Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 19:10, реферат
Persona – маска. Существует множество определений личности. Характерные примеры из классики:
Личность, есть организованная, долговременная, субъективно воспринимаемая сущность, составляющая ядро человеческих переживаний (Роджерс).
Kemmern (структуралистический подход) – арифметическая сумма «черт».
Келли – специфический способ осознания жизненного опыта
Рубинштейн – личность – как общественное существо, включенное в систему общественных связей и выполняющее определенную роль.
Понятие личности.
Общение, как восприятие людьми (396) друг друга (влияние пола, возраста, национальности, установок, опыта общения, профессии, облика).
Влияние характера человека на стиль общения (207).
Влияние темперамента на процесс общения: свойства личности, влияющие на эффективность общения.
Экстравертированность – интровентированность
Эмпатичность
Властность
Конфликтность и агрессивность
Толерантность
Застенчивость
Радость
Ригидность
Вывод.
Курс: Психология общения.
Тема: Психология личности в процессе общения.
План работы
Личность (persona, лат.)
Persona – маска. Существует множество определений личности. Характерные примеры из классики:
Структуру личности разные исследователи рассматривают по – разному. Модель психологической структуры личности, построенную на основе совмещения двух известных схем отечественной психопомощи, разработанных вначале С.Л. Рубинштейном, а затем К.К. Платоновым.
Данная структура включает в себя семь взаимосвязанных подструктур:
Выделяемые подструктуры существуют в реальном единстве, они выделяются лишь получения аналитической схемы, модели психики целостной личности.
Усвоение и воспроизводство опыта личностью осуществляется в процессе общения и деятельности. В общении как процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий (как вертикальных, так и не вертикальных) происходит обмен информацией, ее интерпритация, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, психологическое воздействие.
Б.Ф. Ломов различает три функции общения:
Общение – важнейшее проявление эмоциональности человека. Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения, когда происходит поляризация эмоциональных состояний, их взаимное усиление или ослабление.
На процесс общения, на межличностное восприятие целесообразно использовать системный подход Б.Ф. Ломова, составляющими частями которого являются субъект, объект и процесс познания человека человеком.
Для каждого человека характерны неповторимость, своеобразие психики и личности. В этом проявляется психологическая индивидуальность человека.
Характер – одна из главных составляющих индивидуальности.
Под характером понимается совокупность устойчивых, индивидуальных особенностей человека, обуславливающих типичные для него способы поведения в определенных жизненных ситуациях и обстоятельствах.
В отличие от темперамента, зависящего от врожденных анатомо-физиологических особенностей, и, прежде всего, от свойств нервной системы, характер человека формируется при жизни, в процессе социализации и воспитания.
Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений с людьми формирует и соответствующую систему внутренних отношений личности. Повторяющиеся эмоциональные положительные и отрицательные реакции вызывают более длительные психические состояния, которые постоянно закрепляются и становятся устойчивыми качествами личности, чертами характера.
В процессе общения для личности важны коммуникативные черты: доброжелательность, отзывчивость, чуткость, открытость, искренность, вежливость. Люди, которым присущи такие черты, более эффективно общаются в самых разных ситуациях: в семье, на работе, с коллегами, друзьями. Они успешнее преодолевают психологические барьеры в общении, негативные чувства на примере недоверия, зависть, неприязнь.
Знание особенностей характера важно при приеме людей на работу, их назначение на ответственную должность, комплектование групп для выполнения совместной деятельности. Профилактика конфликтов, установление в коллективе положительного психологического климата, повышение эффективности общения так же во многом от этого зависят. В полной мере это относится к управлению учебным коллективом и к педагогическому общению, в процессе которого учитель решает важные учебные, воспитательные и организационные задачи.
Некоторые свойства личности существенно влияют как на цели и процесс общения, так и на его эффективность. Одни из них способствуют успешному общению (экстравертированность, эмпатийность, толерантность, мобильность), другие его затрудняют (интровертированность, властность, конфликтность, агрессивность, застенчивость, робость, ригидность).
Экстравентированность – интровертированность. Экстраверсия –интроверсия (от лат. Extra – «вне», intro – «внутрь», versio – «разворачивать, обращать») – характеристика типических различий между людьми, крайние полюсы которой соответствуют преимущественной направленности человека либо на мир внешних объектов (у экстравертов), либо на собственный субъективный мир (у интровертов).
Есть основание полагать, что экстраверсия – интроверсия в значительной степени зависит от врожденных особенностей человека, таких как свойства нервной системы. В лаборатории В.С. Мерлина выявлена связь высокой общительности со слабой нервной системой. А.К. Дроздовский (2008) на большой выборке подтвердил это. Кроме того, он показал, что экстраверсия связана с инертностью возбуждения и подвижностью торможения, а также с преобладанием торможения по балансу нервных процессов.
Экстравертный собеседник. Весьма расположен к общению как таковому, это его стихия. Там, где нет людей, нет возможности поговорить, он по – настоящему скучает, томится. Направленность на партнерство у него почти постоянная; легко ли, тяжело ли на душе. Легко – значит тянет с кем-нибудь пообщаться; тяжело – значит надо кому-нибудь излить свои горести. Подчеркнем: ему нужен скорее кто-нибудь, чем кто-то конкретный, хотя, разумеется, он, как и все, одних собеседников предпочитает другим. И все же, если нет рядом предпочтительного, он может обратиться и к совершенно незнакомому человеку.
Дело в том, что в его представлении собственное Я и Я другого человека довольно сходны. Он не считает, что кто либо может его понять (тут он скорее подумает: «Может, но не хочет»). Сам он так же искренне уверен в своей способности понять любого. А когда тот не соответствует его умозаключениям и прогнозам, экстраверту кажется, что партнер что-то «напускает на себя», «темнит», «интересничает». Ему непонятно, например, как это другой человек не желает общения… Он однозначно толкует такую позицию партнера как враждебную или обиженную и… бросается за объяснениями: что случилось? что не так? кто обидел?