Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 23:36, контрольная работа
В содержание личности и её оценку в качестве важнейшего компонента включается направленность её сознания, личностные ориентации, обусловленные уровнем её сознания, мировоззрением, нравственностью и ответственностью. Безусловно, социальная среда оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности. Но в не меньшей степени личностные ориентации и поведение обусловлены и внутренним, духовным миром человека. Чем ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные и волевые качества, чем больше его жизненные ориентации совпадают с общечеловеческими ценностями, чем в большей степени он положительно влияет на развитие и утверждение этих ценностей, тем ярче и значительней сама личность. Бердяев был во многом прав, когда рассматривал личность, в отличие от индивида, как духовную сущность и качество человека.
Введение:
1.Сущность и структура психологии личности
2.Врождённые и приобретённые качества личности
3.Структура личности включает:
А) направленность;
Б) знания, умения, навыки;
В) целостность;
Г) индивидуально-типологические
способности;
Д) все ответы верны;
Значит, когда речь идет о личности, а не о человеке, как организме, очевидно безусловное преобладание в ее главных свойствах и качествах приобретенного в ходе жизни, социального.
Доля врожденного, биологического значительно выше в психофизиологической сфере, темпераменте. Но психофизиология не имеет решающего значения для характеристики человека как личности, его социального качества, поведения и роли в обществе. Люди разных темпераментов могут быть выдающимися личностями, а одного темперамента - и выдающимися, и безликими. Неслучайно некоторые теоретики ставят под сомнение правильность включения темперамента в структуру свойств личности.
Итак, есть постоянное, прижизненное психологическое развитие человека на природной основе с ее преобразованием в новые, специализированные психологические структуры и свойства человека, подчиняющиеся не двум видам закономерностей, а одному, в котором уже нельзя разделить биологическое и социальное.
В отечественной психологии
существует ряд попыток представить структуру
личности (А.Г. Ковалёв, В.С. Мерлин, К.К.
Платонов, В.А. Крутецкий, А.И. Щербаков).
Наиболее обоснованную и развёрнутую
структуру личности предложил К.К. Платонов.
В предложенной им динамической функциональной
структуре личности содержится как координационный
(взаимосвязи между подструктурами личности
на одном иерархическом уровне), так и
субординационный (взаимосвязи между
подструктурами личности, представленными
на разных уровнях) принципы построения.
На основе критерия соотношения социального
и биологического в качествах личности
в её структуре выделены четыре иерархически
соотносящиеся подструктуры:
1) направленность личности;
2) опыт, знания, умения, целостность;
3) индивидуальные особенности психических
процессов;
4) биопсихические свойства
Кроме того, в структуре личности выделены
две общие интегративные подструктуры
(характер и способности), которые, в отличие
от иерархических подструктур, пронизывают
все четыре уровня иерархии, вбирая в себя
качества из подструктур каждого выделенного
уровня.
В то же время
каждая из общих подструктур
отражает определённый аспект
изучения поведения личности: устойчивость
проявления черт в различных
видах деятельности (тогда речь
идёт о характере личности) или
в каком - то конкретном виде
деятельности (речь идёт о способностях личности к данному
виду деятельности).
1. Подструктура личности, названная «направленность
личности», объединяет качества направленности
и отношения личности, проявляющиеся как
моральные черты. Черты личности, входящие
в эту подструктуру, в своём подавляющем
большинстве не имеют непосредственных
врождённых задатков (исключая влечения
и склонности), а отражают индивидуально
преломленное общественное сознание.
Направленность личности включает в себя
такие её формы, как влечения, желания,
интересы, склонности, идеалы, убеждения,
мировоззрение. В этих формах направленности
личности проявляются и отношения, и моральные
качества личности, и различные потребности.
Эта подструктура формируется путём воспитания.
2. Подструктура личности, названная «опыт»
объединяет знания, навыки, умения, привычки,
приобретённые в личном опыте путём обучения,
но уже с заметным влиянием и биологически,
и даже генетически обусловленных свойств
личности. Эту подструктуру иногда называют
индивидуальной культурой, или подготовленностью.
