Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 15:42, контрольная работа
Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непо-средственным взаимодействием. Ее нижние и верхние границы определяются каче-ственными признаками, основными из которых являются контактность и целост¬ность. Контактность — это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями. Целостность определяется как социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая восприни¬мать их как единое целое.
Формы власти
Власть может принимать разнообразные формы. Основы власти можно представить в виде четырех главных форм:
Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей фирмы. Они также являются средствами, которые могут быть использованы неформальными лидерами, чтобы помешать достижению этих целей.
Эффективность какой-либо формы власти зависит от того, считает ли исполнитель, что руководитель может удовлетворить или не удовлетворить его активную потребность, и от сложившейся ситуации. Поэтому у каждой формы власти есть свои плюсы и минусы, и никто не способен руководить людьми во всех ситуациях.
Доминантное поведение.
Доминирование (господство и подчинение) - вечные и неотъемлемые стороны человеческого общения. Везде, где есть даже два человека, можно зафиксировать более или менее выраженное соотношение властных позиций одного человека и подвластных - другого. Такое соотношение имеет множество форм, видов, уровней и вполне очевидно представляет собой одну из существенных характеристик человеческого существования. Другое дело, что далеко не всегда эти характеристики очевидны как для их субъектов, так и для сторонних наблюдателей.
Очевиднее отношения
доминирования-подчинения оказываются
тогда, когда воплощаются в
Подчинения, равно как и доминирование, может выполнять компенсирующую функцию для психологически слабых индивидов, играть роль своеобразной психологической поддержки. Основная психологическая выгода подчинения состоит, очевидно, в отказе от ответственности. Можно говорить о двух вариантах такого отказа - от ответственности положительной и отрицательной. Отказ от положительной ответственности означает, что индивид, предчувствуя свою несостоятельность в выполнении определенных функций, заранее отказывается от них, переводя руководящие обязанности на другое лицо.
Что касается негативной ответственности, то здесь можно говорить о том, что индивид признает свою несостоятельность в случае совершения им - реально или потенциально - неправильных или неадекватных действий. Готовность признать свою вину, а значит отдаться "под справедливый суд" других, превращает индивида из виновника в жертву его собственной несостоятельности. Такое раскаяние делает его одновременно виновным и невиновным, а "повинную голову меч не сечет".
Итак, доминантное
поведение пронизывает все
Каждый субъект
- сознательно или
Доминирование
и подчинение включается в общий
контекст личностного развития и
выполняет сложные
Стили лидерства
В психологии управления сложились достаточно устойчивые взгляды на основные стили руководства. При этом за основу их выделения чаще всего берется так называемый «авторитарно-либеральный континуум» руководства. На одном его полюсе располагается авторитарный стиль, на другом – либеральный (попустительский), средние же значения соотносятся с демократическим стилем.
Авторитарный стиль управления – это стиль, характеризующийся максимальным сосредоточением всей полноты властных полномочий у руководителя и устранением других членов группы (организации) от решения основных вопросов управления, а также воздействием на них преимущественно мерами принуждения.
Либеральный (попустительский) стиль управления – стиль, характеризующийся предоставлением подчиненным максимальной свободы в выборе рабочих задач и контроля своей работы, слабым использованием властных полномочий и низкой мерой организационного влияния руководителя. Демократический стиль управления – стиль, характеризующийся учетом мнения членов организации при решении ее основных проблем, отсутствием навязывания руководителем своей воли и основанный на том, что активность людей мотивирована потребностями высшего порядка.
Кроме того, в последнее
время все большее внимание в
психологии управления уделяется так
называемому napmucunamuвнoмy(
Наконец, при изучении высокотехнологичных организаций (прежде всего – в японской школе менеджмента) возникло и оформилось понятие "новаторско-аналитический стиль управления». Этому стилю присущи следующие главные особенности: преданность организации, энергичность и новаторство, чуткость к новой информации и идеям, генерирование большого числа альтернатив и идей, быстрое принятие решений, хорошая интеграция коллективных действий, четкость в формулировке целей и установок, готовность учитывать мнение других, терпимость к неудачам.
Демократический стиль управления – стиль, характеризующийся учетом мнения членов организации при решении ее основных проблем, отсутствием навязывания руководителем своей воли и основанный на том, что активность людей мотивирована потребностями высших порядков.
