Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:17, контрольная работа
Цель настоящей контрольной работы – раскрыть проблему соотношения психологии личности и профессиональной деятельности, а также особенности психологического обеспечения профессиональной деятельности фармацевта.
Введение
Профессиональная деятельность — это
социально значимая деятельность, выполнение
которой требует специальных знаний, умений
и навыков, а также профессионально обусловленных
качеств личности. В зависимости от содержания
труда (предмета, цели, средств, способов
и условий) различают виды профес¬сиональной
деятельности. Соотнесение этих видов
с требованиями, предъявляемыми к человеку,
образует профессии.
Психологическое изучение профессиональной
деятельности тесно связано с проблемами
психологии личности. Точнее, здесь целесообразно
говорить о взаимосвязи: с одной стороны,
особенности личности работника оказывают
существенное влияние на процесс и результаты
профессиональной деятельности, с другой
стороны, само формирование человеческой
личности в значительной степени происходит
в ходе профессиональной деятельности
и под ее влиянием (Ананьев, 1969; Платонов,
1986). Многие исследователи отмечают уникальную
роль этого вида деятельности для личности.
На настоящем этапе развития общества
именно профессиональная деятельность
дает максимальные потенциальные возможности
одновременного и наиболее полного удовлетворения
всех базовых потребностей личности (потребности
в безопасности, самоуважении, социальном
признании и т. д.). В конечном счете самореализация
личности осуществляется наиболее плодотворно
именно в профессиональной деятельности.
Исследование факторов, влияющих на успешность
профессиональной деятельности с позиций
личностного подхода, получило свое отражение
в трудах Б.Ф. Ломова, Г.М. Зараковского,
Е.А. Милеряна, К.М. Гуревича, В.А. Бодрова,
Л.Г. Дикой, М.А. Котика, В.А. Пономаренко
и др.
Цель настоящей контрольной работы –
раскрыть проблему соотношения психологии
личности и профессиональной деятельности,
а также особенности психологического
обеспечения профессиональной деятельности
фармацевта.
Необходимость психологического обеспечения
профессиональной деятельности фармацевтов,
как медицинских работников, порождена
рядом факторов. С одной стороны, широкое
внедрение теоретических знаний в практику
связано с возрастающей ролью «человеческого
фактора», включающего в себя широкий
круг социально-психологических и психофизиологических
свойств, которыми обладают люди и которые,
так или иначе, проявляются в их профессиональной
деятельности, оказывая влияние на ее
эффективность и качество. С другой стороны,
среди клиентов аптек широко распространен
лозунг: «клиент всегда прав», и фармацевты
по роду профессиональной деятельности
зачастую вынуждены испытывать на себе
негативные издержки данного факта, что
не может не сказаться на их психоэмоциональном
состоянии.
Яндекс.ДиректВсе объявленияВся рок одежда Мужская и женская рок одежда. Склад в Москве. Доставка РФ. Опт/розhobgoblin.ru Факультет психологии в УНИК Обучение психологии личности онлайн! Престижный ВУЗ в Москве. Гос. дипломunic.edu.ru Психологическое
сопровождение Психологическое сопровождение профессионального становления личности и его функции. Особенности психологического сопровождения на стадии оптации, профессиональной адаптации, профессионализации, мастерства и прекращения профессиональной деятельности.
Поделиться…
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные работы Размещено на http://www.allbest.ru/ Федеральное агентство по образованию Негосударственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования (НОУВПО) Институт «Верхневолжье» Кафедра психологии Контрольная работа по дисциплине: «Психология профессии» на тему: «Психологическое
сопровождение Выполнила: студентка гр. 5-пз-5 Иванова А.А. Проверил: Дербенёв Д.П. Тверь 2011 Введение Профессиональное становление
охватывает длительный период онтогенеза
человека, если рассматривать онтогенез
как жизнь индивида со дня рождения
до старости. Значит, есть все основания
считать профессиональное становление
процессом, пронизывающим всю жизнь
человека. Конечно, сценарии профессионального
становления индивидуальны. Для
одного человека профессия определяет
смысл его существования, является
делом всей его жизни, для другого
служит фоном, средством удовлетворения
личностно важных потребностей, третий
не придает ей особого значения,
- т.е. профессия имеет разный личностный
смысл. Огромная вариативность траекторий,
сценариев профессиональной жизни
затрудняет ее полноценное сопровождение.
