Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 15:10, контрольная работа
Процесс общения (коммуникации) состоит непосредственно из самого акта общения (коммуникации), в котором участвуют сами общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать). Далее необходимо определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном канале, проще – о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие – способ передачи дружеского приветствия по кинестико-тактильному (двигательно- осязательному) каналу. Если же мы по одежде узнаем, что наш собеседник грузин, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному).
Понятие «общение». Основные функции общения ………………… 2
Виды общения ………………………………………………………… 3
Межличностное общение …………………………………………….. 5
Конфликты в общении ………………………………………………. 10
Классификация межличностных конфликтов ……………………… 11
Заключение …………………………………………………………… 13
Список литературы ……………………
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО «ТВЕРСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
Контрольная работа по дисциплине
«Психология»
на тему «Психология межличностного общения».
Выполнила : студентка 23 гр
Шифр: 11441
Проверил: Шевлякова С.А.
Тверь, 2013 г.
Оглавление.
Понятие «общение». Основные функции общения.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.
Общение — реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей.
Процесс общения (коммуникации) состоит непосредственно из самого акта общения (коммуникации), в котором участвуют сами общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать). Далее необходимо определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном канале, проще – о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие – способ передачи дружеского приветствия по кинестико-тактильному (двигательно- осязательному) каналу. Если же мы по одежде узнаем, что наш собеседник грузин, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному).
Функции общения характеризуются путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения
состоит в обмене информацией
между общающимися индивидами. Интерактивная
сторона заключается в
Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином. В качестве примера можно привести состояния людей, которых находят среди зверей и которые длительный период жили в изоляции от цивилизации. Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. Психическое развитие ребенка начинается с общения.
Виды общения.
Для передачи любая информация должна быть закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующую разные знаковые системы.
Вербальная коммуникация использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание». «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.
В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:
Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.
В невербальной коммуникации выделяют четыре группы средств общения:
1) Экстра и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонация, паузы, смех и т.д.).
2) Оптико–кинетические (жесты, мимика, пантомимика).
Жесты – это движения рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:
- коммуникативные (заменяющие речь)
- описательные (их смысл понятен только при словах)
- жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.
Мимика – это движение мышц лица.
Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.
3) Проксемика (организация
пространства и времени коммуни
4) Визуальный контакт – визуалика , или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.
Межличностное общение.
Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения». Характер проблемы общения становится понятным, если дать одно из типичных определений межличностного общения.
Межличностное общение — это процесс взаимодействия, по крайней мере, двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса.
Деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие общения. И, наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности.
Понятие «восприятие человека человеком» недостаточно для полного познания людей. Впоследствии к нему добавилось понятие «понимание человека», что предполагает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Эффективность восприятия связана с социально-психологической наблюдательностью — свойством личности, позволяющем ей улавливать в поведении человека малозаметные, но существенные для его понимания особенности.
Особенности воспринимающего зависят от пола, возраста, национальности, темперамента, состояния здоровья, опыта общения, профессиональных и личностных особенностей и др.
Успешнее определяют различные психические состояния и межличностные отношения те люди, которые имеют более высокий уровень социального интеллекта, объектом познания является как физический, так и социальный облик человека. При восприятии человека социальные особенности, по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны.
Процесс познания человека включает: механизмы, искажающие представления о воспринимаемом, механизмы межличностного познания, обратную связь от объекта и условия, в которых происходит восприятие.
Механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей. Наиболее значимыми из них являются:
- механизм первичности, или новизны (первое впечатление о воспринимаемом влияет на последующее формирование образа познаваемого объекта);
- механизм проекции (перенос на людей психических особенностей воспринимающих);
- механизм стереотипизации (отнесение воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей);
- механизм этноцентризма (
Одним из общепринятых оснований классификации является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик — информационной, интерактивной и перцептивной.
В соответствии с этим выделяются информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная функции.
Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику. Во-первых, это отношение двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров. В-третьих, они должны обладать единой системой кодификации/ декодификации сообщений.
Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Понятие взаимодействия используется двояко: во-первых, для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности.
В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая коррекцию поведения.
Аффективно-коммуникативная
Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия.
Идентификация - это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.
Эмпатия – мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека.
Рефлексия в проблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.
В процессе межличностного общения происходит постоянное взаимное влияние людей друг на друга, так что в большинстве случаев человек одновременно является и инициатором, и адресатом влияния.
Инициатор влияния - тот из партнеров, который первым предпринимает попытку влияния любым из известных (или неизвестных) способов.
Адресат влияния - тот из партнеров, к которому обращена первая попытка влияния.
Влияние в межличностном общении нацелено на удовлетворение своих мотивов и потребностей с помощью других людей или через их посредство. Во многих случаях влияние может быть направлено прежде всего на удовлетворение личных потребностей, хотя совершается оно под видом пользы для дела, для общества, для других людей и т.п.
Каждый из нас может пытаться влиять на других, чтобы удовлетворить потребности, никак прямо не связанные с учебными, воспитательными или профессиональными задачами.
Однако для многих людей свойственно считать (или, по крайней мере, объявлять) цели своего влияния на других благородными, т.е. продиктованными интересами дела, общества, и т.д. Цели, связанные с иными потребностями, зачастую не осознаются или тщательно скрываются. Между тем эти цели тоже необязательно неблагородны. Они могут быть связаны со вполне оправданными человеческими потребностями в сочувствии, внимании и др.