Психология как наука. Исторические этапы развития психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 10:56, контрольная работа

Краткое описание

Специфика научного познания задается предметом научного исследования и соответствующими ему методами, которые позволяют раскрыть закономерности изучаемых явлений. На протяжении истории развития психологической мысли позиции по нему претерпевали серьезные изменения, не существует единого мнения на этот счет и у современных ученых. В самом общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека. Под психическими явлениями понимается внутренний, субъективный опыт человека. Фундаментальным свойством такого опыта является непосредственная представленность субъекту.

Содержание

1. Дайте определение и охарактеризуйте специфику предмета психологии…3
2. Охарактеризуйте психологические знания в античный период…………….7
3. Практическое задание………………………………………………………...12
Список использованной литературы…………………………………………...13

Вложенные файлы: 1 файл

Психология на Ч.docx

— 31.75 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Факультет менеджмента и маркетинга

Кафедра менеджмента

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 по дисциплине

«ПСИХОЛОГИЯ»

По теме: «Психология как наука. Исторические этапы развития психологии»

 

 

 

Выполнил:

Студент:

Курс

Группа №

Личное дело №

Преподаватель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар (филиал ВЗФЭИ) – 2014

 

Содержание

1. Дайте определение и  охарактеризуйте специфику предмета  психологии…3

2. Охарактеризуйте психологические  знания в античный период…………….7

3. Практическое задание………………………………………………………...12

Список использованной литературы…………………………………………...13

 

1. Дайте определение  и охарактеризуйте специфику  предмета психологии

Психология - (в переводе с древ.греч. psyche – душа, logos - понятие) -академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах.

Общая психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.

Объект психологии - душа в различных ее аспектах, в частности с различных сторон (познавательной, эмоциональной, регулятивной) и на различных уровнях – как явлений (душевных актов) и как психической сущности.

Различные психологические направления выделяют свой предмет исследования.

Предметом психологии являются основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Специфика научного познания задается предметом научного исследования и соответствующими ему методами, которые позволяют раскрыть закономерности изучаемых явлений. На протяжении истории развития психологической мысли позиции по нему претерпевали серьезные изменения, не существует единого мнения на этот счет и у современных ученых. В самом общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека. Под психическими явлениями понимается внутренний, субъективный опыт человека. Фундаментальным свойством такого опыта является непосредственная представленность субъекту. Это означает, что психические процессы не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются: мы не только видим, чувствуем, желаем и мыслим, но и знаем, что видим, чувствуем, желаем и мыслим. Наш внутренний мир как большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями. Психическая жизнь не ограничивается только внутренним опытом, существует целый ряд внешних проявлений психики: актов поведения, неосознаваемых психических процессов, психосоматических отношений и других психологических фактов, в которых психика открыто обнаруживает свои свойства, что позволяет изучать механизмы и закономерности ее функционирования.

Действительно, научное познание требует не только описания фактов и явлений, но и их объяснения, что в свою очередь предполагает раскрытие законов и закономерностей, которым подчиняются факты и явления. В связи с этим предметом изучения в психологии становятся не только психологические факты и психологические явления, но также закономерности психической жизни. Изучение предмета современной психологии опирается на ряд принципов, представляющих собой исходные положения, которые позволяют содержательно описывать исследуемый объект, планировать процедуры получения эмпирического материала, обобщать и интерпретировать его, выдвигать и проверять гипотезы. В качестве основных методологических принципов психологии называют:

- Принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно. В психологическом исследовании это значит, что психика обусловлена образом жизни и изменяется с изменением внешних условий существования;

- Принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, образуя ее внутренний план;

- Принцип развития. Психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.

Уникальность психологической науки обусловлена как предметом научного познания, так и методами, которые позволяют не только описывать изучаемые явления, но и объяснять их, открывать лежащие в их основе закономерности и предсказывать их дальнейшее развитие.

Периодизация истории психологии

Психология имеет многовековую историю: первые научные представления возникли в VI в.до н.э. Различают два больших периода:

Первый – когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего, естествознания. (VI в.до н.э. – середина XIX в.);

Второй – когда психология: развивалась как самостоятельная наука (середина XIX в. – настоящее время).

Этапы развития психологии:

1 этап – психология  как наука о душе. Наличием  души пытались объяснять все  непонятные явления в жизни  человека (около 2 тыс.лет назад).

2 этап – психология  как наука о сознании. Начинается  с 17 в. Способность чувствовать и  думать называли сознанием. Основной  метод – наблюдение человека  за самим собой. 3 этап - психология  как наука о поведении. Начинается  с 20 в. Психология – наблюдение  за тем, что можно непосредственно  увидеть: поведение, поступки, реакции  человека.

4 этап – современный  этап развития психологии: изучение  факторов, закономерностей и механизмов  психики. Начинается со 2-ой половины 20 в.

