Психология общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:38, доклад

Краткое описание

В процессе межличностного общения происходит такое взаимодействие людей, в котором каждый из участников реализует определённые цели (кого-то убедить, совместно выполнить какой - то вид деятельности, показать свое отношение к тому или иному факту и др.) и одновременно узнать друг друга, меняя себя и собеседника.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология общения.docx

— 33.15 Кб (Скачать файл)

В связи с этим чрезвычайно  важно знать те взаимоотношения, которые сложились между членами  контактной группы, ведь от них, в конечном итоге, зависит вся система общения  отдельной личности, развитие ее коммуникативного потенциала, средства, используемые в  процессе взаимодействия.

Потребность человека в общении  обусловлена общественным способом ее жизнедеятельности и необходимостью взаимодействовать с другими  людьми. Наблюдение за детьми, которые  первые годы своей жизни провели  среди животных и не имели возможности  общаться с себе подобными, свидетельствуют о многочисленных нарушениях в их развитии как психическом и физическом, так и социальном.

Общение, таким образом, становится основным условием выживания человека и обеспечивает реализацию функций  обучения, воспитания и развития индивида. Изучая поведение младенцев, американские исследователи К. Ф. Лейк-Хобсон, Б. Робинсон и П. Скин отмечают, что в первые недели жизни дети могут обмениваться со взрослыми только жестами, мимикой, многочисленными звуками, что свидетельствует, пожалуй, о генетической « запрограмтрованности » на общения с окружением. И хотя мимика и звуковые «ответы» рефлекторные и их еще нельзя назвать общением в полном понимании этого слова, но они чрезвычайно важны в процессе установления отношений ( «сращивания») между родителями и ребенком.

Исследование Д. Ельконина показали, что проявлением подлинной потребности ребенка в общении со взрослыми является комплекс оживления, который возникает в момент появления родителей и во время их общения с ребенком. Когда ребенок оживленно двигает ручками и ножками, улыбается взрослому, поворачивает головку на голоса, которые звучат рядом, все это свидетельствует о появлении потребности в общении.

В течение первого года жизни дети все лучше знакомятся со взрослыми, которые их окружают, у них появляются положительное эмоциональное отношение к взрослым, чувство доверия к ним, удовольствие от общения с ними, формируется привязанность к взрослым. Относительно доверия (недоверия), то, по Э. Эриксону, беззащитные малыши в первый год своей жизни оказываются в ситуации конфликта: доверие против недоверия к окружающему миру, успешное решение которой зависит от характера взаимоотношений ребенка и взрослых.

Речь идет о том, что  когда ребенка любят, разговаривают  с ним, он начинает доверять взрослым, если же его потребности не удовлетворяются, особенно потребность в общении, он вырастает с чувством недоверия  ко всему окружающему миру.

Сказанное вовсе не означает, что родители должны удовлетворять  любые прихоти ребенка. Вместе с  тем следует подчеркнуть, что  факт недоверия, равно как и дефицит  общения, тормозят психическое развитие ребенка, создают проблемы в процессе вхождения в социум. Это же самое  можно сказать и о излишней опеке, чрезмерном общении, которые также вызывают трудности. Относительно чувства привязанности к взрослым, которое является важным событием в жизни ребенка первого года жизни, то оно становится особенно заметным после полугода жизни.

Анализируя фазы привязанности (К. Флейк-Хобсон и др.), можно проследить, как у малышей в процессе общения с взрослыми постепенно формируются эмоционально-психологические связи с любящими их людьми. Первая фаза (от рождения до трех месяцев) характеризуется тем, что ребенок ищет близости и готов общаться с любой знакомым или незнакомым человеком.

Для достижения потребности  в общении малыш использует свои специфические сигналы: улыбку, звуки  голоса, движения и т.п. На второй фазе (третий - шестой месяца) дети постепенно учатся различать знакомые и незнакомые лица. Общение с взрослым на этой фазе начинает приобретать выборочный характер. На третьей фазе (седьмой-восьмой  месяцы) избирательность характера  общения закрепляется, формируется  представление о постоянстве  людей и предметов.

Н. Лисин обозначил следующие  стадии развития потребности ребенка  в общении:

  • потребность в виде и доброжелательности взрослого, результатом удовлетворения которого является обеспечение физического комфорта и развития ребенка (первое полугодие жизни);
  • потребность в сотрудничестве со взрослым, которая обеспечивает удовлетворение в ведущей игре-манипуляции ( со второго полугодия до двух - двух с половиной лет);
  • удовлетворения потребности в уважении к запросам ребенка (младший и средний дошкольный возраст);
  • потребность в понимании людей, которые окружают ребенка, и сопереживание им (старший дошкольный возраст).

В конечном счете можно утверждать, что процесс вхождения ребенка в социум, усвоение его норм и ценностей охватывает потребность в общении, приобретения, расширения, совершенствования, обогащения и закрепления межличностных и социальных связей.

Вообще, современные теоретические  и экспериментальные разработки проблем общения в социальной психологии, изучают особенности  не только учитывая то, каким образом  общается субъект (форма, способы взаимодействия) , но и с учетом содержания общения, т.е. тем, по поводу чего человек вступает в межличностные отношения.

Как известно, общение является чрезвычайно сложным феноменом  в жизни индивида и человечества в целом, оно охватывает большое  количество взаимосвязей, межличностных  отношений, осуществляется в различных  формах и с помощью различных  средств, которые являются неотъемлемым фактором культуры и постоянно совершенствуются и обогащаются.

Именно поэтому любое  определение этой дефиниции имеет  ориентировочный, суженный характер, ведь свести в одно короткое формулирование всю совокупность смысловых и  содержательных аспектов социальных связей и межличностных отношений невозможно. Учитывая сказанное, остановимся на таком определении этого понятия.

Общение -

это весь спектр связей и  взаимодействий людей в процессе духовного и материального производства, способ формирования, развития, реализации и регуляции социальных отношений  и психологических особенностей отдельного человека, которое осуществляется через прямые или косвенные контакты, в которые вступают личности и группы.

Это широкое понимание  общения, а узкий его контекст - межличностного общения - указывает  на процесс предметного и информационного  взаимодействия между людьми, в котором  формируются, конкретизируются, уточняются и реализуются их межличностные  отношения (взаимовлияния, восприятия друг друга и т.д.) и проявляются  психологические особенности коммуникативного потенциала каждого индивида.

В процессе межличностного общения  происходит такое взаимодействие людей, в котором каждый из участников реализует  определённые цели (кого-то убедить, совместно  выполнить какой - то вид деятельности, показать свое отношение к тому или  иному факту и др.) и одновременно узнать друг друга, меняя себя и собеседника.

 


Информация о работе Психология общения