Психология отклоняющегося поведения персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:48, курс лекций

Краткое описание

Юридические нормы характеризуют отношения между людьми с точки зрения прописанных в законе нормативов, большая часть людей склонна соблюдать эти нормативы, поскольку за их нарушения предусмотрены определенные санкции.
Социальные нормы — те характеристики макросоциальных образований, которые относятся к общим по содержанию нормативам взаимоотношений, поведения, понятия добра и зла и т. д. Они шире юридических, поскольку здесь предусмотрена определенная вариативность, которая согласовывает индивидуальные особенности человека, ситуативные характеристики его деятельности и общепринятые нормативы.

Содержание

25.1. Психология оценки отклоняющегося повеления
25.2. Индивидуально-типологические основы отклоняющегося поведения
25.3. Социально-психологические типы отклоняющегося поведения

Вложенные файлы: 1 файл

0.docx

— 49.76 Кб (Скачать файл)

лучше»; может выражаться и в  материальной выгоде, если под руководством или воздействием такого человека достигается  определенный результат;

♦   приоритетность статусности: для человека с доминантным типом  важно иметь определенный статус, он не будет заниматься чем-то, что  не приносит реального роста: благосостояния, административного положения или  неформального авторитета;

♦   потребность контроля над  другими, поиск возможностей влиять;

♦   ориентация на организационные  ценности, на достижение результата, такой  человек может пренебречь личными  или частными интересами во имя интересов  организации, социума;

♦   лидерский потенциал.

Отклонения: склонность к тирании, человек с доминантным типом не просто настаивает на своем, а проявляет упрямство вопреки здравому смыслу, сложившимся моделям взаимоотношений.

6. Инстинкт свободы. Либертофильный тип.

Проявления:

♦   нестандартность, стремление преодолеть нормативы, которые воспринимаются им как узы;

♦   стремление к самостоятельности, независимости, нежелание никому подчиняться, отстаивание своих индивидуальных интересов;

♦   упрямство;

♦   рискованность, нередко вопреки  здравому смыслу;

♦   нетерпимость к рутине;

♦   борьба с бюрократизмом;

♦   терпимость к напряжению, боли, лишениям, выносливость (данные медиков  показывают, что люди с либертофильным поведением быстрее выздоравливают в домашних условиях, чем в условиях больницы).

Отклонения: люди либертофильного типа ценят общепринятые нормативы, не хотят поступать как все, как принято, ломают нормативные рамки це только для себя, но и для других; тем, кто стремится к устойчивости и предсказуемости, данный тип представляется неадекватным.

7.  Инстинкт сохранения достоинства. Дигнитофильный тип.

Проявления:

♦   повышенная чувствительность к иронии, критике, несогласию; склонность улавливать скрытые, даже порой неосознаваемые, истинные отношения людей друг к  другу;

♦   абсолютная нетерпимость к  любым формам унижения;

♦   стремление сохранить честь  и достоинство любой ценой.

Отклонения: повышенная ранимость, особенно социальная (человек не просто отмечает некие негативные черты во внешней среде, он переживает их как травму, а травма требует энергетических затрат на нормализацию состояния человека, возможны психосоматические расстройства организма).

25.3. Социально-психологические  типы отклоняющегося поведения

Экстернальность и интернальность. Человек существует в трех реальностях:

♦   биологической реальности (на уровне организма), которая сказывается  на характеристиках поведения: умный, честный и благородный, но очень  больной человек не способен адаптивно  реагировать на внешнюю среду, на замечания других людей или их амбиции, на изменение режима деятельности;

♦   психики человека;

♦   социальной среды.

