Негативные особенности проявляются
в следующем:
- наличие психологических барьеров в общении;
- зависимость результатов допроса от надежности показаний свидетелей и потерпевших;
- технические сложности в проведении
допроса.
Как и любое другое следственное
действие, допрос имеет свое собственное
психологическое содержание:
- изучение психологических особенностей личности допрашиваемого: его мотивов, интересов, особенностей
темперамента и характера и т.д.;
- изменение психического состояния допрашиваемого: аффективного, фрустрационного и т.п.;
- установление психологического контакта с допрашиваемым и развитие доверительных отношений с ним;
- оказание правомерного психологического воздействия на допрашиваемого;
- использование тактико-психологических приемов для получения информации по расследуемому делу.
Допрос представляет собой самостоятельный
и сложный вид деятельности, состоящий
из совокупности отдельных действий.
В психологической литературе
допрос представлен следующими основными
стадиями: психологическая подготовка
к допросу, осуществление допроса, применение
методов психологического воздействия,
фиксация результатов допроса, анализ
и оценка результатов допроса.
3.1 Психологическая подготовка к допросу.
Психологическая готовность - обязательная
предпосылка эффективности любой
деятельности человека. Готовность - это
избирательная активность личности,
направленная на получение результата
выбранной деятельности.
Если допрос ведётся неуверенно,
без определённой системы, не последовательно,
то это свидетельство того, что следователь
к нему не подготовлен.
Психологическая подготовка предполагает:
- Осознание потребности в получении информации от допрашиваемого;
- Определение цели допроса;
- Предвидение условий, в которых будет проходить
допрос, использование своего прошлого
опыта в подобных ситуациях;
- Определение наиболее подходящих тактических приёмов и разработку мысленного плана допроса.
Следователь должен знать с чего
начать допрос, какие вопросы задать,
какие психологические приёмы применить
для воздействия на допрашиваемого. Следователь
настраивается на определённое поведение
при допросе, учитывает противодействие
со стороны допрашиваемого. Внешне психологическая
готовность к допросу проявляется в уверенных
движениях, убедительной речи и т.д., что,
конечно, ощущает и допрашиваемый. Кроме
этого, на эффективность допроса оказывает
влияние целый ряд факторов. Это и выбор
времени и места допроса, и воздействие
посторонних раздражителей, и обстановка
в кабинете следователя, и применение
магнитофонной записи,и поведение следователя
во время допроса и т.д.
3.2 Стадия осуществления допроса.
При проведении допроса необходимо
учитывать психологию его участников
в зависимости от категории лиц
подлежащих допросу. Следователь объявляет,
в качестве кого лицо будет допрошено,
его процессуальные права и предлагает
дать показания по существу. Допрашиваемый
в свободной форме даёт показания. Следователь
анализирует эти сведения и в зависимости
от их оценки выбирает методы психологического
воздействия. Путём психологического
воздействия не только оказывается помощь
подозреваемому в восстановлении отдельных
фактов и событий, но и преодолеваются
внутренние колебания при решении дать
правдивые показания.
Необходимым условием успешного
проведения допроса является установление
психологического контакта с допрашиваемым.
Необходимость установления такого контакта
обусловлена следующими обстоятельствами.
- Цели установления психологического контакта.
- Активизация психической деятельности субъекта в предстоящем общении.
- Снятие предубеждения, настороженности у субъекта общения.
- Облегчение процесса психологической адаптации.
В этом аспекте представляют интерес
основные этапы установления психологического
контакта.
а. Прогнозирование общения и процесса
установления психологического контакта.
б. Создание внешних условий, облегчающих
установление контакта.
в. Проявление внешних коммуникативных
свойств в начале зрительного
контакта.
г. Изучение психического состояния,
отношения субъекта к начавшемуся
общению.
д. Действия по ликвидации помех в
общении.
е. Возбуждение интереса к раскрытию
действия во время предстоящего общения.
3.3 Стадия применение методов психологического
воздействия.
