Психология развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 21:57, контрольная работа

Краткое описание

Забота о физическом развитии ребенка имеет особое значение в раннем возрасте, когда малыш ещё только учится управлять своим телом. В этом возрасте ребенок овладевает основными движениями, приобретает необходимые моторные навыки, учится координировать свои действия.

Содержание

Введение в тему
Развитие внимания в дошкольном возрасте
Развитие памяти в дошкольном возрасте
Развитие воображения в дошкольном возрасте
Развитие мышления в дошкольном возрасте
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Психология развития.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

 

Развитие  воображения в раннем возрасте

Обращая внимание на отношение ребенка к внешней  действительности, можно отметить «ситуационную  связанность»: ребенок «целиком находится во власти вещей, существующих сейчас перед ним». Воображение в этом возрасте выступает как пассивный процесс.

Ребенок уже  может узнать изображение на рисунке. Но рисунок -- это не точная копия  того предмета, который зафиксирован в прошлом опыте ребенка. Рисунок  отражает действительность обобщенно, выделяет самые существенные детали, и воспринимать изображение ребенку помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует представлению ребенка (находящемуся в памяти), но при этом узнавании ребенок сам не создает ничего нового.

Воображение в  раннем возрасте, прежде всего, работает на воссоздание того, что предлагается в словесном описании рисунка.

Первые проявления воображения появляются в 2,5--3 года, когда ребенок способен действовать  в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. (Те первые подражательные игры, которые свойственны ребенку более раннего возраста, еще не включают элементов воображения, все действия в них связаны в конкретную ситуацию в данный момент.)

М.И. Палагина считает именно второй год жизни ребенка сензитивным для развития воображения, потому что именно в этот период ребенок начинает понимать мнимое действие «будто бы». В игровой деятельности детей уже второго года жизни все чаще появляются игрушки-заместители. Сначала ребенок играет только с реальными предметами, потом использует только тс предметы-заместители, которые предложил взрослый. В процессе развития речи, когда малыш сам может назвать слово -- предмет-заместитель -- к концу раннего детства, ребенок может полноценно использовать замещение. Малыш самостоятельно выбирает предмет-заместитель, и уже не случайно, а сознательно. В игровой деятельности появляются различные сюжеты. Однако «воображение в раннем возрасте требует внешней опоры на предметы и их признаки, оно связано с внешними действиями, с оперированием предметами, их обыгрыванием и в то же время с речью, со словами, которые обозначают действия и предметы».Воображение ребёнка имеет ряд особенностей. Особая яркость, наглядность, подвижность, изменчивость, эмоциональность отличают образы его воображения. Дети стремятся к эмоционально насыщенным ролям. И не удивляйтесь, когда, играя в гараж, ваш сын, например, берёт на себя роль шофёра, а не начальника гаража, стремится к привлекательным, эмоционально насыщенным ролям. Высокой эмоциональностью отличаются и образы, воплощённые ребёнком в рисунке, сказке.

Дошкольный возраст -- период, благоприятный для развития творческого воображения. И многое для формирования этого важного психического процесса, лежащего в основе творчества, может сделать семья. Известно, что воображение только тогда проявляется и формируется, когда ребёнок играет, рисует, поёт, конструирует, лепит, танцует, когда он занят деятельностью. Важно создать в семье благоприятные условия для разных видов деятельности, не забывая, конечно, о том, что особое значение для развития воображения (как и для многих других психических процессов) имеет игра. Очень хорошо, если у ребёнка есть игровой уголок, где размещены наряду с купленными в магазине игрушками бросовый и природный материал, из которого он мог бы сам приготовить недостающие ему атрибуты. И, конечно, надо проявлять интерес к самой деятельности ребёнка -- помогать её организовать, направлять в желаемое русло.