Между биологическим и социальным уровнями находится уровень психики, которая, с одной стороны, зависит  от того, что являет собой человек  как организм, как некий психический  конструкт, а с другой стороны, впитывает  воздействие внешней социальной среды, среда может существенно  изменить человека, как и условия  его жизни и в лучшую, и в  худшую стороны. Поэтому те психологические  явления, которые фиксируются на этом промежуточном уровне — уровне психики, — скорее представляют собой явления, которые при желании можно объяснить (с медицинской точки зрения) некоторыми отклонениями или особенностями, врожденными характеристиками человека, но можно объяснить и социальными воздействиями: либо щадящими, либо, наоборот, напрягающими определенные психические функции или процессы в организме человека.

Одним из влияний, оказываемых внешней  средой на человека, является его ориентированность, которая связана с понятиями  экстернальности и интерналь-ности: ориентацией во вне или внутрь себя. В зависимости от ориентации формируется некое качество, которое  характеризует модель поведения  человека, т. е. не какие-то отдельные  психические реакции, а стратегию поведения по отношению к жизненным обстоятельствам или другим людям. Это явление носит название локус контроля. Локус — смысловая ориентация контроля ответственности человека в его поведении. Несмотря на все разнообразие поведения, существуют две основные ориентации ответственности, которые контролируют человека в его социальном и профессиональном поведении, его жизненной стратегии, они сопряжены с направленностью причинно-следственных связей на себя или на внешнюю среду.

В каждом человеке можно обнаружить реакции обеих ориентации, поскольку  целому ряду житейских и профессиональных обстоятельств мы ничего в качестве весомого контраргумента противопоставить не можем. Есть обстоятельства, которые  можно объяснить и которые  нельзя объяснить, но чаще всего человек  ориентируется не на такие ситуации, а на какие-то совершенно бытовые, в  отношении которых он высказывает  или формирует позицию или  просто некое мнение.

Интерналы ориентированы на собственные переживания, на свою внутреннюю позицию и отражение внешней среды, но отражение не пассивное, а преобразовательное, они стремятся поучаствовать в событиях, активно взаимодействовать со средой, стараются изменить и себя и среду, становятся, так сказать, «двигателями прогресса», совершают все изменения и являются носителями этих изменений, зачастую провоцируя их и от них же страдая, потому что это — дело их

собственных рук. С точки зрения взаимодействия с другими людьми такие люди являются носителями проблем, потому что им «неймется»: стремление все улучшить, приспособить, воспользоваться  приводит к тому, что они напрягают  всех и вся, причем в «нужную», как  они полагают, сторону. Они — инициаторы всяких изменений, и в конфликтных  ситуациях им также принадлежит  активная роль, иногда они играют ее совершенно непроизвольно, неосознанно. Просто «отсидеться» и переждать  что-либо они не в состоянии. С  точки зрения экстерналов, их поведение  не совсем адекватно, потому что они  сами себе ищут приключения, которых  вполне можно было бы избежать. Хорошо, если это результативное приключение. А если нет? Их обвиняют в неправоте, в неумении жить, в том, что они  мешают другим, что после их вмешательства стало еще хуже. Другими словами, они «раскачивают» ситуацию, нарушают динамическое равновесие и вынуждают всех остальных менять свои позиции и приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам. Наиболее тяжело такую ситуацию переживает ближайшее социальное окружение, профессиональная среда «виновника».

Экстерналы ориентированы вовне, на внешнюю среду как на руководящую  силу. Для них характерны конформность, приспособление, стремление быть адекватными  происходящим изменениям и участвовать  в происходящем таким образом, чтобы  сориентировать себя и среду взаимоприемлемо. «Плюс» здесь состоит в том, что  человек ни во что не вмешивается. Он считает: «Как есть — так тому и быть». Если у него что-то не складывается в личной жизни, он ищет причины во внешних обстоятельствах, полагая, что все происходит не по его вине или инициативе, что он не может  быть причиной происходящего. «Плюс» такой  позиции заключается ив том, что  человек бережет себя, бережет  свои энергоресурсы, т. е. он не «воюет». Вместе с тем он время от времени  упускает возможности, потому что не рискует. Кроме того, у него возникает  субъективное ощущение недостатка информации для принятия решения. Он становится теоретиком-мудрецом, который многое знает и зачастую любит поучать, хотя и в мягкой форме, ненавязчиво. Ему удается извлекать уроки  из чужих ошибок, и примеры чужой  жизни он выдвигает в качестве аргументов по отношению к другим людям. Он не активизирует свое участие  в чьих-то делах, однако постфактум, когда изменить ничего нельзя, проявляет  участие, поучая, как надо было действовать.

