Психология допроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 16:35, контрольная работа

Краткое описание

Допрос при производстве расследования - это процесс получения показаний от лица, обладающего сведениями, имеющими значение для расследуемого дела. Это одно из самых сложных следственных действий; его производство требует от следователя высокой общей и профессиональной культуры, глубокого знания человеческой психологии, мастерского владения тактико-криминалистическими приемами допроса. Сложность допроса заключается не только в том, что следователю в ряде случаев приходится иметь дело с людьми, не желающими говорить правду или отказывающимися от дачи показаний вообще, но и в том, что в показаниях человека, искренне стремящегося сообщить следователю все известное ему по делу, могут быть ошибки, непроизвольные искажения, заблуждения или даже вымысел, которые при допросе надлежит своевременно обнаружить и учесть при оценке и использовании показаний.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
Понятие и сущность допроса……………………………………………………….4
История психологии допроса……………………………………………………….5
Психологическая характеристика допроса……………………………………...…7
Психологические особенности различных видов допроса………………………12
Заключение……………………………………………………………………………………..18
Список литературы…………………………………………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

психология допроса.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Негативные особенности проявляются  в следующем:

  • наличие психологических барьеров в общении;
  • зависимость результатов допроса от надежности показаний свидетелей и потерпевших;
  • технические сложности в проведении допроса.

Как и любое другое следственное действие, допрос имеет свое собственное  психологическое содержание:

  • изучение психологических особенностей личности допрашиваемого: его мотивов, интересов, особенностей темперамента и характера и т.д.;
  • изменение психического состояния допрашиваемого: аффективного, фрустрационного и т.п.;
  • установление психологического контакта с допрашиваемым и развитие доверительных отношений с ним;
  • оказание правомерного психологического воздействия на допрашиваемого;
  • использование тактико-психологических приемов для получения информации по расследуемому делу.

Допрос представляет собой самостоятельный  и сложный вид деятельности, состоящий из совокупности отдельных действий.

В психологической литературе допрос представлен следующими основными стадиями: психологическая подготовка к допросу, осуществление допроса, применение методов психологического воздействия, фиксация результатов допроса, анализ и оценка результатов допроса.

3.1 Психологическая подготовка к допросу.

Психологическая готовность - обязательная предпосылка эффективности любой  деятельности человека. Готовность - это  избирательная активность личности, направленная на получение результата выбранной деятельности.

Если допрос ведётся неуверенно, без определённой системы, не последовательно, то это свидетельство того, что следователь к нему не подготовлен.

Психологическая подготовка предполагает:

    • Осознание потребности в получении информации от допрашиваемого;
    • Определение цели допроса;
    • Предвидение условий, в которых будет проходить допрос, использование своего прошлого опыта в подобных ситуациях;
    • Определение наиболее подходящих тактических приёмов и разработку мысленного плана допроса.

Следователь должен знать с чего начать допрос, какие вопросы задать, какие психологические приёмы применить для воздействия на допрашиваемого. Следователь настраивается на определённое поведение при допросе, учитывает противодействие со стороны допрашиваемого. Внешне психологическая готовность к допросу проявляется в уверенных движениях, убедительной речи и т.д., что, конечно, ощущает и допрашиваемый. Кроме этого, на эффективность допроса оказывает влияние целый ряд факторов. Это и выбор времени и места допроса, и воздействие посторонних раздражителей, и обстановка в кабинете следователя, и применение магнитофонной записи,и поведение следователя во время допроса и т.д.

3.2 Стадия осуществления допроса.

При проведении допроса необходимо учитывать психологию его участников в зависимости от категории лиц подлежащих допросу. Следователь объявляет, в качестве кого лицо будет допрошено, его процессуальные права и предлагает дать показания по существу. Допрашиваемый в свободной форме даёт показания. Следователь анализирует эти сведения и в зависимости от их оценки выбирает методы психологического воздействия. Путём психологического воздействия не только оказывается помощь подозреваемому в восстановлении отдельных фактов и событий, но и преодолеваются внутренние колебания при решении дать правдивые показания.

Необходимым условием успешного проведения допроса является установление психологического контакта с допрашиваемым. Необходимость установления такого контакта обусловлена следующими обстоятельствами.

