Психология обшения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:41, практическая работа

Краткое описание

Когда Вы изучите данный элемент, Вы узнаете:


Функции и структура общения.
Трансактный анализ общения.
Вербальные и невербальные средства общения.
Общение как восприятие людьми друг друга.

Вложенные файлы: 1 файл

презентация по психологии общения .ppt

— 391.00 Кб (Скачать файл)

Психология общения

Когда Вы изучите данный  элемент, Вы узнаете:

 

 

    •    Функции и структура общения.
    • Трансактный анализ общения.
    • Вербальные и невербальные средства общения.
    • Общение как восприятие людьми друг друга.
    • Типы и механизмы психологического воздействия.
    • Синтоническая модель общения.
    • Виды и техники слушания.
  • Психология- наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
  • Научная психология — система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.
  • Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

 

Cтороны общения:

 

  • Коммуникативная
  • Интерактивная
  • Перцептивная

 

Этапы в процессе общения:

 

  • Потребность в общении– побуждает человека вступить в контакт  с другими  людьми.
  • Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
  • Ориентировка в личности собеседника.
  • Планирование содержания своего общения – человек представляет себе что именно скажет.
  • Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться,  решает как говорить, как себя вести.
  • Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
  • Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если  какое-либо из  звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться  ожидаемых результатов общения  – оно окажется неэффективным.

Коммуникативная компетентность

 

  • Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей  ко взаимному пониманию ”Коммуникация” в переводе с латыни означает “общее, разделяемое со всеми”.
  • Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми..

Причины плохой коммуникации :

 

  • а) стереотипы  – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
  • б) “предвзятые представления” - склонность отвергать все, что  противоречит собственным взглядам, что ново, необычно;
  • в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;
  • г) отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя;
  • д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения  при отсутствии достаточного числа фактов;
  • е) ошибки в построении высказываний:  неправильный  выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность.
  • ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стратегии общения:

 

  • открытое – закрытое общение;
  • монологическое – диалогическое;
  • ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение  “по душам”).

Виды общения

 

  • “Контакт масок”.
  • Примитивное общение.
  • Формально – ролевое общение.
  • Деловое общение.
  • Духовное. Межличностное общение.
  • Манипулятивное общение .
  • Светское общение.

 Позиции в общении :

 

  • доброжелательная позиция принятия собеседника;
  • нейтральная позиция;
  • враждебная позиция  непринятия собеседника;
  • доминирование, или “общение сверху”;
  • “общение на равных”;
  • подчинение, или позиция “снизу”.

Трансактный анализ общения

 

Три основные позиции:

  • Родитель
  • Взрослый
  • Ребёнок

Средства общения:

 

  • Вербальные 
  • Невербальные.

Фактор, которые мешают  правильно воспринимать и оценивать  людей:

 

  • Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений.
  • Наличие уже сформированных стереотипов.
  • Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека.
  • Безотчетное структурирование личности другого человека.
  • Эффект “ореола”
  • Эффект “проецирования”
  • “Эффект первичности”
  • Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей. 
  • Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей.
  • “Эффект последней информации”

Общение как восприятие  людьми друг друга

 

 

Восприятие  включает:

  • Идентификация
  • Рефлексия

 Синтоническая модель общения

 

  • Название “синтоническая” образовано от слова “синтония”,  что означает “быть в гармонии с собой и другими”. Синтоническая модель общения разработана в рамках нейролингвистического программирования. Нейропсихологическое программирование – это результат слияния психологии, лингвистики, математики.

   Синтоническая модель общения строится на идее о том, что у каждого человека есть своя “любимая дверь восприятия” – та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим.

Виды слушания

 

  •  Активное
  • Пассивном
  • Эмпатическое

Список рекомендуемой  литературы:

 

 

 

 

1. Бодалев А. А. Психология общения. – Воронеж, 1996. – 448 с.

2. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983. - 272 с.

3.Вердербер Р., Вердербер  К. Психология общения. СПб.:  ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003.

4.Каган М.С. Мир общения:  Проблема межсубъектных отношений.  - М.: Политиздат,             1988. – 319с.

5. Леонтьев. А. А. Общение как объект психологического исследования. //Методологические проблемы социальной психологии.- М.,1975.  122с.

6.Леонтьев А.А. Психология  общения: Учеб. пособие. - 3-е  изд. - М.: Смысл, 1999. - 365 с. 
7. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. — Учебное пособие. — М., 2001. - 320 с.

8. Рай Л. Развитие навыков эффективного общения. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.

9.Станкин М.И. Психология  общения: курс лекций.-М.: Институт  практической психологии, 1996.-296  с.

 

 

 

 

 

 

  • Даудова Барият

Информация о работе Психология обшения