Психология характера и воли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 13:11, контрольная работа

Краткое описание

Термины «характер» и «воля» относятся к психологии личности -- раздел, изучающий личность и различные индивидуальные процессы -- всё то, что делает нас личностью. Особое место в характере человека занимают волевые черты, воля. Жизнь и деятельность требуют от человека большой активности и напряжения физических и духовных сил. Каждый, кто имеет конкретные цели в жизни и прикладывает усилия для их достижения, должен обладать необходимыми волевыми качествами. Ролью рассматриваемого материала является изучение понятия характер, его типы. Рассмотрение понятия воля и взаимосвязь этих понятий в психологии личности.

Содержание

1. Введение
2. Понятие о характере и его типологиях.
3. Психология воли.
4. Заключение
5. Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

психология оригинал.docx

— 38.25 Кб (Скачать файл)

Сатриванова Наталья Васильевна ЭПб-540 

 

 

План:

1. Введение

2. Понятие о характере и его типологиях.

3. Психология воли.

4. Заключение

5. Список используемой  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

 

Термины «характер» и «воля» относятся к психологии личности -- раздел, изучающий личность и различные индивидуальные процессы -- всё то, что делает нас личностью.

Особое место в характере человека занимают волевые черты, воля. Жизнь и деятельность требуют от человека большой активности и напряжения физических и духовных сил. Каждый, кто имеет конкретные цели в жизни и прикладывает усилия для их достижения, должен обладать необходимыми волевыми качествами.

Ролью рассматриваемого материала является изучение понятия характер, его типы. Рассмотрение понятия воля и взаимосвязь этих понятий в психологии личности.

 

  1. Понятие о характере и его типологиях.

 

 

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают - совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

     Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. (Гиппенрейтер Ю.Б.)

      Характер - это индивидуальное сочетание  существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.

      Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и мало изменяемым. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.

      С характером  неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.

      В общении  с людьми характер человека  проявляется в манере поведения, в способах реагирования на  действия и поступки людей. Манера  общения может быть более или  менее деликатной, тактичной или  бесцеремонной, вежливой или грубой.

      Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

      Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

      Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека.

      Во-первых, это те свойства личности, которые  определяют поступки человека  в выборе целей деятельности (более  или менее трудных). Здесь как  определенные характерологические  черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные  им качества.

      Во-вторых, в структуры характера включены  черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных  целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а  также альтернативные им (как  свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается  не только с темпераментом, но  и с волей человека.

      В-третьих, с состав характера входят  чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия - интроверсия, спокойствие – тревожность, сдержанность – импульсивность, переключаемость – ригидность и др. своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу. В следующем разделе рассмотрим черты характера человека.

 

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У.Шеддон, а в наши дни — Э.Фромм, КЛеонгард, А.ЕЛичко и ряд других ученых.

 Все типологии человеческих  характеров исходили из ряда  общих идей. Основные из них  следующие:

1.  Характер человека  формируется довольно рано в  онтогенезе и на протяжении  остальной его жизни проявляет  себя как более или менее  устойчивый.

2. Те сочетания личностных  черт, которые входят в характер  человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые  типы, позволяющие выявлять и  строить типологию характеров.

3.  Большая часть людей  в соответствии с этой типологией  может быть разделена на группы.

 Э.Кречмер выделил  и описал три наиболее часто  встречающихся типа строения  тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал  с особым типом характера (впоследствии  оказалось, что должных научных  оснований для этого у автора  не было).

1. Астенический тип, по  Кречмеру, характеризует небольшая  толщина тела в профиль при  среднем или выше среднего  росте. Астеник — это обычно  худой и тонкий человек, из-за  своей худобы кажущийся несколько  выше, чем он есть на самом  деле. У астеника тонкая кожа  лица и тела, узкие плечи, тонкие  руки, удлиненная и плоская грудная  клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.

2.  Атлетическому типу  свойствен сильно развитый скелет  и мускулатура. Такой человек  обычно среднего или высокого  роста, с широкими плечами, мощной  грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.

