Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 16:13, лекция
Определение психологии как науки, понятие о предмете психологии.
Задачи психологии.
Этапы развития психологии как науки.
Основные принципы и категории общей психологии.
Основная литература:
Немов, Р. С. Психология [Текст] : учебник для вузов: в 3 кн. Кн. 1 : Общие основы психологии / Р. С. Немов. 4-е изд. - М.: Владос, 1997. - 693 с.
Тема: Психология как наука
План:
Общ. псих. – отрасль психол. науки, раскрывающая закономерности возникновения, формирования, R и проявления психики человека.
Слово «психология» в переводе на русс. яз. с греч. яз. означает «наука о душе» (греч. psyche- «душа», logos – «учение»).
Психология как наука развивалась поэтапно. Зародилась она в 19 в. и была основой философии.
1 этап – психология как наука о душе. Первые представления о психологии были связаны с анимизмом (дух, душа) - древнейший взгляд, согласно которому у всего, что существует, есть душа. Душа понимается как независимое тело, сущность, которое управляло как живыми так и не живыми организмами.
Первыми представителями науки являлись философы древности Демокрит, Платон и Аристотель.
Демокрит (5-4 вв. до н.э) утверждал, что душа состоит из атомов, со смертью тела умирает и душа. Другое представление о душе развивал Платон (428-348 гг. до н.э.), который говорил о первичности души и разделял все явления на: разум (в голове), мужество или волю (в груди) и мотивацию (в брюшной полости). Говорил, что душа существует независимо от тела. Перечислил такие чувства как страх, гнев, ревность… В 4 в. до н.э. жил др. философ древности Аристотель, говоривший о бестелестности души, душа только принимает форму тела, а живет она сама по себе. Им был создан первый труд, посвященный душе, его трактат «О душе».
Так сложился исторически 1-й этап становления психологии как науки о душе.
2 этап – психология как наука о сознании – возник в 17 в. в связи с развитием естественных наук. Сознанием называли, как способность чувствовать, думать, желать. Основным методом было наблюдение на самим собой (интроспекция –самонаблюдение, наблюдение за свои внутренним миром) и использовали описание фактов (многие наблюдали за своими детьми). Душа начинает пониматься как сознание, деятельность котрой непосредственно связана с работой мозга.
Это период вязан с деятельностью таких ученых как Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Дж. Локк. Ученый мыслитель Рене Декарт говорил, что тело делимо, а дух (или душа) нет. Все в психики взаимосвязано.
Далее зарождался 3 этап – психология как наука о поведении. Это 19 в. Появился основной метод эксперимент.
Особое значение для развития экспериментальной психологии приобрели работы Вебера, посвященные вопросу об отношении между приростом раздражения и ощущением. Его исследования продолжил Густав Теодор Фехнер, обобщены и подвергнуты матем. обработке.
В 1879 г. Открылась первая
психологическая
Основоположник отечественной психологии физиолог Иван Михайлович Сеченов, изучавший человека. Рефлексы у животных изучал др. отеч. физиолог Иван Петрович Павлов. По мнению Сеченова психические процессы (как и рефлексы) работают также:
- внешнее воздействие,
- дея-ть ЦНС
-поступок, движение или речь (человек)
Внедрение в психологию эксперимента
позволило по-новому поставить вопрос
о методах психологического исследования.
В этот период определяют такие понятия
как «душа», «сознательное и
И именно в этот период начинает зарождаться новый 4 этап развития психологии как науки – психология как наука о закономерностях, фактах и механизмах развития психики. Где наибольшую известность получили 3 направления психологии:
- бихевиоризм (с анг. поведение) – всему чел. можно научить. Дети повторяют поведения родителей.
- гештальтпсихология – рассматривает психику как целостную структуру, формула которой «здесь и теперь», не вспоминать о прошлом, жить настоящим.
- психоанализ (глубинная психология). Ее основатель З. Фрейд и продолжатель, последователь Альфред Адлер выделяют 3 составные:- Я; - сверх-Я; - Оно (бессознательное).
З. Фрейд создал свой психоанализ, чтобы помогать людям избавиться от проблем. Считал, что много проблем у ребенка возникает в детстве. С помощью гипноза, вводили в тот промежуток времени, искали проблему, лечили, избавляли.
С осторожностью использовали психоанализ наши соотечественники.
-Когнитивная психология –знание как основа нашей психики. Знания продвигают человека вперед, одно знание не явл. основой для человека.
-Гуманистическая психология – в основе этого направления лежит ЛИЧНОСТЬ (сегодня именно такой подход в обучении и воспитании детей).
Л.С. Выготскому принадлежит понятие о высших психических функциях: -мышление в понятиях, - разумная речь, - логическая память, творческое воображение, -произвольное внимание.
А.Н. Леонтьев решал проблему мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Создал теорию в которой определил точки, которые отвечают за мозговые центры: речь…(нейропсихология)
П.Я. Гальперин рассматривал психические процессы, автор концепции поэтапного формирования умственных действий.
А.Р. Лурия изучал проблемы памяти.
Современная психология опирается на след. методологические принципы, (специальная методология психологии) которые явл. основой классификации психологии на отдельные отрасли:
К основным категориям психологии относятся:
1. Психика - это свойство головного мозга (высокоорганзованной материи), которое обеспечивает человеку и животным отражать воздействия предметов и явлений реального мира.
2. Сознание – это высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей.
3. Бессознательное – это характеристика психологических св-в, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.
4. Личность –это человек с присущими ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями.
5. Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.
6. Поведение – это внешние проявления психической деятельности, поступки и действия человека.