Психология профессиональной дейтельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 02:19, доклад

Краткое описание

Процесс мотивации сложен и неоднозначен. Существует достаточно большое количество разнообразных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. Системы трудовой мотивации разработаны как на основе теоретических исследований, так и практического опыта. При этом считается, что основоположником системы трудовой мотивации как научного направления является А. Маслоу с его иерархией потребностей.

Вложенные файлы: 1 файл

псих проф деят.doc

— 45.50 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. С.Ю.ВИТТЕ

 

 

 

 

Дисциплина

«Психология профессиональной деятельности»

 

 

 

Факультет: Управления 
Специальность: Психолого-педагогическое образование [050400.62] 
Студентки: Михайловой Натальи Александровны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014

Задание 1. В чем заключается суть трудовой мотивации?

     Процесс мотивации сложен и неоднозначен. Существует достаточно большое количество разнообразных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. Системы трудовой мотивации разработаны как на основе теоретических исследований, так и практического опыта. При этом считается, что основоположником системы трудовой мотивации как научного направления является А. Маслоу с его иерархией потребностей. Основные потребности работников он делит на пять категорий и представляет их в виде пирамиды потребностей: физиологические, в гарантии, в принадлежности к определенной социальной среде, в достижении определенного статуса, в самореализации. Удовлетворение этих потребностей в процессе трудовой деятельности работника формирует у него установку на производительный труд. Само понятие «производительный труд» он определяет как позитивную ориентацию работника на ту работу, которую он выполняет. Однако Ф. Херцберг выдвинул двухфакторную теорию удовлетворенности трудом, основанную на том, что причины удовлетворенности и неудовлетворенности трудом различны, различно и их воздействие на работников в процессе труда. Факторы, связанные с трудом - он относил к гигиеническим, а факторы, связанные с содержанием труда и возможностями работников в профессиональном росте, в самореализации в процессе труда - к мотивационным факторам. Главный практический вывод из теории Херцберга заключается в том, что руководители должны дифференцированно и весьма осторожно подходить к использованию различных стимулов и, когда потребности низшего уровня достаточно удовлетворены, не делать ставку на гигиенические факторы как основные.

     Теории Маслоу, Херцберга и других авторов, рассматривающих мотивационные факторы, как в совокупности, так и по их содержанию на отдельные аспекты трудовой деятельности работников, относятся к так называемым содержательным теориям. Основным недостатком этих теорий является игнорирование индивидуальных различий в мотивации личности.Эту односторонность содержательных теорий мотивации призваны преодолеть авторы поведенческого направления трудовой мотивации - целью, которых является выявление всех возможностей и ограничений человека в процессе труда на основе его личностных характеристик. Школа представленная Кэмпбелом и др., рассматривает фактор удовлетворенности трудом не с точки зрения содержания труда, а с точки зрения самого процесса формирования удовлетворенности трудом у работников на основе переменных сопоставительных показателей (уверенность в том, что затраченные трудовые усилия будут вознаграждены полностью). Школа, представленная Грюнбергом, исходит из того, что трудовая мотивация формируется до того, как человек вступает на рынок труда, то есть за пределами работы. Объективно условия труда могут быть одинаковыми для двух людей: они могут работать на одном и том же рабочем месте, выполнять одинаковую работу, получать одинаковую заработную плату. Но один может быть не удовлетворен работой, другой - удовлетворён, один может давать низкую производительность труда, другой - высокую. Каждый индивидуум имеет различную максимальную возможность делать ту или иную работу.

     Первой теорией, предусматривающей учет потребностей работников через конкретные производственные решения и воздействия их на поведение в трудовом процессе с целью более использования человеческого потенциала, была теория «гуманизации труда», предусматривающая комплекс мер по реализации творческих начал у работников.

     Вслед за поведенческими теориями появилась теория «качества трудовой жизни» Её связь с поведенческими теориями заключалась в изучении ценностных установок личности работников предприятия, и, прежде всего степени ее ориентации на работу: воздействие на личность работников окружающей среды, его жизни вне работы и, наоборот, воздействие работы на его личную жизнь, и ценностные установки. Что касается содержательных условий труда, то факторы, составляющие основу этих теорий, нашли отражение в наборе элементов, по которым определяется качество трудовой жизни. Они включают: физические условия труда; социальные условия труда; характер системы и методы управления на предприятии; отношение между трудовой жизнью и жизнью вне работы. На основе систем мотивации труда строятся системы стимулирования труда, привлечение работников к высокопроизводительному труду, вовлечение их в процессы совершенствования организации производства и труда, участие в рационализаторской деятельности предприятия. Стимулирование труда - способ вознаграждения работников за участие в производстве, основанный на сопоставлении эффективности труда и требований технологий. Как известно, существует две системы стимулирования труда: материального стимулирования и морального стимулирования. Система морального и материального стимулирования труда на предприятиях предполагает комплекс мер, направленных на повышение трудовой активности работающих и как следствие повышение эффективности труда, его качества. Система материального стимулирования включает оплату труда, социальные выплаты и льготы, системы участия в прибылях. Система морального стимулирования включает гарантии занятости, предоставление возможность повышения квалификации, должностное продвижение работника, предоставление определенной самостоятельности в выполнении возложенных функций или производственных заданий, содержательную работу, участие в принятии решений на более высоких ступенях управления. Заработная плата - важнейшая часть системы оплаты труда и стимулирования труда, один из инструментов воздействия на эффективность труда работника

