Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:48, курс лекций
Юридические нормы характеризуют отношения между людьми с точки зрения прописанных в законе нормативов, большая часть людей склонна соблюдать эти нормативы, поскольку за их нарушения предусмотрены определенные санкции.
Социальные нормы — те характеристики макросоциальных образований, которые относятся к общим по содержанию нормативам взаимоотношений, поведения, понятия добра и зла и т. д. Они шире юридических, поскольку здесь предусмотрена определенная вариативность, которая согласовывает индивидуальные особенности человека, ситуативные характеристики его деятельности и общепринятые нормативы.
25.1. Психология оценки отклоняющегося повеления
25.2. Индивидуально-типологические основы отклоняющегося поведения
25.3. Социально-психологические типы отклоняющегося поведения
лучше»; может выражаться и в материальной выгоде, если под руководством или воздействием такого человека достигается определенный результат;
♦ приоритетность статусности:
для человека с доминантным типом
важно иметь определенный статус,
он не будет заниматься чем-то, что
не приносит реального роста: благосостояния,
административного положения
♦ потребность контроля над другими, поиск возможностей влиять;
♦ ориентация на организационные ценности, на достижение результата, такой человек может пренебречь личными или частными интересами во имя интересов организации, социума;
♦ лидерский потенциал.
Отклонения: склонность к тирании, человек с доминантным типом не просто настаивает на своем, а проявляет упрямство вопреки здравому смыслу, сложившимся моделям взаимоотношений.
6. Инстинкт свободы. Либертофильный тип.
Проявления:
♦ нестандартность, стремление преодолеть нормативы, которые воспринимаются им как узы;
♦ стремление к самостоятельности,
независимости, нежелание никому подчиняться,
отстаивание своих
♦ упрямство;
♦ рискованность, нередко вопреки здравому смыслу;
♦ нетерпимость к рутине;
♦ борьба с бюрократизмом;
♦ терпимость к напряжению, боли, лишениям, выносливость (данные медиков показывают, что люди с либертофильным поведением быстрее выздоравливают в домашних условиях, чем в условиях больницы).
Отклонения: люди либертофильного типа ценят общепринятые нормативы, не хотят поступать как все, как принято, ломают нормативные рамки це только для себя, но и для других; тем, кто стремится к устойчивости и предсказуемости, данный тип представляется неадекватным.
7. Инстинкт сохранения достоинства. Дигнитофильный тип.
Проявления:
♦ повышенная чувствительность к иронии, критике, несогласию; склонность улавливать скрытые, даже порой неосознаваемые, истинные отношения людей друг к другу;
♦ абсолютная нетерпимость к любым формам унижения;
♦ стремление сохранить честь и достоинство любой ценой.
Отклонения: повышенная ранимость, особенно социальная (человек не просто отмечает некие негативные черты во внешней среде, он переживает их как травму, а травма требует энергетических затрат на нормализацию состояния человека, возможны психосоматические расстройства организма).
25.3. Социально-психологические типы отклоняющегося поведения
Экстернальность и интернальность. Человек существует в трех реальностях:
♦ биологической реальности (на уровне организма), которая сказывается на характеристиках поведения: умный, честный и благородный, но очень больной человек не способен адаптивно реагировать на внешнюю среду, на замечания других людей или их амбиции, на изменение режима деятельности;
♦ психики человека;
♦ социальной среды.
Между биологическим и социальным уровнями находится уровень психики, которая, с одной стороны, зависит от того, что являет собой человек как организм, как некий психический конструкт, а с другой стороны, впитывает воздействие внешней социальной среды, среда может существенно изменить человека, как и условия его жизни и в лучшую, и в худшую стороны. Поэтому те психологические явления, которые фиксируются на этом промежуточном уровне — уровне психики, — скорее представляют собой явления, которые при желании можно объяснить (с медицинской точки зрения) некоторыми отклонениями или особенностями, врожденными характеристиками человека, но можно объяснить и социальными воздействиями: либо щадящими, либо, наоборот, напрягающими определенные психические функции или процессы в организме человека.
