Психология современной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 23:55, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Но, пожалуй, особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи. Большинство исследований посвящено анализу экономических, социальных, педагогических аспектов жизнедеятельности семьи.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………3
Глава 1.Теоретические характеристики семьи……………..……………….4
1.1 Определение семьи. Функционально-ролевой аспект современной семьи………..………………………………………………………..…………4
1.2 Виды и типы современной семьи………………………………………...6
1.3 Психологические факторы благополучия современной семьи………...11
1.4 Жизненный цикл семьи и семейный кризис………………………….…12
Глава 2. Диагностика межличностных отношений в семье………………..15
2.1 Методики психодиагностики межличностных супружеских
отношений………………………………………………………..…………....15
2.2 Методики психодиагностики детско-родительских отношений…….....20
Глава 3. Практическая часть…………………………………………………..22
3.1Опросник ПЭВ (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) А.Н. Волкова……………………………………………………………………………........22
3.2 Тест « Стабильность брака»……………………………………….…...….24
Заключение…………………………………………………………………..…25
Список литературы………………………………………………………...…..26

Вложенные файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РФ.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Опросник  «Интересы — досуг» предложен Т. М. Трапезниковой. Он содержит перечень из 42 видов и форм проведения досуга. Обследуемый выбирает 10 способов проведения досуга, характерных для него, 10 - для партнера, одновременно ранжируя их в порядке значимости. Таким образом выясняется соотношение интересов супругов, мера их согласия в формах проведения досуга.

Опросник «Условия семейного благополучия» (автор — Т. М. Трапезникова) состоит из 15 утверждений — наиболее распространенных мнений об условиях семейного счастья. Обследуемый отбирает и ранжирует по степени значимости пять наиболее значимых утверждений для себя и для партнера. Сходство в понимании условий семейного счастья — важный фактор супружеского согласия. В целом сходство указанных характеристик облегчает интеграцию и единство супружеской пары.

9. Психограмма супружества.

В результате анализа  всех аспектов супружества авторы получили ряд данных, которые сводятся в психограмму-заключение. В ней указываются следующие выводы: 1) зоны конфликта в супружестве, потенциальный инициатор конфликта в каждой из зон; 2) степень личной совместимости; 3) общая мера взаимопонимания и согласия по различным сторонам семейной жизни; 4) общий прогноз отношений в паре; 5) рекомендации по формам и содержанию коррекционной работы.

 

2.2 Методики психодиагностики детско-родительских отношений. 

          В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д. Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в результате развода, длительных отлучек одного или обоих родителей, внутрисемейного конфликта, отсутствия родительского тепла, отказа от ребенка и пр. Позитивное общение с родителями – важнейший фактор нормального психологического развития ребенка.

Подробное диагностическое  обследование психического развития ребенка  включает в себя изучение содержания контактов родителей с детьми. Эти методики разделяются на две  группы: одни исследуют межличностные  отношения в системе «родитель – ребенок» глазами родителя, другие – глазами ребенка.

Методики исследования межличностных отношений в системе  «родитель – ребенок» глазами  родителя. Важнейшая сфера деятельности семейного психолога – работа с родителями, ибо их роль определяет формирование уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития. Изучая межличностные отношения в системе «родитель–ребенок» глазами родителя, необходимо обращать внимание на особенности семейного воспитания:

    • родительские установки и реакции;
    • отношение родителей к ребенку и жизни в семье;
    • нарушения воспитательного процесса в семье;
    • причины отклонений в семейном воспитании;
    • типы воспитания;
    • уровень родительской компетентности и т.п.

 
Эти аспекты взаимоотношения родителей  и детей исследуются с помощью психодиагностических инструментов, ориентированных на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Тест «Родительско-детские  отношения» (РАКТ) (американские психологи Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптирован Т.Н. Нещерет). Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варг, В.В. Столин) представляет собой  психодиагностический инструмент, ориентированный  на выявление родительского отношения  у лиц, обращающихся за психологической  помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Опросник для  исследования эмоциональной стороны  детско-родительского взаимодействия (Е.И. Захарова).

Методики исследования межличностных отношений в системе  «родитель – ребенок» глазами  ребенка. Наиболее популярен графический тест «Рисунок семьи», который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы. Чтобы понять многие супружеские конфликты и причину напряженности в семье, важно знать, как строится межличностное общение родителей и детей. С помощью вышеперечисленных методик диагностики детско-родительских отношений можно получить сведения об отклонениях в психическом развитии ребенка, выяснить причины супружеских ссор и конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Опросник  ПЭВ (понимание, эмоциональное  притяжение, авторитетность) А.Н. Волкова.

