Психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:23, контрольная работа

Краткое описание

Что же является предметом изучения психологии?
Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание.

Вложенные файлы: 1 файл

10 ответов.docx

— 112.92 Кб (Скачать файл)

20

орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики  человека. А.Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки - нейропсихологии.

П.Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную  деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане  этого образа. П.Я. Гальперин - автор  концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции  позволяет существенно повысить эффективность обучения.

 

7 ответ

Психология конституциональных различий

Собственно человеческая, сложно организованная психика может  сформироваться и успешно  функционировать лишь  при определенных  биологических условиях, характеризующихся содержанием кислорода в крови и клетках мозга, температурой тела, обменом веществ и т.п. Существует огромное количество подобных органических параметров, без которых нормально функционировать наша психика не будет.

Особое значение для психической  деятельности имеют следующие особенности  человеческого организма: возраст, пол, строение нервной системы и  мозга, тип телосложения, генетические аномалии и уровень гормональной активности.

Практически любое хроническое  заболевание приводит к повышению  раздражительности, утомляемости, к  эмоциональной нестабильности, то есть влечет изменения психологического тонуса. Широко известно: больные туберкулезом отличаются удивительной умственной работоспособностью, склонностью к легкой эйфории, хорошим настроением и повышенной половой возбудимостью, хотя это мало соответствует их тяжелому, иногда безнадежному состоянию. Дело в том, что продукты жизнедеятельности туберкулезной палочки подавляют чувство усталости, их действие напоминает легкое алкогольное опьянение.

Совершенно иная картина  наблюдается при хронических  заболеваниях печени. Уже одно поступление  желчи в кровь (а это происходит, когда человек заболевает желтухой) сопровождается значительными изменениями  в  его психике:  подавленностью, раздражительностью, тоскливым настроением, апатией, угнетением интеллектуальных функций. Отсюда известное понятие «желчный характер», отражающее многовековой опыт наблюдений за тем, как влияют заболевания печени на поведение человека.

Особенно много легенд связано с подагрой, которую некоторые  исследователи считают первопричиной  одаренности многих знаменитостей. Основная причина этой болезни —  отложение в суставах кристалликов соли мочевой кислоты. В результате при движении возникают страшные боли, так как суставы постоянно  воспаляются. Недаром буквальный перевод  греческого слова «подагра» —  «капкан для ног».

Какова связь между  подагрой и интеллектуальными возможностями  человеческой психики? Подагра приводит к значительному повышению в  крови уровня мочевой кислоты, химический состав которой очень близок к  пуринам — веществам, возбуждающим нервную систему и сердечную  деятельность (например, кофеин, теофиллин, которых много в кофе и чае). Для нужд медицины кофеин извлекают  из пыли чайного листа или синтезируют  из мочевой кислоты, полученной из куриного помета.

Следовательно, увеличение в организме мочевой кислоты  стимулирует психическую активность. Поэтому подагрики, как правило, отличаются необычайной работоспособностью, целенаправленностью, умеют упорно добиваться поставленной цели. Их успехи — плоды напряженного труда.

Весьма вероятно, что мочевая  кислота сыграла значительную роль в становлении человеческой психики. Вещество это токсично, и у всех млекопитающих существует специальный  фермент — уреаза,  расщепляющая  мочевую  кислоту.  Только человекообразные обезьяны — гориллы и мы, люди, лишены уреазы. У нас в крови мочевой кислоты в десятки раз больше, чем у животных. Именно она помогает нашим нервным клеткам работать эффективнее. Очевидно, уреазу утратили ископаемые обезьяны, и благодаря этому их мозг стал работать значительно интенсивнее, получил возможность успешнее развиваться.

В современной психологии большое внимание уделяется определению  связи между морфологическими особенностями  тела индивида и его психикой. Наибольшую известность приобрели конституциональные типологии человеческой психики  Э.Кречмера и У.Шелдона.

