Психолого-педагогическая коррекция: основные понятия, цели, задачи, направления и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:44, лекция

Краткое описание

Теоретические основы психолого-педагогической коррекции
Психология – как наука о душе, о внутреннем, психическом мире человека, и именно та ее часть, которая называется практической, призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы. К сожалению, в нашем обществе недостаточно развита психологическая культура, владение которой позволяет человеку лучше разобраться в своих проблемах и отношениях с другими людьми.
Психологическая культура - это забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям. В психологической культуре выделяют три основных компонента: ...

Содержание

I. Психолого-педагогическая коррекция: понятие, цели и задачи.
II. Основные направления в психолого-педагогической коррекции.
III. Методы и средства, подходы и технологии психолого-педагогического воздействия.

IV. Принципы психопрофилактики

Вложенные файлы: 1 файл

0506936_6328B_psihologo_pedagogicheskaya_korrekciya.doc

— 949.00 Кб (Скачать файл)

Итак, данные из нейропсихологии позволяют практическому психологу прибегать к ним для решения вопроса о происхождении исследуемой симптоматики. Ответ на вопрос о происхождении исследуемых им особенностей чувств, мыслей, желаний и действий обследуемого, кроме обращенности к их мозговой организации, предполагает и использование общепсихологического знания о механизмах и закономерностях внутреннего мира человека.

Как показывает практика, большое значение имеют общепсихологические  знания о строении активности человека, о строении разных видов активности - деятельности и основных единиц деятельности - действий.

Эти знания важны как  для самого психолога, так и для клиента, так как клиент во взаимодействии с психологом имеет дело с такими понятиями, как результат своего действия или деятельности, как план своего действия, как средства и способы его выполнения, и другими компонентами структуры деятельности. Происходит во взаимодействии с психологом очень часто, так как в большинстве случаев клиент ориентирован на конкретный желаемый результат общения с психологом как изменение в проявлении его чувств, мыслей, желаний или возможностях действия.

Остановимся кратко на основных структурных моментах активности человека, знание о которых и возможности выделения делают работу по психологической коррекции обоснованной.

Основные понятия психологической  теории деятельности разрабатываются в отечественной психологии в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и многих других.

Деятельность всегда представляет собой предметное преобразование по реализации специально построенного замысла. В ней всегда есть эти  основные структурные элементы - планирование, исполнение, контроль, которые отличаются содержательно. Планирование, целеполагание - это самостоятельная активность, отличающая активность человека от других видов активности, существующих в природе. С этого основного момента отличия и начинается построение схемы анализа любой деятельности, которая в виде вопросов может быть описана так:

1) Какой цели достигает человек благодаря данному действию?

2) Анализировал ли он условия ее достижения, то есть ставил ли перед собой задачу?

3) Зачем человек ставит эти задачи? Какие у него мотивы? Что его побуждает к постановке этих задач и определенных целей? Мотив - это конкретизированная потребность, которая выражается в тех или иных предметах.

4) Достаточно ли у человека самокритичности как корректировки своих действий при достижении цели?

5) Достаточно ли воли и выдержки, чтобы цели окончательно достигнуть?

Это – схема анализа поведения как деятельности, которая раскрывает ее структуру. Обозначим ее еще раз. Итак, в структуру деятельности входят: цели, установки, задачи, мотивы, потребности, средства и способы активности, которые позволяют человеку осуществить планирование, исполнение и контроль.

Виды деятельности человека отличаются по их предмету, пользуясь  классификацией Д.Б. Эльконина, их можно разделить на две большие группы:

1) деятельности с общественным предметом (предметно-манипулятивная, учебная, труд);

2) деятельности с человеком как с общественным предметом (непосредственно-эмоциональное общение, игра, личностное общение).

Понимание предметного  содержания деятельности дает возможность  практическому психологу с большей достоверностью планировать свои воздействия, то есть решать вопрос о том, что имеет для клиента наибольшее развивающее значение в конкретный момент его жизни.

Действие является единицей деятельности и на конкретном материале в виде конкретных целей, условий, задач и т. и., воспроизводит структуру деятельности.

Понятие действия позволяет  содержательно анализировать процесс  интериоризации средств и способов психической активности как уровней  освоения действия, подробно описанных в работах П. Я. Гальперина. Это:

мотивационный уровень;

планирование разного  вида;

уровень громкой речи;

громкая речь про себя;

внутренняя речь;

умственное действие.

