Психология здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 15:28, реферат

Краткое описание

Основные задачи, которые входят в сферу интересов психологии здоровья:
Определение базисных понятий психологии здоровья;
Исследование и систематизация критериев психологического и социального здоровья;
Методы диагностики и самооценки психического и социального здоровья;
Факторы ЗОЖ (формирование, сохранение и укрепление здоровья).
Психологические методы мотивирования к здоровью;
Психологические механизмы здорового поведения;
Профилактика психических и психосоматических заболеваний и т.д.

Содержание

Введение проблем
1. Понятие психологии здоровья
2. Возрастные особенности
3. Проблемы диагностики
4. Психология здоровья в подростковом возрасте
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

психлолгия здоровья.docx

— 33.45 Кб (Скачать файл)

ОТКАЗ ВЫНУЖДЕННЫЙ РЕАЛЬНЫЙ – собирательное понятие, означающее разнообразные негативные условия  и факторы, содействующие появлению  заболевания. К ним могут относиться: недостаток любви в жизни, материальный недостаток, семейные раздоры, несчастливое супружество, неблагоприятные социальные условия, строгость нравственных требований к личности.

ОТНОШЕНИЕ – субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В психологии – в самом  общем виде – взаиморасположение объектов и их свойств. Отношение может наличествовать как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное отношение между явлениями), так и в случае выделенного неизменного объекта в его связях с другими объектами, явлениями и свойствами (например, отношение субъекта.

 

3. Проблема диагностики

В рамках программы "Здоровое поколение" в 2004 году в кабинете психотерапии проводилось диспансерное обследование и наблюдение подростков 1992 - 1993 гг. рождения. Это новое направление  в работе кабинета обусловлено всё  возрастающей социальной напряжённостью, увеличением количества психопатологических  проявлений у населения, в том  числе и у подростков. Цель данной работы - выявление группы риска  и проведение психопрофилактических  мероприятий, адаптирующих подростков к обстановке. Работа проводилась  совместно с подростковым отделением по следующему плану: психодиагностическое тестирование (тест СМОЛ), результаты которого подросток обсуждал с психологом. При необходимости психолог направлял  подростка к психотерапевту для  проведения психокоррекции и назначения медикаментозной терапии. Повторное посещение психотерапевта и проведение контрольного тестирования проводилось в сроки от 1 месяца до полугода. Следует отметить, что в период наблюдения за подростком активное участие в работе принимали родители, чаще матери, с которыми проводилась семейная психотерапия.

В 2004 г. обследовано 92 подростка. Данные клинического и психологического обследований позволили выделить следующие  группы:

а) с нормальной психологической  реакцией - 50 подростков;

б) с расстройствами приспособительных  реакций, которые проявлялись беспокойством, напряжённостью, повышенной утомляемостью, ощущением неспособности справиться с ситуацией, симптомами вегетативной дисфункции, нарушениями сна, - 34 подростка;

в) с расстройством адаптации  и наличием более выраженных депрессивных нарушений - 5 подростков;

г) с психоорганическим синдромом - 3 подростка.

Расстройство приспособительных  реакций всегда было связано с  психотравмирующим фактором и расценивалось  нами как неврастеническое состояние (шифр F-48.0 по МКБ -10). Наиболее часто  встречающейся сопутствующей патологией в этой группе были гастродуоденит с гиперсекрецией желудочного сока и аллергические заболевания (поллиноз, аллергический дерматит, бронхиальная астма).

Проведение психокоррекции, назначение метаболической терапии (глицин, ноотропил, пантогам), витаминотерапии, седативной фитотерапии (нервофлюкс, персен, новопассит) в комплексе с физиотерапевтическими процедурами и лечебной гимнастикой давали положительную динамику как в клинике, так и по данным повторного психологического обследования.

Так, например, пациент С. 1982 г.р., и/б 11800, обратился в марте 1999 года с жалобами на раздражительность, утомляемость, неустойчивый сон. Своё состояние связывал с интенсивной интеллектуальной нагрузкой (занятия в школе, подготовительные курсы). Анамнез - не отягощен, наблюдался аллергологом с диагнозом бронхиальная астма.

Психологическое тестирование - в границах нормы, однако в клинической  картине выражена тревожная симптоматика, эмоционально вегетативная неустойчивость и сниженная активность. Проведены  психокоррекция, семейная психотерапия, назначены: глицин 300 мг в сутки, берокка, контрастный душ. Через неделю - повторная психокоррекция, семейная психотерапия.

Динамическое наблюдение и повторное тестирование, проведённые  через два месяца, выявили, что  жалоб у подростка нет, считает, что за истекший период "стал самим  собой", выше фон настроения, более  устойчив к психологическим нагрузкам.