Одним из влияний, оказываемых внешней
средой на человека, является его ориентированность,
которая связана с понятиями
экстернальности и интерналь-
В каждом человеке можно обнаружить реакции обеих ориентации, поскольку целому ряду житейских и профессиональных обстоятельств мы ничего в качестве весомого контраргумента противопоставить не можем. Есть обстоятельства, которые можно объяснить и которые нельзя объяснить, но чаще всего человек ориентируется не на такие ситуации, а на какие-то совершенно бытовые, в отношении которых он высказывает или формирует позицию или просто некое мнение.
Интерналы ориентированы на собственные переживания, на свою внутреннюю позицию и отражение внешней среды, но отражение не пассивное, а преобразовательное, они стремятся поучаствовать в событиях, активно взаимодействовать со средой, стараются изменить и себя и среду, становятся, так сказать, «двигателями прогресса», совершают все изменения и являются носителями этих изменений, зачастую провоцируя их и от них же страдая, потому что это — дело их
собственных рук. С точки зрения взаимодействия с другими людьми такие люди являются носителями проблем, потому что им «неймется»: стремление все улучшить, приспособить, воспользоваться приводит к тому, что они напрягают всех и вся, причем в «нужную», как они полагают, сторону. Они — инициаторы всяких изменений, и в конфликтных ситуациях им также принадлежит активная роль, иногда они играют ее совершенно непроизвольно, неосознанно. Просто «отсидеться» и переждать что-либо они не в состоянии. С точки зрения экстерналов, их поведение не совсем адекватно, потому что они сами себе ищут приключения, которых вполне можно было бы избежать. Хорошо, если это результативное приключение. А если нет? Их обвиняют в неправоте, в неумении жить, в том, что они мешают другим, что после их вмешательства стало еще хуже. Другими словами, они «раскачивают» ситуацию, нарушают динамическое равновесие и вынуждают всех остальных менять свои позиции и приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам. Наиболее тяжело такую ситуацию переживает ближайшее социальное окружение, профессиональная среда «виновника».
Экстерналы ориентированы
Адекватность данного
Как партнеры они могут отвергаться в плане влияния на других людей, поскольку пассивно мешают другим. Но они работают, аккумулируя информацию, и обсуждать с такими людьми различные проблемы достаточно интересно и полезно. Если взглянуть на экстернала глазами интернала, то получится, что он живет вполсилы, смотрит на жизнь со стороны, поэтому таких людей часто обвиняют в том, что они многого не достигают именно потому, что упускают свои возможности.
Экстерналы воспринимают интерналов
как людей, которым больше всех надо,
которые все время «
выраженных, крайних или экстремальных позициях, не воспринимают друг друга как партнеров по деятельности, они не совместимы в плане стратегического отношения к жизни, но часто хорошо воспринимают друг друга как люди второго или третьего круга, к которым можно обращаться по мере надобности, от которых впрямую не зависят, но с которыми контактируют по обстоятельствам, когда существует некоторый социальный буфер, ограждающий этих людей от прямого и постоянного контакта.
Значительная часть людей
«Трудные люди». В зависимости
от того, как человек себя ведет,
можно выделить три вида дисбаланса:
эмоциональный, интеллектуальный и
волевой. Ряд авторов, занимающихся
психотерапией и
Рассмотрим один из вариантов классификации «трудных людей», поведение которых не является нормативно приемлемым, но в то же время не выходит за общие рамки поведения нормального здорового человека. Бремин приводит следующую классификацию.
Агрессивисты, среди которых выделены три типа.
