Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:38, доклад
В процессе межличностного общения происходит такое взаимодействие людей, в котором каждый из участников реализует определённые цели (кого-то убедить, совместно выполнить какой - то вид деятельности, показать свое отношение к тому или иному факту и др.) и одновременно узнать друг друга, меняя себя и собеседника.
В связи с этим чрезвычайно
важно знать те взаимоотношения,
которые сложились между
Потребность человека в общении
обусловлена общественным способом
ее жизнедеятельности и
Общение, таким образом, становится основным условием выживания человека и обеспечивает реализацию функций обучения, воспитания и развития индивида. Изучая поведение младенцев, американские исследователи К. Ф. Лейк-Хобсон, Б. Робинсон и П. Скин отмечают, что в первые недели жизни дети могут обмениваться со взрослыми только жестами, мимикой, многочисленными звуками, что свидетельствует, пожалуй, о генетической « запрограмтрованности » на общения с окружением. И хотя мимика и звуковые «ответы» рефлекторные и их еще нельзя назвать общением в полном понимании этого слова, но они чрезвычайно важны в процессе установления отношений ( «сращивания») между родителями и ребенком.
Исследование Д. Ельконина показали, что проявлением подлинной потребности ребенка в общении со взрослыми является комплекс оживления, который возникает в момент появления родителей и во время их общения с ребенком. Когда ребенок оживленно двигает ручками и ножками, улыбается взрослому, поворачивает головку на голоса, которые звучат рядом, все это свидетельствует о появлении потребности в общении.
В течение первого года жизни дети все лучше знакомятся со взрослыми, которые их окружают, у них появляются положительное эмоциональное отношение к взрослым, чувство доверия к ним, удовольствие от общения с ними, формируется привязанность к взрослым. Относительно доверия (недоверия), то, по Э. Эриксону, беззащитные малыши в первый год своей жизни оказываются в ситуации конфликта: доверие против недоверия к окружающему миру, успешное решение которой зависит от характера взаимоотношений ребенка и взрослых.
Речь идет о том, что когда ребенка любят, разговаривают с ним, он начинает доверять взрослым, если же его потребности не удовлетворяются, особенно потребность в общении, он вырастает с чувством недоверия ко всему окружающему миру.
Сказанное вовсе не означает, что родители должны удовлетворять любые прихоти ребенка. Вместе с тем следует подчеркнуть, что факт недоверия, равно как и дефицит общения, тормозят психическое развитие ребенка, создают проблемы в процессе вхождения в социум. Это же самое можно сказать и о излишней опеке, чрезмерном общении, которые также вызывают трудности. Относительно чувства привязанности к взрослым, которое является важным событием в жизни ребенка первого года жизни, то оно становится особенно заметным после полугода жизни.
Анализируя фазы привязанности (К. Флейк-Хобсон и др.), можно проследить, как у малышей в процессе общения с взрослыми постепенно формируются эмоционально-психологические связи с любящими их людьми. Первая фаза (от рождения до трех месяцев) характеризуется тем, что ребенок ищет близости и готов общаться с любой знакомым или незнакомым человеком.
Для достижения потребности в общении малыш использует свои специфические сигналы: улыбку, звуки голоса, движения и т.п. На второй фазе (третий - шестой месяца) дети постепенно учатся различать знакомые и незнакомые лица. Общение с взрослым на этой фазе начинает приобретать выборочный характер. На третьей фазе (седьмой-восьмой месяцы) избирательность характера общения закрепляется, формируется представление о постоянстве людей и предметов.
Н. Лисин обозначил следующие стадии развития потребности ребенка в общении:
В конечном счете можно утверждать, что процесс вхождения ребенка в социум, усвоение его норм и ценностей охватывает потребность в общении, приобретения, расширения, совершенствования, обогащения и закрепления межличностных и социальных связей.
Вообще, современные теоретические и экспериментальные разработки проблем общения в социальной психологии, изучают особенности не только учитывая то, каким образом общается субъект (форма, способы взаимодействия) , но и с учетом содержания общения, т.е. тем, по поводу чего человек вступает в межличностные отношения.
Как известно, общение является чрезвычайно сложным феноменом в жизни индивида и человечества в целом, оно охватывает большое количество взаимосвязей, межличностных отношений, осуществляется в различных формах и с помощью различных средств, которые являются неотъемлемым фактором культуры и постоянно совершенствуются и обогащаются.
Именно поэтому любое
определение этой дефиниции имеет
ориентировочный, суженный характер, ведь
свести в одно короткое формулирование
всю совокупность смысловых и
содержательных аспектов социальных связей
и межличностных отношений
Общение -
это весь спектр связей и
взаимодействий людей в процессе
духовного и материального
Это широкое понимание
общения, а узкий его контекст
- межличностного общения - указывает
на процесс предметного и
В процессе межличностного общения происходит такое взаимодействие людей, в котором каждый из участников реализует определённые цели (кого-то убедить, совместно выполнить какой - то вид деятельности, показать свое отношение к тому или иному факту и др.) и одновременно узнать друг друга, меняя себя и собеседника.