Адекватность данного поведения, с точки зрения других людей, вполне достаточна или приемлема, так как  основывается на невмешательстве, т. е. непротиводействии, и приносит аналитические  результаты (извлечение социального  опыта, «учеба на Чужих ошибках»). Это  могут быть умные и социально  привлекательные люди, у которых  есть чему поучиться, но партнеры и  помощники из них выходят неэффективные.

Как партнеры они могут отвергаться  в плане влияния на других людей, поскольку пассивно мешают другим. Но они работают, аккумулируя информацию, и обсуждать с такими людьми различные  проблемы достаточно интересно и  полезно. Если взглянуть на экстернала глазами интернала, то получится, что  он живет вполсилы, смотрит на жизнь  со стороны, поэтому таких людей  часто обвиняют в том, что они  многого не достигают именно потому, что упускают свои возможности.

Экстерналы воспринимают интерналов как людей, которым больше всех надо, которые все время «раскачивают»  ситуацию, «напрягают» остальных, и, может быть, было бы лучше, если бы они  этого не делали. Люди, находящиеся  на ярко

выраженных, крайних или экстремальных  позициях, не воспринимают друг друга  как партнеров по деятельности, они  не совместимы в плане стратегического  отношения к жизни, но часто хорошо воспринимают друг друга как люди второго или третьего круга, к  которым можно обращаться по мере надобности, от которых впрямую не зависят, но с которыми контактируют по обстоятельствам, когда существует некоторый социальный буфер, ограждающий  этих людей от прямого и постоянного  контакта.

Значительная часть людей занимает промежуточное положение между экстер-налами и интерналами, и в одних обстоятельствах они склонны быть экстернала-ми, в других — интерналами. Это определяется тем, какие жизненные сферы человек считает приоритетными — здоровье, профессию, человеческие отношения и т. д. У человека могут быть «болевые» зоны, воздействовать на которые следует крайне осторожно и которые он оберегает от внешнего влияния и воздействия других людей. Все, что не совпадает с его позицией в рамках этой зоны, он будет расценивать как отклонение, нечто неправильное, неверное, неадекватное. Есть «безболезненные» зоны, и тогда человек может принять самые разные варианты поведения, для него все будет приемлемо, а разнообразие здесь и допустимо, и возможно. Если в какой-то деятельности, в каких-то отношениях сталкиваются люди, у которых одинаковое отношение к какой-либо определенной «болевой» зоне, тогда в смысле адекватности поведения все идеально: они считают себя «правильными» людьми, близкими по духу. Если отношение к таким «болевым» зонам не совпадает, тогда появляется полное непонимание, поскольку оказываются затронутыми морально-этические ценности каждого, которые он не декларирует, но которые для него чрезвычайно важны.

«Трудные люди». В зависимости  от того, как человек себя ведет, можно выделить три вида дисбаланса: эмоциональный, интеллектуальный и  волевой. Ряд авторов, занимающихся психотерапией и конфликтологией, описывают типы «трудных людей», чаще всего не углубляясь в структурный анализ и поясняя, что является ведущим, композиционным моментом в структуре, но соотносительное описание при этом чаще всего не приводится.

Рассмотрим один из вариантов классификации  «трудных людей», поведение которых  не является нормативно приемлемым, но в то же время не выходит за общие  рамки поведения нормального  здорового человека. Бремин приводит следующую классификацию.

Агрессивисты, среди которых выделены три типа.