В ходе допроса применяется совокупность
психологических методов воздействия
на допрашиваемого. Они могут быть квалифицированы
в зависимости от ситуации, которая складывается
между следователем и допрашиваемым на:
- методы, используемые в безконфликтных ситуациях допроса;
- методы, используемые в конфликтных ситуациях.
К первой группе приёмов допроса
относятся:
- Смежность. Здесь запоминание событий происходит по принципу ассоциаций. В памяти допрашиваемых образуются
смежные ассоциации между образами предметов
и явлений в том порядке, в каком они воспринимались.
Чтобы помочь воспроизвести образ того,
что интересует следователя, допрашиваемому
могут показать обстановку места происшествия,
что помогает ему вспомнить само событие.
- Сходность. Этот приём используется для восстановления в памяти допрашиваемого, имеющих значение для
дела, но забытых представлений, мыслей,
чувств, путём предъявления ему не относящихся
к данному делу, но сходных объектов или
понятий. Например, предъявив допрашиваемому
фотографию можно вызвать представление
не только о самом человеке, но и его действиях.
- Контрастность. Сущность данного приёма состоит в сравнении противоположных объектов (чёрное - белое,
большой - маленький и т.д.). Например, если
событие имело место зимой, то, напомнив
ему о летнем периоде, можно помочь восстановить
в его памяти забытое время.
- Разобщение. Этот приём построен на разъединении образовавшихся при восприятии связей, выявлении отдельных признаков и свойств.
- Перифраза. Допрашиваемый может воспроизводить сведения в категориях и выражениях, которыми
он не владеет или они подсказаны ему другими
людьми. Для их проверки, по просьбе следователя
допрашиваемый повторяет их другими словами,
перефразирует.
- Наглядность. Данный приём применяется тогда, когда допрашиваемый затрудняется выразить словами свойства,
признаки предмета и т.д. В этих случаях
предъявляются шкала цветов, рисунки,
модели. Можно попросить допрашиваемого
изобразить на бумаге то, что он затрудняется
описать словами.
Методы, применяемые в конфликтных
ситуациях:
- Снятие напряжения. Довольно часто во время допроса допрашиваемый испытывает сильное душевное
волнение. В результате чего не может связно
и последовательно изложить сведения.
Такое состояние может быть вызвано непривычной
обстановкой, чувством тревоги, боязни
сказать что-то лишнее и т.д. Чтобы снять
напряжение, необходимо дать ему время
освоится с обстановкой, успокоиться,
а затем переходить к допросу. Это достигается
благожелательным отношением к допрашиваемому,
убеждением в неправильности избранной
им позиции, нереальности его планов, расчётов
и т.д.
- Создание напряжения. Подобное состояние следователь
создаёт путём воздействия на эмоциональную
сферу допрашиваемого, разрушая его уверенность
в правильности избранной позиции. Если
допрашиваемый характеризуется повешенной
эмоциональной возбудимостью и импульсивностью,
то данный приём даёт существенные результаты.
- Использование положительных свойств личности допрашиваемого. Во многих случаях обращение к положительным
свойствам личности приносит пользу в
расследовании преступлений. Особенно
в отношении лиц, которые дают ложные показания.
Поэтому аппелируя к честности допрашиваемого,
его заслугам в прошлом, авторитету в коллективе,
его можно склонить к откровенности и
правдивости на допросе.
- Использование слабых мест личности. Имея в виду особенности психики личности (вспыльчивость, склонность к переживаниям
и т.д.) можно добиться правильных показаний
на допросе. В гневе допрашиваемый может
сказать то, что в обычном состоянии не
сказал бы.
- Пресечение лжи. Этот приём применяется тогда, когда нет надобности позволять допрашиваемому "развёртывать
ложь".Целесообразно это в том случае,
когда следователь имеет достоверные
данные по поводу обстоятельств дела.
Лживые показания немедленно отклоняются,
ложь пресекается путём предъявления
имеющихся доказательств.