Задачи психологии:

- изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений.

- изучение особенностей разнообразных психических явлений и процессов.

- исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений.

- раскрыть пути и средства формирования психической деятельности человека, а так же психических свойств.

- способствовать внедрению научных психологических знаний в практическую деятельность.

 

2. Характеристика  психологических знаний в античный период

В психологии античности можно условно выделить три этапа - зарождение и становление психологии (7-4 вв. до н.э.), период классической греческой науки (3-2вв. до н. э.) и период эллинизма (2 в. до н.э. -3-4 вв.н.э.).  
Первые психологические теории античности:  
Пифагор (6 в. до н.э.) отрицал равенство душ, равенства нет в природе вообще. У всех людей разные способности. Считал необходимым поиск способных людей и их специальное обучение. Идеи Пифагора наложили отпечаток на теорию Платона об идеальном обществе. Пифагор пришел к выводу, что душа не умирает вместе с телом, она развивается по своим законам, ее цель - очищение (отпечаток идеи буддизма о карме и перевоплощениях души). Гераклит (6-5 вв. до н.э.) считал, что становление и развитие мира, природы и человека осуществляется по непреложным законам, которые никто, ни люди, ни боги, не может изменить. Этот закон - логос, выражающийся, прежде всего в слове, и есть та сила, которую человек называет судьбой. Гераклит внес в психологию идею постоянного развития и изменения, изречение: «Все течет». Впервые высказал предположение о том, что существует два этапа переработки знаний - ощущения и разум. Разум выше. Гераклит считал, что душа человека рождается, растет и совершенствуется, затем постепенно старится и, наконец, умирает. Софисты - учителя мудрости, обучали не только философии, но и психологии, риторике, общей культуре. Протагор. Изречение: «Человек есть мера всех вещей». Он говорил об относительности и субъективности человеческих знаний, о размытости понятий добра и зла. Большое значение придавал ораторскому искусству.  
Демокрит (470-370 гг. до н. э.). Книга «Большой мирострой». Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Дыхание является одним из важнейших для жизни процессов, в нем постоянно обновляются атомы души, что обеспечивает психическое и соматическое здоровье. Душа смертна. После смерти тела душа рассеивается в воздухе. Душа находится в нескольких частях тела. Теория истечений: теория познания. Все наши ощущения являются контактными. Теория истечений объясняла феномены восприятия. В теории Демокрита существуют две ступени в познавательном процессе - ощущения и мышление, которые возникают одновременно и развиваются параллельно. Причем мышление даст нам больше знаний, чем ощущения. Демокрит ввел понятие первичных и вторичных качеств предметов. Первичные - это те качества, которые действительно существуют в предметах: масса, фактура поверхности, форма. Вторичные качества - это цвет, запах, вкус, их придумали люди для своего удобства. Демокрит утверждал, что в мире нет случайностей, все происходит по заранее заданной причине. Воспитание считал трудным делом.  
Гиппократ (460-370 гг. до н.э.) Разработал известное учение о темпераментах, основанное на сочетании четырех видов жидкости и организме: крови, слизи, желчи черной и желчи желтой. Он первым заговорил об индивидуальных различиях человека.  
Классический период античной психологии:  
Сократ (469-399гг. до н.э.) впервые подошел к душе как к источнику разума и нравственности. Познавая разницу между добром и злом, человек начинает познавать самого себя. Изречение: «Познай самого себя». Считал, что существует абсолютное знание, абсолютная истина, которую человек в своем размышлении может познать и передать другим. Впервые связал мыслительный процесс со словом. Против мнения, что человек есть мера всех вещей. Сократ одним из первых поднял вопрос необходимости разработать метод, при помощи которого можно помочь актуализации тех знаний, которые уже заложены в душе человека. Это метод сократической беседы, его знаменитая диалектика, в основе которой лежал разработанный Сократом диалог. Он никогда не предъявлял собеседнику знание в конечной форме, считая, что самое главное - привести человека к самостоятельному открытию истины.  
Платон (428-348гг. до н.э.) родился в знатной афинской семье, прекрасный гимнаст, поэт, путешествовал, был продан в рабство, выкуплен. Основал свою школу под названием Академия. Платон пришел к объективному идеализму. Он выделил бытие - душу и небытие материю, которая ничто без души. Идея, или душа, постоянна, неизменна и бессмертна. Душа - хранительница разума и нравственности. Душа состоит из трех частей - вожделеющей, страстной и разумной. Вожделеющая и страстная части души должны подчиняться разумной, которая одна может сделать поведение нравственным. Платон впервые представил душу как определенную структуру, сформулировал положение о внутреннем конфликте души. Исследуя познавательные процессы, Платон рассматривал несколько стадий в формировании знаний, говоря об ощущении, памяти и мышлении. Мышление носит активный характер, а намять и ощущения - пассивный. Знание Платон рассматривал как припоминание, осознание старого, того, что уже хранилось в душе. У человека существует возможность проникнуть в истинную суть вещей и связана она с интуитивным мышлением, с проникновением в глубину души, которая хранит истинные знания. Они открываются человеку сразу, целиком, и этот мгновенный процесс в какой-то степени похож на инсайт (озарение), который позднее описала гештальт-психология. Изречение: «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель, вечно носились они над землею, незримы оку». Личность творца незначима. Ограничивал роль искусства. Уделял внимание изучению индивидуальных склонностей и способностей, профессиональной пригодности.  