    • Цели установления психологического контакта.
    • Активизация психической деятельности субъекта в предстоящем общении.
    • Снятие предубеждения, настороженности у субъекта общения.
    • Облегчение процесса психологической адаптации.

В этом аспекте представляют интерес  основные этапы установления психологического контакта.

а. Прогнозирование общения и процесса установления психологического контакта.

б. Создание внешних условий, облегчающих  установление контакта.

в. Проявление внешних коммуникативных  свойств в начале зрительного  контакта.

г. Изучение психического состояния, отношения субъекта к начавшемуся общению.

д. Действия по ликвидации помех в  общении.

е. Возбуждение интереса к раскрытию  действия во время предстоящего общения.

 

3.3 Стадия применение методов психологического воздействия.

В ходе допроса применяется совокупность психологических методов воздействия на допрашиваемого. Они могут быть квалифицированы в зависимости от ситуации, которая складывается между следователем и допрашиваемым на:

    • методы, используемые в безконфликтных ситуациях допроса;
    • методы, используемые в конфликтных ситуациях.

К первой группе приёмов допроса относятся:

    1. Смежность. Здесь запоминание событий происходит по принципу ассоциаций. В памяти допрашиваемых образуются смежные ассоциации между образами предметов и явлений в том порядке, в каком они воспринимались. Чтобы помочь воспроизвести образ того, что интересует следователя, допрашиваемому могут показать обстановку места происшествия, что помогает ему вспомнить само событие.
    2. Сходность. Этот приём используется для восстановления в памяти допрашиваемого, имеющих значение для дела, но забытых представлений, мыслей, чувств, путём предъявления ему не относящихся к данному делу, но сходных объектов или понятий. Например, предъявив допрашиваемому фотографию можно вызвать представление не только о самом человеке, но и его действиях.
    3. Контрастность. Сущность данного приёма состоит в сравнении противоположных объектов (чёрное - белое, большой - маленький и т.д.). Например, если событие имело место зимой, то, напомнив ему о летнем периоде, можно помочь восстановить в его памяти забытое время.
    4. Разобщение. Этот приём построен на разъединении образовавшихся при восприятии связей, выявлении отдельных признаков и свойств.
    5. Перифраза. Допрашиваемый может воспроизводить сведения в категориях и выражениях, которыми он не владеет или они подсказаны ему другими людьми. Для их проверки, по просьбе следователя допрашиваемый повторяет их другими словами, перефразирует.
    6. Наглядность. Данный приём применяется тогда, когда допрашиваемый затрудняется выразить словами свойства, признаки предмета и т.д. В этих случаях предъявляются шкала цветов, рисунки, модели. Можно попросить допрашиваемого изобразить на бумаге то, что он затрудняется описать словами.

Методы, применяемые в конфликтных  ситуациях:

