Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 02:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение тактики допроса свидетеля и потерпевшего на базе достижений различных наук юридического и неюридического профиля.
Достижению указанной цели, на мой взгляд, при написании курсовой работы будет служить решение следующих задач:
изучение требования уголовно-процессуального законодательства, относящегося к производству допроса свидетеля и потерпевшего на стадии предварительного следствия и в судебном разбирательстве;
исследование тактико-криминалистических приемов и рекомендаций, используемых при производстве допроса свидетеля и потерпевшего;
Введение………………………………………………………………………........3
ГЛАВА 1. ТАКТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ДОПРОСА СВИДЕТЕЛЕЙ И ПОТЕРПЕВШИХ…………………………..............................6
1.1 Общие положения тактики допроса свидетелей и потерпевших…………..6
1.2 Особенности оценки показаний свидетелей и потерпевших……………...13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ ДОПРОСА СВИДЕТЕЛЕЙ……………………………………………………………………19
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ ДОПРОСА ПОТЕРПЕВШИХ…………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………..32
Список использованных источников……………………………………………34
В качестве свидетеля может быть лицо, в отношении которого имеются основания полагать, что ему известны какие-либо обстоятельства по уголовному делу, вызванное органом, ведущим уголовный процесс, для дачи показаний либо дающее показания. Не могут быть допрошены в качестве свидетеля подозреваемый, лица, которые в силу возраста, физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, подлежащие установлению по уголовному делу, и давать о них показания, адвокаты, их стажёры, защитники, прокурор, следователь, дознаватель, помощник судьи, священнослужитель, врач, лица, оказавшие конфиденциальную помощь в раскрытии преступления об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей.
Свидетели обязаны
давать показания по расследуемому
уголовному делу. Лицо не обязано свидетельствовать
против самого себя, своего супруга и близких
родственников (ст. 60 УПК РБ). До их вызова
на допрос следователь выполняет такие
организационно-
1) изучает материалы
дела для решения вопроса о
наличии оснований вызова
2) определяет предмет показаний;
3) принимает решение о способе вызова, месте и времени допроса;
4) подготавливает средства фиксации показаний;
5) составляет план производства допроса [6,с. 194].
Свидетель вызывается на допрос повесткой, вручаемой под расписку.
Свидетеля рекомендуется допрашивать в рабочем кабинете следователя, поскольку официальная обстановка побуждает к осознанию серьезности предстоящего допроса, способствует установлению деловой атмосферы. Однако в ряде случаев допрос свидетеля в кабинете следователя невозможен по объективным причинам или нецелесообразен по тактическим соображениям.
Определяя время явки свидетеля на допрос, необходимо учитывать следующие соображения:
1) вызов на
допрос в удобное для
2) время явки
свидетеля должно быть выбрано
так, чтобы он не ожидал
Решая вопрос о
времени производства допроса, следователь
исходит из того, что чем меньше
времени пройдёт между
3) вызывая свидетелей
по одному и тому же
Выполнение последнего
правила обеспечивается вызовом
свидетелей в разные часы, а иногда
и дни. Первыми рекомендуется
допрашивать тех из них, которые
могут дать наиболее полные и точные
показания, либо такие, которые необходимы
для пресечения преступлений и задержания
виновных лиц. Вместе с тем следует
учитывать возможную
Свидетели подразделяются на свидетелей-очевидцев, которые видели, как происходило расследуемое событие, и свидетелей, которые могут показать о различных обстоятельствах, связанных с происшедшим событием (приметах лица, совершившего преступление, свидетелях-очевидцах, орудии преступления и т.п.). Среди очевидцев выделяются активные свидетели-очевидцы и пассивные. К активным относятся те, кто пытался пресечь, предотвратить преступное посягательство, принимал участие в задержании лица, совершившего преступление, вызывал милицию, оказывал помощь потерпевшим и т.д. Их активная роль нередко приводит к довольно сильному психическому напряжению, которое может помешать восприятию каких-либо фрагментов происшедшего. В показаниях таких очевидцев возможны различные дефекты, пробелы, искажения, преувеличения своей роли в пресечении преступного посягательства [21, с. 78].
Пассивные очевидцы
подразделяются на две группы. Первую
составляют очевидцы, которые имели
возможность действовать
В начале допроса свидетеля основное внимание уделяется установлению с ним надлежащего психологического контакта. Большая роль в этом принадлежит уважительному, доброжелательному обращению со свидетелем. Не лишним будет выражение благодарности за явку и готовность помочь следствию. Если у следователя нет оснований сомневаться в добросовестности свидетеля, то предупреждение об уголовной ответственности по ст. 401 и 402 УК РБ за дачу заведомо ложных показаний и отказ от дачи показаний должно быть сделано так, чтобы не обидеть необоснованным подозрением в возможном лжесвидетельстве. Можно, например, сказать, что у следствия нет сомнений в том, что допрашиваемый сообщит правдиво все, что ему известно по делу, но разъяснение положений ст. 401 и 402 УК РБ предусмотрено законом и подлежит неукоснительному соблюдению.
Предупреждение же лица, которое может дать ложные показания или попытается скрыть правду, должно быть сделано достаточно четко и ясно. Желательно разъяснить такому лицу, что ложными считаются не только показания, в которых сознательно извращается истина, но также и ссылка на то, что «не видел», «не заметил», «не помню», если в действительности видел, заметил, запомнил. При необходимости ему можно сообщить, что у следствия есть много способов установить истину и изобличить лицо в сообщении ложных сведений.