Немецкий психолог Э.Кречмер (1888—1964) в своей знаменитой работе «Строение тела и характер» попытался найти те связи, которые существуют между строением тела человека и его психологическим складом. На основе большого объема клинических наблюдений он пришел к выводу: тип телосложения предопределяет не только формы психических заболеваний, но и наши основные личностные (характерологические) особенности.

По мнению Э.Кречмера, существуют только три основных варианта человеческой анатомии, встречающиеся, конечно, не только в чистом виде, но и в различных комбинациях. Астенический тип — худые, с узкими плечами и тонкими руками, с бледной кожей и плоской грудной клеткой люди. С детства очень слабые и нежные, они быстро растут, не обнаруживая в течение всей жизни ни малейшей склонности к увеличению объема мышц или жировой прослойки. Атлетический тип характеризуется сильным развитием скелета и мускулатуры, упругой кожей, мощной грудной клеткой, широкими плечами, уверенной осанкой. Пикнический тип отличается развитием внутренних полостей тела (головы, груди, живота) и склонностью торса к ожирению при слабом двигательном аппарате.

Система Э.Кречмера предназначалась в первую очередь для диагностики психических заболеваний, она позволяла предвидеть направление и формы негативных изменений психики индивида. В психологической практике получил наибольшее распространение вариант этой системы, предложенный американским психологом У.Шелдоном. В основе этого варианта лежат системы антропометрических показателей («компонентов телосложения»), соответствие которым оценивается по семибалльной шкале: единица — минимум, семерка — максимум их выраженности у конкретного индивида. Как и Э.Кречмер, У.Шелдон пришел к выводу о существовании трех «соматотипов», то есть основных моделей строения человеческого тела, максимально не похожих друг на друга, Человек первого типа (эндоморфного) отличается круглой головой, крупными размерами внутренних органов, сферической формой тела, мягкостью тканей, тонкими руками и ногами, неразвитыми костями и мышцами, ярко выраженными отложениями жира.

Для человека второго (мезоморфного) типа характерны широкие плечи и грудная клетка, мускулистые руки и ноги, минимальное количество подкожного жира, мощная голова.

Третий тип (эктоморфный) присущ худому человеку с вытянутым лицом, тонкими длинными руками и ногами, слабой мускулатурой и хорошо развитой нервной системой.

Степень адекватности облика конкретного человека каждой из этих моделей телосложения и оценивается  по семибалльной системе.

Трем основным соматотипам соответствуют, по У.Шелдону, три варианта психической конституции человека. Эндоморфному типу телосложения соответствует висцеротонический темперамент; мезоморфному — соматотонический; эктоморфный соматотип предполагает церебротонический темперамент.

Большой интерес вызывает и вопрос о влиянии половой  дифференциации на психику. Об этом написано множество книг, одна из которых «Пол и характер» О.Вейнингера, недавно переизданная у нас в стране, остается бестселлером уже почти 90 лет. Наличие существенных (некоторые даже говорят — принципиальных) психологических различий между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений, И рассуждать об этом можно сколько угодно. Но если не сводить эти рассуждения к психологическим аспектам половой жизни и деторождения, то необходимо ответить на три основных вопроса.

1. Какие психологические  различия между полами (вне сексуальной  сферы) установлены строго научно  в отличие от ходячих мнений  и стереотипов массового сознания?

2. Какова степень этих  различий, насколько жестко разграничиваются  мужские и женские качества?

3. Какова природа этих  различий: биологическая или социокультурная?  Критический анализ достоверных  данных на этот счет (проф. Кон  И. С.) позволяет считать доказанным  весьма немногое: девочки превосходят  мальчиков в вербальных способностях; мальчики отличаются большей  агрессивностью, а также математическими  и визуально-пространственными  способностями.  Причем  факт  большей  мужской агрессивности, по данным новейших исследований, вызывает все больше сомнений.