3. Подструктура личности , названная «особенности
психических процессов», объединяет индивидуальные
особенности отдельных психических процессов,
или психических функций, понимаемых как
формы психического отражения: памяти,
эмоций, ощущений, мышления, восприятия,
чувств, воли.
4. Подструктура личности, названная «биопсихические
свойства», объединяет свойства темперамента,
возрастные свойства личности и патологию.
Свойства личности, входящие в эту подструктуру,
несравнимо больше зависят от физиологических
особенностей мозга, а социальные влияния
их только субординируют и компенсируют.
Активность этой подструктуры определяется
основными свойствами нервной системы.
В личности есть много и других интересных и важных частей и элементов (самосознание и роли, самооценка и уровень притязаний, убеждения и ценности), но такая детализация возможна лишь при анализе разных уровней структуры личности. Важно, что в зависимости от типа и уровня развития личности в человеке может быть разный набор элементов психологической структуры и разное отношение между ними. Например, у человека-организма разум подчинен его чувствам, человек-личность подчиняет свои чувства разуму. У некоторых людей воля развита и присутствует, у других ее нет. Также далеко не у всех людей есть настоящее внутреннее "Я": хозяин, который умеет всем этим внутренним хозяйством управлять.
Чем менее развита личность, тем больше гены определяют тело, тело определяют душу, а душа определяет ум. Чем более личность развивается, тем более ум вразумляет душу, душа дружит с телом, ум и душа строят тело, а в теле накапливается новый генный фонд. В повседневной жизни у большинства людей дух обычно спит, ум обслуживает душевные импульсы, а душой руководит их тело. Похоже, 90% людей живет преимущественно своим телом. Тело - их господин, душа и ум - их слуги, о духе вспоминаем лишь когда напомнят, и то со страху. По замыслу о личности, дух должен быть во главе, руководя умом, душой и телом. У сильного человека ум и душа - помощники духа, а тело - воспитуемый ими ребенок.
Заключение
Лишь охарактеризовав основные силы,
воздействующие на формирование личности,
включая социальное направление образования
и общественного воспитания, то есть, определив
человека как объект общественного развития,
мы можем понять внутренние условия его
становления как субъекта общественного
развития. В этом смысле личность всегда
конкретно-исторична, она продукт своей
эпохи и жизни страны, современник и участник
событий, составляющих вехи истории общества
и ее собственного жизненного пути.
В заключении я хотел бы подвести итог
своей работы, сделать некий общий вывод.
Итак, формирование личности – это очень
сложный процесс, длящийся всю нашу жизнь.
Некоторые особенности личности в нас
уже заложены при рождении, я говорю о
биологическом факторе развития личности,
другие мы вырабатываем в процессе нашей
жизни. И в этом нам помогает окружающая
среда. Ведь среда играет очень важную
роль в формировании личности. Впрочем,
об этом я говорил выше, поэтому не буду
повторяться. Лучше в конце своей работы
я попытаюсь ответить на вопрос: “Что
такое стать личностью?”
Я думаю, что стать личностью – это значит,
во-первых, занять определенную жизненную,
нравственную позицию; во-вторых, в достаточной
степени осознавать ее и нести за нее ответственность;
в-третьих, утверждать ее своими поступками,
делами, всей своей жизнью. Ведь истоки
личности, ее ценность, наконец, добрая
или дурная о ней слава в конечном итоге
определяются тем общественным, нравственным
значением, которое она действительно
являет своей жизнью.
Список Литературы
1) Ананьев Б.Г. Психологическая структура
личности и ее становление в процессе
индивидуального развития человека. Психология
личности.
2) Ананьев Б.Г. Структура личности.
Психология личности в трудах отечественных
психологов. Хрестоматия.
3) Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание,
личность. Психология личности.
4) Малышев А.А. Психология личности и малой группы: Учебно-методическое пособие