При допросе недобросовестного
свидетеля, уклоняющегося от сообщения
каких-либо сведений, дающего ложные
показания, важно выяснить и нейтрализовать
мотивы его позиции. Большое значение
может иметь обращение к
Ускорение темпа допроса при постановке дополнительных, контрольных, уличающих вопросов ограничивает возможности допрашиваемого найти приемлемое объяснение различным имеющимся в его показаниях противоречиям. При допросе свидетелей важное значение имеют приемы оказания помощи в преодолении добросовестного заблуждения и припоминании забытых фактов и обстоятельств. Преодолеть заблуждение во многих случаях помогает выяснение условий наблюдения и субъективных возможностей допрашиваемого лица. Например, выясняя по одному делу причины расхождений в показаниях очевидцев, следователь неожиданно для себя установил, что две свидетельницы ошибочно восприняли некоторые обстоятельства происшедшего, поскольку страдали близорукостью и в момент случившегося были без очков. Припоминанию способствуют благоприятная атмосфера допроса, спокойный, деловой тон его ведения следователем. Допрос должен проводиться без спешки, не рекомендуется без необходимости прерывать свободный рассказ.
Воспринятые события
и предметы запечатлеваются в
памяти и определенной связи между
собой, а также в связи с
впечатлениями и
Для действия ассоциации по времени следует рекомендовать лицу, дающему показания, вести рассказ в том порядке, в каком развивались события. В других ситуациях может помочь напоминание о последствиях события, его связи с какими-либо обстоятельствами личной жизни допрашиваемого (день рождения, праздник, выезд за город и т.п.). Чтобы определить время, в течение которого происходило то или иное событие, рекомендуется вспомнить, как оно развивалось в деталях, в какой последовательности, определить время каждого эпизода и суммировать все эти отрезки.
Для использования ассоциации в пространстве можно показать предмет, имеющий отношение к событию, или фотографию места происшествия. Восстановлению в памяти забытого будут способствовать допрос на месте происшествия, использование при допросе различных схем, рисунков, чертежей, а также макетов, особенно по делам о дорожно-транспортных происшествиях. Предложение допрашиваемому начертить схему, нарисовать тот или иной объект уже само по себе обычно способствует мысленному возвращению к деталям происшедшего и благоприятствует воспоминанию.
Ассоциации по сходству можно использовать для того, чтобы вспомнить забытую фамилию, внешность человека и т.п. Для припоминания фамилии следует предложить просмотреть, например, телефонную книгу с фамилиями абонентов. Рекомендуется использовать и такие системы, как «фоторобот», рисованный портрет, альбомы образцов различных тканей, фасонов одежды и т.п.
Использование ассоциаций по контрасту основано на противопоставлении различных объектов и явлений (высокий – низкий, черный – белый, толстый – тонкий и т.п.) [14, с. 233].
В отдельных случаях преодолеть добросовестное заблуждение и оказать допрашиваемому помощь в припоминании можно путем предъявления доказательств: оглашения показания, воспроизведения фонограмм допроса других лиц. С этой целью могут быть предъявлены вещественные доказательства, различные документы, видеозапись или киноленты места происшествия и окружающей обстановки, а также проведено предъявление для опознания лиц, и предметов.
Таким образом, процесс формирования свидетельских показаний состоит из восприятия, запоминания и воспроизведения на допросе обстоятельств расследуемого преступления. Восприятие представляет собой процесс отражения в человеческом сознании события преступления или его отдельных деталей на основе зрительных и слуховых, реже обонятельных, осязательных и вкусовых ощущений. Запоминание еще более сложный процесс образования в памяти свидетеля образов (представлений), связанных с воспринятыми фактами. Воспроизведение состоит в том, что свидетель на допросе, оживляя в своей памяти образы (представления), запечатлевшиеся в результате восприятия и запоминания, сообщает соответствующие сведения следователю [20,с. 96].
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ ДОПРОСА ПОТЕРПЕВШИХ
Потерпевшим является лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. Потерпевший является специфическим субъектом допроса. Его особое положение определяется во многом своеобразными психическими переживаниями, обусловленными совершенным преступлением и его последствиями. Возникающие под воздействием преступления страх, боль, физические страдания, желание освободиться от преступного посягательства или скорее его прекратить, возбуждение и напряжение, обусловленные борьбой, образуют сложное, своеобразное психическое состояние потерпевших.
В результате сложившегося психо-эмоционального состояния в показаниях потерпевших встречаются: 1) различного рода преувеличения о некоторых моментах пережитого события; 2) обобщенность в первоначальных объяснениях и показаниях о действиях виновных лиц («все держали», «все активно участвовали»); 3) пробелы, пропуски при описании некоторых важных элементов происшедшего; 4) заблуждения относительно последовательности развития – путаница, перестановка при воспроизведении его отдельных деталей и действий конкретных участников преступления. На основании этих данных было бы неверно делать вывод о неправильности получаемой от потерпевших информации для установления истины по делу. Изъяны и пробелы в передаваемой потерпевшими информации обычно не носят всеобъемлющего характера и касаются лишь отдельных обстоятельств происшедшего.
При допросе потерпевшего
необходимо в каждом случае учитывать
глубину его психических
Если допрос потерпевшего отложить невозможно, то целесообразно предусмотреть его повторный допрос в более спокойной обстановке, когда переживаемые им чувства потеряют свою остроту, а память обретет временно утраченную способность к воспроизведению.
В целях активизации мыслительной деятельности потерпевшего по припоминанию отдельных обстоятельств случившегося надо разъяснить ему важность получения как можно более полных сведений о преступлении и лицах, его совершивших.
Информация о работе Психология допроса потерпевшего и свидетеля