Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 16:02, реферат
Актуальность. В современных условиях подготовка специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности и разносторонним личностным развитием, способных к непрерывному самосовершенствованию, постоянному пополнению и расширению спектра своих знаний и умений, т.е. способных учиться всю жизнь, является одной из центральных задач современного высшего образования.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности 4
2. Особенности студента как субъекта учебной деятельности 12
3. Обучаемость — важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности 16
3.1. Общая характеристика обучаемости 16
3.2. Интеллектуальные свойства, определяющие обучаемость 17
3.3. Показатели обучаемости 18
Заключение 20
Список использованной литературы 21
«Переходы личности на новые
этапы развития в этих условиях не
определяются теми психологическими закономерностями,
которые выражали бы моменты самодвижения
развивающейся личности, — подчеркивает
А.В. Петровский, — напротив, они
детерминированы извне
По характеру изменения ведущих типов деятельности ребенка в разных социальных ситуациях его развития, т.е. на деятельностной основе, Д.Б. Эльконин определил и возрастные периоды психического развития и шесть ведущих видов (типов) деятельности: 1) непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми, 2) предметно-манипулятивная деятельность, 3) ролевая игра, 4) учебная деятельность, 5) интимно-личное общение и 6) учебно-профессиональная деятельность. При этом, как справедливо отмечает Д.И.Фельдштейн, интимно-личное общение, выступающее в качестве ведущей деятельности подростничества, по Д.Б.Эльконину, должно само включаться в социально значимую, социально одобряемую, просоциальную деятельность. Она-то и должна рассматриваться как подлинно ведущая в этом возрасте.
Перечисленные виды деятельности
входят либо в группу деятельностей,
внутри которых происходит усвоение
общественно |выработанных способов действий,
т. е. деятельностей в системе [отношений
«ребенок — общественный предмет»,
либо в группу [деятельностей, внутри
которых происходят интенсивная
ориентация в основных смыслах человеческой
деятельности и освоение задач, мотивов
и норм отношений между людьми,
т.е. деятельностей в системе
Рассмотрение школьника и студента как субъектов учебной деятельности основывается на тезисах Д.Б. Эльконина: ведущая деятельность ребенка (игра, учебная деятельность, личное общение и т.д.) протекает в определенной социальной среде, ситуации развития, что в совокупности формирует психические и личностные новообразования. Следует также принять во внимание, что «.„в процессе исторического развития изменяются общие социальные условия, в которых развивается ребенок, изменяются содержание и методы обучения, и все это не может не сказаться на изменении возрастных этапов развития. Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития».
Значение каждого возрастного
периода определяется его местом
в общем цикле развития ребенка.
А.Н. Леонтьев, отмечая специфику
внутри- и межстадийного развития, подчеркивает,
что внутри стадии реализуются два ведущих
направления: от изменения круга жизненных
отношений к развитию действий, операций
и обратно — от перестройки этих функций
и операций к новой деятельности. Между
стадиями происходит вхождение предметной
деятельности в новый круг общественных
отношений. Отсюда берет начало тенденция
генетического рассмотрения каждого возраста
как этапа целостного развития личности
в качестве субъекта познания, общения,
труда. При этом, согласно результатам
исследований психологической школы Б.Г.
Ананьева, само развитие имеет инволюционно-эволюционный
характер. Как уже отмечалось, оно осуществляется
по основным линиям интеллектуального,
личностного и деятельностного становления
ребенка. Эти линии неотделимы друг от
друга, что обусловливает и определяет
развитие человека в целом как личности,
как субъекта деятельности.
Студенческий возраст (18—25 лет) представляет особый период в жизни человека, прежде всего в силу того, что «по общему смыслу и по основным закономерностям возраст от 18 до 25 лет составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития».
Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях самого Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.А. Реана, Е.И. Степановой, а также в работах П.А. Просецкого, Е.М. Никиреева, В.А. Сластенина, В.А. Якунина и других накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме. Данные этих многочисленных исследований позволяют охарактеризовать студента как особого субъекта учебной деятельности с социально-психологической и психолого-педагогической позиций.