Задание 2. Какие функции выполняет мотивационная  сфера профессиональной деятельности?

    Мотивационная сфера профессиональной деятельности выполняет ряд функций:

     – побуждающую  (вызывает активность человека  к профессиональной деятельности);

     – направляющую (определяет характер цели в профессиональной деятельности);

     – регулирующую (определяет ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности).

     Мотивация фиксирует такое состояние профессиональной деятельности, которое желательно для человека, но которого еще нет в наличии. Она определяется постоянно меняющимся соотношением разных побуждений, входящих в мотивационную сферу. К таким побуждениям относят: профессиональное призвание, профессиональное намерение, потребность в профессиональном труде, ценностные ориентации в профессиональной деятельности, мотивы профессиональной деятельности.

    Профессиональное призвание определяют как влечение к какой-либо профессии, осознание своих потенциальных возможностей и способностей в овладении данной профессией.

     Профессиональные  намерения – это осознанное  отношение к определенной профессиональной  деятельности, стремление получить

образование по избранной  профессии. В отличие от призвания, намерение включает принятие решения.

     Потребность  в профессиональном труде –  это готовность к активности  человека, вызванная его нуждой  в чем-либо, предпосылка к профессиональному труду. Потребность личности в определенной профессиональной деятельности называю также профессиональной склонностью, которая может реализоваться либо в профессиональной деятельности, либо в хобби.

     Ценностные  ориентации в профессиональной деятельности –

это выработанные и принятые обществом основания для оценки назначения труда, правила профессиональной этики.

     Потребности и ценностные ориентации ложатся в основу мотивов профессиональной деятельности, которые определяются как внутренние побуждения, направленные на разные стороны профессионального поведения (профессиональную деятельность, профессиональное общение, личность профессионала). Любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом.

     Мотивационная сфера профессиональной деятельности неодинакова на разных стадиях профессионализации. Источниками изменения в мотивационной сфере являются:

  • перестраивание общественных отношений человека;
  • изменение условий профессионального труда;
  • логика саморазвития человека;
  • неравномерность развития и рассогласование между уровнем профессиональной деятельности, профессионального общения, зрелости личности;
  • рассогласование между отдельными сторонами в мотивационной сфере (мотивы, цели, смыслы).

   

Задание 3. Охарактеризуйте операциональную сферу профессиональной деятельности.

     Операциональная сфера профессиональной деятельности осуществляет исполнительскую часть деятельности, обеспечивает получение необходимого результата. Мотивационная сфера труда раскрывает то, ради чего человек действует, а операционная сфера – то, как действует человек для реализации своих мотивов. Операционная сфера труда – это те средства и те ресурсы, которые человек использует для реализации имеющихся мотивов.

 

Задание 4. Что можно отнести к психологическим средствам труда?

      К психологическим средствам труда относятся:

– операции и  действия, осуществляемые человеком  в процессе

труда, и более  крупные их объединения  – способы, приемы в труде, а

также умения и  навыки;

– «техники»  – совокупность приемов, умений, навыков, применяемая человеком  для решения отдельных задач  профессиональной деятельности и профессионального  общения;

– технологии –  четкое планирование специалистом психологи-

ческой стороны  производственного процесса, контроль за достижением поставленных целей. Технологии различаются по сочетанию заложенных в них целей и приемов труда. Если технологии профессиональной деятельности направлены на психологический мир другого человека (или самого себя), их называют психотехнологиями.

     Для выполнения профессиональных задач человек должен обладать рядом психологических качеств, необходимых для данной профессии. Профессионально важные качества – это качества

человека, влияющие на эффективность  его труда. Они являются и предпосылкой профессиональной деятельности и ее новообразованием, так

как совершенствуются, преобразуются  в ходе труда. К профессионально важным качествам относятся: психические процессы (мыслительные, сенсорные, мнемические, речевые), психические состояния, а также отношения к труду и к другим

людям. Мотивы, цели, интересы и т.п.


Информация о работе Психология профессиональной дейтельности