Психология труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:15, реферат

Краткое описание

В компетенцию психологии труда входят разработка методологии и понятийного аппарата, анализ отношений, параметров и динамики основных феноменов, порождаемых в процессе труда субъекта (профессия, трудовой пост, рабочее место и др.). Традиционно и достаточно долго психология труда была сосредоточена на изучении деятельности человека как отдельного субъекта с позиции оценки его успешности как профессионала в целом и эффективности его профессиональной деятельности в частности.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность психологии труда
2. Человек как субъект психологии труда
3. Индивидуальная психология труда человека
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

564208.rtf

— 121.08 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Понятие и сущность психологии труда

2. Человек как субъект психологии труда

3. Индивидуальная психология труда человека

Заключение

Список используемой литературы

 

 

Введение

 

Психология труда - есть необходимый компонент в профессиональной культуре. Жизнь нашего общества, прежде всего, состоит из мира труда граждан, занятых материальным и духовным производством, производством полезных действий, касающихся обслуживания человека.

В компетенцию психологии труда входят разработка методологии и понятийного аппарата, анализ отношений, параметров и динамики основных феноменов, порождаемых в процессе труда субъекта (профессия, трудовой пост, рабочее место и др.). Традиционно и достаточно долго психология труда была сосредоточена на изучении деятельности человека как отдельного субъекта с позиции оценки его успешности как профессионала в целом и эффективности его профессиональной деятельности в частности.

Психология труда начала формироваться на рубеже 19-20 вв. в связи с ростом производственной сферы, появлением новых видов трудовой деятельности и массовых профессий, усложнением требований к человеку

Возникновение психология труда связано с началом научной организации труда.

В широком смысле психологией труда будем называть комплекс научных дисциплин о труде как культурной и социальной активности человека, выступающего в качестве его субъекта, его ключевого компонента, ее «системообразующего фактора».

В узком смысле психология труда есть комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида; это комплекс дисциплин о теоретико-методологических, психофизиологических и психологических основаниях труда, о психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах отдельного индивида как субъекта труда, профессиональных кризисах и деструкциях, деформациях, заболеваниях.

1. Понятие и сущность психологии труда

 

Под психологией труда понимаются:

1) отрасль психологии, изучающая некоторые аспекты трудовой деятельности, адаптационные и интеграционные процессы каждого субъекта труда;

2) психологические механизмы и закономерности формирования профессиональной идентичности с формированием навыков, культуры, свойственных данной профессии.

Психология труда на настоящий момент - самостоятельная отрасль психологии, которая позволяет наиболее эффективно использовать труд человека, учитывать его личностные особенности и влияние на производство в целом, прогнозировать развитие производственных отношений и многое другое.

Психология труда в первую очередь ориентирована на человека и его интересы, на минимизацию производственных потерь и оптимизацию трудовой деятельности для работника.

Сфера применения психологии труда очень широка, поскольку труд - это основная деятельность каждого человека. Множество профессий дают широкое поле для исследований в области психологии труда и направлены на выработку определенных методов работы с людьми различных профессий. На большинстве предприятий существуют ставки психолога, в обязанности которого входит и кадровый подбор, и решение конфликтных ситуаций на производстве, и многое другое.

Психология на производстве позволяет не только работать с людьми как работниками компании, но и содержат в контексте решение проблем сотрудников вне стен организации, влияющих на производительность труда, например семейные проблемы. Кроме того, планирование рабочего места, работа по обеспечению безопасности труда, реклама, ведение переговоров также входят в сферу интересов психологии труда1.

Основными целями психологии труда являются:

1) оптимизация психологического климата предприятия, то есть учет психологических особенностей каждого члена предприятия и оптимизация интерактивных процессов внутри организации;

2) прогноз возможных результатов решений руководства, тактики и стратегии управления, что подразумевает глубокое знание производственных процессов, учет специфики деловых переговоров, грамотно организованную рекламную кампанию и сбор информации.

Для достижения этих целей психология труда использует различные инструменты, что отражается в задачах и проистекает из сферы ее применения. Во многом особенности методов психологии труда зависят от профиля и специфики производства организации, в которой осуществляет свою деятельность организационный психолог.

Задачи психологии труда можно разделить на две группы: теоретические и прикладные.

В первую группу войдут задачи, которые тесным образом связаны с психологическими особенностями человека (субъекта). К теоретическим задачам можно отнести:

1) изучение и исследование психических процессов, основных психологических свойств субъекта (рассматривая их в разрезе эффективности труда и увеличения работоспособности);

2) изучение особенностей трудовой деятельности;

3) исследование социально-психологических факторов, влияющих на человека, социальную среду, психологический микроклимат в организации, удовлетворенность трудом;

4) изучение эмоциональной сферы личности и волевых качеств, способствующих к регулированию трудовой деятельности;

5) изучение раскрытия субъекта и его личности в трудовом процессе и закономерность, связанную с этим;

6) изучение проблемы мотивации, анализ путей решения проблемы мотивационной системы;

7) выработку наиболее приемлемого метода управления; планирование тактики и стратегии управления;

8) превентивную психологическую работу, направленную на формирование здорового образа жизни;

9) улучшение условий жизни работников;

10) улучшение условий рабочей деятельности;

11) разработку основных критериев приема на работу;

12) разработку рекомендаций по усовершенствованию методов обучения и переобучения работников;

13) рациональную перестройку и обновление профессий.

