Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 12:26, реферат
Актуальность данной темы обусловлена тем, что за последнее десятилетие наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих как супружеские, так и детско-родительские отношения. Эти неблагоприятные тенденции объясняются социально-экономическими условиями: нестабильностью социальной системы, низким материальным уровнем жизни, проблемами профессиональной занятости в большинстве регионов России, трансформацией традиционно сложившихся ролевой структуры семьи и ра
Введение
Основная часть:
1. Исторический взгляд на брак
2. Психология семейных отношений
3. Социальная сущность и функции семьи
4. Профили брака, типы супружеских отношений
5. Стадии и кризисные периоды брака
6. Разрешение супружеских конфликтов
Заключение
Оглавление
Введение |
||
Основная часть: |
||
1. Исторический взгляд на брак |
5 стр. | |
2. Психология семейных отношений |
7 стр. | |
3. Социальная сущность и функции семьи |
8 стр. | |
4. Профили брака, типы супружеских отношений |
13 стр. | |
5. Стадии и кризисные периоды брака |
15 стр. | |
6. Разрешение супружеских конфликтов |
17 стр. | |
Заключение |
19 стр. | |
Список литературы |
20 стр. |
Введение
Актуальность данной темы обусловлена тем, что за последнее десятилетие наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих как супружеские, так и детско-родительские отношения. Эти неблагоприятные тенденции объясняются социально-экономическими условиями: нестабильностью социальной системы, низким материальным уровнем жизни, проблемами профессиональной занятости в большинстве регионов России, трансформацией традиционно сложившихся ролевой структуры семьи и распределения ролевых функций между супругами. Возрастает число неблагополучных семей, в которых девиантное поведение супругов – алкоголизм, агрессия, – нарушения коммуникации, неудовлетворенные потребности партнеров в уважении, любви и признании становятся причиной возрастания эмоционально-личностных расстройств, напряженности, утраты чувства любви и безопасности, нарушений личностного роста.
Увеличение числа разводов – не менее 1/3 всех семей, заключивших брак, распадается – стало одной из наиболее острых социальных проблем.
На фоне этого в последнее время широко развивается относительно молодая наука, отрасль психологического знания – психология семьи.
Изучением данной темы занимались такие ученые как: М.Баллинт, Дж.Боулби, В.Р.Байон, Д.Винникотт, Гантрип, М.Кляйн, О.Кернберг, Дж.Кохон, Х.Кохут, Г.Левальд, М.Малер, Дж.Сандлер, Сьютерленд, Р.Спитц, З.Фрейд, Р.Фэрнбер, А.Фрейд, Х.Хартманн, Д.Штерн, Э.Эриксон, Эмди, Якобсон и др.
Целью данной работы является изучение семейно-брачных отношений общества.
Для достижение данной цели были поставлены следующие задачи:
Таким образом, объектом нашего исследования является семья, а предметом исследования – семейные отношения.
Семья - это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.
Брак – это исторически обусловленную форму отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения как в правовом, так и морально-этическом плане.
Конфликт – это столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и группы.
1. Исторический взгляд на брак
Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах "Идеального государства" в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой "Истории" отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.
Аристотель, критикуя проекты "идеального государства", развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют "селения", а соединение "селений" – государство.
Подобная точка зрения на семью господствовала продолжительное время. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: "Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья... Таким образом, семья – это, если угодно, прообраз политических обществ, пренштель – это подобие отца, народ – детей...".Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель, Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия "брак" и "семья", различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями "брак" и "семья" существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Современные советские социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой, общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. У истоков утверждения исторического взгляда на брак и семью стоит швейцарский ученый И. Бахофен (1816--1887), автор работы "Материнское право". Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана (1818—1881) "Древнее общество". Позднее обоснование происхождения, и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что "семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество". Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей формы в высшую. Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека.
2. Психология семейных отношений
Семья — колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на мельчайшие детали поведения ребенка – все это создает максимально благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Скудость, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.
Попробуем представить себе разные семьи, где нам доводилось бывать. От каждой из них остается какое-то свое, совершенно особое ощущение. Если начать анализировать, откуда же оно берется, на ум придут не только коренные черты – теплота и сердечность или, напротив, сухость семейной атмосферы, манера держаться между собой и с гостями, интонации при разговорах о внутрисемейных событиях и делах «посторонних», стиль препровождения досуга... Все эти незначительные, на первый взгляд, детали прочно сливаются в нашем представлении с обликом того или иного семейства.