Следует также иметь в виду
значительное социальное расслоение,
низкий уровень социальной защищенности,
возможность безработицы и Психологическое
сопровождение Философским основанием системы
сопровождения человека является концепция
свободного выбора как условия развития.
Исходным положением для формирования
теоретических основ Важнейшим положением данного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал субъекта, следовательно, на его право самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Однако декларация этого права еще не является его гарантией. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив профессионального становления необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. В психологическом сопровождении нуждаются, прежде всего, те люди, которые испытывают потребность в психологической поддержке и помощи. К ним относятся оптанты, лица с высоким или низким уровнем познавательной и профессиональной активности, с ограниченными способностями, безработные и др. Цель психологического сопровождения
-- полноценная реализация профессионально- Выделим основные концептуальные положения психологического сопровождения профессионального становления личности: 1. наличие социально- 2. необходимость для 3. признание права личности
на самостоятельный выбор 4. принятие личностью всей
ответственности за качество
профессионального становления
и реализации своего 5. гармонизация внутреннего
психического развития Функции психологического сопровождения: 1. информационно-аналитическое
сопровождение отдельных 2. проектирование и 3. психологически компетентное
оказание поддержки и помощи
личности в преодолении 4. профессиональная реабилитация
личности в случаях 5. обеспечение социально- 6. профилактика развития профессиональных деформаций, оказание помощи в преодолении кризисов и стагнации; 7. коррекция социально- Учитывая субъектность и субъективность как важные характеристики профессионального становления, приведем основные направления психологического сопровождения этого процесса: 1. изучение условий и
факторов, влияющих на продуктивность
труда и эмоционально- 2. эффективное воспроизводство
и сохранение профессионально
подготовленного персонала 3. проектирование профессиограмм, отражающих динамику профессионального становления личности и альтернативные варианты профессионального развития; 4. формирование операциональной структуры будущей деятельности, а также целенаправленная подготовка к устойчивой и безопасной реализации профессиональной карьеры (включая профессиональную миграцию, социальную адаптацию, переориентацию, профессиональное самосохранение и комфортную жизнь после завершения карьеры); 5. формирование и развитие акмеологической культуры персонала, его потребности в самореализации и способности к оптимальной деятельности, профессиональной и индивидуальной компетенции, коммуникации; 6. обеспечение психологической
безопасности персонала, 7. психологическое содействие
при решении проблем Реализация функций · развивающей диагностики; · тренингов личностного и профессионального развития и саморазвития; · мониторинга социально- · технологий формирования психологической аутокомпетентности; · психологического консультирования
по проблемам социально- · проектирования альтернативных сценариев профессиональной жизни; · личностно ориентированных
тренингов повышения социально- · ретроспекции профессиональной жизни (метода психобиографии); · тренингов самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности. Одна из главных задач
психологического сопровождения Психологическое сопровождение предполагает создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального «Я», поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и поддержку, саморегуляцию жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения. Результатом психологического
сопровождения Таким образом, психологическое сопровождение -- это технология, основанная на единстве четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы, информации о проблеме и путях ее решения, консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы, первичной помощи на этапе реализации плана решения. Психологическое сопровождение на стадии оптации На стадии оптации важное значение приобретает профессиональное консультирование оптантов, которое осуществляет школьный психолог, если речь идет о школьнике, или психолог-профконсультант, если в психологической помощи нуждается безработный. Для изучения их профессиональных намерений используются разнообразные анкеты, беседы, сочинения на тему о выборе профессии. При этом необходимо выяснить, есть ли у оптанта предпочитаемые профессии, продуманы ли пути овладения ими (в учебных заведениях или на предприятиях и т.д.), существуют ли резервные профессиональные планы, имеет ли оптант представление о содержании труда, привлекательных сторонах профессии, режиме и условиях работы и т.д. На основе информации, извлеченной
из изучения профессиональных намерений
оптанта, психолог строит дальнейшую индивидуальную
