Психолого-педагогическая диагностика личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Овладение простыми методиками диагностики отдельных сторон развития обучаемых — важный компонент профессиональной педагогической подготовки. Главный интерес для школьных учителей и воспитателей представляет диагностика умственной деятельности обучаемых, мотивации поведения, уровня притязаний, эмоциональности, развития социального поведения и многих других важных качеств.

Содержание

Вступление…………………………………………………………………..……3
1.Задачи психолого-педагогической диагностики……...………………………4
2.Особенности применения различных психодиагностических
методик…………………………………………………………………………….5
3.Основные этапы разработки и апробации психодиагностических методик..8
4.Психолого-педагогическая диагностика………………………………………8
Выводы…………………………………..…………………………………..…..14
Список использованной литературы……………..………...………….…....

Вложенные файлы: 1 файл

Психолого-педагогическая диагностика.docx

— 34.67 Кб (Скачать файл)

Письменный и  устный опросы как средства психодиагностики детей имеют свои особенности. Главная из них состоит в том, что ответы детей на предлагаемые вопросы изменчивы и зависят от многих обстоятельств. Сильное влияние на них оказывает понимание детьми обращенных к ним вопросов, мера осознания изучаемых качеств. Применяя устные и письменные опросы на практике, в том числе и анкетные опросы, необходимо добиваться того, чтобы дети правильно и однозначно их понимали. Это особенно важно тогда, когда с помощью опросов изучаются психология и поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста. Психолог или педагог, проводящий опрос, предварительно должен выяснить, правильно ли дети понимают обращенные к ним вопросы, и дать необходимые разъяснения прежде, чем дети начнут сами отвечать на его вопросы[5, c.19].

Применение опроса в психодиагностических целях нередко затруднено или  вообще невозможно из-за недостаточного уровня Развития самосознания детей. Так, например, большинство детей вплоть до старшего школьного возраста не в состоянии правильно оценивать мотивы своих поступков. Дети дошкольного и младшего школьного возраста не осознают у себя многие черты характера, и зачастую бессмысленно напрямую спрашивать их о том, какие качества личности им присущи. Для изучения психологических свойств и особенностей, недостаточно осознаваемых самими детьми, необходимо применять не опрос, а иные, более надежные средства исследования: тесты, анализ документов, изучение продуктов деятельности, эксперимент.

Анализ документов и продуктов деятельности — это достаточно надежные методы, но лишь при соблюдении определенных условий. Первое из них следующее: сам документ или используемый для выводов продукт деятельности должен быть источником достоверной информации о ребенке. Второе: процедура анализа продуктов деятельности должна быть оценена с точки зрения ее валидности и надежности. Хорошие результаты на практике при использовании документов как источника информации о детях дает применение контент-анализа. Это — процедура изучения документов, позволяющая на основании их содержания судить о психологии лица, которому эти документы принадлежат. Такая процедура основана на предварительном выделении схемы анализа, включающей систему смысловых единиц, идентифицируемых в тексте.

Наблюдение как метод психодиагностики также требует соблюдения определенных правил, гарантирующих достоверность получаемых результатов и выводов. Первое из этих правил заключается в том, чтобы заранее определить совокупность признаков, за которыми будет вестись наблюдение, а также способы их регистрации. Второе правило: невмешательство наблюдающего в те процессы и явления, которые представляют собой объект наблюдения.

Следует также иметь в  виду, что наблюдение может быть и, как правило, на деле является субъективно  окрашенным. Наблюдатель видит в наблюдаемом в основном то, на что он настроен, и его восприятие зависит от личного отношения к тому человеку, за которым он наблюдает. Объективность наблюдения можно обеспечить за счет использования нескольких различных независимых наблюдателей, объединения и обобщения результатов их наблюдений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

Психолого-педагогическая диагностика  детей в школе осуществляется профессионально подготовленными практическими психологами. Чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на учащихся, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания можно получить, если использовать методы научной психологической диагностики.

Актуальной задачей в  современных условиях является более  углубленное психологическое просвещение  педагогов. Объективность сведений об индивидуальных особенностях зависит  от того, насколько объективными, научно обоснованными методами получены эти  сведения. Опытный учитель в ходе повседневной работы с детьми умеет  приближенно определить эти особенности - в результате педагогического наблюдения. Но и ему, и, тем более, начинающему учителю, для точной фиксации и измерения этих особенностей сегодня не обойтись без помощи психолога-психодиагноста.

Научные, психологические  методы тестирования поднимают на новый, более высокий и технологичный  уровень не только учет особенностей характера детей, но и контроль знаний - как оперативный, так и аттестационный. На сегодня все учителя-предметники  должны уметь самостоятельно использовать методы тестирования, в частности, для  объективного контроля знаний и умений учащихся. Поэтому значительное внимание должно уделяться общей культуре составления и проведения тестов. В своей собственной предметной области все учителя должны уметь  самостоятельно составить и провести предметный тест. Особенно облегчает  задачу рутинного контроля за уровнем достижений и динамикой обучения внедрение современных компьютерных методов. Понимание основ измерительно-статистической логики построения современных тестов поможет учителю понять глубину и специфику научных методов психодиагностики, источники и научные основы ее объективности, невозможность ее сведения к субъективным оценкам "на глазок".

Из всего, что сказано, следует, что работа по созданию и  применению психолого-педагогической диагностики - это весьма профессиональная, ответственная работа, требующая высокой квалификации.

 

Список использованной литературы

 

  1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского.- М. : Просвещение, 1979. – 254 с.
  2. Гайда В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование : учебное пособие. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1982. - С. 13-18.
  3. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М. : Просвещение, 1995. – 96 с.
  4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М. : Логос, 2002. – 452 с.
  5. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. - М.: Линка-Пресс, 1997. – 234 с.
  6. Общая психодиагностика / Под ред. А. А.Бодалева, В. В.Столина. — М.: Изд-во МГУ, 1988. - С. 10-13.
  7. Одаренные дети. - М. : ЭКСМО-Пресс, 1991.  – С. 153- 154.
  8. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов н/Д. : Феникс, 2000. – 673 с.
  9. Психолого-педагогическая диагностика : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю.Левченко, С. Д. Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И. Ю.Левченко, С. Д.Забрамной. — М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.
  10. Психологическая диагностика: проблемы и перспективы / Под ред. К.М. Гуревича. - M. : Наука, 1981.—190 с.
  11. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. - М. : Прогресс, 1998. – 418 с.
  12. Шмелев А. Г. Основы психодиагностики. - Ростов н/Д. : Феникс, 1996. – 314 с.
  13. Якунин В. А. Педагогическая психология. - М. : 1998. – 512 с.

Информация о работе Психолого-педагогическая диагностика личности