Психология темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 11:09, контрольная работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – раскрыть особенности психологии темперамента.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть понятие о темпераменте;
Представить краткий обзор учений о темпераменте;
Раскрыть психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности.

Содержание

Введение 3
1. Понятие о темпераменте 4
2. Краткий обзор учений о темпераменте 8
3. Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности 17
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

881 Психология темперамента СПб профс 2012.doc

— 347.50 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывают, что в зависимости от особенностей темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности. Еще Б. М. Теплов обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Развивая эту мысль, отечественные психологи провели ряд исследований с целью установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или способ решения определенной задачи, обусловленный главным образом типом нервной системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервной деятельности, и прежде всего сила и подвижность нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.

Например, лица с преобладанием возбуждения на первом этапе проявляют повышенную активность, но при этом совершают много ошибок. Затем они вырабатывают свой стиль деятельности, и количество ошибок уменьшается. С другой стороны, лица с преобладанием торможения на первых порах, как правило, малоактивны, их деятельность непродуктивна, но затем они формируют свой способ выполнения деятельности, и продуктивность их труда резко возрастает.

 

 

Заключение

 

Темперамент — это совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темперамент можно отнести к компонентам личности, так как его особенности обусловлены биологически и являются врожденными. Темперамент теснейшим образом связан с характером, а у взрослого человека их трудно разделить. Существует много классификаций темперамента, но их можно разделить на три основные группы: гуморальные, конституционные и нейрофизиологические.

Гуморальные теории имеют длительную историю, идущую от Гиппократа. Разделение темперамента на четыре обобщенных типа (холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик) не утратило своего значения и в настоящее время.

Конституционные теории темперамента в выделении его типов опираются на различные признаки строения тела человека. Типология Кречмера основана на наблюдениях связи психозов с определенной морфологической конституцией. Не утратили своего значения только два из четырех выделенных им типа - шизотимики и циклотимики. В типологии Шелдона выделяется три основных соматотипа в соответствии с названиями зародышевых листков эмбриона. Сопоставление соматотипа с личностными особенностями с помощью математических методов позволило  Шелдону выделить три личностных типа: висцеротоники, соматотоники и церебротоники.

Нейрофизиологические теории темперамента увязывают его свойства с типами нервной системы. Павлов, опираясь на изучение трех основных параметров процессов возбуждения и торможения, установил, что из всех возможных сочетаний наиболее распространенными являются четыре, соответствующих таковым в классификации Гиппократа-Галена.

Современные исследователи темперамента полагают, что свойства темперамента должны описываться не только характеристиками, предложенными Павловым, но и такими характеристиками, как сенситивность, реактивность, активность, темп реакций, пластичность – регидность, экстраверсия – интроверсия и эмоциональная возбудимость.

В заключение следует отметить, что нет хороших или плохих типов темперамента. Особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Люди, отличающиеся слабой нервной системой — меланхолики, — сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные. Поэтому они меньше устают и раздражаются от их повторения. Более того, поскольку люди со слабой нервной системой более чувствительны к внешним воздействиям, т. е. быстрее на них реагируют, то, как показывают исследования Е. П. Ильина, большинство высококлассных спортсменов-спринтеров обладают именно эти типом нервной системы. В то же время спортсмены, чья деятельность протекает на фоне чрезмерных эмоциональных нагрузок, например штангисты, в своем большинстве будут обладать сильной нервной системой.

Поэтому не только нельзя, но и бессмысленно стремиться к тому, чтобы изменить темперамент. Более целесообразным представляется учет свойств темперамента конкретной личности при организации деятельности.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. 1 / под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 1980.
  2. Батаршев, А.В.  Темперамент и характер: психол. диагностика / А. В. Батаршев. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 333 с.
  3. Кречмер, Эрнст. Строение тела и характер  / Эрнст Кречмер. - М.: Педагогика-Пресс, 1995. - 608 с.
  4. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
  5. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения): [учебно-методическое пособие] / Я. Стреляу, О. Митина, Б. Завадский [и др.]. - Москва : Смысл, 2007. – 102 с.
  6. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – М.: Наука, 1979.
  7. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медия, 2008. – 880 с.
  8. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии / пер. с пол. Под общ. Ред. И.В.Равич-Щербо. – М.: Прогресс, 1982.
  9. Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность / П.В. Симонов, П.М.Ершов;Акад.наук СССР. - М.: Наука, 1984. – 159 с.
  10. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1985.
  11. Щербатых Ю.В. Общая психология. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербургский  гуманитарный

университет профсоюзов

Кировский филиал

Рецензия

 

Факультет СКД1 Курс 1

Студент Вылка Мария Михайловна

 Дисциплина Психология

 Рецензент _____________________

 Дата получения  контр. работы_______________

 Дата возвращения  контр. работы ____________

Оценка ____________________________________

(зачет, незачет)

 Подпись преподавателя  _____________________

 

 


Информация о работе Психология темперамента