Тестирование указывало  на положительную динамику: уменьшилась  тревожность и эмоциональная  лабильность, улучшилось настроение. Вместе с тем повысилась импульсивность, неудовлетворённость ситуацией  домашней гиперопёки.

Пациент приглашен для  дальнейшей работы.

Пациенты с расстройством  адаптаций и наличием более выраженных депрессивных нарушений жаловались на падение активности, работоспособности, снижение способности радоваться, нарушение  сна, похудание. Выявлялась заниженная самооценка и неуверенность в  себе. Развитие подобных состояний  сопровождалось как психотравмирующей  ситуацией, так и наличием соматической патологии. Сопутствующими заболеваниями  у 2-х подростков был гепатит С, у 2-х - гастродуоденит с гиперсекрецией желудочного сока, у 1 - ювенильная струма. Подобное состояние расценивалось нами как депрессивная реакция (шифр F-320 и321 МКБ-10), что подтверждалось данными психологического тестирования. Проводились повторная психокоррекция, семейная психотерапия, назначались препараты, улучшающие метаболизм клеток мозга в сочетании с вегетотропными нейролептиками, витаминотерапией, массажем воротниковой зоны, лечебной гимнастикой. Наблюдение за подростками и динамическое психодиагностическое тестирование проводились через две недели и продолжались в течение нескольких месяцев.

Психологическое тестирование указывало на выраженную депрессивную симптоматику с ярким соматическим компонентом. Отреагирование эмоций жестоко подавлялось, что увеличивало риск психосоматических нарушений. Проводились повторная психокоррекция, семейная психотерапия, назначались эглонил по 50 мг в сутки, глицин 200 мг всутки, витрум. Лекарственная терапия - в течение 1 месяца. В последующие месяцы - витаминотерапия, глицин по 300 мг в сутки.

Динамическое наблюдение выявило положительную динамику в психическом статусе: выше фон  настроения, менее напряжен, более  свободен в общении с окружающими. Это подтверждалось и данными  повторного тестирования: шкалы невротической  триады (1,2,3) проделали существенную положительную динамику, особенно шкала  депрессии (2). Выраженная депрессивная симптоматика блокировала самопроявление. Снижение показателей этой шкалы указывает на большую раскрепощенность в поведении, возможность быть более уверенным в отстаивании своих позиций, что подтверждается подъемом показателей шкалы самовыражения (4) и увеличением способности к межличностному общению(8). При снижении депрессивной симптоматики становится менее выраженной соматизация эмоционального напряжения, что подтверждается клиникой и снижением шкалы ипохондрии (1). Эти данные указывают, что ведущими в картине заболевания были депрессивные проявления, формирующие как психическую, так и соматическую картины заболевания. Обращает на себя внимание то, что за время наблюдения за пациентом не было обострений и хронического гастродуоденита. Работа с пациентом продолжается и в настоящее время.

Пациенты с психоорганическим синдромом постоянно наблюдались подростковым психоневрологом.

Проделанная работа свидетельствует  о практической значимости психопрофилактических  осмотров подростков и позволяет  выдвинуть предложение о включении  их в программу ежегодной диспансеризации.

Особое внимание следует  уделить сопутствующей патологии. Проведение комплексных профилактических мероприятий, возможно, позволит снизить  риск возникновения соматических заболеваний  и их обострений.

Психокоррекция приводит к новым направлениям в мышлении и деятельности человека, новым установкам и формам поведения, а в сочетании с традиционной терапией может повысить эффективность лечения, сократить сроки применения лекарственной терапии и, возможно, снизить используемые ранее дозы лекарственных препаратов.

 

4. Психология здоровья  в подростковом возрасте

Термин “психическое здоровье”  был введен ВОЗ в 1979г. Эксперты ВОЗ  определили психическое здоровье как  определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолевать неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах. ВОЗ дает также и другое определение: психическое здоровье-состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному  и эмоциональному развитию человека

Психическое здоровье включает в себя высокое сознание, развитое мышление, большую внутреннюю моральную  силу, побуждающую к созидательной  деятельности и т.д. На сегодняшний  день существует много определений  термина “ психическое здоровье”. Нам ближе точка зрения, согласно которой психическое здоровье - это  состояние равновесия различных  психических свойств и процессов, умение ими владеть, адекватно использовать и развивать, это позволяет человеку гармонично функционировать в социуме.

Проблема психического здоровья привлекала и привлекает многих исследователей из самых разных областей науки и  практики, поэтому изучение факторов, влияющих на психическое и общее  здоровье детей и подростков, является одной из актуальнейших проблем  современности. Глубокая и точная диагностика  факторов  влияющих на психическое  здоровье детей и подростков на сегодня  помогает определить наиболее целесообразный путь их позитивного изменения, выбрать  оптимальные методы, эффективные  технологии воздействия, обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к различным  категориям несовершеннолетних и семьям, влияющим на психическое здоровье детей  и подростков.