- Выжидание. В сознании заинтересованного в исходе дела свидетеля,
потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого
происходит борьба мотивов, одни из которых
побуждают к даче ложных показаний, другие
- к правдивости. Учитывая эти колебания
допрашиваемого, следователь, сообщает
определённую информацию, умышленно "закладывает"
в его сознании основания, обеспечивающие
победу полезных мотивов и делает перерыв
в допросе, выжидая, пока сам допрашиваемый
не откажется от ложных показаний.
- Допущение легенды. Следователь зная, что допрашиваемый даёт ложные показания, создаёт возможность
изложить их и выговориться. При этом допрашиваемый
обязательно придёт в противоречие со
своими прежними утверждениями. Следователь
делает вид, что верит его показаниям,
внимательно его слушает и зафиксировав
всё в протоколе, разрушает легенду.
- "Вызов". Этот приём применяется тогда, когда допрашиваемый не желает вести логические рассуждения. Для того, чтобы он согласился на дуэль следователь преднамеренно акцентирует внимание
на некоторых слабо доказанных местах
и фактах, которые допрашиваемый в состоянии
опровергнуть. Таким путём он втягивается
в рассуждения и в этот момент следователь
сообщает ему факты, подкреплённые доказательствами.
Допрашиваемый старается справиться с
ними также как и с предыдущими, но это
не возможно в силу их объективности. Это
может вызвать у него состояние растерянности,
фрустрацию. И он вынужден сообщать то,
что имело место в действительности.
- Внезапность. Когда допрашиваемый даёт ложные показания, ему внезапно задаётся вопрос или предъявляется доказательство, о наличии которого
он не знал. Это разрушает систему заранее
подготовленных ложных ответов и вызывает
стресс у допрашиваемого. Он затрудняется
связать внезапно полученный материал
с тем, который он до этого придумал и не
может быстро сформулировать очередной
ложный ответ.
- Последовательность. Этот приём противоположен внезапности и применяется тогда, когда необходимо добиться
постепенного нарастания психического
напряжения у лгущего допрашиваемого.
Для этого следователь последовательно
в нарастающем порядке предъявляет доказательства,
подробно разъясняя значение каждого
из них. Дав ему почувствовать силу собранных
доказательств, следователь показывает
допрашиваемому бесплодность его попыток
говорить ложь.
- Отвлечение внимания. В этом случае, чтобы усыпить бдительность допрашиваемого,
следователь не акцентирует внимание
на главном вопросе, а как бы растворяет
его в числе других.
- Форсированный темп. Нередко допрашиваемый в ходе допроса медлит, тянет время, старается обдумать
и подготовить свои ответы, чтобы они соответствовали
известным следователю обстоятельствам.
Навязывая допрашиваемому повышенную
активность, следователь берёт инициативу
в свои руки, опережая ход его мыслей, не
давая возможности для размышления и уловок.
- Создание определённого представления об осведомлённости
следователя. В этом случае, следователь
преднамеренно сообщает допрашиваемому
определённые факты или сведения. В результате
допрашиваемый приходит к выводу, что
ему известно многое и начинает давать
правдивые показания.
- Повторность. Этот приём рассчитан на то, что допрашиваемый оказывается не в состоянии на очередном
допросе, повторить показания в точности,
что и на предыдущем.
3.4. Стадия фиксации результатов допроса.
Получив показания допрашиваемого
и убедившись, что сделано все
для достижения поставленных целей,
следователь приступает к фиксации результатов
допроса в протоколе. Здесь решается мыслительная
задача в какой мере полученная информация
соответствует предмету допроса и в какой
последовательности следует фиксировать
эти данные.
3.5 Стадия анализа и оценки результатов
допроса.
Рекомендуется изучать и оценивать
результаты допроса сразу после
его проведения. В ходе анализа
показаний выясняется позиция допрашиваемого
в отношении событий, фактов, о которых
его спрашивали. Следователь оценивает
их правдоподобность, сопоставляет с имеющимися
доказательствами. В ходе анализа необходимо
обращать внимание на объективные и субъективные
факторы, которые влияют на мотивы поведения
допрашиваемого.