Для эмоционального здоровья семьи важна подлинность чувств, важно, чтобы поступок находился в гармонии с душевным состоянием. Набор тех признаков, которые входят в понятие «семейное счастье», зависит от того, по каким законам живет сам институт семьи. За последние десятилетия эти законы очень изменились, семья находится в процессе изменения и развития.
Испокон веков семья была хозяйственной ячейкой, и жить в ней было просто необходимо: одинокой женщине или одинокому мужчине было бы очень трудно прокормиться. В семье рождались и воспитывались дети, наследство от старших поколений переходило к младшим. Сегодня хозяйственная функция семьи резко сошла на нет, человек без ущерба для здоровья может прожить и один. На сегодняшний день стала доминирующей новая функция семьи: создание и поддержание психологического комфорта для каждого члена семьи. Раньше думать об этом не было особой необходимости – семья держалась иными связями.
Следующее, что отличает современную семью, – иная, чем прежде, структура. Сегодняшняя городская семья в основном малочисленна, состоит из одного-двух поколений. В ней сместился психологический центр: если раньше все держалось на отношениях родственных, самыми крепкими были связи детей и родителей, то теперь семья держится на отношениях супружеских, а родственные отношения (хотя значение их все же очень велико) отошли на второй план.
Таким образом, говоря о культуре семейных отношений, мы подразумеваем прочные, теплые отношения между супругами, отношения, основанные на взаимной любви.
3. Социальная сущность и функции семьи
Как уже выяснилось, причиной,
побуждающей людей объединяться
в семейные группы, выступают потребности
человека. Структура потребностей человека,
согласно модели американского психолога
А. Маслоу, делится на: 1) физиологические
и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные
потребности в безопасности своего существования;
3) социальные потребности в общении; 4)
престижные потребности в признании; 5)
духовные потребности в самореализации.
Используя объяснительные возможности
представленной структуры потребностей,
попробуем разобраться в природе и социальных
функциях семьи. В литературе времен "застоя"
принято читать, что основное назначение
семьи – удовлетворение общественных,
групповых и индивидуальных потребностей.
Являясь социальной ячейкой общества,
семья удовлетворяет ряд его важнейших
потребностей, в том числе и в воспроизводстве
населения. В то же время она удовлетворяет
личностные потребности каждого своего
лена, а также общесемейные (групповые)
потребности. Из этого и вытекают основные
функции социалистической семьи: репродуктивная,
экономическая, воспитательная, коммуникативная,
организации досуга и отдыха. Между ними
существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение
и взаимодополняемость. Как нам кажется,
этого не достаточно, поэтому мы обратимся
к зарубежным социологам. Сущность семьи
рассматривается, прежде всего, через
ее функции. Понятие "функции семьи"
отражает систему взаимодействия семьи
и общества, а также семьи и личности. Под
функциями семьи понимается способ проявления
активности
жизнедеятельности семьи и ее членов.
1. Начнем с репродуктивной
Формулировка советских социологов практически не отличается от уже представленной, но она более сдержана и применима к семьям в России. Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения.
2. В итоге естественно-биологические потребности человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери — все это трансформируется в социально-биологическую функцию семьи. (Данная функция, при рассмотрении основных функций социалистической семьи, не выделена в отдельную функцию, а скорее входит в состав предыдущей.)
Благодаря социально-биологической
функции семья как малая
3. Семья включает в себя всю систему общественных
отношений — брачных и родственных, правовых
и социальных, хозяйственно-бытовых и
экономических, нравственных и этических,
психологических и эмоциональных. Благодаря
этому семья как социальная общность является
первичным элементом, опосредующим связь
личности с обществом: она формирует у
ребенка представление о социальных связях
и включает в них его с рождения. Отсюда
следующая важнейшая функция семьи —
социализация личности, передача культурного
наследия новым поколениям. Потребность
человека в детях, их воспитании и социализации
придает смысл самой человеческой жизни.
Совершенно очевидно, что приоритет семьи
как основной формысоциализации личности
обусловлен естественно-биологическими
причинами. Семья имеет большие преимущества
в социализации личности по сравнению
с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной
психологической атмосфере любви, заботы,
уважения, чуткости.
4. Следующая важнейшая функция семьи — экзистенциальная, функция социальной и эмоциональной защиты своих членов. Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека — маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей. Сознание, что человек нужен и дорог кому-то, что его любят, и что за него готовы отдать жизнь, порождает чувство защищенности и членов общества, в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.