Психология малых групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 06:44, курсовая работа

Краткое описание

Человек живет и развивается в обществе, в процессе общения возникают различные отношения между людьми. Само же общество состоит из множества больших и малых групп, внутри которых формируется и развивается психика людей, входящих в группу. Каждый из нас находится в своих малых группах с самого рождения, первая из них, и наиболее важная - это семья. Роль малых групп для нас очень велика. Большая часть нашей жизни проходит в малых группах, это вышеупомянутая семья, игровые компании сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы.
Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой соц

Содержание

Введение
1. Определение малой группы и ее границы
2. Классификация малых групп
3. Динамические процессы в малой группе
4. Основные направления исследования малых групп
5. Теория коллектива
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

     Университет Российской Академии Образования

     Нижегородский филиал

     Психологический факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Курсовая  работа

     по  дисциплине «Социальная  психология»

     На  тему:

     «Психология малых групп» 
 
 
 

Выполнила: студентка 3 курса

Курносова В.В.

Проверил: Биочинский И.И. 
 
 
 

     Нижний  Новгород – 2009

 

      Содержание 

     Введение

  1. Определение малой группы и ее границы
  2. Классификация малых групп
  3. Динамические процессы в малой группе
  4. Основные направления исследования малых групп
  5. Теория коллектива

     Заключение

     Литература 

 

      Введение 

     Человек живет и развивается в обществе, в процессе общения возникают различные отношения между людьми. Само же общество состоит из множества больших и малых групп, внутри которых формируется и развивается психика людей, входящих в группу. Каждый из нас находится в своих малых группах с самого рождения, первая из них,  и наиболее важная - это семья. Роль малых групп для нас очень велика. Большая часть нашей жизни проходит в малых группах, это вышеупомянутая семья, игровые компании сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы.

     Проблема  малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, немедленно, вслед за тем как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Человек, входящий в малые группы не только испытывает их влияние на себе, но и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.

     Малые группы выступают объектами исследования не только социальной психологии, но и социологии и общей психологии. Основное различие в выделении предмета научного исследования, здесь состоит в том, что социология изучает малые группы, прежде всего с точки зрения их объективных социальных признаков обезличенных и депсихологизированных. В общей психологии группа рассматривается как фактор, влияющий на поведение индивида и особенности его психических процессов и состояний. Социальная психология изучает психологические явления, которые возникают в процессе общения и взаимодействия между людьми в малых группах и характеризуют не отдельных индивидов, а взаимосвязи и взаимоотношения между этими индивидами, между индивидами и группой и саму малую группу, как целое. («Социальная психология» под ред. А.Л. Журавлева М. 2002)

     Что же касается интереса социальной психологии к малым группам, то он настолько велик, что в каком-то смысле всю традиционную социальную психологию можно рассматривать как социальную психологию малых групп. Существует ряд причин, как объективных, так и субъективных, почему малая группа стала своеобразным фокусом интереса социальной психологии. М.Г. Ярошевский справедливо характеризует причины этого явления как моменты общей познавательной ситуации в психологии XX в. (Ярошевский, 1974. С. 413). Во-первых, это общее усложнение общественной жизни, вызванное усиливающейся дифференциацией видов человеческой деятельности, усложнением общественного организма. Сам факт включенности людей в многочисленные образования по видам их деятельности, по характеру их общественных связей становится настолько очевидным, что требует пристального внимания исследователей. Можно сказать, что роль малых групп объективно увеличивается в жизни человека, в частности, потому, что умножается необходимость принятия групповых решений на производстве, в общественной жизни и т.д.

     Во-вторых, более специальной причиной является тот факт, что проблема малой группы оказалась на перекрестке, который  образован пересечением психологии и социологии. Поэтому образование  социальной психологии на стыке этих двух наук «покрыло» собой, прежде всего именно данную сферу реальности. К сказанному можно добавить еще и третью причину — методологического порядка. Сама специфика социально-психологического знания как бы оправдывает преувеличенный интерес к малой группе. Потребность в получении все более точных фактов, успехи экспериментального метода в других отраслях психологии заставляют социальную психологию искать такой адекватный объект, где были бы приложимы экспериментальные методы, в частности метод лабораторного эксперимента. Малая группа оказалась той самой единицей анализа, где более всего возможен и уместен эксперимент, что как бы «помогло» социальной психологии утвердить свое право на существование в качестве экспериментальной дисциплины. («Социальная психология» Г.М. Андреева. М. 1999., стр.189-190) 

 

      1. Определение малой группы и ее границы 

     За  более чем вековую историю  экспериментальной социальной психологии исследователи неоднократно обращались к определению понятия «малая группа», сформулировав при этом огромное количество всевозможных, часто случайных, порой весьма различающихся между собой и даже противоречивых по смыслу дефиниций. И это неудивительно: в своих попытках соответствующим образом определить малую группу авторы, как правило, шли от собственного ее понимания, диктовавшего акцентирование тех или иных сторон группового процесса, иногда выбираемых априори, чаще же выявляемых чисто эмпирическим путем.(Р.Л. Кричевский и Е.М.Дубовская., «Социальная психология малой группы» М., 2001)

     Если  выбрать из бесчисленных определений малых групп наиболее «синтетическое», то оно сводится примерно к следующему: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов». Это достаточно универсальное определение, не претендующее на точность дефиниции и носящее скорее описательный характер, допускает самые различные толкования, в зависимости от того, какое содержание придать включенным в него понятиям. Это же определение в отечественной социальной психологии наполняется новым содержанием: установление факта «общей социальной деятельности» сразу же задает группу как элемент социальной структуры общества, как ячейку в более широкой системе разделения труда. Наличие в малой группе общей социальной деятельности позволяет интерпретировать группу как субъекта этой деятельности и тем самым предлагает теоретическую схему для всего последующего исследования. Для того чтобы именно эта интерпретация приобрела достаточную определенность, можно в приведенном определении выделить самое существенное и значимое, а именно: «малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». В этом определении содержатся в сжатом виде основные признаки малой группы, выделяемые в других системах социально-психологического знания, и вместе с тем четко проведена основная идея понимания группы с точки зрения принципа деятельности.

