Психология конституциональных различий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 13:18, реферат

Краткое описание

Различные ученые настойчиво писали о сопротивлении большинства современных психологов, не желающих слышать ничего об исследованиях в области экстрасенсорики (парапсихологии) Райна (Rhine, J. В.) и его сотрудников. К этому примеру можно добавить много других, включая, быть может, и конституциональную психологию. Нежелание большинства американских психологов принять во внимание возможность тесной связи между телом и поведением обусловлено, как представляется, рядом факторов. Важный побочный продукт американской демократии, протестантская этика, и догма о "делающем себя" человеке отвергает представление о том, что поведение может быть врожденно обусловленным, неизменным, "данным

Содержание

1.Введение.
2.Психология конституциональных различий.
3.Психика и особенности строения мозга.
4.Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ Введение.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Напротив, творческие художественные способности и возможность  уверенно ориентироваться в пространственных координатах заметно лучше у  мужчин. Видимо, они обязаны этими  преимуществами правому полушарию  своего мозга.

Женское начало (в рамках человеческой популяции) призвано обеспечивать неизменность потомства от поколения к поколению, то есть оно ориентировано на сохранение уже имеющихся признаков. Отсюда большая психическая устойчивость женщин и усредненные параметры их психики. Мужское начало связано с необходимостью адаптации к совершенно новым, неведомым условиям, что и объясняет большую психологическую индивидуализированность мужчин, среди которых чаще встречаются не только сверхталантливые, но и психически больные или совершенно никчемные особи. Следовательно, можно утверждать, что особенности как мужской, так и женской психики определяются эволюционно-генетической целесообразностью.

Женщины отличаются филогенетической ригидностью и  онтогенетической пластичностью, то есть, легко приспосабливаясь на индивидуальном уровне к внешнему миру, они в то же время более подвержены действию популяционных и видовых закономерностей, их поведение в большей степени биологически детерминированно.

Специфика мужской  психики обусловлена ее филогенетической пластичностью при онтологенетической ригидности. Это предполагает большее разнообразие типов мужской психики при значительно меньшей способности к выживанию в неблагоприятных условиях. Поэтому признаки вырождения в любой популяции “онаруживаются” прежде всего у мужских особей.

Самым очевидным  образом связь органического  и психического обнаруживают неизбежные для каждого из нас процессы физиологического старения. Изменения при этом происходят хотя и медленно, мало заметно, но неуклонно. Аккуратность и любовь к порядку превращаются в мелочную педантичность, бережливость в скупость, твердость в тупое упрямство. Нивелируются индивидуальные черты, сужается кругозор, утрачиваются связи с внешним миром и аффективная отзывчивость, взгляды и высказывания принимают шаблонный характер, растут эгоцентризм, черствость, подозрительность, недоверчивость, злобность и бестактность, то есть все то, что психиатры называют сенильными чертами, признаками необратимого регресса личности.

Человека, как  считает X. Дельгадо (один из крупнейших современных специалистов-нейропсихологов), можно рассматривать как временную материально-информационную структуру. Мембраны, клетки и другие элементы живого возникли в результате соединения химических элементов. Живой организм - только временное сочетание химических соединений. Каждый ион, который входит в состав нашего тела, до этого существовал в природе, и все элементы, образующие наш организм, вернутся назад, в ту же природу. Атомы, организация и время - это единственные факторы, которые создают организм. Это нельзя, конечно, сказать о содержании наших психических процессов. Но прежде, чем перейти к их анализу, необходимо определить роль того органа, который непосредственно ответствен за высшие психические функции и который носит название головного мозга.

Психика и особенности  строения мозга.

 

Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Впервые  эти отношения были экспериментально изучены в 60-е годы нашего бека профессором психологии Калифорнийского технологического института Роджером Сперри (в 1981 году за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия).

Оказалось, что у правшей  левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памятью, логическими рассуждениями. Правое же полушарие обладает музыкальным слухом, легко воспринимает пространственные отношения, разбираясь в формах и структурах неизмеримо лучше левого, умеет опознать целое по части. Значит, одну и ту же задачу оба полушария решают с разных точек зрения, а при выходе из строя одного из них нарушается и функция, за которую оно отвечает.

Человек не рождается  с функциональной асимметрией полушарий. Роджер Сперри обнаружил, что у больных  с "расщепленным мозгом", особенно у молодых, речевые функции в зачаточной форме, со временем они совершенствуются. "Неграмотное" правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло.