Поскольку образы воображения  возникают на основе уже имеющихся  у человека представлений и опыта, особое значение имеет забота родителей о расширении, уточнении, обогащении представлений, побуждающих ребёнка к творчеству. Интересными, богатыми получаются, например, рисунки детей по сюжетам любимой сказки, если родители предварительно не только прочитали её, но и рассматривали вместе с детьми несколько вариантов иллюстраций к ней, созданных талантливыми художниками, смотрели спектакль (сказку, диафильм). Разнообразны частные приёмы развития воображения. Многие из них могут заимствовать родители из работ педагогов, психологов, писателей (например, «Сердце отдаю детям...» В.А. Сухомлинского; «Художественное творчество и ребёнок» под ред. Н.А. Ветлугиной; «Почему дети фантазируют?» 3.Н. Новлянской; «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй» Д. Родари и др.).

 

Развитие  мышления в раннем возрасте

Уже к началу раннего возраста у ребенка есть отдельные действия, которые можно считать проявлениями мышления. Это действия, в которых ребенок обнаруживает связь между отдельными предметами или явлениями - например, подтягивает веревочку, чтобы приблизить к себе игрушку. Но подобные догадки возникают только в тех случаях, когда предметы уже связаны между собой (игрушка уже привязана к веревочке). В раннем возрасте он уже связывает между собой предметы, которые объективно и зрительно разъединены, - он связывает и соединяет их в своих практических действиях. Это уже знакомые нам соотносящие и орудийные действия. Само по себе их усвоение не требует особой самостоятельной работы мышления - взрослые дают образцы нужных действий и показывают способы использования орудий. Но в процессе их усвоения ребенок начинает ориентироваться не просто на отдельные вещи, но на связь между предметами, что в дальнейшем способствует установлению таких связей в новых условиях при самостоятельном решении практических задач. Переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их самостоятельному установлению - важный шаг в раз витии мышления.

Сначала установление таких  связей происходит путем практических проб. Он пробует разные способы открывания коробочки, доставания привлекательной игрушки или получения новых впечатлений и в результате своих проб случайно получает эффект. Например, невзначай нажав на соску от бутылочки с водой, он обнаруживает брызжущую струю и.др. Мышление ребенка, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, называют наглядно-действенным. Именно эта форма мышления характерна для детей раннего возраста. Малыши активно используют наглядно-действенное мышление для обнаружения и открытия самых разнообразных связей вещей и явлений окружающего их предметного мира. Внешние, практические, ориентировочные действия служат основой и исходным пунктом для формирования всех форм мышления. Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (открывание и закрывание коробочек, извлечение звуков из звучащих игрушек и пр.) дают малышу чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных внутренних форм мышления. Конечно, это опыт неотрефлексирован, не осознан, он пока полностью включен в ткань непосредственного, конкретного действия, но важно, что предметы выступают здесь не со стороны своих практически-потребительских функций, а со стороны своих абстрактных, общих свойств, вычленения существенных и функциональных признаков, которые открывает и познает ребенок. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые эмоции - интерес, любопытство, удивление, радость открытия. Познавательная активность и развитие мышления в раннем возрасте проявляются не только и не столько в успешности решения практических задач, но прежде всего в эмоциональной вовлеченности в такое экспериментирование, настойчивости и удовольствии, которое получает ребенок от своей исследовательской деятельности.

Повторение и воспроизведение исследовательских действий приводит к тому, что на их основе складываются внутренние психические действия. Уже в пределах раннего возраста у ребенка появляются действия, которые он совершает в уме, без внешних проб. Например, употребив палку для доставания какого-либо предмета, лежащего на высокой полке, ребенок догадывается применить ее для того, чтобы достать мячик, закатившийся под диван. В основе такой догадки лежит проба, проделанная в уме, или элементарная форма внутреннего действия, где ребенок манипулирует не с реальными предметами, а с их образами, представлениями о предметах и способах их употребления. Мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образцами, называют наглядно-образным. В раннем возрасте этот вид мышления только зарождается и распространяется на весьма ограниченный круг решения задач. Задачи более сложные малыш решить не может, или решает их в наглядно-действенном плане.

Большое место в развитии мышления детей раннего возраста занимает развитие обобщений - мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками.

