Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:48, практическая работа
Выполните в таблице сравнительную характеристику двух современных психоданамических теорий личности или позиций двух авторов (на выбор). Сравнение (установление сходства и различия между теориями) можно проводить по следующим критериям: основные представители теоретического направления, предмет изучения (основные представления о личности в теории), структура личности, функции личности, развитие личности.
Задание 2.
Выполните в таблице сравнительную характеристику двух современных психоданамических теорий личности или позиций двух авторов (на выбор). Сравнение (установление сходства и различия между теориями) можно проводить по следующим критериям: основные представители теоретического направления, предмет изучения (основные представления о личности в теории), структура личности, функции личности, развитие личности.
Теория личности Э. Фромма |
Теория личности К.Г. Юнга |
Личность, с точки зрения Э.Фромма, – это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Под приобретенными свойствами автор понимал, прежде всего, различия в характере, представляющие проблему этики и свидетельствующие об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить. Э.Фромм создал теорию отчужденной
личности; его важнейшая тема- |
Теория личности должна строиться по принципу конфликта, ибо напряжение, создаваемое конфликтующими стихиями, есть суть самой жизни. Без напряжения нет энерги и, следовательно, - личности. К. Юнг также подчеркивал, что личность имеет активную природу и, взаимодействуя с миром, не зависит только от прошлого. |
Личность - это целостность
врождённых и приобретённых психических
свойств, характеризующих индивида
и делающих его уникальным. Различие
между врождёнными и |
Личность, по Юнгу, черезвычайно сложная структура. Сложность состоит не только в том, что в нее входит огромное колличество компонентов, но и в том, что отношения между ними очень запутаны. По мнению К.Юнга, личность (душа, по терминологии К.Юнга) состоит из трех основных взаимодействующих подсистем: Эго, индивидуальное (личное) бессознательное, коллективное бессознательное. 1.Эго – это основа 2.Личное (индивидуальное) бессознательное – это душевные конфликты, переживания, образы, которые когда- то осознавались, но затем были подавлены и стали неосознаваемыми. В отличие от З.Фрейда, К.Юнг не абсолютизировал роль либидо в личном бессознательном. Он полагал, что основу его составляют комплексы мыслей, чувств, воспоминаний об обычных вещах (проблемах) из жизни человека (власть, деньги, отношения к родителям, секс и т.д.), которые стали доминантами в психике человека и тем самым обуславливают его поведение (так, человек с комплексом власти проявляет активность в своем поведении именно в этом направлении). Таким образом, однажды сформировавшись, комплекс «ведет» человека по жизни, руководит его поведением. По К.Юнгу, этот материал личного бессознательного уникален у каждого человека и может быть осознан. 3.Коллективное |
Цель человеческой жизни - это развёртывание сил человека согласно законам его природы |
Конечная жизненная цель-это полная реализация Я, т.е. становление единого, неповторимого и целостного индивида. |
Вкладом Юнга в психологию
личности является его концепция
психологических типов. Для построения
своей типологии Юнг постулировал две
ориентации личности (эго-направленности)- Экстраверсия — интроверсия
(от лат. extra — вне, intro — внутрь, versio
— поворачивать, обращать) — характеристика
индивидуально психологических
различий человека, крайние полюсы
которой соответствуют |
Обосновывая общественно-историческую обусловленность характера и личности человека, Э.Фромм вводит понятие "социального характера" как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества и описывает следующие социальные типы характера: · Рецептивная ориентация (берущая) – человек представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится "быть любимым", а не любить; Эксплуататорская ориентация (овладевающая) – человек также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; Стяжательская ориентация
(сберегающая) – в отличие от
предыдущих типов, человек не
верит, что может получить что- Рыночная ориентация (обменивающая) – личность рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо человек может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей. Плодотворная ориентация
в отличие от неплодотворных,
является идеалом Характер любого человека представляет смешение этих пяти ориентаций, хотя одна или две могут выделяться из остальных. |
Задание 3. Изложите содержание одной из статей, посвященных изучению проблем психологии личности, в научном журнале. Для выполнения задания выберите один из номеров за 2007-2011 годы следующих журналов: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Журнал практического психолога», «Консультативная психология и психотерапия», «Культурно-историческая психология», «Психология обучения», «Психология. Журнал Высшей Школы экономики», «Экспериментальная психология». Далее выберите заинтересовавшую Вас статью. Выполните ее описание по следующим пунктам.
Журнал: Психологический журнал
Год:2011
Номер выпуска: №2
Страницы: 36-48
Автор: Е.И.Рассказова
Название статьи: Психологические факторы саморегуляции на разных этапах выполнения учебного задания.
Структура статьи: Представлены результаты исследования роли психологических факторов саморегуляции(индивидуального стиля саморегуляции, жизнестойкости, локус каузальности, смоэффективности) на этапах выбора и спонтанного изменения выбора учебного задания у студентов(n=100). Показано, что жизнестойкость и автономный локус каузальности способствует выбору нового в отличие от выбора привычной деятельности и безличного выбора, а также предвосхищению трудностей без фиксации на них. Общая смоэффективность является важным фактором выбора типа задания. Изменение выбора сопряжено с особенностями планирования, оценки результата и самостоятельностью саморегуляции. В определенных условиях изменения выбора может способствовать повышению эффективности деятельности и не является нарушением саморегуляции.