Действительно, обнаружены некоторые различия в строении мозга  у мужчин и женщин. Например, недавно  выяснили, что у женщин в некоторых  участках мозолистого тела (важной части мозга) больше нервных волокон, чем у мужчин. Это может означать, что межполушарные связи у  женщин более многочисленны и  поэтому у них лучше происходит ринтез информации, имеющейся в обоих полушариях. Данный факт может объяснить некоторые половые различия в психике и поведении, в том числе и знаменитую женскую "интуицию". Кроме того, выявленные у женщин более высокие показатели, связанные с иингвистическими функциями, памятью, аналитическими способностями и тонким ручным Манипулированием, можно связать с большей относительной активностью левого полушария их мозга.

Напротив, творческие художественные способности и возможность уверенно Ориентироваться в пространственных координатах лучше у мужчин. Видимо, они обязаны этими преимуществами правому полушарию своего мозга. Женское начало (в рамках человеческой популяции) призвано обеспечивать неизменность потомства от поколения к поколению, то есть оно ориентировано на сохранение уже имеющихся признаков. Отсюда большая психическая устойчивость женщин и усредненные параметры их психики. Мужское начало связано с необходимостью адаптации к совершенно новым, неведомым условиям, что и объясняет большую психологическую индивидуализированность мужчин, среди которых чаще встречаются не только сверхталантливые, но и психически больные или совершенно никчемные особи. Следовательно, можно утверждать, что особенности как мужской, так и женской психики определяются эволюционно-генетической целесообразностью.

Женщины отличаются филогенетической ригидностью и онтогенетической пластичностью, то есть, легко приспосабливаясь на индивидуальном уровне к внешнему миру, они в то же время более  подвержены действию популяционных  и видовых закономерностей, их поведение  в большей степени биологически детерминировано. Специфика мужской  психики обусловлена ее филогенетической пластичностью при онтогенетической ригидности. Это предполагает большее  разнообразие типов мужской психики  при значительно меньшей способности  к выживанию в неблагоприятных  условиях. Поэтому признаки вырождения в любой популяции обнаруживаются прежде всего у мужских особей.

Самым очевидным образом  связь органического и психического обнаруживают неизбежные для каждого  из нас процессы физиологического старения. Изменения при этом происходят хотя и медленно, малозаметно, но неуклонно. Аккуратность и любовь к порядку  превращаются в мелочную педантичность, бережливость — в скупость, твердость  — в тупое упрямство. Нивелируются индивидуальные черты, сужается кругозор, утрачиваются связи с внешним  миром и аффективная отзывчивость, взгляды и высказывания принимают  шаблонный характер, растут эгоцентризм, черствость, подозрительность, недоверчивость, злобность и бестактность, то есть все то, что психиатры называют сенильными чертами, признаками необратимого регресса личности.

Человека, как считает  Х.Дельгадо (один из крупнейших современных специалистов-нейропсихологов), можно рассматривать как временную материально-информационную структуру. Мембраны, клетки и другие элементы живого возникли в результате соединения химических элементов. Живой организм — только временное сочетание химических соединений. Каждый ион, который входит в состав нашего тела, до этого существовал в природе, и все элементы, образующие наш организм, вернутся назад, в ту же природу. Атомы, организация и время — это единственные факторы, которые создают организм. Этого нельзя, конечно, сказать о содержании наших психических процессов. Но, прежде чем перейти к их анализу, необходимо определить роль того органа, который непосредственно ответствен за высшие психические функции и который носит название головного мозга.1

Определение в  структуре предстоящего экономического действия функций его организатора, проявляющего в экономической инициативе свою индивидуальную психологическую  образовательную и воспитательную активность, требует различения данной проекции в структуре психологического образовательного и воспитательного  действия человека как такового, являющегося  условием для определения особых черт личности, наиболее благоприятных  для деятельности в сфере экономического предпринимательства.


