Психология юности и молодости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 19:09, реферат

Краткое описание

Формирование личности влечет за собой развитие и познавание образа собственного тела и становление самооценки. Быть подростком значит искать ответы на вопросы: кто я, кем бы я хотел быть, чего я ст ю? Выполнение сложнейшей задачи – создание общественного и морального облика своей личности при относительно ограниченном жизненном опыте – неизбежно связано с калейдоскопом различных эмоций. Чаще всего можно наблюдать бесшабашную храбрость, психическую ранимость, чувство одиночества и резкую смену настроений. Неурядицы, которые сопровождают переход от зависимого состояния к равноправным отношениям в семье, в соединении со склонностью к экспериментированию приводят к интенсификации испытываемых потребностей, чувству незащищенности и запутанному клубку конфликтов и необходимых для развития поисков.

Содержание

1.ПСИХОЛОГИЯ ЮНОСТИ:
1.1.Введение.
1.2. Социальные взаимоотношения.
1.3. Поведенческие проблемы у подростков.
1.4. Группы риска у подростков.
2.ПСИХОЛОГИЯ МОЛОДОСТИ:
2.1. Введение.
2.2. Роль учёбы и выбора профессии в жизни молодых людей.
2.3. Психологические и социальные проблемы в молодости.
2.4. Молодёжь как социальная группа.
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Вложенные файлы: 1 файл

юность и молодость.docx

— 43.21 Кб (Скачать файл)

Согласие с миром, способность быть самим собой вот тот мотив, депривация которого оборачивается потерей смысла жизни. Каждый молодой человек должен обрести смысл своей жизни.

 

2.2. Роль учёбы и выбора профессии в жизни молодых людей.

Большое место в молодости занимает общение. Учебная деятельность (прежде всего аудиторные занятия) проходит в группе, в среде однокурсников. В связи с этим специалисты обращают внимание на важность мотива аффилиации. Под ее мотивом принято понимать стремление человека к вступлению в общение с членами своего общества, стремление к созданию, сохранению и восстановлению положительных эмоциональных взаимоотношений с другими людьми. Исследования мотива аффилиации у студентов медицинского вуза показали его существенное влияние на результаты учения. Выяснилось, например, что учиться на отлично второкурсникам с высокой аффилиацией сложнее, чем с низкой, поскольку общение (особенно интенсивное) приводит к большим затратам их энергии и времени. Однако на четвертом курсе учиться на отлично студентам с высокой аффилиацией легче, чем с низкой, так как старшекурсники уже приобрели технику общения и этот процесс стал помогать обучению. Если обнаруживаются препятствия (реальные или даже предполагаемые) в удовлетворении потребности в аффилиации, то это может привести к увеличению у студента психоэмоционального напряжения и тревоги, к возникновению состояния фрустрации, депрессии и т.д. Обнаружился, например, такой факт, что среди лиц с высокой потребностью в аффилиации и низким социометрическим статусом в группе довольно высокая частота психосоматических заболеваний (Н.Д. Творогова, 1976). Итак, потребность в общении, мотив аффилиации значительно влияют на учебную деятельность студентов,— либо затрудняя ее, либо улучшая, вызывая удовлетворенность учением.

Потребность в самоутверждении, зародившаяся в отрочестве, интенсивно продолжает развиваться в молодости. Мотивы самоутверждения (доминирования) проявляются в стремлении человека влиять на других людей, контролировать их поведение, быть авторитетным, убедительным. Они проявляются в стремлении доказать истину другим, быть победителем в споре, навязать другим свои взгляды, вкусы, стиль и моды, решение проблем. В студенческой учебной деятельности эта потребность повышает удовлетворенность учением, вызывает облегчение его процесса, повышает ответственность в отношении к учению. Мотив доминирования повышает эффективность учебной деятельности, особенно тогда, когда вносится элемент соревновательности, а также тогда, когда он сочетается с мотивом в достижениях. Одним из адекватных мотивов учения (в том числе и студентов) является познавательная потребность. Она проявляется в том, что человек стремится расширить опыт, знания, упорядочить то и другое, стремится быть компетентным, развивает способность свободного оперирования знаниями, фактами, стремится понимать существо проблемы, вопроса, систематизирует опыт посредством умственных действий, стремится создавать логически непротиворечивую и обоснованную картину мира. Познавательная потребность в сочетании с мотивом в достижениях оказывает очень сильное влияние на повышение успеваемости, создает глубокую удовлетворенность учёбой.

