Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 08:29, контрольная работа
Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.
Введение 3
1. Понятие и структура личности 5
1.1 Понятие личности 5
1.2 Структура личности 9
1.3 Психологическая структура личности: соотношение биологического и социального. 12
2. Психология личности 14
Заключение 17
Список литературы 18
Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:
На земле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру. Однако есть много общего, что позволяет выделить структуру личности вообще, которая состоит из четырех сторон:
1. Блок психических явлений (мотивационный) —направленность (устойчивая система мотивов): влечения, желания, стремления, интересы, идеалы, мировоззрение, убеждения, потребности);
2. Опыт личности — обретение человеком общественного опыта (социализация). Этот опыт включает необходимые для его жизнедеятельности знания, умения, навыки:
V знания — система научных понятий о закономерностях природы, общества, становления и развития человека и его сознания;
V умения — способность человека на основе знаний и навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых условиях;
V навыки — автоматизированные компоненты целенаправленной
сознательной деятельности;
3. Блок регулирования поведения личности (система самоконтроля)
включает формы психических познавательных процессов, в частности: индивидуальные особенности ощущений, восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, воображения, мышления, речи;
4. Биологически обусловленные свойства и качества личности:
V антропологические признаки — расовые, половые, возрастные и др.;
V физические особенности — размеры тела и его структурно-механические свойства;
V внешняя анатомия тела;
V функционально-анатомические особенности;
V биохимические особенности
и патологии выделенных
V свойства и типы темперамента.
Производными от этих основных подструктур являются:
Характер – это:
V совокупность основных, отличительных свойства человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности;
V целостное образование личности, определяющее особенности его деятельности и поведения.
Способности – психическое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенных видов деятельности.
Психология личности — раздел психологии, который изучает личность человека и процессы на нее влияющие, и вызывает много споров. Например, современная психология не дает единого определения личности. Но, многие специалисты сходятся к тому, что личность — не что иное, как совокупность черт, которые определяют мысли, чувства и поведение человека. Причем, одни черты мы приобретаем, другие — заложены с рождения, например, темперамент.
Приобретаемые личностью черты позволяют человеку меняться, адаптируясь к обстоятельствам жизни и происходящему вокруг. И чем больше вы меняетесь, совершенствуя себя, тем лучше.
Вы слышали выражения «темная личность», «сомнительная личность», «странная личность»? Это попытка охарактеризовать направленность личности — систему убеждений, интересов и потребностей, которая определяет все поведение человека.
От направленности личности зависит то, как человек идет по жизни, достигает успеха или нет. Впрочем, в психологии личности, как и в жизни, все сложнее, чем представляется, ведь личность — подобно алмазу имеет множество граней.
Вы задумывались над тем, почему слово «личность», произошло от слова «личина»? Не потому ли, что человек выполняет различные социальные роли, в зависимости от того, где находится и с кем общается. Семья, работа, сверстники, незнакомые люди — любые связи дают человеку повод одеть социальную «личину» и играть роль. Один человек — одна личность — множество ролей. Вы можете быть требовательным родителем, отстаивающим свое мнение, в то время, как полчаса назад были бесхребетным подчиненным, не умеющим возразить начальству. То, как вы относитесь к себе, выражается в уровне самоуважения, уровне притязаний, требованиям к окружающим и в том, каковы вы в социальных ролях.
На вашу жизнь и роли в ней оказывают влияние способности, мотивация, характер, темперамент, волевые качества и другие стороны вашей личности. Так, ваши способности — ключ к успеху в делах. Если нет способностей к музыке, выдающимся музыкантом не станешь. Ваш характер и вложенные родителями ценности «подминают» под себя все поступки по отношению к окружающим и к самому себе. Темперамент и эмоции влияют на взаимоотношения с другими людьми и определяют реакции на то, что происходит вокруг вас. Мотивация и волевые качества помогают достигнуть цели, равно как их отсутствие — сводит все старания к нулю.
И если, верить большинству психологов, которые утверждают, что личностью не рождаются, а становятся — только от вас зависит, сможете ли вы сыграть в жизни роль преуспевающего человека.
В психологии личности выделяют субъективное «Я» — то, как человек представляет себя и отраженное «Я» — то, как человек представляет себя на основе представлений окружающих.
У римлян слово «персона» (личина) употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции роли (личность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, личность по первоначальному значению – это определенная социальная роль или функция человека.
Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.
Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В это понятие обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.
По определению отечественного
психолога Р.С. Немова, личность –
это человек, взятый в системе
таких его психологических
Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой. Анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием «личность» позволит более полно раскрыть последнее.
Личностью - социальной единицей, субъектом, носителем социально - человеческой деятельности - ребенок станет лишь там и тогда, где и когда сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без нее.
Личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, за данным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже обладает, не есть еще человеческая индивидуальность.
Поэтому - то личность и есть лишь там, где есть свобода. Свобода подлинная, а не мнимая, свобода действительного развертывания человека в реальных делах, во взаимоотношениях с другими людьми, а не в самомнении, не в удовольствии ощущения своей мнимой неповторимости.
Хотите, чтобы человек стал личностью? Тогда поставьте его с самого начала - с детства - в такие взаимоотношения с другим человеком, внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был стать личностью.
1. Зазыкин В.Г. Основы психологии проницательности. М., : Тривола, 1997 г.
2. Ильенков Э.В. Что такое личность? – М.,1991
3. К. Маркс и Ф. Энгельс. О воспитании и образовании. В 2-х томах. \ Под редакцией В.Н. Столетова. М., «Педагогика», 1978 г.
4. Общая психология. Курс лекций для I ступени педагогического образования. \ Под редакцией Е.И. Рогова. М., Гуманитарный издательский центр Владос, 1998 г.
5. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. В.В. Богословского и др. – М.: Просвещение, 1981.
6. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. \Составитель А.А. Радугин. М., Издательство «Центр», 1997 г.
7. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.М Николаенко. – М.: ИФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998.
8. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД: курс лекций. Воронеж: Воронежская высшая школа МВД России, 1998. – 88с.
9. Сердюк С.Ф., Дровникова И.Г. Дудкина Е.И.
10. Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности – М.1997