Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 13:11, контрольная работа
Термины «характер» и «воля» относятся к психологии личности -- раздел, изучающий личность и различные индивидуальные процессы -- всё то, что делает нас личностью. Особое место в характере человека занимают волевые черты, воля. Жизнь и деятельность требуют от человека большой активности и напряжения физических и духовных сил. Каждый, кто имеет конкретные цели в жизни и прикладывает усилия для их достижения, должен обладать необходимыми волевыми качествами. Ролью рассматриваемого материала является изучение понятия характер, его типы. Рассмотрение понятия воля и взаимосвязь этих понятий в психологии личности.
1. Введение
2. Понятие о характере и его типологиях.
3. Психология воли.
4. Заключение
5. Список используемой литературы.
Сатриванова Наталья Васильевна ЭПб-540
План:
1. Введение
2. Понятие о характере и его типологиях.
3. Психология воли.
4. Заключение
5. Список используемой литературы.
Термины «характер» и «воля» относятся к психологии личности -- раздел, изучающий личность и различные индивидуальные процессы -- всё то, что делает нас личностью.
Особое место в характере человека занимают волевые черты, воля. Жизнь и деятельность требуют от человека большой активности и напряжения физических и духовных сил. Каждый, кто имеет конкретные цели в жизни и прикладывает усилия для их достижения, должен обладать необходимыми волевыми качествами.
Ролью рассматриваемого материала является изучение понятия характер, его типы. Рассмотрение понятия воля и взаимосвязь этих понятий в психологии личности.
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают - совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.
Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. (Гиппенрейтер Ю.Б.)
Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.
Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и мало изменяемым. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.
С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.
В общении
с людьми характер человека
проявляется в манере
Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.
Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.
Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека.
Во-первых,
это те свойства личности, которые
определяют поступки человека
в выборе целей деятельности (более
или менее трудных). Здесь как
определенные
Во-вторых,
в структуры характера
В-третьих, с состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия - интроверсия, спокойствие – тревожность, сдержанность – импульсивность, переключаемость – ригидность и др. своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу. В следующем разделе рассмотрим черты характера человека.
Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У.Шеддон, а в наши дни — Э.Фромм, КЛеонгард, А.ЕЛичко и ряд других ученых.
Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:
1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.
2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.
3. Большая часть людей
в соответствии с этой
Э.Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было).
1. Астенический тип, по
Кречмеру, характеризует небольшая
толщина тела в профиль при
среднем или выше среднего
росте. Астеник — это обычно
худой и тонкий человек, из-за
своей худобы кажущийся
2. Атлетическому типу
свойствен сильно развитый
3. Пикнический тип
отличается сильно развитыми
внутренними полостями тела (головы,
груди, живота), склонностью к ожирению
при слаборазвитых мышцах и
опорно-двигательном аппарате. Такой
человек среднего роста с
Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера. Более поздние классификации характеров строились в основном на описаниях этих акцентуаций. Одна из них принадлежит известному отечественному психиатру А.ЕЛичко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками.
Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.
Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А.ЕЛичко, выглядит следующим образом:
1. Гипертимный тип. Подростки
этого типа отличаются
2. Циклоидный тип. Характеризуется
повышенной раздражительностью
и склонностью к апатии. Подростки
данного типа предпочитают
3. Лабильный тип. Этот
тип крайне изменчив в
4. Астеноневротический тип.
Этот тип характеризуется
5. Сензитивный тип. Ему
свойственна повышенная
6. Психастенический тип.
Такие подростки
7. Шизоидный тип. Наиболее
существенная черта этого типа
— замкнутость. Эти подростки
не очень тянутся к
8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, пишет А.ЕЛичко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты — жестокость, властность, себялюбие. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе
9. Истероидный тип. Главная
черта этого типа —
10. Неустойчивый тип. Его
иногда неверно характеризуют
как слабовольный, плывущий по
течению. Подростки данного типа
обнаруживают повышенную
11. Конформный тип. Данный
тип демонстрирует бездумное, а
часто просто конъюнктурное