  свойств).

Информация о работе Психология групп и коллективов в футболе