    1. Снятие напряжения. Довольно часто во время допроса допрашиваемый испытывает сильное душевное волнение. В результате чего не может связно и последовательно изложить сведения. Такое состояние может быть вызвано непривычной обстановкой, чувством тревоги, боязни сказать что-то лишнее и т.д. Чтобы снять напряжение, необходимо дать ему время освоится с обстановкой, успокоиться, а затем переходить к допросу. Это достигается благожелательным отношением к допрашиваемому, убеждением в неправильности избранной им позиции, нереальности его планов, расчётов и т.д.
    2. Создание напряжения. Подобное состояние следователь создаёт путём воздействия на эмоциональную сферу допрашиваемого, разрушая его уверенность в правильности избранной позиции. Если допрашиваемый характеризуется повешенной эмоциональной возбудимостью и импульсивностью, то данный приём даёт существенные результаты.
    3. Использование положительных свойств личности допрашиваемого. Во многих случаях обращение к положительным свойствам личности приносит пользу в расследовании преступлений. Особенно в отношении лиц, которые дают ложные показания. Поэтому аппелируя к честности допрашиваемого, его заслугам в прошлом, авторитету в коллективе, его можно склонить к откровенности и правдивости на допросе.
    4. Использование слабых мест личности. Имея в виду особенности психики личности (вспыльчивость, склонность к переживаниям и т.д.) можно добиться правильных показаний на допросе. В гневе допрашиваемый может сказать то, что в обычном состоянии не сказал бы.
    5. Пресечение лжи. Этот приём применяется тогда, когда нет надобности позволять допрашиваемому "развёртывать ложь".Целесообразно это в том случае, когда следователь имеет достоверные данные по поводу обстоятельств дела. Лживые показания немедленно отклоняются, ложь пресекается путём предъявления имеющихся доказательств.
    6. Выжидание. В сознании заинтересованного в исходе дела свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого происходит борьба мотивов, одни из которых побуждают к даче ложных показаний, другие - к правдивости. Учитывая эти колебания допрашиваемого, следователь, сообщает определённую информацию, умышленно "закладывает" в его сознании основания, обеспечивающие победу полезных мотивов и делает перерыв в допросе, выжидая, пока сам допрашиваемый не откажется от ложных показаний.
    7. Допущение легенды. Следователь зная, что допрашиваемый даёт ложные показания, создаёт возможность изложить их и выговориться. При этом допрашиваемый обязательно придёт в противоречие со своими прежними утверждениями. Следователь делает вид, что верит его показаниям, внимательно его слушает и зафиксировав всё в протоколе, разрушает легенду.
    8. "Вызов". Этот приём применяется тогда, когда допрашиваемый не желает вести логические рассуждения. Для того, чтобы он согласился на дуэль следователь преднамеренно акцентирует внимание на некоторых слабо доказанных местах и фактах, которые допрашиваемый в состоянии опровергнуть. Таким путём он втягивается в рассуждения и в этот момент следователь сообщает ему факты, подкреплённые доказательствами. Допрашиваемый старается справиться с ними также как и с предыдущими, но это не возможно в силу их объективности. Это может вызвать у него состояние растерянности, фрустрацию. И он вынужден сообщать то, что имело место в действительности.
    9. Внезапность. Когда допрашиваемый даёт ложные показания, ему внезапно задаётся вопрос или предъявляется доказательство, о наличии которого он не знал. Это разрушает систему заранее подготовленных ложных ответов и вызывает стресс у допрашиваемого. Он затрудняется связать внезапно полученный материал с тем, который он до этого придумал и не может быстро сформулировать очередной ложный ответ.
    10. Последовательность. Этот приём противоположен внезапности и применяется тогда, когда необходимо добиться постепенного нарастания психического напряжения у лгущего допрашиваемого. Для этого следователь последовательно в нарастающем порядке предъявляет доказательства, подробно разъясняя значение каждого из них. Дав ему почувствовать силу собранных доказательств, следователь показывает допрашиваемому бесплодность его попыток говорить ложь.
    11. Отвлечение внимания. В этом случае, чтобы усыпить бдительность допрашиваемого, следователь не акцентирует внимание на главном вопросе, а как бы растворяет его в числе других.
    12. Форсированный темп. Нередко допрашиваемый в ходе допроса медлит, тянет время, старается обдумать и подготовить свои ответы, чтобы они соответствовали известным следователю обстоятельствам. Навязывая допрашиваемому повышенную активность, следователь берёт инициативу в свои руки, опережая ход его мыслей, не давая возможности для размышления и уловок.
    13. Создание определённого представления об осведомлённости следователя. В этом случае, следователь преднамеренно сообщает допрашиваемому определённые факты или сведения. В результате допрашиваемый приходит к выводу, что ему известно многое и начинает давать правдивые показания.
    14. Повторность. Этот приём рассчитан на то, что допрашиваемый оказывается не в состоянии на очередном допросе, повторить показания в точности, что и на предыдущем.

3.4. Стадия фиксации результатов допроса.

Получив показания допрашиваемого и убедившись, что сделано все  для достижения поставленных целей, следователь приступает к фиксации результатов допроса в протоколе. Здесь решается мыслительная задача в какой мере полученная информация соответствует предмету допроса и в какой последовательности следует фиксировать эти данные.

3.5 Стадия анализа и оценки результатов допроса.