♦ «Паровой каток» проявляет агрессию независимо ни от обстоятельств, ни от участников, давит на всех, не заботясь о последствиях, непродуктивных для всех участников взаимодействия. Относительная неуязвимость такого типа поведения заключается в том, что человек не берет на себя ответственности и вины за содеянное и не переживает за собственные потери, он как бы не ощущает потерь от того, что испортились отношения с партнерами, что он вызвал эмоционально-негативную реакцию, испортил настроение другому человеку. Он считает, что только приобретает, двигаясь в заданном направлении. Разные психотерапевты приводят разные стратегии поведения с такими людьми: спокойно аргументировать свою позицию и дистанцироваться; эмоционально не реагировать, а подбирать контраргументы либо уступать дорогу.

♦   «Снайпер» — скрытый агрессивист. Затаившись, он выискивает «больное» место, ждет удачных обстоятельств и «стреляет» коротко, эффективно. Этот человек труден потому, что с его стороны можно совершенно неожиданно получить болезненный удар, от которого достаточно сложно оправиться, тем более невозможно сделать это моментально, поскольку присутствует фактор неожиданности. Для «снайпера» характерны сложные модели аргументации и обработки информации, так как он готовит пути для отхода. Он не хочет прослыть опасным человеком, с которым нельзя иметь дело, поэтому психологически и поведенчески организует весь процесс общения. Его стиль поведения можно назвать интригой, когда плетется достаточно разноплановая и широкая сеть интриг. В отношении «снайперов» чаще всего рекомендуется такая стратегия поведения: анализировать и сопоставлять его поступки и слова. Если улавливается некая логика на ухудшение, то есть основания ждать «выстрела»; если идет некое рассогласование, нет четкого подведения к каком-то негативному результату и присутствует логика позитивного развития, то опасаться не стоит. Таким образом, стратегии в отношении «снайпера» предусматривает повышение осторожности, которая носит упреждающий характер.

♦   «Взрыватель», «взрывной ребенок» — человек, который «взрывается» от какого-либо конкретного, не значимого с точки зрения окружающих обстоятельства, т. е. реагирует совершенно неадекватно воздействию. Поведение взрослого не должно соответствовать такому варианту, оно и определяется как «детское» потому, что взрослый не владеет или не хочет владеть собой. Характерная особенность «взрывателя» — эгоистичность. Если чувствуется назревание бурной реакции, рекомендуется спровоцировать ее и продолжать взаимодействие, но не мешать процессу, потому что взрыв приостановить невозможно. Если вам важно сохранить с таким человеком отношения и скорректировать их, к аргументации следует переходить после ситуации «взрыва», но в очень мягкой форме, так как возможен следующий «взрыв»; поскольку человек не умеет себя сдерживать, как правило, имеет место серия направленных «взрывов».

«Жалобщики» в отличие от людей, которые объективно находятся в трудных обстоятельствах и которым есть на что жаловаться, способны использовать любой повод для того, чтобы высказать свое недовольство ситуацией, обсто'ятельствами и т. д. Они как бы выпрашивают сочувствие и помощь. Помощь может быть достаточно объективированной в действиях и поступках (просят сделать за них что-то), может быть эмпатичного характера, когда человек паразитирует на эмоциях других людей, которые должны реагировать на жалобы, сочувствовать, осуществлять некие моральные «поглаживания», чтобы улучшить его состояние, а когда ему посочувствуют, то ему становится еще хуже и получается «замкнутый круг». По сути дела, такой человек эксплуатирует эмоциональные возможности, эмоциональные ресурсы и ситуации и других людей. Получить позитивный отклик, эмоциональную поддержку от него маловероятно, или она минимизирована. Рекомендуемая стратегия: если жалоба заслуживает внимания, то стоит посочувствовать, если нет — лучше пропустить ее мимо ушей. Возможны как объективная, социальная оценка жалобы, так и индивидуализированная ее оценка, но если лично вас жалоба не трогает, не обращайте на нее внимания. Игра в выражение сочувствия, оказания помощи и т. д. не принесет результата, так как внутренняя пози-

Информация о работе Психология отклоняющегося поведения персонала