Мышление ребёнка проявляется  и в его суждениях и в  умозаключениях. Ошибочно было бы полностью  приравнивать суждения и умозаключения дошкольника к тем формам рассуждений, которыми пользуется взрослый в научном познании. Многие его суждения и умозаключения своеобразны (Маша пишет письмо и улыбается. Серёжа подходит к ней и понимающе спрашивает: «Ты пишешь про варенье?; «Собака никогда, никогда не устаёт, потому что у неё четыре ноги!»).

Ребёнок чаще всего правильно  ищет действительно существующие связи, пытается объяснить наблюдаемое, но сделать истинный вывод ему мешает ограниченность опыта и неумение верно анализировать явления, особенно если они незнакомы и сложны. Кроме того, трансдуктивные умозаключения (которые строятся от одного частного к другому частному, минуя общее) не являются единственной генеральной формой рассуждений детей. Уже у младших дошкольников в определённых условиях возникают рассуждения, содержащие в себе элементы индуктивного (от частного к общему) и дедуктивного (от общего к частному) умозаключения. Для этого необходимо при организации родителями деятельности ребёнка создать ему возможность реально ознакомиться с теми связями и отношениями между предметами и явлениями, которые станут предметом детского суждения. К благоприятным условиям для правильного рассуждения относятся понятность, близость проблемы для ребёнка, отношение к ней как к интеллектуальной задаче.

Выражением умственной активности детей являются их вопросы. Они охватывают самые разнообразные стороны жизни, области знаний. Если в младшем дошкольном возрасте детские вопросы вызваны чаще всего любопытством, то в среднем и старшем естественно ожидать вопросы ребёнка, вызванные любознательностью, стремлением убедиться в истине. Разнообразны мотивы, лежащие в основе задаваемого вопроса.

Выделяют вопросы, мотивом  которых является стремление ребёнка приобщить взрослого к соучастию в разнообразной активной деятельности («Это корова?», «Это ручей?»). Вопросы этой группы чаще всего можно услышать от самых маленьких. Не оставьте без внимания обращение малыша. Именно вашего внимания сейчас ждёт он, а не подробных обстоятельных ответов. Ответы на такие вопросы могут быть краткими, главное -- ваше участие, интерес к нему. Среди детских вопросов встречаются и вопросы, мотивом которых является стремление к эмоциональному сопереживанию («Мама, а когда ты спать ляжешь?»)

Вопросы этой группы, продиктованные желанием установить интимное, сердечное общение, передать взрослому своё переживание, наблюдаются у всех детей и требуют особого внимания, чуткости, умения родителей проникнуть в психологический подтекст ребёнка.

Большая группа детских вопросов вызвана стремлением к познанию окружающего мира. Здесь вопросы, связанные с овладением правилами и нормами поведения («Где взять бумагу и карандаши?», «Что теперь делать?»), и вопросы познавательные в собственном смысле слова («А на чём солнце висит?», «Откуда звёзды?», «Как я родилась, я знаю. А вот откуда вы с папой выродились?»). Эти вопросы, познавательные в собственном смысле слова, особенно часты в среднем и старшем дошкольном возрасте. Они являются показателем познавательной активности ребёнка, так необходимой ему не только сейчас, но и в дальнейшем -- в школе, в творческой деятельности.

Развитию мышления дошкольника  могут способствовать все доступные ему виды деятельности. Важно правильно организовать их в семье, использовать в работе с детьми развивающие их методы и приёмы, стимулировать детское мышление.

 

Список  литературы:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная  психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Высшая школа, 2001. - 319 с.

2. Ананьев, Б.Г. Особенности  восприятия пространства у детей  [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - М.: Проспект, 2008. - 199 с.

3. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии : учебное пособие для вузов/ Б.Ц. Бадмаев. - М.: Владос, 2004. - 303 с.

4. Вартан, В.П. Сенсорное  развитие дошкольников/ В.П. Вартан. - Мн.:БрГУ, 2007. - 195с.

5. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов/ под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983. - 303 с.

6. Карандашев, Ю.Н. Развитие представлений у детей [Текст] : учеб. пособие / Ю.Н. Карандашев. - Минск: Лада, 1997. - 311 с.


Информация о работе Психология развития