♦ «Паровой каток» проявляет агрессию независимо ни от обстоятельств, ни от участников, давит на всех, не заботясь о последствиях, непродуктивных для всех участников взаимодействия. Относительная неуязвимость такого типа поведения заключается в том, что человек не берет на себя ответственности и вины за содеянное и не переживает за собственные потери, он как бы не ощущает потерь от того, что испортились отношения с партнерами, что он вызвал эмоционально-негативную реакцию, испортил настроение другому человеку. Он считает, что только приобретает, двигаясь в заданном направлении. Разные психотерапевты приводят разные стратегии поведения с такими людьми: спокойно аргументировать свою позицию и дистанцироваться; эмоционально не реагировать, а подбирать контраргументы либо уступать дорогу.
♦ «Снайпер» — скрытый агрессивист. Затаившись, он выискивает «больное» место, ждет удачных обстоятельств и «стреляет» коротко, эффективно. Этот человек труден потому, что с его стороны можно совершенно неожиданно получить болезненный удар, от которого достаточно сложно оправиться, тем более невозможно сделать это моментально, поскольку присутствует фактор неожиданности. Для «снайпера» характерны сложные модели аргументации и обработки информации, так как он готовит пути для отхода. Он не хочет прослыть опасным человеком, с которым нельзя иметь дело, поэтому психологически и поведенчески организует весь процесс общения. Его стиль поведения можно назвать интригой, когда плетется достаточно разноплановая и широкая сеть интриг. В отношении «снайперов» чаще всего рекомендуется такая стратегия поведения: анализировать и сопоставлять его поступки и слова. Если улавливается некая логика на ухудшение, то есть основания ждать «выстрела»; если идет некое рассогласование, нет четкого подведения к каком-то негативному результату и присутствует логика позитивного развития, то опасаться не стоит. Таким образом, стратегии в отношении «снайпера» предусматривает повышение осторожности, которая носит упреждающий характер.
♦ «Взрыватель», «взрывной ребенок» — человек, который «взрывается» от какого-либо конкретного, не значимого с точки зрения окружающих обстоятельства, т. е. реагирует совершенно неадекватно воздействию. Поведение взрослого не должно соответствовать такому варианту, оно и определяется как «детское» потому, что взрослый не владеет или не хочет владеть собой. Характерная особенность «взрывателя» — эгоистичность. Если чувствуется назревание бурной реакции, рекомендуется спровоцировать ее и продолжать взаимодействие, но не мешать процессу, потому что взрыв приостановить невозможно. Если вам важно сохранить с таким человеком отношения и скорректировать их, к аргументации следует переходить после ситуации «взрыва», но в очень мягкой форме, так как возможен следующий «взрыв»; поскольку человек не умеет себя сдерживать, как правило, имеет место серия направленных «взрывов».
«Жалобщики» в отличие от людей, которые объективно находятся в трудных обстоятельствах и которым есть на что жаловаться, способны использовать любой повод для того, чтобы высказать свое недовольство ситуацией, обсто'ятельствами и т. д. Они как бы выпрашивают сочувствие и помощь. Помощь может быть достаточно объективированной в действиях и поступках (просят сделать за них что-то), может быть эмпатичного характера, когда человек паразитирует на эмоциях других людей, которые должны реагировать на жалобы, сочувствовать, осуществлять некие моральные «поглаживания», чтобы улучшить его состояние, а когда ему посочувствуют, то ему становится еще хуже и получается «замкнутый круг». По сути дела, такой человек эксплуатирует эмоциональные возможности, эмоциональные ресурсы и ситуации и других людей. Получить позитивный отклик, эмоциональную поддержку от него маловероятно, или она минимизирована. Рекомендуемая стратегия: если жалоба заслуживает внимания, то стоит посочувствовать, если нет — лучше пропустить ее мимо ушей. Возможны как объективная, социальная оценка жалобы, так и индивидуализированная ее оценка, но если лично вас жалоба не трогает, не обращайте на нее внимания. Игра в выражение сочувствия, оказания помощи и т. д. не принесет результата, так как внутренняя пози-
Информация о работе Психология отклоняющегося поведения персонала