Данные об уровне выполнения конкретного действия (чтения, письма, физического упражнения и т. п.) позволяют практическому психологу при осуществлении коррекции целенаправленно и осознанно переводить действие с уровня на уровень, добиваясь его отработки до приобретения необходимых качеств - осознанности, обобщенности, автоматизированное.

Анализ способов выполнения действий, а также средств, которыми может пользоваться клиент, вводит в работу психолога важнейшую характеристику деятельности - ее опосредованный характер. Способы могут быть разной степени обобщенности и осознанности. Это же в полной мере относится и к средствам. Работа практического психолога с этими параметрами средств и способов делает для него доступными механизмы психической деятельности человека.

Практический психолог имеет дело и с психофизиологическим уровнем в структуре деятельности – это физиологические особенности психических процессов. Работы Н.А. Бернштейна открывают уникальную возможность анализа психофизиологических уровней активности, исследуя качественные особенности каждого уровня. Без подробного знания этих работ у практического психолога не будет целостного представления о природе активности, понятие «модели потребного будущего» - основа для построения и его личной теории коррекционной работы.

Кроме указанных общепсихологических  оснований, психолог, занимающийся коррекцией, должен решить для себя на основе этического профессионального кодекса вопрос о мере воздействия на другого человека. Он имеет дело с нормальным, здоровым человеком, который нуждается в совершенствовании характеристик своего внутреннего мира. Кто отвечает за результат коррекции? Каковы возможные пути их достижения?

Коррекция осуществляется с преимущественной ориентацией  на собственные резервы клиента. Для этого их надо знать. И это  знание дает возрастная психология, описывающая закономерность и механизмы психического развития человека.

При осуществлении психологической  коррекции большое внимание уделяется именно дискретным характеристикам внутреннего мира человека. Важен факт несовпадения личностных показателей развития и показателей общего психического развития, который позволяет осуществить психологу профессионально ориентированную рефлексию на содержание взаимодействия с клиентом, обосновать для него свои профессиональные возможности и ограничения.

Понятие об основных психических  новообразованиях, которое существует в отечественной психологии, позволяет рассматривать их в качестве теоретических обобщений, необходимых для решения вопроса о резервах развития человека.

Возрастные  психические новообразования

Возраст

Содержание  психических новообразований

0-1 г.

преднамеренные действия, подражание

1-3 г.

овладение предметами действия (соотносящими и орудийными) активная речь, самосознание

3-6 л.

использование символов, ориентация на обобщенные нормы, появление познаватеньных задач; соподчинение мотивов; условно-динамическая позиция

6-10 л.

произвольность, внутренний план действий, рефлексия

11-15л.

чувство взрослости; выработка  «кодекса товарищества», ориентация на возрастную и социальную норму интеллектуализации

15-18 л.

самосознание; юношеский  максимализм; жизненные планы, мировоззрение


 

Среди этих психических  новообразований есть те, которые  отражают общее психическое развитие (произвольность, внутренний план действий, рефлексия, интеллектуализация психической  активности и др.), и те, которые  отражают личностное развитие человека (в первую очередь, самосознание, жизненные цели и перспективы, мировоззрение). Возможность работы с этими показателями в коррекционной работе основывается на понимании их происхождения, понятия о ведущей деятельности, о социальной ситуации развития, о кризисах развития, может быть одной из теоретических, методических основ для организации психологической коррекции.

Важным является понятие  и о «зоне ближайшего развития» (Л. С. Выготский), которое позволяет анализировать содержание задач во взаимодействии людей разного возраста.

Каждый практический психолог создает аксиоматику в  подходе к профессиональной деятельности, Важно, чтобы она была отрефлексирована им в виде обобщенной теории, а значит, доступна для обсуждения и оценки коллегами.

 

Тема 2.

Сущность, цели и задачи психолого-педагогической коррекции

 

План

1. Сущность психолого-педагогической  коррекции.

2. Цели, задачи  и содержание психолого-педагогической  коррекции

 

1. Сущность  психолого-педагогической коррекции.

Термин «психолого-педагогическое вмешательство» широко распространен в зарубежной литературе, у нас используются еще редко. Более употребительным является термин «психологическая коррекция». Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. Термин «психологическая коррекция» получил распространение в начале 70-х гг. прошлого века. В это время психологи стали активно работать в области психотерапии, прежде всего, групповой. Дискуссии о том, может ли психолог заниматься лечебной (психотерапевтической) работой, носили преимущественно теоретический характер, потому что на практике психологи не только хотели, могли и успешно реализовывали эту возможность, но и были в то время более подготовлены к такого рода деятельности, особенно в качестве групповых психотерапевтов. Но поскольку психотерапия является лечебной практикой, а ею по закону может заниматься только лицо, имеющее высшее медицинское образование, то распространение термина «психологическая коррекция» было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается психотерапией, а психолог — психологической коррекцией. Появились также и другие термины: «неврачебная психотерапия», «внеклиническая психотерапия», «психологическая психотерапия». За рубежом более употребительным обозначением деятельности психолога в области психотерапии стал термин «психологическая психотерапия», в нашей стране — «психологическая коррекция». Однако вопрос о соотношении понятий «психотерапия» и «психологическая коррекция» остается открытым и в настоящее время, можно лишь указать две основные точки зрения.

