Психология личности в процессе общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 19:10, реферат

Краткое описание

Persona – маска. Существует множество определений личности. Характерные примеры из классики:
Личность, есть организованная, долговременная, субъективно воспринимаемая сущность, составляющая ядро человеческих переживаний (Роджерс).
Kemmern (структуралистический подход) – арифметическая сумма «черт».
Келли – специфический способ осознания жизненного опыта
Рубинштейн – личность – как общественное существо, включенное в систему общественных связей и выполняющее определенную роль.

Содержание

Понятие личности.
Общение, как восприятие людьми (396) друг друга (влияние пола, возраста, национальности, установок, опыта общения, профессии, облика).
Влияние характера человека на стиль общения (207).
Влияние темперамента на процесс общения: свойства личности, влияющие на эффективность общения.
Экстравертированность – интровентированность
Эмпатичность
Властность
Конфликтность и агрессивность
Толерантность
Застенчивость
Радость
Ригидность
Вывод.

Вложенные файлы: 1 файл

Курс Психология общения.docx

— 52.83 Кб (Скачать файл)

Курс: Психология общения.

Тема: Психология личности в процессе общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы

  1. Понятие личности.
  2. Общение, как восприятие людьми (396) друг друга (влияние пола, возраста, национальности, установок, опыта общения, профессии, облика).
  3. Влияние характера человека на стиль общения (207).
  4. Влияние темперамента на процесс общения: свойства личности, влияющие на эффективность общения.
    1. Экстравертированность – интровентированность
    2. Эмпатичность
    3. Властность
    4. Конфликтность и агрессивность
    5. Толерантность
    6. Застенчивость
    7. Радость
    8. Ригидность
  5. Вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Понятие личности.

Личность (persona, лат.)

Persona – маска. Существует множество определений личности. Характерные примеры из классики:

  1. Личность, есть организованная, долговременная, субъективно воспринимаемая сущность, составляющая ядро человеческих переживаний (Роджерс).
  2. Kemmern (структуралистический подход) – арифметическая сумма «черт».
  3. Келли – специфический способ осознания жизненного опыта
  4. Рубинштейн – личность – как общественное существо, включенное в систему общественных связей и выполняющее определенную роль.

Структуру личности разные исследователи рассматривают по – разному. Модель психологической структуры личности, построенную на основе совмещения двух известных схем отечественной психопомощи, разработанных вначале С.Л. Рубинштейном, а затем К.К. Платоновым.

Данная структура включает в себя семь взаимосвязанных подструктур:

    1. Направленность личности
    2. Сознание и самосознание
    3. Способности и задатки
    4. Темперамент
    5. Характер
    6. Особенности психических процессов и состояний
    7. Психический опыт личности

Выделяемые подструктуры существуют в реальном единстве, они выделяются лишь получения аналитической схемы, модели психики целостной личности.

 

 

      1. Общение, как восприятие людьми (396) друг друга (влияние пола, возраста, национальности, установок, опыта общения, профессии, облика).

Усвоение и воспроизводство опыта личностью осуществляется в процессе общения и деятельности. В общении как процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий (как вертикальных, так и не вертикальных) происходит обмен информацией, ее интерпритация, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, психологическое воздействие.

Б.Ф. Ломов различает три функции общения:

  1. Информационно-коммуникативную, которая заключается в обмене или приеме – передаче информации между взаимодействующими индивидами.
  2. Регуляторно – коммуникативную (интерактивную), которая состоит в регуляции поведения и организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействий.
  3. Эффективно – коммуникативную, связанную с трансляцией эмоциональных состояний человека.

Общение – важнейшее проявление эмоциональности человека. Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения, когда происходит поляризация эмоциональных состояний, их взаимное усиление или ослабление.

На процесс общения, на межличностное восприятие целесообразно использовать системный подход Б.Ф. Ломова, составляющими частями которого являются субъект, объект и процесс познания человека человеком.

  1. Субъект межличностного познания представляет собой развивающуюся динамическую систему со многими характеристиками. Особенности воспринимающего зависят от объективных и субъективных признаков, влияющих на глубину, всесторонность, объективность и скорость познания другого человека. К ним относятся пол, возраст, национальность, темперамент, психические состояния, состояние здоровья, установки, опыт общения, профессиональные и личностные особенности и т.п.
  • Половые различия существенно влияют на процесс познания. Женщины по сравнению с мужчинами эмоционально более предрасположены к проникновению во внутренний мир собеседника. У них выше показатели социально-психологической наблюдательности, хотя мужчины точнее определяют уровень интеллекта собеседника.
  • Возраст влияет на точность восприятия и понимания. Подростки и юноши в первую очередь обращают внимание на физические данные и экспрессивные характеристики. Дети и подростки часто не в состоянии понять взрослых и адекватно их оценить. По мере приобретения жизненного опыта они начинают разносторонне воспринимать и оценивать людей. Воспринимающий точнее определяет возраст лиц, которые близки к нему по годам, и чаще ошибается.
  • Национальность. Человек воспринимает окружающий его мир сквозь призму своего национального образа жизни, через сформировавшиеся у него этнические обычаи, традиции, привычки и т.п. Если воспринимающий имеет опыт общения с представителями разных этносов, то влияние собственной национальности на представления о воспринимаемом будет незначительное.
  • Психические состоянии. Независимо от того, устал человек или отдохнул, сосредоточен он или рассеян в данный момент, эти и другие психические состояния непременно сказываются на формировании образа воспринимающего. Как свидетельствуют результаты исследований, состояние здоровья и психотип воспринимающего сказываются на процессе познания других людей. Например, невротики по сравнению с шизофрениками точнее оценивают психические состояния и межличностные отношения людей.
  • Установка. Результаты исследований показывают, что установка на восприятие других людей с определенной для данного человека позиции может быть как относительно устойчивой, так и колебаться в пределах от негативно жесткой (эффект ожесточения) до мягкости и доброжелательности (эффект снисходительности). Ценностные ориентации направляю субъекта на восприятие и фиксацию значимых для него особенностей у других людей, причем часто это происходит неосознанно.
  • Опыт общения аккумулирует контакты субъекта с представителями разных социальных групп. Чем больше и разнообразнее были контакты с людьми у субъекта, тем точнее он их воспринимает.
  • Профессия. Разные виды профессиональной деятельности предполагают различный объем общения с людьми. Общественные профессии активно формируют социально-психологическую компетентность.
  1. Облик познаваемого человека (объект познания) включает в себя физический и социальный аспекты:
  • Физический облик – это анатомические особенности, физиологические, функциональные и паралингвистические характеристики, каждая из которых имеет много параметров;
  • Социальный облик предполагает соответствующее оформление внешности, речевые характеристики, деятельностные особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Влияние характера человека на стиль общения (207).