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) ученый Греции. Работа «О душе». Родился в семье медиков и сам получил медицинское образование. В Афинах изучал философию в школе Платона. Был наставником сына Александра Македонского. Создал свою школу-лицей, которая существовала 6 веков. Считал, что разделение души и тела - невозможный и бессмысленный акт. Душа - это форма реализации способного к жизни тела, не может существовать без тела и не является телом.  
Существует три вида души:  
v Растительная (способна к размножению и питанию),  
v Животная (обладает еще четырьмя функциями: стремлением, движением, ощущением и памятью),  
v Разумная (только у человека, обладает способностью к мышлению). Впервые предложил идею генезиса, развития - переход от одной формы жизни к другой, а именно от растительной к животному миру и к человеку. Вывод: растительная и животная души - смертны, т.е. появляется и исчезает одновременно с телом. Разумная душа не материальна и бессмертна. Ввел понятие нус - всеобщий разум. Мус служит хранилищем разумной части души человека после его смерти. У новорожденного знания не осознаются, но актуализируются в процессе обучения или рассуждения (Платон, Сократ). Новое поколение людей добавляет что-то свое, т.е. оно вечно меняется. Ввел понятие общего чувствилища и ассоциации. На этапе переработки знаний в общем чувствилище происходит выделение модальных ощущений (цвета, вкуса, запаха и др.), а затем их хранение и объединение образов предметов и в их первичные системы. Выделил два типа мышления: логическое и интуитивное. Интуитивное - актуализация тех знаний, которые есть у человека (Платон). Провел разграничение разума — практического (направленного на руководство поведением) и теоретического (накопление знаний). Регуляция поведения может осуществляться эмоционально и разумом.  
Психологические концепции эллинизма:  
Школа киников исходила из того, что каждый человек самодостаточен, т.е. имеет самое необходимое для духовной жизни в себе самом. Единственный путь для нравственного самосовершенствования - это путь к себе, путь, ограничивающий контакты и зависимость от внешнего мира. Поэтому они отказывались от комфорта, благ, которые дает общество, бродяжничали.  
Школа Эпикура («Сад Эпикура»). На ее воротах была помещена надпись: «Странник, тебе здесь будет хорошо, здесь удовольствие - высшее благо». Эпикурийцы считали: все, что вызывает приятные чувства, является нравственным. У них отсутствовали критерии добра и зла. Последователь Эпикура Лукреций считал, что все наши заблуждения - от неправильных обобщений, от разума, в то время как органы чувств дают нам абсолютно верную информацию, которой мы не всегда можем правильно распорядиться. Не разум, а чувства управляют поведением.  
Стоики. Говорили о внутренней независимости, автономии, подчинении законам, выполнении ролевых обязанностей (Сенека, Катон, Цицерон, Брут, император Марк Аврелий). Изучали процесс познания, что отразилось на понимании души. Стоики выделяли 8 частей души, из которых только одна не связана с процессом познания, но отвечает за продолжение рода. Один из главных постулатов этой школы гласил, что человек не может быть абсолютно свободным, так как он живет по законам мира, в который попадает. Они утверждали, что человек только актер в той пьесе, которую ему предоставила судьба. Концепция стоиков была основана на вере в человека, в могущество его разума. Единственным ограничением для свободы и нравственного самосовершенствования человека являются аффекты.  
3. Какое из перечисленных определений предмета психологии является верным.  Ответ обоснуйте.

а) наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм;

б) наука о  закономерностях поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включения в социальные группы;

в) наука о закономерностях развития высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленных особенностями социализации в разных культурах.

Ответ: а).

Предмет психологии – это наука о человеке, его духовной сущности психике в их развитии и во всем многообразии форм. В настоящее время общим предметом психологии является психика и психические явления во всем их многообразии, но за все время существования психологии как в рамках философии и религии, так и в качестве науки, ее предмет изменялся в зависимости от развития знаний человека о мире и себе.

 

Список использованной литературы:

  1. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В. Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.
  2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.-М.; Просвещение – Владос, 1994.
  3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х т.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
  4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
  5. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- М.: Педагогика-Пресс, 1999.
  6. Психология: Учебник для вузов/ Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 1998.

 

 


Информация о работе Психология как наука. Исторические этапы развития психологии