Во вторую группу задач, прикладную, которая в основном направлена на достижение конечного практического результата, будут входить следующие задачи:

1) разработка норм, правил и процедур по технике безопасности;

2) разработка психологических средств мотивации;

3) разработка оптимальных режимов труда и времени отдыха;

4) разработка теоретически обоснованных эффективных процедур проведения аттестации и обучения;

5) разработка конкретных требований и условий труда при разработке и внедрении новых технологий, учитывая при этом личностные возможности;

6) развитие способов решения проблемы трудовой ориентации; оптимизация процедур профессиональной подготовки и адаптации личности;

7) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;

8) минимизация аварийных ситуаций;

9) работа с нормами, ценностями и корпоративной культурой производства и т.д.2

 

2. Человек как субъект психологии труда

 

Согласно Е.А.Климову, признаки человека как субъекта труда возникают в результате контакта конфликтующих реальностей двоякого рода. С одной стороны, это множество свойств индивидуальности человека. С другой, свойства его среды (в широком смысле - макросоциальной: культурной, социально-исторической, микросоциальной: контактной среды, информационной, предметно-производственной).

Исходом длительных и сложных взаимовлияний индивидуальности и изменяющейся среды выступает группа свойств, которые можно назвать свойствами человека как субъекта труда. Среда и индивидуальность в каждый момент развития предоставляют человеку какие-то возможности и создают ограничения. Создается то, что обозначают противоречие развития, или факт конфликтующей реальности. В разных обществах и культурах формируются различные свойства человека как субъекта труда.

 

Данный человек как

индивидуальность

Общественная среда

человека на данный период

его развития как субъекта

деятельности

Признаки данного

человека как субъект

труда

Состояние телесного и

душевного здоровья.

Образ мира, образ Я,

идеалы, убеждения,

ценности. Социальные и

духовные потребности.

Устойчивые отношения к

разным сторонам

действительности: другим,

деятельности, к себе.

особенности психических

состояний личности -

эмоциональности и

психодимнамики

(темперамент). Особенности

познавательной сферы,

волевой саморегуляции

деятельности, поведения.

Принятые в среде ценности,

признанные

потребительские стоимости

(продукты труда в широком

смысле), социальные

ожидания относительно

участия человека в труде.

1. Способность мысленно

предвосхищать результат

деятельности, в идеале -

придумывать лучший

результат, включая и такой,

как свое развитие.

 

2. Сознание

обязательности достигать

заданный результат

деятельности и способность

волевой регуляции

деятельности.

Сложившиеся условия,

средства, способы создания

материальных и духовных

ценностей. Достигнутый

или доступный уровень

техники.

3. Владение внешними и

внутренними средствами

работы. В идеале -

способность их создавать и

совершенствовать.

Сложившиеся связи,

зависимости между

производителями и

потребителями

материальных и духовных

ценностей. Система

разделения труда,

распределения благ в

обществе.

4. Осознание связей, между

производителями и

потребителями результатов

деятельности, в идеале -

построение более

совершенных связей.


психология труд человек

Структура субъекта труда:

- уровни изучения субъекта труда (уровень «отдельной деятельности» как целостного цикла (этапа) трудовой деятельности, уровень психологических действий и операций, уровень психических функций и процессов);

- показатели профессиональной деятельности субъекта труда: мотивационные и эмоционально-волевые; когнитивные; операторные;

- внутренние условия и средства деятельности субъекта труда:

1) психические регуляторы труда (ниже подробнее);

2) функциональные состояния профессионала в труде (роботоспособность, психические состояния в труде);

3) свойства индивидуальности субъекта труда (ПВК - свойства интегральной индивидуальности различных уровней: способности, свойства психических процессов, темперамента, характера, личности и т.д.). Уровень индивидуального стиля деятельности.

 

3. Индивидуальная психология труда человека

 

В основе формирования индивидуального стиля труда человека часто лежит развитие психологической системы профессиональной деятельности субъекта труда. В.А. Шадриков, анализирует формирование различных психологических систем профессиональной деятельности:

1. Формирование мотивов профессиональной деятельности предполагает: а) сдвиг мотива на цель трудовой деятельности (по А.Н. Леонтьеву), в результате чего работник находит «свой» предмет деятельности; б) «принятие» человеком профессии и нахождение личностного смысла деятельности, что является важным для формирования профессиональной мотивации; в) образование целостного поведения работника в результате формирования профессиональной мотивации.

2. Формирование цели профессиональной деятельности предполагает выделение и учет следующих моментов: а) центральным моментом деятельности выступает ее цель (человеческая деятельность - это целесообразная деятельность, цель сознательно выбирается человеком, в отличие, например, от деятельности животных); б) сама цель рассматривается как: идеальный образ результата; уровень достижения, к которому надо стремиться; в) также цель профессиональной деятельности выступает как: образ результата; производственная задача, заданная в определенных условиях; г) основные этапы формирования цели: выделяется поле допустимых результатов; уточняется конкретная цель (как наиболее оптимальная).

3. Формирование представления о программе деятельности предполагает: а) формирование представления о компонентах (о структуре) деятельности; б) формирование представления о способах выполнения деятельности; в) формирование представления о программе деятельности (как последовательности адекватных действий и способов).

Информация о работе Психология труда