работу с ним: выявляет интересы и
склонности к определенным видам
деятельности, профессиям. Как правило,
оптанты с выраженными Для диагностики способностей (в частности, специальных, обеспечивающих успешное овладение конкретными видами деятельности) применяются разнообразные методы: наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности, тесты. Для диагностики артистических, музыкальных, художественных способностей требуется участие специалистов-экспертов. Одним из признаков способностей школьников является высокая результативность в каком-либо виде деятельности. Успешное обучение по определенным дисциплинам -- одно из свидетельств наличия способностей к ним. Так, можно выделить наличие гуманитарных способностей (при успехах в таких предметах, как история, литература), естественно-научных (биология, география) и физико-математических (математика, черчение, физика). Чтобы выявить степень развития этих способностей, можно использовать не только тесты специальных способностей, но и некоторые тесты интеллекта. Например, тест Р. Амтхауэра позволяет получить тестовый профиль испытуемого по трем параметрам: выраженности гуманитарных, математических и технических способностей. Е.М. Борисова, анализируя проблемы психологического сопровождения на начальной стадии оптации, выделяет следующие ситуации: 1. Оптант обращается к
психологу за подтверждением
правильности выбора профессии. 2. Оптант обращается за
помощью к психологу, 3. Обращение к психологу
вызвано трудностями выбора 4. Ситуация связана с
тем, что у оптанта 5. Обращение к психологу
вызвано расхождением мнения
учащегося и его родителей
относительно Центральным моментом стадии
оптации является выбор профессии.
Психологически компетентное обеспечение
принятия столь значимого для
оптанта решения обусловливает
необходимость анализа Развитие человека как субъекта профессиональной деятельности идет не просто по «возрастающей», переходящей в «нисходящую», не по циклам, не по спирали, а иначе -- по пути пошагового возникновения и даже преднамеренного создания им определенных возможностей, из которых какие-то выбираются для реального осуществления. При этом в связи с исключительной многообусловленностью любых ситуаций в обществе, в мире труда, профессий и высоким уровнем неопределенности возможных исходов из нестандартных ситуаций принципиально невозможно заранее предвосхитить весь трудовой жизненный путь человека. При выборе профессии необходимо
учитывать следующие 1. потребности экономического региона в кадрах той или иной профессии и квалификации; 2. требования, которые предъявляет
профессия к состоянию 3. профессионально- 4. перспективы профессионального
роста, карьеры, повышения 5. особенности выбираемой профессии (условия труда и оплаты); 6. противопоказания и Ситуация выбора профессии
оптантом осложняется рядом факторов:
отсутствием информации о некоторых
существенных характеристиках Необходимость учета многих факторов, высокая неопределенность при выборе профессии приводят к ошибкам и затруднениям. Выделяют следующие причины ошибочного выбора профессии: 1. отношение к выбору
профессии как к выбору 2. предрассудки чести -- необоснованный взгляд на некоторые важные профессии, считающиеся непрестижными и «неприличными»; 3. выбор профессии под прямым или косвенным влиянием друзей, родственников, знакомых; 4. перенос отношения к человеку -- представителю той или иной профессии -- на саму профессию; 5. увлечение только внешней
или какой-нибудь частной 6. отождествление учебного предмета в школе с профессией; 7. незнание или недооценка своих физических возможностей и способностей; 8. незнание основного содержания
трудовых действий и операций
выбираемой профессии или Психологическая помощь оптанту,
испытывающему трудности При индивидуальной работе взаимодействие с оптантом ориентировано прежде всего на самосознание индивида; используются психотехнологии на осознаваемой основе: беседа, интервью, диагностика, сочинения, психобиография и др. При групповой работе значительно большую роль играют процессы идентификации эмоционального заражения, внушения, т.е. неосознаваемые процессы. К групповым формам консультативного взаимодействия относятся профориентационные игры, тренинга, психологические практикумы и др. Выбор профессии предполагает определенный уровень развития профессионального самосознания, включающего образ будущей профессии, реального и идеального «Я». Выбор профессионального пути мотивирует постановку тех или иных профессиональных и жизненных целей. Важное значение приобретает социально-профессиональная позиция оптанта, главными составляющими которой являются смыслообразующие мотивы, ценностные ориентации и смысловые установки. Образ профессии как когнитивно-эмоциональное образование служит мотивирующим фактором оценки себя. Таким образом, самооценка выступает внутренним побудителем сопоставления прошлого (знаний и опыта), настоящего (переживаний «Я») и будущего (цели). Компетентное психологическое
сопровождение оптанта требует
