Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 03:55, реферат
Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. В психологической структуре личности важное место занимает познавательная сфера, которая включает в себя такие процессы, как ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Каждый их перечисленных психических процессов выполняет свои особенные познавательные функции.
В зависимости от активности человека в организации внимания различают несколько видов внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.
Непроизвольное внимание – это сосредоточенность сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя. Оно не связано с участием воли и может возникать под воздействием силы раздражителя, его новизны, контрастности, эмоциональной окраски, интереса к данному объекту. К причинам вызывающим непроизвольное внимание, относят интенсивность и экстенсивность раздражителя, длительность и прерывистость.
Произвольное внимание подчинено воле человека. Процесс удержания внимания на чем-либо (или ком-либо) и переключение его с одного объекта на другой осуществляется не стихийно, а преднамеренно. При этом человек ставит перед собой цель, использует специальные приемы, прилагает определенные волевые усилия. Необходимость в произвольном внимании возникает в ситуациях, когда субъект должен выполнять деятельность, объект, которой не вызывает непосредственного интереса и не обладает свойствами, привлекающими непроизвольное внимание. Произвольное внимание по происхождению и по сущности не природно, а социально. Это внимание является более сложным, чем непроизвольное. Оно формируется у ребенка на протяжении младшего школьного возраста.
Послепроизвольное внимание возникает в тот момент, когда первоначально не вызывающая непосредственного интереса деятельность, для выполнения которой было задействовано произвольное внимание, по мере углубления в нее захватывает и увлекает человека. В дальнейшем отпадает необходимость в произвольном удержании внимания.
В зависимости от направленности внимание подразделяют на внешнее и внутреннее. Предметом внешнего внимания является окружающий мир человека: природные и созданные человеком объекты, люди, различные явления и т.п. Это внимание необходимо для выполнения предметно-практической деятельности и общения. Внутреннее внимание ориентировано на самого субъекта. Его содержание составляет психологическую сущность человека. Это внимание является необходимым условием существования сознания и самосознания. Впервые оно появляется у ребенка в возрасте 2-3 лет и достигает уровня зрелости только к 15-17 годам. Оно актуализируется в ситуациях, когда для решения каких-либо жизненных задач необходимо принимать в расчет самого себя: свои возможности, планы, потребности, знания, черты характера и т.п.
Социально-обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов. Чувственное внимание по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.
Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.
В заключение отметим, что все виды внимания одинаково важны. Каждый из них актуализируется в определенных ситуациях и является способом реализации жизненно важных целей и задач субъекта.
Внимание как психический процесс, выражающийся в направленности сознания на определенные объекты, часто проявляясь, постепенно превращается в устойчивое свойство личности – внимательность. Люди различаются степенью развития этого свойства, крайний случай часто называют невнимательностью.
Инженеру практически важно знать не только, каков уровень сформированности внимания у рабочих, но и причины, обуславливающие его невнимательность, поскольку внимание связано с познавательными процессами и эмоционально-волевой сферой личности.
Выделяют три типа невнимательности:
Формирование внимательности заключается в управлении вниманием человека в процессе его трудовой и учебной деятельности. При этом необходимо создавать условия, которые способствовали бы формированию вниманию: приучать работать в разнообразных условиях, не поддаваясь влиянию отвлекающих факторов; упражнять произвольное внимание; добиваться осознания общественной значимости вида труда и чувства ответственности за выполняемую работу; связывать внимание с требованиями дисциплины производственного труда и т.д. Объем и распределение внимания следует формировать как определенный трудовой навык одновременного выполнения нескольких действий в условиях нарастающего темпа работы. Развитие устойчивости внимания нужно обеспечивать формированием волевых качеств личности.
Для развития переключения внимания необходимо подбирать соответствующие упражнения с предварительным объяснением «маршрутов переключения» (тренинг). Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.
Память
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущем и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.
Представления памяти делятся на единичные и общие.
Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздействующих на наши органы чувств.
Представление воображения – это представление о предметах и явлениях, которые в таких сочетаниях или таком виде никогда нами не воспринимались. Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, однако эти последние служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения новые представления и образы.
В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы, явления и т.д. связанные в действительности, связываются и в памяти человека.
Запомнить что-то – это значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. Ассоциация представляет собой временную нервную связь (физиологическую). Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относится 3 вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрастности. Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанных во времени или пространстве. Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты: при упоминании об одном из них, вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходстве нервных связей, которые вызываются в нашем мозге двумя объектами. Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления. Этому способствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты обыкновенно сопоставляются и сравниваются, что и приводит к образованию соответствующих нервных связей.
Кроме этих видов существуют сложные ассоциации – смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.
Образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект. То есть деятельность личности – основной фактор, детерминирующий (определяющий) формирование всех психических процессов, в том числе и процессов памяти.
Память – это сложно система психических процессов, поэтому выделяют несколько оснований для классификации ее видов.
По степени волевой регуляции процессов запоминания и воспроизведения различают произвольную и непроизвольную память. Непроизвольная память характеризуется тем, что информация запоминается сама собой без специального заучивания. Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
Произвольная память связна с сознательной целью что-либо запомнить и воспроизведение требует специальных волевых усилий и особых приемов. Информация запоминается целенапралено, с помощью специальных приемов. Эффективность произвольной памяти зависит от целей запоминания, от приемов заучивания.
Приемы заучивания.
а) механическое дословное многократное повторение 0 работает механическая память, тратиться много сил, времени, а результаты низкие, запоминание без осмысления.
б) логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами – работает логическая память(смысловая) – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20раз выше, чем механической;
в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная.
г) мнемомеханические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).
По времени сохранения
Кратковременная память. Любая информация в начале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация забывается полностью, либо перейдет в долговременную память, но при условии 1-2 кратного повторении информации. Кратковременная память ограничена по объему. В среднем с одного раза человек запомнить от 5 до 9 слов, цифр, фигур, картинок, кусков информации.
Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации и бывает двух видов:
Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной памяти, так и из долговременной памяти, необходимой для выполнения текущей деятельности.
Промежуточная память – обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течении дня, а время ночного сна отводиться организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончанию сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее 3 часов в сутки, промежуточная не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.
В зависимости от формы запоминаемой информации выделяют двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память.
Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных по сложности движений.
Эмоциональная память связана с запоминанием переживаний. Она определяет воспроизведение того или иного эмоционального состояния при повторном воздействии элементов ситуации, в которой оно возникло впервые.
Образная память обеспечивает запоминание, сохранение и воспроизведение субъективных образцов ранее воспринятых предметов и явлений. Различают подвиды образной памяти – зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую.
Словесно-логическая (смысловая) память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей. Она формируется в процессе обучения и воспитания, существует только у человека и возникает на протяжении младшего школьного возраста.
В зависимости от происхождения принято выделять два вида памяти: натуральную (природную) и культурную (социальную). Натуральная память представляет собой врожденную способность человека к запоминанию и сохранению жизненного опыта.
Натуральная память образует природную основу для развития у человека культурной памяти, которая представляет собой систему усвоенных субъектом мнемических действий, выступающих как инструменты или приемы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации. Она возникает процессе обучения и воспитания. По своим возможностям эта память превосходит натуральную и позволяет человеку усваивать огромное количество.