3.  Пикнический тип  отличается сильно развитыми  внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению  при слаборазвитых мышцах и  опорно-двигательном аппарате. Такой  человек среднего роста с короткой  шеей, сидящей между плечами.

Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера. Более поздние классификации характеров строились в основном на описаниях этих акцентуаций. Одна из них принадлежит известному отечественному психиатру А.ЕЛичко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками.

Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.

 Классификация акцентуаций  характеров у подростков, которую  предложил А.ЕЛичко, выглядит следующим  образом:

1.  Гипертимный тип. Подростки  этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события  они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях  они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у  них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми — родителями  и педагогами — у них нередко  возникают конфликты. Такие подростки  имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, 1стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

2.  Циклоидный тип. Характеризуется  повышенной раздражительностью  и склонностью к апатии. Подростки  данного типа предпочитают находиться  дома одни, вместо того чтобы  где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже  незначительные неприятности, на  замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически  меняется от приподнятого до  подавленного (отсюда название данного  типа) с периодами примерно в  две-три неделии.

3.  Лабильный тип. Этот  тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения  настроения могут оказаться самыми  ничтожными, например, кем-то случайно оброненное слово, чей-то не^ приветливый взгляд. Все они «способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач». Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной  мнительностью и капризностью, утомляемостью  и раздражительностью. Особенно  часто утомляемость проявляется  при выполнении трудной умственной  работы.

5.  Сензитивный тип. Ему  свойственна повышенная чувствительность  ко всему: к тому, что радует, и  к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших  компаний, слишком азартных, подвижных  озорных игр. Они обычно застенчивы  и робки при посторонних людях  и потому часто производят  впечатление замкнутости. Недостатки  в своих способностях они часто  компенсируют выбором сложных  видов деятельности и повышенным  усердием. Эти подростки разборчивы  в нахождении для себя друзей  и приятелей, обнаруживают большую  привязанность в дружбе, обожают  друзей, которые старше их по  возрасту.

6.  Психастенический тип. Такие подростки характеризуются  ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений — со скоропалительностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

7.  Шизоидный тип. Наиболее  существенная черта этого типа  — замкнутость. Эти подростки  не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться  в компании взрослых. Они нередко  демонстрируют внешнее безразличие  к окружающим людям, отсутствие  интереса к ним, плохо понимают  состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний  мир зачастую наполнен различными  фантазиями, какими-либо особенными  увлечениями. Во внешних проявлениях  своих чувств они достаточно  сдержанны, не всегда понятны  для окружающих, прежде всего  для своих сверстников, которые  их, как правило, не очень любят.

8.  Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят  окружающих, особенно в раннем  детстве. Такие дети, пишет А.ЕЛичко, любят мучить животных, дразнить  младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут  себя как диктаторы. Их типичные  черты — жестокость, властность, себялюбие. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе

9.  Истероидный тип. Главная  черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к  собственной особе. У подростков  данного типа нередко выражена  склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с большим  трудом выносят, когда в их  присутствии кто-то хвалит их  же товарища, когда другим уделяют  больше внимания, чем им самим. Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.

10. Неустойчивый тип. Его  иногда неверно характеризуют  как слабовольный, плывущий по  течению. Подростки данного типа  обнаруживают повышенную склонность  и тягу к развлечениям, причем  без разбора, а также к безделью  и праздности. У них отсутствуют  какие-либо серьезные, в том числе  профессиональные, интересы, они почти  совсем не думают о своем  будущем.

11.  Конформный тип. Данный  тип демонстрирует бездумное, а  часто просто конъюнктурное подчинение  любым авторитетам, большинству  в группе. Такие подростки обычно  склонны к морализаторству и  консерватизму, а их главное жизненное  кредо — «быть как все». Это  тип приспособленца, который ради  своих собственных интересов  готов предать товарища, покинуть  его в трудную минуту, но, что  бы он ни совершил, он всегда  найдет «моральное» оправдание  своему поступку, причем нередко  даже не одно.

Информация о работе Психология характера и воли