учета всех факторов профессионального
самоопределения. При решении психологических
проблем профконсультанту недостаточно
дать рекомендации о том, какая профессия
подходит индивиду, нужно также обеспечить
условия, стимулирующие самостоятельное
принятие решения, в результате чего
оптант берет на себя ответственность
за тот или иной профессиональный
выбор. Психологическое сопровождение
помогает оптанту увидеть и осознать
свои проблемы, стимулирует развитие
профессионального В настоящее время в
отечественной психологии накоплен
значительный материал, характеризующий
разные формы и методы социально-психологического
сопровождения Таким образом, социально-психологическое
сопровождение на стадии оптации
предусматривает участие Психологическое
сопровождение Системообразующим фактором личностно ориентированного профессионального образования становится профессиональное развитие обучаемых в процессе организации взаимодействия всех субъектов обучения с учетом их предшествующего опыта, личностных особенностей, специфики учебного материала и конкретной учебно-пространственной среды. Центральным звеном личностно ориентированного профессионального образования является профессиональное становление -- развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности. На начальных этапах профессионального образования источником профессионального развития выступает уровень личностного развития. На последующих стадиях профессионального становления соотношение личностного и профессионального развития приобретает характер динамической неравновесной целостности. На стадии профессионализации профессиональное развитие личности начинает доминировать над личностным и определять его. Объектами профессионального развития личности являются ее интегральные характеристики: социально-профессиональная направленность, компетентность, профессионально важные качества и психофизиологические свойства. Цель личностно Сформулируем основные концептуальные
положения личностно · личностное и профессиональное
развитие обучающегося рассматривается
как главная цель, что изменяет
место субъекта учения на всех этапах
профессионального · критериями эффективной
организации профессионального
образования выступают · в качестве психолого-дидактической
единицы профессионального · социально-профессиональные
особенности личности педагога интегрируются
в содержание и технологии обучения,
становятся факторами профессионального
развития обучаемых, становления авторских
учебных дисциплин и · ориентация на индивидуальную траекторию развития личности обучаемого приводит к изменению соотношения нормативных требований к результатам образования, выраженных в госстандартах образования, и требований к самоопределению, самообразованию, самостоятельности и самоосуществлению в учебно-профессиональных видах труда. Стандарт образования -- не цель, а средство, определяющее направление и границы использования содержания образования как основы профессионального развития личности на разных ступенях обучения; · залогом полноценной
организации профессионального
образовательного процесса становится
сотрудничество педагогов и обучаемых.
Обучение предоставляет уникальную
возможность организации Исходя из сущности личностно ориентированного профессионального образования, определим основное содержание психологического сопровождения обучаемых. Важнейшим принципом психологического сопровождения выступает признание права субъекта образования самому принимать решения о путях своего профессионального становления и нести ответственность за их последствия. Сопровождение же сводится к созданию условий для полноценного профессионального становления личности, оказанию своевременной помощи и поддержки, а при необходимости -- к осуществлению коррекции профессионального развития. Психологическое сопровождение заключается в оказании первокурсникам помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности. К технологиям психологического сопровождения относятся: · диагностика готовности
к учебно-познавательной деятельности,
мотивов учения, ценностных ориентации,
социально-психологических · помощь в развитии учебных
умений и регуляции своей · психологическая поддержка первокурсников преодолении трудностей самостоятельной жизни и установлении комфортных взаимоотношений однокурсниками и педагогами; · консультирование первокурсников, разочаровавшихся в выбранной специальности; · коррекция профессионального
самоопределения при Психологическими критериями
успешного прохождения этого
этапа являются адаптация к учебно- На этапе интенсификации происходит развитие общих и специальных способностей обучаемых, интеллекта, эмоционально-волевой регуляции, ответственности за свое становление, самостоятельности. Ведущая деятельность -- научно-познавательная. Этот этап относительно благополучный. Психологическое сопровождение
сводится к диагностике личностного
и интеллектуального развития, оказанию
помощи, поддержки в решении проблем
взаимоотношений со сверстниками и
педагогами, а также сексуальных
