Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста актуальна тем, что при правильной и профессиональной работе педагога - психолога выявляются не только значительные нарушения и отклонения умственного развития детей, но и незначительные, которые порой не заметны для воспитателя и родителей ребёнка. Такие нарушения могут проявляться в памяти, воображении, мышлении. Таким образом, своевременная диагностика может значительно улучшить умственное развитие детей.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 3.90 Мб (Скачать файл)

Введение.

В настоящее время психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста актуальна тем, что при правильной и профессиональной работе педагога - психолога  выявляются не только значительные нарушения и отклонения умственного развития детей, но и незначительные, которые порой не заметны для воспитателя и родителей ребёнка. Такие нарушения могут проявляться в памяти, воображении, мышлении. Таким образом, своевременная диагностика может значительно улучшить умственное развитие детей.

В данной работе рассматривается психодиагностика — диагностика нарушений умственного развития, раскрываются методы, позволяющие установить наличие или отсутствие признаков, отграничивающих умственную отсталость от сходных с ней состояний. Излагается история вопроса о методах выявления умственной отсталости у детей. Эти знания необходимы каждому педагогу, работающему с детьми. Только квалифицированный педагог - психолог может выявить нарушения развития на начальных стадиях и правильно начать их предотвращать.

Исследования ученых (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, К. С. Лебединская,       В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и др.) дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. Именно эти признаки (стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение) должны в первую очередь учитываться при диагностике умственной отсталости.

Исследования А. Р. Лурия, В. И. Лубовского, А. И. Мещерякова,                  М. С. Певзнер и др. показали, что у умственно отсталых имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.

Исследования психологов К. А. Вересотской, В. Г. Петровой, Ж. И. Шиф указывают  на то, что часто восприятие умственно отсталых, страдает, из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи.

Исследования  В. Г. Петровой,  Б. И. Пинского, И. М. Соловьева , Н. М. Стадненко,  Ж. И. Шиф и др., доказывают что мышление у умственно отсталых недостаточно сформировано и имееет своеобразные черты. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п.

Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация.

Глава 1

 Исследование.

Объектом исследования данной курсовой является старшая группа «Петушок» детского сада «Теремок» г.Северобайкальска Республики Бурятия.

Исследования основаны  на том что, многие родители не хотят признавать  какие - либо нарушения в умственном развитии  своих детей. Это конечно можно отнести к разделу семейной психологии, типу воспитания, виду родительской любви, так как благоприятная среда  имеет большое значение для развития личности . Поэтому нами было предпринято решение наглядно показать, как развивается их ребёнок. Но умственное развитие может не только отставать от нормы, но и опережать её. Здесь тоже важно вовремя заметить успехи и преуспевания своего ребёнка. И нашей задачей было  обратить внимание родителей на умственное развитие именно своего ребёнка.

Первым этапом нашего исследования стало родительское собрание, на котором, мы подробно ознакомили родителей, с тем, что должен знать и уметь ребёнок в возрасте 5-6 лет. Познакомили  родителей с новыми изменениями в законе «Об образовании РФ»:  о дошкольном образовании, о разграничении начального и дошкольного образования. Данное собрание даёт возможность поближе познакомить родителей с реальными возможностями своего ребёнка,  психикой и психологией ребёнка.

План:

1.       Знакомство с изменениями в законе «Об образовании РФ».

2. Доклад о мышлении детей 5-7 лет.

3.  Доклад на тему «Одаренные дети»

4. Беседа о предстоящем показе организационно образовательной деятельности в области «Познание» ФЭМП

5.  Тест.

Конспект родительского собрания:

1.       Знакомство с изменениями в законе «Об образовании РФ».

1.ст.64 ФЗ об образовании «Дошкольное образование»:

- ДО - является первоначальной  ступенью в процессе образования;

- ДО направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальны, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Что значит предпосылок: это умение сидеть правильно, умение слушать, умение отвечать на поставленный вопрос , умение работать коллективно т.д.

- образовательные программы ДО направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и интеллектуальных особенностей.

- родители имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы.

 2.ст.66 ФЗ об образовании «Начальное образование»

- НО направленно на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

2. Доклад о мышлении детей 5-7 лет.

 Познание ребёнка-дошкольника значительно расширяется. Оно выходит за пределы того, что происходит дома или в детском саду, и охватывает более широкий круг явлений природы и общественной жизни, с которыми ребёнок знакомится на прогулках, во время экскурсий или же из рассказов взрослых, из прочитанной ему книги и т. д.

Развитие мышления ребёнка-дошкольника неразрывно связано с развитием его речи, с обучением его родному языку. В умственном развитии дошкольника всё большую роль играют, наряду с наглядным показом, словесные указания и объяснения родителей и воспитателей, касающиеся не только того, что ребёнок воспринимает в данный момент, но и предметов и явлений, о которых ребёнок, впервые узнаёт при помощи слова. Необходимо, однако, иметь в виду, что словесные объяснения и указания понимаются ребёнком ,а не усваиваются механически, лишь в том случае, если они подкрепляются его практическим опытом, если они находят опору в непосредственном восприятии тех предметов и явлений, о которых говорит воспитатель, либо в представлениях ранее воспринимавшихся, сходных предметах и явлениях.

Развиваются представления о цикличности изменений это: смена времён года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в различных воздействия (удаления - приближения, сдавливания-растягивания), представления о развитии (человека, животного, птиц).