Центры речи в левом  полушарии развиваются главным образом не от говорения, а от писания: упражнение в письме активизирует, тренирует левое полушарие.

Не случайно физиологи, установившие прямую связь между  степенью асимметрии и умственными  способностями, неодобрительно относятся  теперь к существовавшей издавна практике переучивания левшей: стопроцентных правшей из них все равно не выходит, а специализация полушарий может ослабнуть. А ведь она – столбовая дорога эволюции мозга, и в первую очередь человеческого мозга: недаром у человека она выражена наиболее сильно. Трудовые навыки, речь, мышление, память, внимание, воображение – все это стало развиваться так бурно и так продуктивно у человека благодаря пластичности его мозга и врожденной предрасположенности полушарий к разделению обязанностей. Многие годы было принято думать, что биологическая эволюция завершена. Теперь, в свете новых данных о функциональной асимметрии полушарий, физиологи склоняются к тому, что она если и не "только начинается", то уж во всяком случае продолжается, и конца ей пока не видно.

Именно специализация  полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных  точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий как бы порождает в мозгу двух собеседников и создает физиологическую основу для творчества.

Если на интеллектуальном уровне выключение правого полушария  особенно не отражается, то эмоциональное  состояние резко меняется и творятся чудеса. Человека охватывает эйфория: он возбужден и словоохотлив, его реакции маниакальны. Но главное – словоохотливость. Весь пассивный словарь человека становится активным, на каждый вопрос дается подробнейший ответ, изложенный в высшей степени литературно, сложными грамматическими конструкциями.

Вместе с ним лишается он и творческой жилки. Художник, скульптор, композитор, ученый – все они  перестают творить.

Полная противоположность  – отключение левого полушария. Творческие способности, не связанные с вербализацией (словесным описанием) форм, остаются. Композитор продолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик размышляет о своей физике. Но от хорошего настроения не остается и следа. Во взоре тоска и печаль, в немногословных репликах – отчаяние и мрачный скепсис, мир представляется только в черном цвете.

Итак, подавление правого  полушария сопровождается эйфорией, а подавление левого- глубокой депрессией. Сущность левого, таким образом, –  безоглядный оптимизм, сущность правого – "дух отрицания, дух сомнения".

Левое полушарие обладает огромным запасом энергии и жизнелюбия. Это счастливый дар, но сам по себе он непродуктивен. Тревожные опасения правого, очевидно, действуют отрезвляюще, возвращая мозгу не только творческие способности, но и саму возможность нормально работать, а не витать в эмпиреях.

Каждое полушарие вносит свой вклад: правое лепит образ, а  левое подыскивает для него словесное  выражение, что теряется при этом (вспомним тютчевское: "Мысль изреченная есть ложь") и что приобретается, как происходит взаимодействие полушарий при обработке "правды природы" в "правду искусства" (Бальзак).

Едва начинаешь сопоставлять специфику полушарий с психологией  творчества, как в глаза бросаются  поразительные совпадения. Одно из них – тот мрачноватый тон, в который окрашено мироощущение правого полушария – и если верить Стендалю и многим его собратьям по перу, то, что именно в правом полушарии, где, судя по всему, и пребывает пресловутая творческая жилка, гнездятся те сложные потребности самовыражения, которые при благоприятном стечении обстоятельств находят удовлетворение в создании новых ценностей, а при неблагоприятном – в разрушении старых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Список литературы.

 
1. Вулдридж Д. Механизмы мозга. М, 1965  
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Романов В. Я. Психология конституциональных различий У. Шелдона//Психология индивидуальных различий/Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М: ЧеРо. – 2000.  
3. Кречмер Э. Строение тела и характер. – М: Академия. – 2000.  
4. Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. М, 1997.  
5. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. Т. 1. М, 1963  
6. Немов Р. С. Психология. Т. 1. М, 1995  
7. Общая психология/Под ред. Е. И. Рогова. М, 1998  
8. Саган К. Драконы Эдема: рассуждения об эволюции человеческого разума. М, 1986.  
9. Смирнов М. И. Личностная психология. – Киров. – 1994.  
10. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов: Феникс. – 1997. – 736 с.  
11. Хэссет Д. Ведение в психофизиологию. М, 1981.  
12. Чуприкова Н. И. Психика и сознание как функции мозга. М, 1985.  
13. Шелдон У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным//Психология индивидуальных различий/Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М: ЧеРо. – 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Психология конституциональных различий