Шкалы: понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность (уважение)

Назначение  теста: Опросник предназначен для оценки степени понимания, эмоциональной привлекательности и уважения партнеров в браке.

Описание теста. Опросник состоит из 45 утверждений, которые касаются взаимоотношений между партнерами в браке. В текст опросника заложены три шкалы: понимание, эмоциональное притяжение и авторитетность (уважение). Каждая шкала включает по 15 вопросов-утверждений.

Инструкция к тесту. Перед вами высказывания о Вашем понимании своего супруга (своей супруги). На эти вопросы можно ответить: "Да" (согласен, это так), "Нет" (не согласен, это не так) или выбрать ответ "Не знаю" (затрудняюсь сказать)»

Тест.

  1. Я легко читаю ее (его) мысли. 
  2. Я с трудом угадываю ее (его) настроение. 
  3. Я понимаю ее (его) без слов. 
  4. Мне трудно предсказать, как она (он) будет вести себя в той или иной ситуации. 
  5. Я хорошо знаю ее (его) вкусы и привычки. 
  6. Мне трудно предсказать ее (его) мнение по тому или иному вопросу. 
  7. Я знаю, чего она (он) хочет, к чему стремится. 
  8. Мне кажется, я плохо ее (его) понимаю. 
  9. Она (он) часто удивляет меня поступками, которых я от нее (него) не ожидал (а). 
  10. Я хорошо знаю ее (его) достоинства и недостатки. 
  11. Ее (его) внутренние переживания остаются для меня загадкой. 
  12. Я знаю, на что она (он) способна (способен), а на что – нет. 
  13. Я знаю, что для нее (него) важно в жизни. 
  14. Часто выясняется, что я неверно ее (его) понял.
  15. Мне трудно сказать, что ее (его) может огорчить или обрадовать. 
  16. На меня благотворно действует просто ее (его) присутствие. 
  17. Мне нравится слушать ее (его) голос, смотреть на ее (его) лицо. 
  18. Меня раздражают ее (его) манеры. 
  19. У нее (него) неприятное лицо. 
  20. Мне нравится наблюдать, как она (он) ходит, работает, сидит. 
  21. Мне неприятны ее (его) поцелуи, прикосновения, ласка. 
  22. Мне нравится ее (его) смех, улыбка. 
  23. Я тяжело переношу разлуку с ней (ним). 
  24. Что-то в ее (его) внешности мне явно не нравится. 
  25. Я часто критикую ее (его) действия и высказывания. 
  26. Часто она (он) высказывает дельные и умные мысли. 
  27. Ее (его) взгляды на многие вещи неприемлемы для меня. 
  28. Я дорожу ее (его) мнением обо мне. 
  29. Я горжусь тем, что она (он) мой друг. 
  30. Я редко соглашаюсь с ее (его) мнениями и оценками. 
  31. Рядом с ней (ним) я чувствую себя легко и раскованно. 
  32. В ее (его) присутствии у меня поднимается настроение. 
  33. Рядом с ней (с ним) я легко утомляюсь, раздражаюсь, выхожу из себя.
  34. Я готов(а) отложить важные дела, лишь бы побыть с ней (с ним) рядом.
  35. Часто у меня появляется желание отдохнуть от нее (него).
  36. Я чувствую себя лучше, когда она (он) отсутствует.
  37. Я нахожу в ней (нем) много личных достоинств, за которые я ее (его) уважаю как человека. 
  38. Среди моих знакомых и близких она (он) – самый авторитетный для меня человек. 
  39. Когда мне трудно что-нибудь решить, я чаще всего советуюсь с ней (с ним). 
  40. Она (он) легко может меня переубедить. 
  41. Я считаю, что у нее (него) хорошо работает голова. 
  42. Я интересуюсь теми книгами и фильмами, которые произвели на нее (него) впечатление. 
  43. Она (он) интересный человек, я с ней (с ним) не скучаю. 
  44. Иногда мне кажется, что она (он) недалекий человек. 
  45. В ней (в нем) есть такие качества, которые я хотел(а) бы видеть у себя. 

Обработка и интерпретация результатов теста. Ключ к тесту 

Понимание 2 балла за ответы:  Ответы «Да»: 1, 3, 5, 7, 10, 12, 13.

Ответы «Нет»: 2, 4, 6, 8, 9, 11, 14, 15 

1 балл за ответы: Ответы «Не знаю»: 1-15 

Эмоциональное притяжение  2 балла за ответы: Ответы «Да»: 16, 17, 20, 22, 23, 25, 26, 28. Ответы «Нет»: 18, 19, 21, 24, 27, 29, 30 

  1. балл за ответы:  Ответы «Не знаю»: 16-30 

Авторитетность (уважение). 2 балла за ответы:

Ответы «Да»: 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37,39, 41, 42, 45 . Ответы «Нет»: 38, 40, 43, 44 

1 балл за ответы:  Ответы «Не знаю»: 31-45 

Интерпретация результатов теста.