Партисипативный стиль управления – стиль, характеризующийся привлечением исполнителей к реализации собственно управленческих функций, их соучастием в решении основных задач, связанных с выработкой целей и планов организации, с поиском путей их реализации.
Новаторско-аналитический стиль управления – стиль, которому присущи преданность организации энергичность и новаторство, чуткость к новой информации и идеям генерирование большого числа альтернатив и идей, быстрое принятие решений, хорошая интеграция коллективных действий, четкость в формулировке целей и установок, готовность учитывать мнение других, терпимость к неудачам.
Основные характеристика индивида в группе
Место индивида в группе не определяется только его социометрическим статусом; важно не только то, насколько индивид как член группы пользуется привязанностью других членов группы, но и то, как он воспринимается в структуре деятельностных отношений группы. На этот вопрос невозможно ответить, пользуясь социометрической методикой. Во-вторых, статус всегда есть некоторое единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективного восприятия его другими членами группы. В социометрической методике есть попытка учесть эти два компонента статуса (коммуникативный и гностический), но при этом вновь предполагаются лишь компоненты эмоциональных отношений (тех, которые индивид испытывает к другим членам группы, и тех, которые к нему испытывают другие). Объективные характеристики статуса при этом просто не фигурируют. И в-третьих, при характеристике статуса индивида в группе необходим учет отношений более широкой социальной системы, в которую данная группа входит, – «статус» самой группы. Это обстоятельство небезразлично для конкретного положения члена группы. Но этот третий признак также никаким образом не учитывается при определении статуса социометрической методикой. Вопрос о разработке адекватного методического приема для определения статуса индивида в группе может быть решен только при одновременной теоретической разработке этого понятия.
Вторая характеристика индивида
в группе – это «роль». Обычно
роль определяют как динамический аспект
статуса, что раскрывается через
перечень тех реальных функций, которые
заданы личности группой, содержанием
групповой деятельности. Если взять
такую группу, как семья, то на ее
примере можно показать взаимоотношение
между статусом, или позицией, и
ролью. В семье различные статусные
характеристики существуют для каждого
из ее членов: есть позиция (статус) матери,
отца, старшей дочери, младшего сына
и т.д. Если теперь описать набор
функций, которые «предписаны» группой
каждой позиции, то получим характеристику
роли матери, отца, старшей дочери, младшего
сына и т.д. Нельзя представлять роль
как что-то неизменное: динамизм ее
в том, что при сохранении статуса
набор функций, ему соответствующих,
может сильно варьировать в различных
однотипных группах, а главное в
ходе развития как самой группы,
так и более широкой социальной
структуры, в которую она включена.
Пример с семьей ярко иллюстрирует
эту закономерность: изменение роли
супругов в ходе исторического развития
семьи – актуальная тема современных
социально-психологических
Важным компонентом
Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения» (Бобнева, 1978. С.З).
В более узком смысле групповые
нормы – это определенные правила,
которые выработаны группой, приняты
ею и которым должно подчиняться
поведение ее членов, чтобы их совместная
деятельность была возможна. Нормы
выполняют, таким образом, регулятивную
функцию по отношению к этой деятельности.
Нормы группы связаны с ценностями,
так как любые правила могут
быть сформулированы только на основании
принятия или отвержения каких-то социально
значимых явлений (Обозов, 1979. С. 156). Ценности
каждой группы складываются на основании
выработки определенного
Хотя проблема ценностей
в ее полном объеме исследуется в
социологии, для социальной психологии
крайне важно руководствоваться
некоторыми установленными в социологии
фактами. Важнейшим из них является
различная значимость разного рода
ценностей для групповой
Нормативное поведение
Нормативное поведение - образцовое поведение. Бывают одобряемые (поощряемые обществом. Например, трудолюбие) и допустимые (не одобряемые, но и не порицаемые. Например, безделье) нормы поведения.
По мнению Л.Петражицкого,
источниками нормативного поведения
личности являются:
1) социальный инстинкт – стремление
человека следовать без раздумья некоторым
интернализованным им правилам поведения
в обществе;
2) позитивное моральное расположение
– чувство долга;
3) боязнь внешнего принуждения,
наказания;
4) напоминание о божественной
власти (последнее очевидно для
человека глубоко верующего,