отношений. К технологиям сопровождения
относятся развивающая Психологическими критериями продуктивности этого этапа становления обучаемого являются интенсивное личностное и интеллектуальное развитие, социальная идентичность, самообразование, оптимистическая социальная позиция. На завершающем этапе профессионального образования -- этапе идентификации -- важное значение приобретает формирование профессиональной идентичности, готовности к будущей практической деятельности по получаемой специальности. Появляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, трудоустройством. В связи с образованием семейных пар, намечающимися перспективами будущей жизни уменьшается число межличностных контактов. Происходит постепенная дезинтеграция ученических коллективов. Психологическое сопровождение заключается в финишной диагностике профессиональных способностей, помощи в нахождении профессионального поля для реализации себя, поддержке в нахождении смысла будущей жизнедеятельности, консультировании по вопросам интимных и семейных отношений. Главное -- помочь выпускникам профессионально самоопределиться и найти место работы. Психологические критерии успешного прохождения этого этапа -- отождествление себя с будущей профессией, формирование готовности к ней, развитая способность к профессиональной самопрезентации. Таким образом, продуктивное психологическое сопровождение профессионального образования возможно при условии создания психологической службы в профессиональном учебном заведении, осуществлении мониторинга профессионального развития. Оно должно стать составной частью личностно ориентированного социально-профессионального воспитания. Психологическое сопровождение на стадии профессиональной адаптации Под профессиональной адаптацией понимают взаимное приспособление специалиста и коллектива предприятия, в результате чего работник осваивается на предприятии, а именно: · учится жить в относительно
новых для него социально-профессиональных
и организационно- · находит свое место в
структуре предприятия как · осваивает профессиональную культуру; · включается в систему сложившихся до его прихода межличностных связей и отношений. Различают следующие виды адаптации: 1. первичную -- приспособление молодых специалистов, не имеющих опыта профессиональной деятельности (например, выпускников вузов); 2. вторичную -- приспособление специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности (например, в ситуации вынужденной смены работы). Адаптация является многогранным
процессом, поэтому различают се
основные виды: психофизиологическую,
социально-психологическую и Причинами затруднений, как правило, выступают: · недостаток или несвоевременность
получения необходимой · отсутствие необходимого профессионального опыта и квалификации; · необходимость решать одновременно несколько очень важных задач: изучать ситуацию, принимать решения, выполнять свои новые обязанности, устанавливать полезные контакты, осваивать новые элементы деятельности, особенно тщательно строить свое поведение; · недостаточное представление о нормах профессионального поведения и неумение презентовать себя как специалиста; · необходимость формировать определенное позитивное мнение окружающих о себе, постоянное пребывание в зоне оценивания, иногда необходимость изменить неблагоприятное мнение других о себе. Психофизиологическая адаптация -- это привыкание к новым для организма физическим и психофизиологическим нагрузкам, режиму, темпу и ритму труда, санитарно-гигиеническим факторам производственной среды, особенностям организации режима питания и отдыха. Адаптационные реакции на
неблагоприятные Психологическое сопровождение
заключается в диагностике Таким образом, психологическая поддержка и помощь состоят в снятии состояния тревоги, формировании позитивной установки на преодоление трудностей, развитии чувства востребованности и социальной защищенности, актуализации резервных возможностей специалиста. Критериями успешного
преодоления Социально-психологическая адаптация -- приспособление к новой социальной среде, включение в систему профессиональных межличностных связей и отношений, освоение новых социальных ролей, норм поведения, групповых норм и ценностей, идентификация себя с профессиональной группой. Наибольшую сложность
у новых специалистов вызывает усвоение
групповых норм и включение в
уже сложившуюся систему Психологическое сопровождение заключается в том, что новому работнику помогают освоить нормы профессионального поведения, предупредив о возможных последствиях их нарушения. В некоторых случаях могут возникнуть конфликтные ситуации, обусловленные несоблюдением групповых норм поведения. Тогда необходима оперативная помощь психолога в разрешении конфликта. Профессиональная адаптация -- это приспособление уже имеющегося профессионального опыта и стиля профессиональной деятельности к требованиям нового рабочего места, освоение сотрудником новых для него профессиональных функций и обязанностей, доработка требуемых навыков и умений, включение в профессиональное сотрудничество и партнерство, постепенное развитие конкурентоспособности. Главное -- освоение новой профессиональной деятельности. Критерием успешности в этом виде адаптации является соответствие реальной и требуемой компетентности. Превалирование реальной компетентности над требуемой приводит к снижению мотивации, разочарованию, так как для специалиста важно, чтобы был востребован весь имеющийся у него профессиональный опыт. Успешная профессиональная