Совершенствуется обобщение, дети группируют предметы по нескольким признакам: цвет, форма, материал. Пример: два кубика большие, зелёные и деревянные и три средние, синие пластмассовые.

Дети способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, отстаивать свою позицию.

Развивается воображение, дети сочиняют оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Примером яркого представления этому, когда   ребёнок играет один или с другом какими-то небольшими игрушками и т.д.

Продолжает развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.

Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений). Развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Правильность решения практической или познавательной задачи, требующей участия мышления, зависит от того, сможет ли ребенок выделить и связать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые важны, существенны для ее решения. Если ребенок пытается предсказать, поплывет предмет или утонет, связывая плавучесть, например, с величиной предмета, он только, случайно, может угадать решение, так как выделенное им свойство в действительности несущественно для плавания. Ребенок, который в этой же ситуации связывает способность тела плавать с материалом, из которого оно сделано, выделяет значительно более существенное свойство; его предположения будут оправдываться намного чаще, но опять-таки не всегда. И только выделение удельного веса тела по отношению к удельному весу жидкости (этими знаниями ребенок овладевает при изучении физики в школе) даст безошибочное решение во всех случаях.

Родителям можно самим определить степень развития мышления, своего ребёнка, используя простые методики.

  1. Методика "Нелепицы". Методика направлена на выявление особенностей познавательной деятельности ребенка. Позволяет определить детей с выраженными нарушениями познавательной деятельности, предназначена для детей 4 - 6 лет.

Для организации обследования заранее готовится картинка:

 

 

Инструкция испытуемому:

 Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Через 30 секунд экспериментатор спрашивает: "Рассмотрел?" Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если утвердительный, испытуемому предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:

- стимулирующая: исследователь помогает ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, показывает свое положительное отношение к его высказываниям, задает вопросы, побуждающие к ответу: "Понравилась ли тебе картинка?" "Что понравилось?", "Хорошо, молодец, правильно думаешь'",

- направляющая: если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: "Смешная картинка?", "Что в ней смешного?",

- обучающая: вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: "Посмотри, что здесь нарисовано?", "А такое может быть в жизни?", "Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?", "А еще здесь есть что-нибудь необычное?".

Оценка выполнения задания:

При оценке учитываются:

а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность;

б) понимание и оценка ситуации в целом;

в) планомерность описания картинки;

г) характер словесных высказываний.

1-й уровень - ребенок сразу  включается в работу. Правильно  и обобщенно оценивает ситуацию  в целом: "Тут все перепутано", "Путаница какая-то". Доказывает  сделанное обобщение анализом  конкретных фрагментов. Фрагменты  анализирует в определенном порядке (сверху вниз или слева направо). В работе сосредоточен, самостоятелен. Высказывания емки и содержательны.

2-й уровень - ситуация  оценивается правильно, но уровень  организованности, самостоятельности  в работе недостаточен. В ходе  выполнения задания нуждается  в стимулирующей помощи. При описании  картинки фрагменты выделяются  хаотично, случайно. Описывается то, на что упал взгляд. Ребенок  часто затрудняется в поиске  нужных слов.

3-й уровень - оценить правильно  и обобщенно ситуацию ребенок  сам не может. Его взгляд долго  блуждает по картинке. Чтобы ученик  начал отвечать, требуется направляющее  участие педагога. Усвоенный с  его помощью способ анализа  применяется при описании, оценке  других фрагментов, но работа  идет очень вяло. Активность ребенка  приходится все время стимулировать, слова вытягивать.

4-й уровень - дать правильную  оценку ситуации ребенок не  может. Стимуляцию, направляющую помощь "не берет". Образец анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести его в  новую ситуацию, применить при  анализе других фрагментов.

Еще примеры заданий подобного типа:

  1. Методика нахождения недостающих частей рисунка, среди предложенных на выбор:

  1. Задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация):

  1. Задания на нахождение закономерностей:

  1. Простейшие умозаключения (определяется также запас знаний ребенка, эрудиция):

  1. Задания на установление логических связей:

 

  1. Составление рассказа:

  1. Задание для диагностики развития у ребенка наглядно-образного мышления.

3.Одарённые дети.

Одарённые дети - это дети, резко выделяющиеся из среды сверстников высоким умственным развитием, которое является следствием как природных задатков так благоприятных условий воспитания.

Одарённые дети - это те дети, которые имеют такой потенциал, что способны одарить окружающих новыми идеями, творческими произведениями, а также вовлекать в позитивные социальные дела.

Одарённые дети – это те дети, которые благодаря своим способностям демонстрируют высокие достижения в различных сферах деятельности.

1.Общая (умственная) одаренность

-математическая;

-гуманитарная;

2.Специальная одарённость

-музыкальная;

-художественная;

-литературная;

-хореографическая;

3.Односторонняя одарённость

Одни способности развиты хорошо, а другие не развиты вообще, это приводит к дисгармонии способностей.

 

Критерии детской одарённости:

- опережающее развитие познания , дети способны заниматься несколькими делами одновременно, способны прослеживать причины следственной связи, любопытны и активно исследуют окружающий мир, легко справляются с познавательной неопределённостью, хорошая память, абстрактное мышление и повышенная концентрация внимания.

2.Психологическое развитие 

-сильно развито чувство  справедливости(у такого ребёнка преувеличенные страхи ранняя боязнь смерти, боязнь темноты, боязнь «остаться один»);

-богатое воображение;

-экстрасенсорные способности;

-хорошо развито чувство  юмора;

Информация о работе Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста