Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 22:10, контрольная работа
Изменения, происходящие практически во всех областях развития современного общества, затронули и сферу профессиональной деятельности человека, и сферу общественного разделения труда. Кардинально меняется и значительно усложняется как профессиональная деятельность в целом, так и большинство её конкретных видов. Отсюда – принципиальные сложности, с которыми сталкивается в настоящее время психология труда как область знания и как психологическая дисциплина. Их сущность как раз и состоит в том, что мир труда, содержание и структура профессиональных деятельностей, система общественного разделения труда – всё это принципиально, качественно изменилось и продолжает меняться.
Введение………………………………………………………………………...…2
1.Основные разделы психологии труда……………………………4
2.Проблема профессиональных деструкций. Классификация………….10
Заключение………………………………………………………………………13
Список использованной литературы………
1)отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами;
2)дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие – нереализованные цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;
3)низкая профессиональная мобильность, неумение приспосабливаться к новым условиям труда и дезадаптацию;
4)рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперёд, а другая отстаёт (например, мотивация к профессиональному росту есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);
5)ослабление ранее имевшихся профессиональных – данных, способностей, мышления; Искажённое профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;
6)появление деформаций личности (например,
эмоционального истощения и выгорания,
а также ущербной профессиональной позиции);
7)прекращение профессионального развития
из-за профессиональных заболеваний или
потери трудоспособности.
Таким образом, профессиональные деформации нарушают целостность личности, снижают её адаптивность, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.
Концептуальные положения развития профессиональных деструкций личности:
1.Профессиональное становление сопровождается разнонаправленными онтогенетическими изменениями личности. Профессиональное развитие – это приобретения и потери, а значит, становление специалиста, профессионала – не только совершенствование, но и разрушение, деструкция.
2.Профессиональные деструкции в самом
общем случае – это нарушение уже усвоенных
способов деятельности, разрушение сформированных
профессиональных качеств, появление
стереотипов профессионального поведения
и психологических барьеров при освоении
новых технологий, новой специальности.
Это также изменения структуры личности
при переходе от одной стадии профессионального
становления к другой. Деструкции возникают
при возрастных изменениях, физическом
и нервном истощении, болезнях.
3.Переживание профессиональных деструкций
сопровождается психической напряжённостью,
дискомфортом, а в отдельных случаях конфликтными
и кризисными явлениями. Успешное разрешение
профессиональных трудностей приводит
к дальнейшему совершенствованию деятельности
и профессиональному развитию личности.
4.Деструкции, которые возникают в процессе
многолетнего выполнения одной и той же
профессиональной деятельности, негативно
влияют на её продуктивность, порождают
профессионально нежелательные качества,
и изменяют профессиональное поведение,
назовём профессиональными деформациями.
5.Любая профессиональная деятельность
уже на стадии её освоения, а в дальнейшем
при выполнении, деформирует личность.
Осуществление конкретных видов деятельности
не требует всех многообразных качеств
и способностей личности, многие из них
остаются невостребованными. По мере профессионализации
успешность выполнения деятельности начинает
определяться ансамблем профессионально
важных качеств, которые годами «эксплуатируются».
Отдельные из них постепенно трансформируются
в профессионально нежелательные качества.
Одновременно исподволь развиваются профессиональные
акцентуации – чрезмерно выраженные качества
и их сочетания, отрицательно сказывающиеся
на деятельности и поведении специалиста.
6. Очевидно,
многолетнее выполнение профессиональной
деятельности не может постоянно сопровождаться
её совершенствованием и профессиональным
непрерывным развитием личности. Неизбежны,
пусть временные, периоды стабилизации.
На начальных стадиях профессионализации
эти периоды недолговременны, но на последующих
у некоторых специалистов могут продолжаться
достаточно долго: год и более. В этих случаях
уместно говорить о наступлении профессиональной
стагнации личности.
7. Сенситивными периодами образования
профессиональных деформаций являются
кризисы профессионального становления
личности. Непродуктивный выход из кризиса
искажает профессиональную направленность,
инициирует возникновение негативной
профессиональной позиции, снижает профессиональную
активность.
Заключение.
В обществе, в его образовательных структурах
меняется отношение к психологическим
знаниям в целом, и к прикладной психологии
в особенности. Знания об основных психологических
закономерностях, о психологических основах
профессиональной деятельности рассматриваются
сегодня как необходимый компонент общей
культуры личности специалиста любого
профиля. В силу этого психологические
дисциплины, и в частности психология
труда, получают всё большее распространение
в структуре учебного процесса факультетов,
не только психологического, но и других
профилей.
Все происходящие сегодня социально-экономические
изменения сходятся на одном и том же –
необходимости возможно более полного
и глубокого использования знаний о психологии
деятельности и её субъекта, основу чего
составляет психология труда; эти изменения
одновременно бросают вызов самой классической
психологии труда, переориентируют её
на иные, новые профессии, на иные проблемы,
направления и области изучения; не отменяя
прежней классической психологии труда,
новая психология профессиональной деятельности
должна ответить на этот вызов. Это стратегическая
задача развития психологии труда, и её
ещё предстоит решить.
Список использованной
литературы.
1. Психология. Учебник для гуманитарных
вузов. / Под общей ред. В. Н. Дружинина.
СПб.,2001. – 354 с.
2. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учебное
пособие для студентов вузов. – М.: Академический
Проект; 2003 – 336 с.
3. Климов Е. А. Введение в психологию труда:
Учебник для вузов. М., 1998 – 437 с.
4. Психологическое сопровождение выбора
профессий. Под ред. Л. М. Митиной. М., 1998,
- 352 с.
5. Психология труда: Учебник для студентов
высших учебных заведений / Под редакцией
проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,
2003 - 352 с.
Информация о работе Психология труда: основные проблемы изучения