Студенчество — это
особая социальная категория, специфическая
общность людей, организационно объединенных
институтом высшего образования. Исторически
эта социально-профессиональная категория
сложилась со времени возникновения
первых университетов в XI—XII вв. Студенчество
включает людей, целенаправленно, систематически
овладевающих знаниями и профессиональными
умениями, занятых, как предполагается,
усердным учебным трудом. Как социальная
группа оно характеризуется
В социально-психологическом
аспекте студенчество по сравнению
с другими группами населения
отличается наиболее высоким образовательным
уровнем, наиболее активным потреблением
культуры и высоким уровнем
Для социально-психологической
характеристики студенчества важно, что
этот этап развития жизни человека
связан с формированием относительной
экономической
Полученные исследователями школы Б.Г. Ананьева данные свидетельствуют о том, что студенческий возраст — это пора сложнейшего структурирования интеллекта, что очень индивидуально и вариативно. Мнемологическое «ядро» интеллекта человека этого возраста характеризуется постоянным чередованием «пиков» или «оптимумов» то одной, то другой из входящих в это ядро функций. Это означает, что учебные задания всегда одновременно направлены как на понимание, осмысление, так и на запоминание и структурирование в памяти студента усваиваемого материала, его сохранение и целенаправленную актуализацию. Такая постановка вопроса уже находит отражение в целом ряде учебно-методических разработок, где отмечается неразрывность осмысления, понимания и закрепления учебной информации в памяти студентов при решении проблемных задач. Активизация познавательной деятельности студентов постоянно сопровождается организацией запоминания и воспроизведения учебной информации.
Являясь репрезентантом студенчества, студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая, как уже отмечалось, прежде всего определяется мотивами. Два типа мотивов характеризуют преимущественно учебную деятельность — мотив достижения и познавательный мотив. Последний представляет собой основу учебно-познавательной деятельности человека, соответствуя самой природе его мыслительной деятельности. Эта деятельность возникает в проблемной ситуации и развивается при правильном взаимодействии и отношении студентов и преподавателей. В обучении мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации.
Во время обучения в вузе формируется прочная основа трудовой, профессиональной деятельности. «Усвоенные в обучении знания, умения, навыки выступают уже не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства деятельности профессиональной». Однако результаты опросов показывают, что в технических вузах у половины студентов нет мотива интереса к профессии при выборе вуза. Более трети студентов не уверены в правильности выбора или отрицательно относятся к будущей профессии.
Существенным показателем
студента как субъекта учебной деятельности
служит его умение выполнять все
виды и формы этой деятельности.
Однако результаты специальных исследований
показывают, что большинство студентов
не умеют слушать и записывать
лекции, конспектировать литературу
(в большинстве случаев
Перед преподавателем стоит
ответственная психолого-
Отношение к студенту как
к социально зрелой личности, носителю
научного мировоззрения предполагает
учет того, что мировоззрение —
система взглядов человека не только
на мир, но и на свое место в мире.
Другими словами, формирование мировоззрения
студента означает развитие его рефлексии,
осознание им себя субъектом деятельности,
носителем определенных общественных
ценностей, социально полезной личностью.
В свою очередь, это обязывает
преподавателя думать об усилении диалогичности
обучения, специальной организации
педагогического общения, создания
для студентов условий
Обучаемость человека является
одним из основных показателей его
готовности к учению, к освоению
знаний стихийно или целенаправленно
в условиях какой-либо конкретной образовательной
системы. В психологии обучаемость
трактуется с разных позиций, но общее
в содержании этого понятия то,
что это потенциальное свойство
человека, которое проявляется в
разных условиях его жизнедеятельности.
Обучаемость
Одна из ведущих отечественных
исследователей этой проблемы З.И. Калмыкова
под обучаемостью понимает «...совокупность
(ансамбль) интеллектуальных свойств
человека, от которых при наличии
и относительном равенстве
Обучаемость соотносится с понятием «обученности» (А.К. Маркова) как совокупности всех характеристик психического развития, которые суть результат предыдущего обучения. В такой трактовке обученность соотносится с уровнем актуального развития, а обучаемость — с зоной ближайшего развития. Важно положение А.К. Марковой, что обучаемость — это «восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития» [129, с. 60].