 

8 ответ 

Психика и особенности  строения мозга

Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Впервые  эти отношения были экспериментально изучены в 60-е годы нашего бека профессором  психологии Калифорнийского технологического института Роджером Сперри (в 1981 году за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия).

Оказалось, что у правшей  левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памятью, логическими рассуждениями. Правое же полушарие обладает музыкальным  слухом, легко воспринимает пространственные отношения, разбираясь в формах и  структурах неизмеримо лучше левого, умеет опознать целое по части. Значит, одну и ту же задачу оба полушария  решают с разных точек зрения, а  при выходе из строя одного из них  нарушается и функция, за которую  оно отвечает.

Человек не рождается с  функциональной асимметрией полушарий. Роджер Сперри обнаружил, что у больных с "расщепленным мозгом", особенно у молодых, речевые функции в зачаточной форме, со временем они совершенствуются. "Неграмотное" правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло.

Центры речи в левом  полушарии развиваются главным  образом не от говорения, а от писания: упражнение в письме активизирует, тренирует левое полушарие.

Не случайно физиологи, установившие прямую связь между степенью асимметрии и умственными способностями, неодобрительно относятся теперь к существовавшей издавна практике переучивания левшей: стопроцентных правшей из них  все равно не выходит, а специализация  полушарий может ослабнуть. А  ведь она – столбовая дорога эволюции мозга, и в первую очередь человеческого  мозга: недаром у человека она  выражена наиболее сильно. Трудовые навыки, речь, мышление, память, внимание, воображение  – все это стало развиваться  так бурно и так продуктивно у человека благодаря пластичности его мозга и врожденной предрасположенности полушарий к разделению обязанностей. Многие годы было принято думать, что биологическая эволюция завершена. Теперь, в свете новых данных о функциональной асимметрии полушарий, физиологи склоняются к тому, что она если и не "только начинается", то уж во всяком случае продолжается, и конца ей пока не видно.

Именно специализация  полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных  точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий  как бы порождает в мозгу двух собеседников и создает физиологическую  основу для творчества.

Если на интеллектуальном уровне выключение правого полушария  особенно не отражается, то эмоциональное  состояние резко меняется и творятся чудеса. Человека охватывает эйфория: он возбужден и словоохотлив, его реакции маниакальны. Но главное – словоохотливость. Весь пассивный словарь человека становится активным, на каждый вопрос дается подробнейший ответ, изложенный в высшей степени литературно, сложными грамматическими конструкциями.

Вместе с ним лишается он и творческой жилки. Художник, скульптор, композитор, ученый – все они  перестают творить.

Полная противоположность  – отключение левого полушария. Творческие способности, не связанные с вербализацией (словесным описанием) форм, остаются. Композитор продолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик размышляет о своей физике. Но от хорошего настроения не остается и следа. Во взоре тоска  и печаль, в немногословных репликах – отчаяние и мрачный скепсис, мир представляется только в черном цвете.

Итак, подавление правого  полушария сопровождается эйфорией, а подавление левого- глубокой депрессией. Сущность левого, таким образом, – безоглядный оптимизм, сущность правого – "дух отрицания, дух сомнения".

Левое полушарие обладает огромным запасом энергии и жизнелюбия. Это счастливый дар, но сам по себе он непродуктивен. Тревожные опасения правого, очевидно, действуют отрезвляюще, возвращая мозгу не только творческие способности, но и саму возможность  нормально работать, а не витать в эмпиреях.

Каждое полушарие вносит свой вклад: правое лепит образ, а  левое подыскивает для него словесное  выражение, что теряется при этом (вспомним тютчевское: "Мысль изреченная есть ложь") и что приобретается, как происходит взаимодействие полушарий при обработке "правды природы" в "правду искусства" (Бальзак).

