Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 14:34, контрольная работа
Роль потребности в процессах деятельности очень велика. Потребности заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания. Удовлетворение интереса, выражающего направленность личности, как правило, не приводит к его угасанию, а внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение новых, интересов, потребностей, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности.
Введение…………………………………………………………………………..
Основные потребности детей младшего школьного возраста……………...
Синдром дефицита внимания как причина школьной дезориентации …….
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы…………
Изначальную причину дезадаптации надо искать в соматическом и психическом здоровье ребенка, то есть в органическом состоянии ЦНС, нейробиологических закономерностях формирования мозговых систем. Это надо делать не только когда ребенок приходит в школу, но и в дошкольном возрасте.Очень сложно разделить генетические и социальные факторы риска, но изначально в основе возникновения дезадаптации в любых ее проявлениях лежит биологическая предопределенность, которая проявляется в особенностях онтогенетического развития ребенка. Но это практически не учитывается ни в программах дошкольного образования, ни в программах школьного обучения.Поэтому медики, физиологи и валеологи открыто заявляют о том, что здоровье детей ухудшается (есть данные о том, что здоровье ребенка за время учебы ухудшается чуть ли не в 1,5-2 раза по сравнению с моментом поступления в колу).
Данный синдром характеризуется краткой продолжительностью внимания, беспокойством и импульсивностью, затрудняет адаптацию в школе, ухудшает успеваемость. СДВ, является самым частым среди нейроповеденческих расстройств детей в младшем дошкольном возрасте.
Существует гипотезы о том, что СДВ является следствием определенных заболеваний, например, инфекционных, метаболических расстройств, черепно-мозговых травм, употребления тератогенных препаратов во время беременности, детском церебральном параличе, эпилепсии, умственной отсталости. В то же время он наблюдается и в качестве самостоятельного нарушения, и в сочетании с задержкой развития или поведенческими расстройствами. Но в большинстве случаев этиология синдрома мало известна, а предположение о важной роли генотипа представляется достаточно относительным.
Больные СДВ — довольно большая группа детей, отличающихся общим двигательным беспокойством, неусидчивостью, недостаточной регуляцией своего поведения, нарушениями целенаправленности и концентрации активного внимания.В раннем школьном возрасте эти дети очень активны, полны энергии, менее других нуждаются в сне. Они быстрее сверстников снашивают обувь, одежду, и у них скорее разрушаются их велосипеды. Отмечается беспокойство, неспособность сидеть тихо в течение сколько-нибудь длительного времени, болтливость и неумение удерживать свои руки от постоянного движения.
Отвлекаемость, как и неспособность удерживать внимание отмечаются родителями до поступления в школу. Гиперактивный ребенок не способен к усидчивой классной и домашней работе, он часто погружен в свои мечтания и легко отвлекается случайными раздражителями. Он не способен продолжительно слушать сказки и рассказы или принимать участие в настольных играх.
Импульсивность. Необдуманность и неожиданность поступков этих детей проявляется во внезапном выскакивании на улицу перед идущим транспортом, карабкании по крышам и карнизам, а также в неуместных и бестактных высказываниях.
Возбудимость проявляется в аффективных вспышках и агрессивности без достаточного повода, в низкой фрустрационной толерантности, в тенденции к перевозбуждению и чрезмерной активности в провокационных ситуациях, особенно в больших группах детей. Часто встречаются и другие симптомы: агрессивность и антисоциальное поведение, трудности в обучении и отставание в познавательном развитии, депрессия и низкая самооценка.
Антисоциальное поведение. У старших детей антисоциальное поведение является вторичной реакцией. Неуспевающие, не принятые сверстниками, отвергаемые дома и в школе, они становятся агрессивными и протестуют против ценностей общества. Антисоциальность у меньшей части детей имеет семейное и, вероятно, генетическое происхождение.
Трудности в обучении и отставание в познавательном развитии. Затруднения в овладении школьными навыками — наиболее важный симптом описываемого расстройства, однако ни его природа, ни его частота до конца еще не изучены. Плохая успеваемость этих детей определяется:
1) низким интеллектуальным потенциалом;
2) неврологическими поражениями;
3) повышенной активностью,
нарушающей внимание и
4) слишком быстро принимаемыми решениями.