Жизненный путь профессионала (от выбора или перемены профессии до удовлетворенности самореализацией в ней или овладения ею в совершенстве) может быть разным по протяженности во времени у каждого человека, но непременно проходит через определенные фазы. Сознательный и самостоятельный выбор молодым человеком профессионального трудового пути, сознательно и самостоятельно выстроенный личный профессиональный жизненный план - необходимое условие успешности его труда и удовлетворенности в будущем.

Э. Шейн выделил восемь основных карьерных ориентации (якорей).

1. Профессиональная компетентность. Эта установка связана с наличием  способностей и талантов в  определенной области (научные исследования, техническое проектирование, финансовый  анализ и т.д.). Люди с такой  установкой хотят быть мастерами  своего дела, они бывают особенно  счастливы, когда достигают успеха  в профессиональной сфере, но  быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать  свои способности. Одновременно  эти люди ищут признания своих  талантов, что должно выражаться  в статусе, подобающем их мастерству. Они готовы управлять другими  в пределах своей компетентности, но управление не представляет  для них особого интереса.

2. Менеджмент. В данном случае  первостепенное значение имеют  ориентация личности на интеграцию  усилий других людей, полнота  ответственности за конечный  результат и соединение различных  функций организации. Понимание  этой карьерной ориентации связано  с возрастом и опытом работы. Такая работа требует не только  аналитических навыков, но и навыков  межличностного и группового  общения, эмоциональной уравновешенности, чтобы нести бремя власти и  ответственности. Человек с карьерной  ориентацией на менеджмент будет  считать, что не достиг целей  своей карьеры, пока не займет  должность, на которой будет управлять  различными сторонами деятельности предприятия: финансами, маркетингом, производством продукции, разработками, продажами.

3. Автономия (независимость). Первичная  забота для личности с этой  ориентацией — освобождение от  организационных правил, предписаний  и ограничений. Ярко выражена  потребность все делать по-своему, самому решать, когда, над чем  и сколько работать. Такой человек  не хочет подчиняться правилам  организации (рабочее время, место  работы, форменная одежда), личность  готова отказаться от продвижения  по службе и от других возможностей  ради сохранения своей независимости.

4. Стабильность. Эта карьерная ориентация  обусловлена потребностью в безопасности  и стабильности для того, чтобы  будущие жизненные события были  предсказуемы. Необходимо различать  два типа стабильности - стабильность  места работы и стабильность  места жительства. Стабильность  места работы подразумевает поиск  работы в такой организации, которая  обеспечивает определенный срок  службы, имеет хорошую репутацию, заботится о своих работниках-пенсионерах  и платит большие пенсии, выглядит  более надежной в своей отрасли. Человек второго типа, ориентированный  на стабильность места жительства, связывает себя с географическим  регионом, пуская корни в определенном  месте, вкладывая сбережения в  свой дом, и меняет работу или  организацию только тогда, когда  это не сопровождается его  срыванием с места. Люди, ориентированные  на стабильность, могут быть талантливыми  и подниматься на высокие должности  в организации, но, предпочитая стабильную  работу и жизнь, они откажутся  от повышения, если оно грозит  риском и временными неудобствами, даже в случае широко открывающихся  возможностей.

5. Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются работа с людьми, служение человечеству, помощь людям, желание сделать мир лучше и т. д. Человек с такой ориентацией не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит реализовать главные ценности жизни. Люди с такой карьерной ориентацией чаще всего работают в области охраны окружающей среды, проверки- качества продукции и товаров, защиты прав потребителей и т.д.

6. Вызов. Основные ценности в  карьерной ориентации этого типа  — конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение  трудных задач. Человек ориентирован  на то, чтобы бросать вызов. Социальная  ситуация чаще всего рассматривается  с позиции выигрыша-проигрыша. Процессы  борьбы и победа более важны  для человека, чем конкретная  область деятельности или квалификация. Новизна, разнообразие и вызов  имеют для людей с такой  ориентацией очень большую ценность, и, если все происходит слишком  просто, им становится скучно.

7. Интеграция стилей жизни. Человек  ориентирован на интеграцию различных  сторон образа жизни. Он не  хочет, чтобы в его жизни доминировала  только семья, или только карьера, или только саморазвитие. Он хочет, чтобы все это было сбалансировано. Такой человек больше ценит  свою жизнь в целом - где живет, как совершенствуется, - чем конкретную  работу, карьеру или организацию.