Едва начинаешь сопоставлять специфику полушарий с психологией  творчества, как в глаза бросаются  поразительные совпадения. Одно из них – тот мрачноватый тон, в который окрашено мироощущение правого полушария – и если верить Стендалю и многим его собратьям по перу, то, что именно в правом полушарии, где, судя по всему, и пребывает пресловутая творческая жилка, гнездятся те сложные потребности самовыражения, которые при благоприятном стечении обстоятельств находят удовлетворение в создании новых ценностей, а при неблагоприятном – в разрушении старых.


 

 

9 ответ

Ощущения - первичная форма отражения действительности

"Ничто не бывает  в уме, чего раньше не было  в ощущении". Это старинное  изречение хотя и представляет собой упрощение, вряд ли приемлемое в наше время, все-таки содержит некоторую долю истины. Информация о внешнем мире может попадать в головной мозг, то есть перерабатывающий ее центр, только через сенсорную систему, которую можно поэтому считать воротами сознания или (на языке кибернетики) его входным устройством.

Сенсорная клетка - рецептор - преобразует стимул (воздействие) в короткие ритмические электрохимические импульсы. Затем их поток передается по нервным путям в различные переключательные станции центральной нервной системы, где эти импульсы, переходя с одного нейрона на другой, синтезируются и "декодируются" в систему данных о характере внешнего воздействия. Весь этот процесс традиционно именуется ощущением. Ощущением называется психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. В более широком плане ощущения представляют собой продукты переработки центральной нервной системой значимых для человека раздражителей, возникающих в процессе его жизнедеятельности. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой, но осознавать свои ощущения могут только те из них, у кого есть головной мозг с высокоразвитой корой. Если последняя временно отключается (с помощью наркоза или наркотиков), то индивид утрачивает способность осознанно реагировать даже на сильнодействующие болезненные раздражители.

Как мы ощущаем?

Для того, чтобы мы осознали какой-либо фактор или элемент действительности, нужно, чтобы исходящая от него энергия (тепловая, химическая, механическая, электрическая  или электромагнитная) прежде всего была достаточной, чтобы стать стимулом, то есть возбудить какой-

либо из наших  рецепторов. Только тогда, когда в  нервных окончаниях одного из наших  органов чувств возникнут электрические  импульсы, и сможет начаться процесс  ощущения. Первичный анализ стимула  и кодирование сигнала осуществляют рецепторные клетки, а затем уже  закодированный сигнал передается по сенсорным нервам к центрам в  спинном и головном мозге.

Если сигнал обусловлен стимулом, угрожающем организму, или  же адресован вегетативной нервной  системе, то обычно происходит рефлекторная реакция и рука отдергивается  при ожоге, зрачок сужается при ярком  свете и т.п. В иных случаях сигнал продолжает свой путь по спинному мозгу в коре головного, проходя через своеобразный "фильтр" ретикулярной формации, которая поддерживает кору в бодрствующем состоянии и решает, достаточно ли важен сигнал, чтобы его расшифровкой занялась кора. Если сигнал будет сочтен важным, произойдет изменение активности многих тысяч нейронов, которые и должны будут структурировать и организовать сенсорный сигнал, чтобы придать ему смысл, то есть начнется процесс восприятия.

Внимание коры мозга  к стимулу влечет обычно за собой  серию движений глаз, головы или  туловища. Это позволяет глубже и  детальнее перерабатывать информацию, и в случае необходимости подключать другие органы чувств. По мере поступления  новых данных они будут сопоставляться с тем (подобным), что уже хранилось  в памяти. Если сигнал окажется похожим  на что-то уже известное индивиду, восприятие приведет к узнаванию (идентификации) с имеющимися образами. В конечном счете произойдет осознание какого-то нового аспекта реальности и фиксации его в памяти. Именно таким образом и создается та картина реальности, в границах которой функционирует психика человека.

