Психология деятельности судьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 14:21, доклад

Краткое описание

Судья является ведущим лицом, формальным руководителем судебного процесса. Его действия жестко регламентируются, он подчиняется только закону и должен быть независим от всех посторонних влияний (политических, материально-экономических, личностных). Только в этом случае можно говорить о справедливости и объективности решений, принимаемых судьей или судебной коллегией в ходе судебного расследования.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология деятельности судьи доклад.docx

— 16.70 Кб (Скачать файл)

Психология  деятельности судьи

 

 

Судья является ведущим  лицом, формальным руководителем судебного  процесса. Его действия жестко регламентируются, он подчиняется только закону и должен быть независим от всех посторонних  влияний (политических, материально-экономических, личностных). Только в этом случае можно  говорить о справедливости и объективности  решений, принимаемых судьей или  судебной коллегией в ходе судебного  расследования. При равенстве прав всех участников судебного процесса судье принадлежит главная роль, так как он несет основную ответственность  за подготовку, организацию, ведение  судебного разбирательства, как  по уголовным, так и по гражданским  делам, а также за справедливость и законность выносимого судом решения.

Деятельность судьи  сложна, ответственна и многогранна  в связи с разнообразием выполняемых  им функций и решением комплекса  правоприменительных задач.

Исследование материалов предварительного следствия и всех относящихся к нему документов. Все  познавательные процессы судьи (память, мышление, воображение) должны быть направлены на выделение юридически значимой информации. В результате у судьи формируется  собственная концептуальная модель изучаемого явления, связанная с  пониманием позиций конфликтующих  сторон в гражданском процессе и  сущностью криминогенной ситуации. Следует отметить, что следственное заключение может оказывать сильное  внушающее воздействие на оценку данной ситуации судьей.  
             Вынесение решения либо о возврате дела на доследование, либо о предании подозреваемого суду. 
            Формирование вероятностной первоначальной модели изучаемого события, включающей гипотезу о степени виновности подозреваемого лица и проект будущего приговора. Однако такая модель лишь исходный стимул для организации судебного разбирательства, в ходе которого должна быть сформирована достоверная модель на основе тщательной проверки всех аспектов вероятностной модели.

Тщательный анализ всей доказательственной информации, поступающей в форме показаний  от обвиняемого, потерпевшего, свидетелей, экспертов. При этом судья должен в многообразии противоречивых показаний  выделять и оценивать главное  — суть событий, отделять факты от эмоциональных реакций, от социального  камуфляжа и личностных притязаний участников судебного процесса. Судья  должен определить подлинные интересы и стремления людей, их нравственные принципы, знать закономерности их индивидуального и группового поведения.

Осуществление дисциплинарно-регулирующей функции в управлении процессом судебного следствия — сдерживание эмоций и конфликтных, агрессивных проявлений сторон. Выступая в роли формального руководителя, судья должен быть также лидером, которого коллеги уважают за высокий профессионализм. Поэтому он не должен подавлять самостоятельного мнения других членов суда, нарушать их равноправность.

Составление и оглашение  приговора суда на заключительной стадии судебного процесса. Судья имеет  право решающего голоса, и выступает  последним. Здесь окончательно оцениваются  и обобщаются результаты проверки в  суде всех представленных доказательств  и должно быть обеспечено принятие обоснованного, законного приговора  суда. Зачитывая приговор суда, судья  еще раз подчеркивает свою лидирующую функцию представителя государства  и закона. Следует отметить, что  на всех этапах судебного разбирательства  и, особенно, на завершающем, судья должен наглядно и публично демонстрировать 
основные социальные функции суда — правоохранительную и воспитательную.

Деятельность судьи имеет  высокоинтеллектуальный и творческий характер, поэтому параллельно с  выполнением своих служебных  функций в суде судья должен систематически повышать свой профессиональный уровень, профессиональное мастерство. Судья  не должен замыкаться только в рамках непосредственного судопроизводства. Он должен поддерживать связи с общественными  и учебными организациями с целью  формирования правовых знаний у населения, привлечения общественности к борьбе с преступностью, оказания помощи правосудию. Судья должен получать информацию о  результатах поведения и воспитания лиц, осужденных к лишению свободы.

Что касается собственно психограммы судьи, т.е. характеристики тех психических процессов, посредством которых он осуществляет решение теоретических и практических задач в своей деятельности, то к особо важным профессиональным свойствам можно отнести следующие.

В когнитивной (познавательной) сфере особую роль играют такие качества мышления, как аналитичность, критичность, логичность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать данные, выделять главное и наиболее существенное.

Среди свойств памяти особую роль играют оперативность в переработке  информации, отбор ценной информации и ее передача в долговременную память, точное и полное знание законодательства и процессуальных норм юридической деятельности.

Особо важными для судьи  являются такие свойства внимания, как устойчивость при изучении и  составлении важной для суда документации, концентрация внимания, распределение  и переключение внимания в сложных  и динамичных ситуациях судебного  процесса.

Среди свойств восприятия особо важными являются объективность, наблюдательность, умение по мимике и  пантомимике участвующих в суде лиц определить их состояние, искренность поведения или наносную эмоциональность, камуфляж.

Речь судьи должна отличаться высокой культурой, лаконичностью, четкостью, внятностью, строгостью в  формулировке суждений.

Воображение судьи должно совмещать в себе репродуктивные и творческие функции, а также  функции прогнозирования (антиципации), т.е. способность в конкретных образах  предвидеть результаты планируемых  судебных заседаний и последствий  принимаемых судебных решений, что  позволяет избежать в деятельности судьи примитивных и непрофессиональных действий методом «проб и ошибок».

В коммуникативной сфере  деятельности судьи, посредством которой  он реализует социально психологические  аспекты своей деятельности, можно  выделить такие свойства, как способность  к передаче и приему вербальной информации. Среди интерактивных свойств следует выделить экстравертивность, т.е. направленность действий вовне, на других людей, общительность, адекватное использование мимики и пантомимики. Как подчеркивает И.И. Аминов, «...одним из важнейших показателей психологической компетентности судьи является умение слушать других участников судебного разбирательства, Проявление судьей этого коммуникативного качества — одно из важнейших социально-психологических условий объективного, беспристрастного, правильного и справедливого разрешения рассматриваемого уголовного дела».

В регуляторной сфере деятельности судьи следует выделить эмоциональную  сдержанность, а также такие волевые  качества: 
принципиальность, лидерство, настойчивость, самоконтроль, дисциплинированность.

 

 


Информация о работе Психология деятельности судьи