адаптация делает работу привлекательной,
повышает шанс на более высокую оплату
труда и профессиональный рост, создает
предпосылки для Психологическое сопровождение сводится к оценке реальной компетентности специалиста, оказанию помощи в повышении квалификации, преодолении появившегося чувства профессиональной неполноценности, формировании адекватной профессиональной самооценки. Психологическое сопровождение предполагает коррекцию самооценки: обучение умению сравнивать себя лишь с самим собой, помощь в выработке надежных критериев самооценки, совместный анализ содержания и задач деятельности и сопоставление ее требований с возможностями специалиста. В отдельных случаях может
быть поставлен вопрос о кадровом
перемещении на другую работу. Такого
рода ситуации вызывают у специалиста
тягостное эмоциональное Таким образом, психологическое
сопровождение на стадии адаптации
помогает успешному продвижению
специалиста в области Психологическое сопровождение на стадии профессионализации Психологическое сопровождение
на этой стадии становления заключается
в оказании помощи работнику в
дальнейшем профессиональном росте, повышении
квалификации и развитии карьеры, в
поддержке при переживании Главная цель психологического сопровождения на стадии профессионализации -- обеспечение взаимосогласованности и взаимодействия работника и предприятия (организации) в профессиональном становлении. Эта цель достигается путем решения следующих задач: · согласования целей развития организации и работника; · предупреждения и устранения «карьерных тупиков», в которых практически не оказывается возможностей для развития работника; · формирования и уточнения
критериев профессионального · изучения и оценки профессионального потенциала работника; · эффективного использования путей профессионального роста; · систематического ознакомления работника с перспективами на краткосрочный и долгосрочный период; · установления требуемого уровня профессиональной компетентности для должностного продвижения. Планируемое психологическое
сопровождение осуществляется в
следующих профессионально · при приеме на работу; · при проведении аттестации и кадровых перемещений; · перед направлением на курсы повышения квалификации; · при выдвижении в кадровый резерв. При трудоустройстве работника
на вакантное рабочее место Психолог принимает также активное участие в определении профпригодности кандидата на вакантную должность. В первую очередь оцениваются профессионально значимые психофизиологические свойства и умения. В основном применяются тесты, подобные работе, которую кандидату нужно будет выполнять (математический или графический тест, тесты на цветоразличение, скорость реакций, силовой подъем, координацию движений рук и ног и др.). Оценивается также уровень развития отдельных психических способностей, внимания, памяти, мышления. В зависимости от особенностей профессиональной деятельности проводится оценка личностных качеств с использованием психодиагностических тестов. При проведении этих процедур важно, чтобы кандидат на должность понял, что отбор проводится в его же интересах, так как обеспечит в дальнейшем безаварийную работу, позволит избежать травматизма, повысит удовлетворенность трудом, эффективность профессиональной деятельности. Участие психолога-профконсультанта
в найме и оценке кандидатов на
должность заключается в После оформления на работу психолог-консультант совместно с работником определяют перспективы профессионального роста и карьеры. Профессиональное продвижение
предполагает достижение признанного
высоким профессионального Обсуждается также профессиональное
перемещение (вертикальное, горизонтальное
или центростремительное). Вертикальное
перемещение ориентировано на переход
на более высокую ступень К основным формам сопровождения
профессионального роста и · диагностика профессионально- · анализ факторов, детерминирующих
профессиональное развитие: возраста,
профессионального опыта и · изучение вектора профессиональной направленности специалиста: уровня притязаний и самооценки, мотивации к достижениям, ценностных ориентации и социально-профессиональных установок; · собеседование по вопросам
профессионального роста и · составление совместно с работником плана-программы карьеры, так называемой карьерограммы. Психологическое сопровождение на стадии мастерства В особом психологическом