Данные выборочного изучения  детей и подростков из более ста  семей учащихся школы - интернат показали, что у 55 % детей и подростков психическое  здоровье зависит от условий и  образа жизни семьи, у 25% - от воспитания, у 15%- от генных особенностей и лишь у 5% - от деятельности учреждений здравоохранения.

Изучение причин, вызывающих отклонение от психического здоровья показывает, что у 98% воспитанников  наблюдалась дисгармония в семейных отношениях. Очень часто ссоры  между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности. Такие конфликты вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональное  напряжение. Особенно тяжелыми бывают последствия, когда взрослые вовлекают  ребенка в свои сложные взаимоотношения  и длительные конфликты, что делает бракоразводный процесс бесконечно долгим. Родители просто живут рядом, не испытывая друг к другу позитивных чувств и эмоций. Дети наблюдают  эти ситуации и вынуждены принимать  позицию матери или отца. Поэтому  для их психики создается невыносимая  ситуация, когда один из родителей  порочит другого, стремится вызвать  его осуждение.

В 100 % семей наблюдается  дисгармония в сфере детско-родительских отношений, выражающаяся: 45% - эмоциональном  отвержением ребенка - неприятие, присутствие  жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку определенного  типа поведения в соответствии с  родительскими понятиями о “хороших детях”; 25% - гипоопеке, в равнодушии, попустительстве и отсутствие контроля со стороны родителей, недостатке ласки, теплоты постоянного общения. Приобретенные таким ребенком знания весьма хаотичны и непоследовательны, речевой запас беден, нравственные принципы не стойки, недостаток знаний и навыков, скупость духовных запросов, отсутствие трудовых навыков приводят весьма рано к нарушениям поведения. Не обучившись сдерживать свои чувства, такой ребенок по малейшему поводу может вспылить, проявить недовольство, устраивает шумные скандалы, жестоко избивая своих “недругов”; 8%- гиперсоциализирующее - тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его статусу среди сверстников, а также чрезмерной озабоченности его будущим; 5% - эгоцентрическое - чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли “кумира семьи”, “смысла жизни”; 17% - “Золушка” - чрезмерное суровое, директивное воспитание по типу “неприятия” ребенка. В семье такой ребенок подвергается частым и незаслуженным оскорблениям, жестоким побоям, противопоставляется остальным. Вся его деятельность сводится к домашним делам, не оставляя времени для самостоятельного чтения, выхода в кино, прогулок на свежем воздухе. В подобных условиях дети вырастают робкими, забитыми, нерешительными или, наоборот, раздражительными, недовольными всем и вся, пронося через жизнь озлобление и ненависть к своим воспитателям.

Итак, проблема психического здоровья детей и подростков и  ее последствия - одна из важнейших  проблем любого общества. Последствия  психического здоровья могут иметь  для детей и подростков необратимый  характер, приводить к все большим аномалиям психики и поведения. Поэтому так важно своевременное выявление и оказание психологической помощи.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Психология здоровья в  своем становлении продолжает намеченный гуманистической психологией принципиально  иной путь развития психологической  науки - путь к созданию новой науки "психологии с человеческим и  человечным лицом". Именно гуманистическая  психология разрабатывает целостный  подход к здоровью, в котором физическое и психическое здоровье представляется связанным с высшими ценностями, целями и потребностями человека. Жизнеспособность психологии здоровья, возможно, определяется не столько  анализом глубин человеческого поведения, сколько изучением высот, которых  каждый индивидуум способен достичь.

Для построения индивидуальной стратегии достижения здоровья необходимо развивать психологическую компетентность в отношении здоровья и, возможно, радикально изменить качество собственной  жизни - интегрального показателя психологического, физического и эмоционального благополучия в субъективном восприятии. Важным показателем качества жизни являются индивидуальные переживания человека относительно социальной обстановки вокруг него, поэтому качество жизни выступает  некоей глобальной системой, включающей в себя качество культуры, качество экологии, качество образования, качество социальной, экономической и политической организации общества, качество человека. При исследовании качества жизни  как интегративной характеристики объективных и субъективных показателей  условий жизни человека выявляется особая значимость для здоровье сбережения именно субъективной оценки качества жизни.

Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных  связей личности с различными явлениями  окружающей действительности, способствующими  или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и  психического состояния.

Содержательный анализ проблемы выявил разрозненный характер концепций, поэтому дальнейшая проработка теоретических  концепций, проведение эмпирических исследований будут способствовать построению комплексной  психологической модели здоровье сбережения человека. В целом же психологическим  индикатором здоровье сбережения и  качества жизни человека выступают  степень удовлетворенности разными  сферами жизни и положительная  согласованность с психической  адекватностью личности.

Информация о работе Психология здоровья