Рекомендуется изучать и оценивать  результаты допроса сразу после  его проведения. В ходе анализа показаний выясняется позиция допрашиваемого в отношении событий, фактов, о которых его спрашивали. Следователь оценивает их правдоподобность, сопоставляет с имеющимися доказательствами. В ходе анализа необходимо обращать внимание на объективные и субъективные факторы, которые влияют на мотивы поведения допрашиваемого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДОПРОСА.

Показания свидетелей и потерпевших - это есть исходящая от них информация о фактах, которые имеют значение для дела. В связи с этим, в психологии свидетельских показаний рассматриваются пути прохождения этой информации от источников получения ее свидетелем до передачи ее лицу, ведущему расследование и закрепления в установленной процессуальным законом форме.

Процесс формирования свидетельских показаний и пути прохождения этой информации можно разбить на следующие основные этапы:

1. Восприятие и запоминание лицом,  которое может быть вызвано  и допрошено в качестве свидетеля,  фактов, имеющих значение для  дела.

2. Сохранение в памяти таким  лицом воспринятых и запомненных фактов.

3. Воспроизведение на допросе  сохраненных в памяти фактов.

4. Процессуальное оформление результатов  допроса. 

Первоначальным средством получения  информации свидетелем об исследуемом  событии служат ощущения, в которых отражаются отдельные свойства и стороны явлений окружающей действительности.

Следует иметь в виду, что способность  ощущать явления реального мира индивидуальна (она может быть у отдельных лиц повышенной, у других пониженной, у третьих носить патологический характер). Острота отдельных органов чувств может в значительной степени возрастать под влиянием тренировки. Восприимчивость к отдельным раздражителям даже у одних и тех людей бывает различной в зависимости от их физического и психического состояния. Все это очень важно учитывать при проверке показаний , особенно в тех случаях, когда у следователя возникает сомнение в способности свидетеля видеть, слышать или как-то иначе ощущать описываемое явление.

На полноту и точность восприятий влияют прошлый опыт свидетеля, его знания, потребности, интересы и, самое главное, то, какие цели и задачи ставил перед собой воспринимающий, потому что с этим связана избирательность восприятия.

Точность и полнота получаемой информации зависит от объема и характера  внимания, эмоциональной окраски восприятий, содержания деятельности воспринимающего, его установки.

Свидетель, воспринимая то или иное явление, осмысливает и истолковывает  его, используя различные мыслительные операции и логические приемы. Однако, нередко приходится сталкиваться с ситуациями искажения информации и ошибок при восприятии. К таким ошибкам относятся: оптические, слуховые и иные искажения при ощущении и восприятии, неверные оценки размеров, расстояния, количества и т. д.

На точность восприятия очень пагубно действует испуг, особенно в том случае, когда сам объект восприятия носит угрожающий характер. Как правило, люди склонны преувеличивать пережитые опасности. Острые переживания также снижают полноту и точность восприятия. Восприятие может быть искажено вследствие предубеждения или симпатии.

Иногда, стремясь к образованию  логически цельной картины происшедшего события, если часть ее не была им воспринята, свидетель старается заполнить имеющиеся пробелы данными почерпнутыми из своего прошлого опыта и расценивает их как естественные, т. е. домысливает ситуацию. Воспринимая то или иное явление, будущий свидетель (подчас и сам того не замечая) истолковывает, осмысливает и постигает его, используя различные мыслительные операции и логические приемы.

При восприятии свидетелями тех или иных фактов, событий или обстоятельств большое влияние оказывают объективные и субъективные факторы.

К объективным факторам, влияющим на формирование показаний свидетелей и потерпевших относятся:

  • Объективные факторы.
  • Расстояние до объекта наблюдения.
  • Время восприятия свидетелем интересующего следствие события или факта.
  • Метеорологические условия (туман, солнце, дождь, снег и т. д. )
  • Условия освещения наблюдаемого объекта.
  • Сила раздражителя воспринимаемого объекта (резкий скрип тормозов, яркость света от загоревшегося в темноте источника и т. д. ).
  • Объем полученной информации (крушение поезда, массовые беспорядки и т. д. ).

Вышеперечисленные объективные условия  восприятия в одних случаях могут  играть положительную роль, в других отрицательную.

Информация о работе Психология допроса