Цель данной работы-исследования психологических факторов, способствующих саморегуляции деятельности на разных ее этапах, в особенности на этапах выбора деятельности и ее изменения.
В качестве модели исследования
выбрали учебную деятельность студентов,
поскольку она позволяет
В ранних эмпирических исследованиях
было показано, что саморегуляция
деятельности на различных этапах определяется
разными индивидуальными
На разных этапах саморегуляции деятельности ее эффективность обеспечивается различными психологическими факторами.
Как показало сравнение наших результатов с результатами других исследований, психологические факторы саморегуляции на этапах выбора и изменения задачи могут варьироваться в зависимости от параметров самой деятельности.
Изменение деятельности является самостоятельным звеном саморегуляции,а не просто ее сбоем, и обеспечивается специфическими психологическими механизмами, не сводясь напрямую ни к саморегуляции на этапе реализации деятельности, ни к саморегуляции на этапе выбора деятельности.
Дефицит психологических
факторов саморегуляции и ее общее
снижение, связанные со сменой задания,
неоднородны. По всей видимости,в некоторых
случаях изменение деятельности
может рассматриваться как
Задание 4.
Напишите эссе-самоисследование в свободной форме на тему: «Анализ моих механизмов психологической защиты» (2-3 стр.).
В жизни часто происходят случаи, когда мы не в состоянии взвесить все обстоятельства и выбрать то реальное поведение, которое могло бы избавить нас от неприятных переживаний, например, в случае конфликта. Тогда включаются механизмы психологической защиты.
Психологическая защита-это — система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности.
К своим защитным механизмам в серьезных ситуациях я бы отнесла отрицание. Я не воспринимаю и всячески отрицаю информацию, которую не могу принять. Типичный пример отрицания — это первая реакция на значимую потерю, потерю близкого. Я можгу оказаться не в состоянии принять правду об этом. Это было бы слишком болезненно. Так что оно выталкивает мечту, желание или воспоминании в бессознательное, так что ему больше не приходится иметь с этим дело.
Так же у меня присутствует Замещение (смещенная агрессия) - механизм снятия напряжения путем переноса агрессии с более сильного или значимого субъекта (являющегося источником гнева) на более слабый и доступный объект или на самого себя. Я замещение считаю отрицательным механизмов из-за раздражительности и агрессивности в стрессовых ситуациях.
Компенсация — защитный механизм психики, заключающийся в бессознательной попытке преодоления реальных и воображаемых недостатков. Этот механизм проявляется реже, но присутствует.
Например, когда добиваясь чего-то, этим компенсирую свои недостатки.
Когда в жизни происходят переломные моменты, становиться тяжело идти вперед и добиваться поставленной цели, то срабатывает защитный механизм сублимация.
Сублимация – один из защитных механизмов, представляющих собой подсознательную замену одной, запретной или практически не достижимой цели на другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуальную потребность.
Cублимация является
Например, я, когда не могу реализовать себя в каких-то заданиях на работе, начинаю много времени уделять своему хобби, например, играю в баскетбол.
Я думаю, для меня чужды защитные механизмы, как:
Соматизация – уход в болезнь.
Аскетизм – отрицание, отказ себе в удовольствии.
Примитивная идеализация — восприятие другого человека как идеального и всемогущего.
Аннули́рование (Возмеще́ние) — психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, заключающийся в бессознательной попытке уравновесить некое чувство (обычно вину или стыд) с помощью отношения или поведения, которое «магическим образом» уничтожает это чувство.
Способность к защитной психической деятельности выражена у разных людей в разной степени. Мы постоянно используем защитные механизмы, часто сами того не осознавая. Это случается, когда Я не может разрешить конфликт между Оно и Сверх-Я. Я не знаю, на сколько хорошо выражены мои психологические механизмы и насколько хорошо они мне помогают справляться со стрессовыми ситуациями, но наверно благодаря им, я могу преодолевать стресс, тревогу, конфликты и неприятности, без которых в нашей жизни никуда.
Задание 5.
Выполните проектную работу проблемно-творческого характера.
Цель: провести психологический анализ структуры и жизненного пути личности по материалам автобиографии.
Задачи:
Принцесса Диана. Жизнь, рассказанная ею самой.
Справка относительно автора автобиографии и созданного им биографического текста.
Принцесса Диана начала писать эту книгу незадолго до смерти, уже предчувствуя скорую гибель, а последнюю точку поставила накануне трагедии. Это не автобиография, не дневник, не мемуары, даже не исповедь — это крик души самой желанной женщины в мире, у которой было все, кроме любви и женского счастья. Ведь обожание толпы и поклонение миллионов — еще не любовь...
Жизненный путь.
Диана Френсис Спенсер родилась 1 июля 1961 года. Как пишет Диана ее рождению не были рады «Мама родила Сару, нашу рыжую красавицу, крестной матерью которой стала сама королева-мать.