 

Классификация ощущений

Существует несколько  возможных вариантов классификации  тех двух десятков анализаторных  систем, которыми обладает человек. Обычно используют следующие критерии:

1) по наличию  или отсутствию непосредственных  контактов рецептора с раздражителем,  вызывающим ощущение; 2) по месту  расположения рецепторов; 3) по времени  возникновения в ходе эволюции; 4) по модальности (виду) раздражителя. Наиболее используемой является систематизация, предложенная английским физиологом И. Шеррингтоном, который выделил три основных класса ощущений: 1) экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела; 2) интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли и т.п.); 3) проприорецептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.

Общую массу  экстерорецептивных ощущений схема  И. Шеррингтона позволяет разделить  на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточное положение. Наиболее древней является органическая (прежде всего - болевая) чувствительность, затем появились контактные (прежде всего тактильная, то есть осязание) формы. И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые, и особенно зрительные системы рецепторов. Наиболее значительными для функционирования человеческой психики являются зрительные (85% всей информации о внешнем мире), слуховые, тактильные, органические, обонятельные и вкусовые ощущения. Особенности зрения и слуха будут подробно рассмотрены при анализе механизмов человеческого восприятия.

Органические и тактильные ощущения

К органическим ощущениям  относят, в первую очередь, чувство  голода, жажды, насыщения, а также  комплексы болевых и половых  ощущений. Чувство голода появляется при возбуждении пищевого центра мозга, расположенного в гипоталамусе. Электростимуляция этого центра (при помощи вживленных туда электродов) вызывает у животных стремление к  непрерывному приему пищи, а разрушение - к отказу от нее, то есть к гибели от истощения. Существует также особый центр насыщения, стимуляция которого, напротив, приводит к неутолимому  голоду и к непрерывному стремлению поглощать пищу (к булемии).

Система тактильной чувствительности (ощущения давления, прикосновения, фактурности и вибрации) охватывает все человеческое тело. Наибольшее скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения рук вместе с мышечно-суставной  чувствительностью образуют осязание, благодаря которому руки могут отражать форму и пространственное положение  предметов. Тактильные ощущения вместе с температурными представляют собой  один из видов кожной чувствительности, дающей информацию о поверхности  тел, с которыми непосредственно  контактирует человек (гладкое, шероховатое, липкое, жидкое и т.п.), а также  информацию о температурных параметрах этих тел и всей окружающей среды.

Общие свойства ощущений

Каждый тип ощущений дает свою специфическую информацию, его  утрата только частично может быть компенсирована развитием других форм чувствительности. Но в то же время  имеются и общие закономерности, характерные для всех видов ощущений. К ним относятся пороги ощущений, их адаптация и взаимодействие, контраст и синтезия.

Психологическая зависимость  между интенсивностью ощущения и  силой вызывающего его раздражителя определяется понятием "порог ощущений". Абсолютно низкий порог ощущений - минимальная

величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение. Наибольшая сила раздражителя, при  которой еще возникает ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом. Наименьшее изменение в силе и характере действующего раздражителя, замечаемого человеком, называется дифференциальным порогом, благодаря которому мы и можем постоянно улавливать небольшие изменения параметров внешней и внутренней среды: степень освещенности, увеличение или уменьшение силы звука, вибрации и т.п. Пороги всех ощущений индивидуальны для каждого человека, их характеристики предопределены генетически, относительно стабильны, хотя и испытывают большие возрастные колебания.

Органы чувств способны менять свои характеристики, приспосабливаясь к изменившимся условиям. Эта способность и называется адаптацией ощущений. Например, при переходе от света к темноте и обратно чувствительность глаза к различным раздражителям меняется в десятки раз. Полная зрительная адаптация может потребовать до 40 минут, при этом может исчезать или вновь появляться ощущение цвета: при адаптации к темноте цветовое зрение исчезает, все воспринимается в черно-белой гамме; при адаптации к свету человек вначале начинает воспринимать ярко-голубые цвета, а затем оранжево-красные. Чувствительность меняется при этом на несколько порядков. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут в 20 тысяч раз.

Информация о работе Психология как наука