Понимание (1-15 утверждений): оценка поданной шкале свидетельствует о наличии у субъекта картины личности партнера, субъективного ощущения знания его индивидуальных особенностей. Субъект, отмечающий у себя высокое понимание супруга, не затрудняется в интерпретации его поведения, мыслей, чувств и намерений и легко может учитывать их при общении с ним.  Низкие оценки по этой шкале отражают непонимание – отсутствие ясной картины личности партнера, затруднения в интерпретации, объяснении его мыслей, чувств, поступков. 

Эмоциональное притяжение (16-30 утверждений) – оцениваются привлекательность партнера, желание общаться, иметь с ним дело, терапевтическое воздействие контакта на субъекта. Невысокие оценки характеризуют сложности в общении у партнеров, чувство усталости друг от друга. 

Авторитетность (уважение) (31-45 утверждений) – показатель того, насколько партнер принимается как личность, насколько субъект разделяет его мировоззрение, интересы, мнения и принимает их как эталон. Неуважение – презрение к партнеру как личности.

3.2 Тест « Стабильность  брака»

Ответьте на 30 вопросов и сравнить ответы с «ключом».

1. Мое настроение чаще всего  портится дома.

2. Любая мелочь приводит в  нашей семье к ссоре.

3. Когда у меня случается неприятность, я ощущаю себя одиноким(ой).

4. Отдыхать во время отпуска  гораздо приятнее с женой (мужем), чем одному.

5. Не люблю делиться своими  производственными и общественными  делами с женой (мужем).

6. Когда мне плохо, жена (муж)  становится особенно чуткой (им) и внимательной (ым).

7. Я ни разу не слышал от  жены (мужа) грубого слова.

8. Мне доставляет удовольствие проявлять заботу о жене (муже).

9. Уверен, что после брака любовь  супругов затухает.

10. Жена (муж) обычно нежна и  ласкова со мной.

11. Все наши ссоры быстро кончаются  примирением.

12. Мы всегда отмечаем годовщину  нашего брака.

13. Жена (муж) всегда готова поддержать меня во всех трудностях.

14. Почти все подруги (друзья) жены (мужа) мне нравятся.

15. Мои заботы жена (муж) близко  к сердцу не принимает.

16. Предпочитаю встречаться со  своими друзьями без жены (мужа).

17. Жена (муж) говорит о моей работе пренебрежительно.

18. Мы с женой (мужем) почти  всегда одинаково расцениваем  поступки людей.

19. У нас с женой (мужем)  много общих интересов и увлечений.

20. Не собираюсь менять свои  привычки, даже если они не  нравятся жене (мужу).

21. По-моему, у меня в семье больше обязанностей, чем прав.

22. Брак ограничил мою свободу  значительно больше, чем я ожидал(а).

23. Нельзя уступать жене (мужу), это  приводит к подчинению и неравенству.

24. Меня раздражает то, что все  житейские проблемы мне приходится  решать самому(ой).

25. Не ожидал(а), что семейный  быт отнимает столько времени  и сил.

26. Интимные отношения всегда  способствуют нашему примирению.

27. Нельзя не считаться с настроением  жены (мужа).

28. Я редко проявляю свое плохое  настроение дома.

29. Если семейная жизнь не сложилась, лучше сразу разойтись.

30. Жена (муж) умеет понять меня  как никто другой.

Ключ

+ - 4, 6-8, 10-14, 18, 19, 26-28, 30     - - 1-3, 5, 9, 15-17, 20-25, 29

За каждое соответствие с ключом вы получаете 1 балл.От 0 до б баллов. Брак стоит на грани разрушения, и только обоюдное желание супругов что-то изменить может спасти угасающее чувство.

От 7 до 14 баллов. Можно говорить о некоторой напряженности в отношениях, но уважение к чувствам партнера и умение уступать могут очень позитивно сказаться на, может быть, немного поостывших отношениях.

От 15 до 24 баллов. Можно говорить о высоком уровне взаимопонимания в семье и ровной позитивной атмосфере. А если и случаются споры, то всегда находится способ их разрешения.

Для тех же, кто набрал от 25 до 30, можно сказать только одно — счастливчики!

   Заключение.

Таким образом, рассмотрев основные характеристики современной  семьи, можно сделать следующие  выводы.

Анализ литературы по проблеме семейных отношений подтверждает интерес исследователей к проблемам современной семьи. В большинстве теоретических работ и практических исследований подчеркивается меняющийся в зависимости от изменений общества характер семейных отношений.

Информация о работе Психология современной семьи