сопровождении нуждаются Центральной задачей акмеологического сопровождения является развитие профессиональной компетенции. В зависимости от характера профессии содержание трех компонентов компетенции может быть различным, и для каждой профессии проектируется свой профиль профессиональной компетенции. Акмеологическое сопровождение ведется по следующим направлениям: · анализ целей, задач и
функций продуктивного · разработка прогностической (проспектированной) професссиограммы и составление прогнозных моделей деятельности и личности; · подбор диагностических методик и процедур экспертного мониторинга профессионализации и мастерства специалистов; · отбор и конструирование
психотехнологий развития профессионально- · проектирование методики оценки деятельности и компетенции работников; · обеспечение профессионального самосохранения и психологической безопасности специалистов; · психологическое содействие в преодолении трудностей объективного и субъективного характера, решении сложных, конфликтных ситуаций, установлении эмоционально благополучных взаимоотношений, преодолении блокаторов профессиональной деятельности и др.; · подготовка обоснованных предложений по профессиональному развитию специалиста. Таким образом, психологическое
сопровождение специалиста на стадиях
профессионализации и мастерства направлено
на то, чтобы помочь личности реализовать
себя, в результате выработки индивидуального
стиля деятельности обеспечить удовлетворенность
трудом, лицам с отчетливо выраженным
профессионально- Психологическое сопровождение на этапе прекращения профессиональной деятельности В 55 -- 60 лет актуальным становится выход на пенсию. Для одних людей это означает возможность наконец-то заняться интересным делом: садоводством, рыбалкой, разнообразными видами социально активного отдыха (путешествия, театр), общественно-политической практикой. Другие стараются закрепиться на работе, демонстрируя завидное здоровье, профессиональную активность и конформизм в отношениях с руководителями и коллегами. Главное для них -- остаться на работе. Третьи покорно-равнодушны к выходу на пенсию. Они уже давно утратили смысл своей профессиональной жизни и выход на пенсию рассматривают как возможность отойти от всяких обязанностей, ответственности и работы. Люди этой группы последние 15 --20 лет находились в состоянии профессиональной стагнации, и работа была для них обременительна. Психологическое сопровождение каждой группы различно. Представителям первой группы пожилых людей нужны дополнительные знания и умения в области их социально-профессиональных и семейно-бытовых интересов. Конечно, выход на пенсию эмоционально переживается ими как прекращение одной жизни и переход к другой -- интересной и разнообразной. Психологическое сопровождение
может выражаться в том, что за
год до выхода на пенсию им предлагаются
разнообразные социально Психологическое сопровождение этой группы пожилых людей не вызывает особых трудностей. Важно помочь им выбрать социально приемлемый вид деятельности, объединить их по интересам, организовать занятия и предоставить им необходимую информацию о способах реализации себя в разнообразных, многоплановых видах социально важной деятельности. Более сложным представляется
психологическое сопровождение
работников, которые хотят продолжать
профессиональную деятельность. Это, как
правило, высококвалифицированные
специалисты, профессионалы, и жизнь
вне профессии кажется им катастрофой.
Ситуация усугубляется тем, что они
действительно более Психологическое сопровождение
заключается в оказании помощи этим
профессионально настроенным Третья группа потенциальных
пенсионеров давно уже Психологическое сопровождение таких пенсионеров крайне усложнено ввиду их пассивности и лени. Нужна прежде всего реабилитация их «Я-концепции», помощь в обретении нового смысла жизни сквозь призму неизбежной смерти. Именно переживание возможной смерти помогает этим людям пересмотреть свою прежнюю жизнь, найти новые способы осуществления себя. Психологическое сопровождение людей предпенсионного и пенсионного возраста приобретает особую актуальность в настоящее время, когда пенсионеры социально не защищены, материально не обеспечены. Их психологическая поддержка не требует больших материальных средств, необходимо только гуманное и компетентное отношение к ним. психологический сопровождение оптация адаптация профессионализация Заключение Психологическое сопровождение
профессионального становления
личности приобретает особую актуальность
в условиях рыночной экономики, когда
возрастает значение профессионально- Важность компетентного психологического сопровождения обусловливает необходимость подготовки практических психологов, которые могут оказать квалифицированную помощь и поддержку лицам, испытывающим трудности в профессиональной жизни. Психологическое сопровождение -- это целостный процесс изучения, формирования и коррекции профессионального становления с учетом своеобразия и психологических особенностей каждой стадии, а также права личности нести ответственность за свою профессиональную жизнь. К личностно - ориентированным
технологиям психологического сопровождения
относятся развивающая |