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДОПРОСА.
Показания свидетелей и потерпевших
- это есть исходящая от них информация
о фактах, которые имеют значение для дела.
В связи с этим, в психологии свидетельских
показаний рассматриваются пути прохождения
этой информации от источников получения
ее свидетелем до передачи ее лицу, ведущему
расследование и закрепления в установленной
процессуальным законом форме.
Процесс формирования свидетельских
показаний и пути прохождения этой информации
можно разбить на следующие основные этапы:
1. Восприятие и запоминание лицом,
которое может быть вызвано
и допрошено в качестве свидетеля,
фактов, имеющих значение для
дела.
2. Сохранение в памяти таким
лицом воспринятых и запомненных фактов.
3. Воспроизведение на допросе
сохраненных в памяти фактов.
4. Процессуальное оформление результатов
допроса.
Первоначальным средством получения
информации свидетелем об исследуемом
событии служат ощущения, в которых
отражаются отдельные свойства и стороны
явлений окружающей действительности.
Следует иметь в виду, что способность
ощущать явления реального мира
индивидуальна (она может быть у отдельных
лиц повышенной, у других пониженной, у
третьих носить патологический характер).
Острота отдельных органов чувств может
в значительной степени возрастать под
влиянием тренировки. Восприимчивость
к отдельным раздражителям даже у одних
и тех людей бывает различной в зависимости
от их физического и психического состояния.
Все это очень важно учитывать при проверке
показаний , особенно в тех случаях, когда
у следователя возникает сомнение в способности
свидетеля видеть, слышать или как-то иначе
ощущать описываемое явление.
На полноту и точность восприятий
влияют прошлый опыт свидетеля,
его знания, потребности, интересы и, самое
главное, то, какие цели и задачи ставил
перед собой воспринимающий, потому что
с этим связана избирательность восприятия.
Точность и полнота получаемой
информации зависит от объема и характера
внимания, эмоциональной окраски восприятий,
содержания деятельности воспринимающего,
его установки.
Свидетель, воспринимая то или иное
явление, осмысливает и истолковывает
его, используя различные мыслительные
операции и логические приемы. Однако,
нередко приходится сталкиваться
с ситуациями искажения информации и ошибок
при восприятии. К таким ошибкам относятся:
оптические, слуховые и иные искажения
при ощущении и восприятии, неверные оценки
размеров, расстояния, количества и т.
д.
На точность восприятия очень пагубно
действует испуг, особенно в том случае,
когда сам объект восприятия носит угрожающий
характер. Как правило, люди склонны преувеличивать
пережитые опасности. Острые переживания
также снижают полноту и точность восприятия.
Восприятие может быть искажено вследствие
предубеждения или симпатии.
Иногда, стремясь к образованию
логически цельной картины происшедшего
события, если часть ее не была им воспринята,
свидетель старается заполнить имеющиеся
пробелы данными почерпнутыми из своего
прошлого опыта и расценивает их как естественные,
т. е. домысливает ситуацию. Воспринимая
то или иное явление, будущий свидетель
(подчас и сам того не замечая) истолковывает,
осмысливает и постигает его, используя
различные мыслительные операции и логические
приемы.
При восприятии свидетелями тех или
иных фактов, событий или обстоятельств
большое влияние оказывают объективные
и субъективные факторы.
К объективным факторам, влияющим
на формирование показаний свидетелей
и потерпевших относятся:
- Объективные факторы.
- Расстояние до объекта наблюдения.
- Время восприятия свидетелем интересующего следствие события или факта.
- Метеорологические условия (туман, солнце, дождь, снег и т. д. )
- Условия освещения наблюдаемого объекта.
- Сила раздражителя воспринимаемого объекта (резкий скрип тормозов, яркость света от загоревшегося
в темноте источника и т. д. ).
- Объем полученной информации (крушение поезда, массовые беспорядки и т. д. ).
Вышеперечисленные объективные условия
восприятия в одних случаях могут
играть положительную роль, в других
отрицательную.