Для каждого человека характерны неповторимость, своеобразие психики и личности. В этом проявляется психологическая индивидуальность человека.

Характер – одна из главных составляющих индивидуальности.

Под характером понимается совокупность устойчивых, индивидуальных особенностей человека, обуславливающих типичные для него способы поведения в определенных жизненных ситуациях и обстоятельствах.

В отличие от темперамента, зависящего от врожденных анатомо-физиологических особенностей, и, прежде всего, от свойств нервной системы, характер человека формируется при жизни, в процессе социализации и воспитания.

Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений с людьми формирует и соответствующую систему внутренних отношений личности. Повторяющиеся эмоциональные положительные и отрицательные реакции вызывают более длительные психические состояния, которые постоянно закрепляются и становятся устойчивыми качествами личности, чертами характера.

В процессе общения для личности важны коммуникативные черты: доброжелательность, отзывчивость, чуткость, открытость, искренность, вежливость. Люди, которым присущи такие черты, более эффективно общаются в самых разных ситуациях: в семье, на работе, с коллегами, друзьями. Они успешнее преодолевают психологические барьеры в общении, негативные чувства на примере недоверия, зависть, неприязнь.

Знание особенностей характера важно при приеме людей на работу, их назначение на ответственную должность, комплектование групп для выполнения совместной деятельности. Профилактика конфликтов, установление в коллективе положительного психологического климата, повышение эффективности общения так же во многом от этого зависят. В полной мере это относится к управлению учебным коллективом и к педагогическому общению, в процессе которого учитель решает важные учебные, воспитательные и организационные задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Влияние темперамента на процесс общения: свойства личности, влияющие на эффективность общения.

 

Некоторые свойства личности существенно влияют как на цели и процесс общения, так и на его эффективность. Одни из них способствуют успешному общению (экстравертированность, эмпатийность, толерантность, мобильность), другие его затрудняют (интровертированность, властность, конфликтность, агрессивность, застенчивость, робость, ригидность).

Экстравентированность – интровертированность. Экстраверсия –интроверсия (от лат. Extra – «вне», intro – «внутрь», versio – «разворачивать, обращать») – характеристика типических различий между людьми, крайние полюсы которой соответствуют преимущественной направленности человека либо на мир внешних объектов (у экстравертов), либо на собственный субъективный мир (у интровертов).

Есть основание полагать, что экстраверсия – интроверсия в значительной степени зависит от врожденных особенностей человека, таких как свойства нервной системы. В лаборатории В.С. Мерлина выявлена связь высокой общительности со слабой нервной системой. А.К. Дроздовский (2008) на большой выборке подтвердил это. Кроме того, он показал, что экстраверсия связана с инертностью возбуждения и подвижностью торможения, а также с преобладанием торможения по балансу нервных процессов.

Экстравертный собеседник. Весьма расположен к общению как таковому, это его стихия. Там, где нет людей, нет возможности поговорить, он по – настоящему скучает, томится. Направленность на партнерство у него почти постоянная; легко ли, тяжело ли на душе. Легко – значит тянет с кем-нибудь пообщаться; тяжело – значит надо кому-нибудь излить свои горести. Подчеркнем: ему нужен скорее кто-нибудь, чем кто-то конкретный, хотя, разумеется, он, как и все, одних собеседников предпочитает другим. И все же, если нет рядом предпочтительного, он может обратиться и к совершенно незнакомому человеку.

Дело в том, что в его представлении собственное Я и Я другого человека довольно сходны. Он не считает, что кто либо может его понять (тут он скорее подумает: «Может, но не хочет»). Сам он так же искренне уверен в своей способности понять любого. А когда тот не соответствует его умозаключениям и прогнозам, экстраверту кажется, что партнер что-то «напускает на себя», «темнит», «интересничает». Ему непонятно, например, как это другой человек не желает общения… Он однозначно толкует такую позицию партнера как враждебную или обиженную и… бросается за объяснениями: что случилось? что не так? кто обидел?

Информация о работе Психология личности в процессе общения