Одна из них заключается  в признании полной идентичности понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия», однако при этом не учитывается, что психологическая коррекция как целенаправленное психологическое воздействие реализуется не только в медицине (где можно указать по меньшей мере три основные области ее применения: психопрофилактика, собственно лечение — психотерапия и реабилитация), но и в других сферах человеческой практики, например, в педагогике, организации труда. Даже обыденное человеческое общение может содержать в большей или в меньшей степени целенаправленно используемую психологическую коррекцию. Другая точка зрения основана на том, что психологическая коррекция преимущественно призвана решать задачи психопрофилактики на всех ее этапах, особенно при осуществлении вторичной и третичной профилактики. Однако такое жесткое ограничение сферы применения в медицине психологической коррекции представляется в известной степени искусственным. Во-первых, если подобные представления оказываются более или менее убедительными в отношении соматических заболеваний, то в области неврозов полностью развести понятия «психологическая коррекция» и «психотерапия», «лечение» и «профилактика» не удается. Невроз — это заболевание в динамике, и не всегда можно отделить состояние предболезни от собственно болезни, а сам процесс лечения в значительной степени включает в себя и вторичную профилактику. Во-вторых, в настоящее время в системе восстановительного лечения различных заболеваний все шире реализуется комплексный подход, учитывающий наличие в этиопатогенезе биологического, психологического и социального факторов, каждый из которых нуждается в лечебных или корригирующих воздействиях, соответствующих его природе. Если психологический фактор при том или ином заболевании выступает как один из этиологических, то его коррекция в значительной степени совпадает с содержанием психотерапии — одного из компонентов лечебного процесса. Определить общую схему соотношения психологической коррекции и психотерапии вне конкретной нозологии практически невозможно. Значение психологического фактора в этиопатогенезе того или иного заболевания обусловливает направленность методов психологической коррекции на решение собственно лечебных (психотерапевтических) задач и позволяет рассматривать методы психологической коррекции как методы психотерапии.

Таким образом, задачи психологической  коррекции могут существенно варьировать от направленности на вторичную и третичную профилактику основного заболевания и первичную профилактику возникающих в качестве его последствий вторичных невротических расстройств при соматической патологии, до практически полной идентичности задачам психотерапии при неврозах (во всяком случае, в рамках различных психотерапевтических систем, направленных на личностные изменения). Однако и психопрофилактика не ограничивают свою практику лишь методами психологической коррекции, что еще раз указывает на разноуровневый, динамический характер соотношения задач и методов психологической коррекции и психопрофилактики, которые взаимопересекаются.

Об обоснованности использования  понятия «психологическая коррекция» наряду с понятием «психологическое вмешательство» ответить однозначно трудно. Их сопоставление обнаруживает очевидное сходство. Психологическая коррекция и психологическое вмешательство понимают как целенаправленное психологическое воздействие. Психологическая коррекция и психологическое вмешательство реализуются в различных областях человеческой практики и осуществляются психологическими средствами. Психологическая коррекция в медицине может быть направлена на решение задач профилактики, лечения (психотерапия) и реабилитации. Психологические вмешательства в медицине (клинико-психологические вмешательства) выполняют функции профилактики, лечения, реабилитации и развития. И психологическая коррекция, и психологическое вмешательство, используемые с целью лечения, выполняют психотерапевтическую функцию. Очевидно, что по существу эти понятия совпадают. Также требуют разграничения понятия «психологическая (клинико-психологическая) коррекция» и «психологическое (клинико-психологическое) вмешательство)» с понятием «психотерапия»: психотерапия является одной из функций или одной из целей психологической коррекции или психологического вмешательства в клинике (клинико-психологического вмешательства).

 

2. Цели, задачи и содержание психолого-педагогической коррекции

Одно из значений термина «коррекция» в переводе с латинского языка – поправка, частичное исправление или изменение (лат. correctio). Под психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза.

Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция: основные понятия, цели, задачи, направления и методы