Неусидчивые дети с двигательной расторможенностью и нарушением функции активного внимания все время находятся в движении. Они постоянно бегают, прыгают, хватают предметы, которые попадают в поле их зрения. Они беспрерывно говорят, выкрикивают отдельные слова, задают много вопросов, но не слушают ответы на них. Такая эмоциональная возбудимость этих детей ведет к конфликтам с окружающими. При этом они могут давать неадекватные реакции протеста и негативизма.
Предотвращение этого психологического
синдрома строится на тех же принципах,
что и его коррекция. Главное условие -
это естественное соответствие между
тяжестью совершаемых ребенком проступков
и следующего за ними наказания. Если наказание
определяется не степенью вины, а настроением
родителей или учителя, то детям трудно
разбираться в "устройстве" социальной
жизни. Гиперактивный ребенок нередко
оказывается в ситуации постоянного наказания,
так как не проходит часа, чтобы он не совершил
чего-либо недозволенного. Из этого следует
только один вывод: все мелкие нарушения
должны оставляться без внимания и уж,
во всяком случае, не должны влечь за собой
наказания.
Социальная дезодаптация
поддерживается нарушениями общения со
сверстниками, поэтому и в этом случае
будут полезны "симптоматические"
рекомендации по налаживанию такого общения.
Заключение
Большое влияние на развитие потребностей младшего школьника оказывает его деятельность в коллективе сверстников. В начале обучения малыш руководствуется исключительно требованиями учителя, мнение одноклассников для него не имеет почти никакого значения. Со временем все большую роль в поведении и деятельности ребенка начинает играть мнение товарищей, желание завоевать их уважение. Так, если вначале первоклассник на замечания учителя, сделанные ему наедине или перед всем классом, реагирует почти одинаково, то затем его реакция на замечания в присутствии товарищей становится болезненной.
Постепенно у ребенка появляется и потребность в самооценке: он начинает руководствоваться в своем поведении не только оценкой взрослых, но и собственной.
Но, одни дети достаточно легко встраиваются в новую жизнь, быстро начинают чувствовать новые требования, предъявляемые к ним, и новые ожидания окружающих. А у других оказывается пониженная чувствительность к социальным нормам. Единственное, что ребенок замечает, - это отмену тех или иных ограничений, имевшихся ранее. Появления новых ограничений он не осознает. Позиция школьника с социальной дезориентацией недифференцирована, поскольку ребенок не осознает норм и правил, определяющих школьную жизнь.
Основной особенностью психологического профиля детей с социальной дезориентацией является недостаточная иерархизация социальных норм. Из-за этого относительно часты нарушения весьма значимых норм (мелкое воровство, вандализм и т. п.), что составляет основную особенность деятельности этих детей. Реакция окружающих исходит из их представления о сознательном нарушении норм. Это делает ее неадекватной реальности, что еще больше "запутывает" ребенка, усиливая его дезодаптированность.
Социальная дезориентация возникает отнюдь не у всех детей, чьи условия жизни резко изменились.
Итак, как мы видим в контрольной, психологический синдром школьной дезодаптации вполне можно преодолеть. Еще лучше, если удалось не допустить его возникновения. Как и при других психологических синдромах, главное - это не поддерживать порочный круг, при котором наше собственное поведение усиливает беспокоящие нас проявления в поведении детей. А для этого важно перенести центр тяжести с наблюдений за ребенком на наблюдения за своими собственными (родительскими, учительскими и т. п.) реакциями.
Таким образом, младший школьный возраст
- возраст интенсивного интеллектуального
развития. Интересы выступают в качестве
постоянного побудительного механизма
познания.
Список литературы
1. Бадалян Л.О. Дидактическая игра с младшими школьниками. – Киев, 1988. -179с.
2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-н/Д: Феникс, 1983. –245с.
3. Божович Л.И. Этапы формирования личности.- М., Воронеж, 1995.- 138с.
4. Балл Г.А., Бурин М.С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение // Вопросы психологии.- 1994.- № 4. -- с. 48
5. Божович Л.И. Личность и ее
формирование в детском
6. Бродский Ю., Белкин А. Легких детей не бывает. // Народное образование. – 1989.- №7. – с.10-16.
7. Возрастные особенности
8. http://knowledge.allbest.ru/
9. http://www.bibliofond.ru/view.
10. http://adalin.mospsy.ru/l_04_
11. http://referatyk.com/
12. http://studentbank.ru/view.
Информация о работе Психология младшего дошкольного возраста