Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 15:55, реферат
Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства. Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое.
1. Психологическая структура сознания
2. Понятие бессознательного, виды бессознательных психических явлений
3. Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Курганский Государственный Университет
Контрольная работа по дисциплине
“
Студента технологического факультета
группа ТЗ-2110 заочной формы обучения
Щелканов А.Е
Шифр 301115
Преподаватель:
Курган 2013
Содержание
Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду
психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне
оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или
рациональном.
В более узком и специальном значении сознание - не просто психическое
состояние, а высшая, собственно
человеческая форма отражения
В структуре сознания отчетливо выделяются такие моменты, как осознание
вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию
того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто
существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает
обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке.
Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект
и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское,
эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный
уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление
образуют ядро сознания. Но оно включает в себя и акт внимания как свой
необходимый компонент. Именно
благодаря сосредоточенности
круг объектов находится в фокусе сознания.
Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только
познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие
нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и
ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное
искание истины.
Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого
искания истины. Богатейшая
сфера эмоциональной жизни
включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к
внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение
или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и
аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).
В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную
значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в
убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является
показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным
ориентиром.
Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания
затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы,
чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное
выражение, так и чувства.
Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект
(внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря
усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его
элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное
сложноструктурированное целое.
Всё о чём мы говорили в первом разделе этой работы, касалось сознания.
Теперь перейдём к изучению бессознательного. Для начала познакомимся с понятием бессознательного.
Бессознательное - совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое.
Бессознательное проявляется по-разному.
Например, существует бессознательная память - это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь - это внутренняя речь.
Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одно из таких явлений - ошибочные действия, оговорки, описки. В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится, к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.
Третий тип бессознательных явлений - те, о которых говорит 3. Фрейд касающихся личностного бессознательного. Это - желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры. Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией.
Отметим, что Фрейд - центральная
фигура, вокруг которой группируются
почти все теории бессознательного,
после того как им была предложена
тотальная система анализа
В теоретическом материале, который был изложен выше, неоднократно говорилось о личностном бессознательном. Личность - это индивид. Индивид - конкретный человек. Мы знаем, что человек живёт в обществе, коллективе, а значит, бессознательное можно разделить на коллективное и индивидуальное.
Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное - информацию психического мира конкретного человека.
Важно сказать, что бессознательное - не мистика, а реальность духовной жизни. С физиологической точки зрения бессознательные процессы выполняют своего рода охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости.
Неосознанное выступает то как установка, инстинкт, влечение, то как ощущение, восприятие, представление и мышление, то как интуиция, то как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости. К бессознательным явлениям относят и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным “озарением” новой идеей, рождающихся как бы от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и другое.
В предыдущем разделе мы сказали, что сознание структурно организованно. Бессознательное тоже имеет структуру. Его элементы также связаны между собой и составляют единое целое.
3. Список литературы
1. Социальная психология.
Словарь / Под. ред.М.Ю. Кондратьева //
Психологический лексикон. Энциклопедический
словарь в шести томах / Ред. - сост. Л.А.
Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского.
- М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с. - #"#">#"#">#"#">#"#">#"#_
[2] Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с. - #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Бодровская Н. В., Реан А. А, Розум С. И. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. – М.: Питер, 2001. – с 99
[4] А.Г. Спиркин. Сознание, самосознание и рефлексия. - Москва, 1972 - #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5]Психология. Словарь. - #"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. - #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] Википедия. Свободная энциклопедия. –
http://ru.wikipedia.org/wiki/%