8. Предпринимательство. Человек с  такой карьерной ориентацией  стремится создавать что-то новое, он хочет преодолевать препятствия, готов к риску. Он не желает  работать на других, а хочет  иметь свою марку, свое дело, финансовое  богатство. Причем это не всегда творческий человек, для него главное — создать дело, концепцию или организацию, построить ее так, чтобы это было как бы продолжением его самого, вложить туда душу. Предприниматель будет продолжать свое дело, даже если сначала он будет терпеть неудачи и ему придется серьезно рисковать.

Ориентация на карьеру вместе с профессиональным самоопределением во многом влияют на выбор жизненного пути человека.

 

2.3. Психологические и социальные проблемы в молодости.

В молодости происходит осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостной оценки себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля, имеющего свои особенности.

Молодой человек имеет более или менее адекватные представления о себе, что является его реальным «Я»образом.

Реальный «Я»образ может совпадать с идеальным «Я»образом. Расхождения между реальным и идеальным «Я»образами могут приводить как к позитивным, так и к негативным последствиям. Рассогласование между реальным возрастом человека и его самооценкой могут объясняться закономерностями трансформации социально-временных отношений в жизнедеятельности личности (С.Н. Костромина[8])

В молодости на самооценку влияет уровень достижений личности, она повышается при успехах и понижается при неудачах.

При неудачах при «Я»-концепции необходимо:

1)  Объяснить как-то свой неуспех, использую механизм рационализации

2)  Использовать защитный механизм отрицания

3)  Снизить уровень своих притязаний

4) Переключиться на другую деятельность, в которой возможен успех

С возрастом, приобретением опыта самооценка становится более дифференцированной. Возможно, единая «Я»¬концепция с возрастом распадается на ряд независимых друг от друга «Я»¬концепций.

«Я»концепция формируется в связи с самоактуализацией личности (красивый некрасивый, здоровый нездоровый и т. д.).

Мотивирующим стимулом развития «Я»концепции является стремление к актуализации.

В период молодости этот процесс контролируется в основном принятием личностью социальных (нравственных, культурологических и др.) понятий и ценностей. В первую очередь контролируется понятиями и ценностями социальных групп, к которой относится личность.

Так же в этот период «Я» концепция продолжает обогащаться опытом активного самопроявления личности как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и rражданина.

В целостную «Я»концепцию включаются новообразования, отражающие уровень зрелости личности. На общей самооценке отражается степень удовлетворенности своим телесным образом. Физическая привлекательность является основанием для счастья в большей мере женщиной, нежели мужчиной.

Мотивы молодых людей в основном обусловлены личными и социальными причинами:

· поиском своего места в жизни, учебой;

· выбором профессионального пути и работы;

·  браком и рождением детей.

События могут быть: ожидаемыми (учеба, поиск работы и т. д.). Неожидаемые события (болезнь, разочарование в любимом и т. д.) могут пробуждать молодого человека к необдуманным поступкам. В результате может изменяться вся последующая жизнь. На своих поступках молодой человек учится принимать более взвешенные решения. Происходит становление социально зрелой личности.

Начало жизненного пути молодого человека связано с определенными планами и надеждами. Однако эти надежды по своей сути являются мечтами, которые необходимо осуществить. Мечта мечте рознь. Важно чтобы мечта была связана с реальностью и возможностью ее достижения. Не будущее вообще, а будущее, построенное на основе настоящего.

Молодые люди должны полностью взять на себя ответственность за свою жизнь, отказаться от ожидания помощи (родителей и др.). Тогда реализация собственной мечты потребует от молодого человека при строительстве взрослой жизни самостоятельности выбора жизненной стратегии с учетом окружающей реальности и своих возможностей.

Для молодёжи важно проявление самостоятельности в общественной работе. Как только она перестает быть самостоятельной, теряется всякий интерес, развитие задерживается.

Этот максимализм делается существенной чертой подхода молодого человека к жизни: нередко это видно в суждениях о человеческом поведении, оценке поступков взрослых, формах поведения и др.

Категоричность и прямолинейность оценок молодого поколения окружающего сочетаются с тем, что молодые люди демонстративно выказывают свое непринятие истин, в которых более зрелое поколение не сомневается. Простая ссылка на авторитеты их уже не удовлетворяет, они осуществляют собственный моральный и интеллектуальный поиск.

Более взрослых людей это часто раздражает. На коллизию «максимализм скепсис» накладывается сегодня перестройка общества. Отсюда повышенная критичность юных к опыту отцов.

Информация о работе Психология юности и молодости