     При таком понимании малая группа — это группа, реально существующая не в вакууме, а в определенной системе общественных отношений, она  выступает как субъект конкретного  вида социальной деятельности, «как звено  определенной общественной системы, как часть общественной структуры» (Буева, 1968. стр. 145). Определение фиксирует и специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов. Распространенный в психологии термин «контактная группа» приобретает здесь конкретное содержание: малая группа — это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь контакты есть всегда и в произвольном случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью. («Социальная психология» Г.М. Андреева. М. 1999., стр.190-192)

     Выбор определения малой группы связан с вопросом о ее размерах, традиционно  обсуждаемым многими исследователями. Принято говорить о нижнем и верхнем количественных пределах группы. Согласно разделяемому нами мнению большинства ученых, малая группа «начинается» с диады, хотя при этом справедливо обращается внимание на несколько «усеченный» характер внутригрупповых отношений в такого рода микрообщности, не отражающий всей полноты межличностных связей, наблюдающихся в больших (например, в триаде) по объему малых группах. Впрочем, на наш взгляд, диада и не может претендовать на роль универсальной модели малой группы, представляя собой лишь одну из разновидностей последней, являющуюся, однако, как показано классическим исследованием Дж. Тибо и Г. Келли (Thibaut & Kelley, 1959), весьма интересным, в том числе и с точки зрения проблематики настоящей работы, объектом социально-психологического анализа.

     Что же касается верхнего количественного предела малой группы, т.е. максимально возможного ее объема, то мнения специалистов на этот счет значительно расходятся, о чем свидетельствуют и различные предлагаемые ими величины группы. К сожалению, большинству авторов присуща произвольность в решении этого вопроса, и с цифрой 20, называемой, например, М. Шоу в качестве предельной, никак нельзя согласиться хотя бы потому, что отсутствуют даже минимально логически обоснованные доводы в ее поддержку. Столь же «аргументированным» представляется нам и выбор других встречающихся в литературе величин, включая знаменитое «магическое число» 7 ± 2 (объем оперативной памяти человека).

     На  наш взгляд, абсолютно правы исследователи, делающие акцент на функциональной целесообразности величины малой группы в различных сферах социальной практики. То есть обращающие внимание на соответствие объема группы требованиям реализации ее основной общественной функции, справедливо полагая, что «если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как "верхний"» (Андреева, 2000.стр. 194)

       Нетрудно заметить, что подобное рассуждение отражает изложенное выше понимание малой группы, исходя из ее базовой характеристики как целевого функционального звена социальной системы, своеобразной единицы предписанной ей деятельности. На практике это означает, что если решаемые группой задачи требуют наличия пяти человек, то именно таким числом и будет представлен ее объем, а если для решения наличных задач потребуется ровно втрое больше людей, тогда, естественно, утроится и величина группы.

     Сказанным выше разговор о величине малой группы, однако, не исчерпывается. Обсуждаемый вопрос полезно рассмотреть и в несколько иной плоскости, а именно – с точки зрения поиска оптимума управляемости группой, т.е. определения объема группы, являющегося оптимальным для успешного руководства ею. В этом случае обращение к уже упоминавшемуся «магическому числу» представляется вполне уместным, поскольку, по мнению многих специалистов, наиболее управляемой является группа как раз из 5-9 человек. С увеличением же ее объема (особенно свыше 12 человек) возрастает число подгрупп (по специальной терминологии «клик») и соответственно усиливается вероятность противодействия решениям руководителя со стороны лидеров микрогрупп, затрудняется координация общегрупповых усилий. (Р.Л. Кричевский и Е.М.Дубовская., «Социальная психология малой группы»М.,2001)

     Таким образом, малая группа – ограниченная совокупность непосредственно  взаимодействующих  людей, которые:

  • относительно регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, на минимальной дистанции, без посредников;
  • обладают общей целью или целями, реализация которых позволяет удовлетворить значимые индивидуальные потребности и устойчивые интересы;
  • участвуют в общей системе распределения функции и ролей в совместной жизнедеятельности, что предполагает в различной степени выраженную кооперативную взаимозависимость участников, проявляющуюся как в конечном продукте совместной активности, так и в самом процессе его производства;
  • разделяют общие нормы и правила внутри- и межгруппового поведения, что способствует консолидации внутригрупповой активности и координации действий по отношению к среде;
  • расценивают преимущества от объединения как превосходящие издержки и большие, чем они могли бы получить в других доступных группах, а потому испытывают чувство солидарности друг с другом и признательность группе;
  • обладают ясным и дифференцированным (индивидуализированным) представлением друг о друге;
  • связаны достаточно определенными и стабильными эмоциональными отношениями;
  • представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны.
 

     2. Классификация малых групп 

     Обилие  малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому  для целей исследований необходима их классификация.

Информация о работе Психология малых групп