Психолого-педагогическая коррекция тревожности у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:23, реферат

Краткое описание

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином "anxiety", что переводится на русский как "тревожность", "тревога". В русском языке это разные слова, и следует отличать тревогу от тревожности. "Если тревога – это проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность, является устойчивым состоянием".

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 45.50 Кб (Скачать файл)

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место  занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических  состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином "anxiety", что переводится на русский как "тревожность", "тревога". В русском языке это разные слова, и следует отличать тревогу от тревожности. "Если тревога – это проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность, является устойчивым состоянием".

По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется, как свойство человека приходить в состояние  повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических  социальных ситуациях.

В.В. Давыдов трактует тревожность, как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают.

Из определения понятий  следует, что тревожность можно  рассматривать как: психологическое  явление; индивидуальную психологическую  особенность личности; склонность человека к переживанию тревоги; состояние  повышенного беспокойства.

Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это – проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т. д.), то следует говорить о тревожности.

В основном педагогами-психологами принято классифицировать тревожность на два основных вида.

Первый из них, это так называемая, ситуативная тревожность, то есть порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникнуть у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только, является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции.

Другой вид, так называемая, личностная тревожность. Она может рассматриваться  как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как враждебный. Если данный вид тревожности закрепляется у ребенка в процессе становления характера, то формируется заниженная самооценка и негативное восприятие окружающего мира.

У детей дошкольного возраста чаще доминирует ситуативная тревожность.

После исследования психолого-педагогической литературы, я пришла к выводу, что  следует разделять понятия "тревожность", "тревога" и "страх".

Тревога – это состояние повышенного  беспокойства, которое проявляется не всегда и иногда в тех же жизненных ситуациях человек остается спокойным. В свою очередь если состояние тревоги повторяется часто, то мы говорим уже о тревожности.

Другими словами, тревога – состояние  некоторого волнения и она не постоянна, а тревожность – это устойчивое состояние повышенного беспокойства. Страх же будет, является реакцией на конкретную определенную опасность.

В некоторых исследованиях  страх рассматривается как фундаментальная  эмоция, а тревожность – как  формирующееся на его основе, часто в комбинации с другими базовыми эмоциями, более сложное эмоциональное образование.

Причины возникновения дошкольной тревожности разнообразны, но выделим  основные:

- нарушение детско-родительских  отношений

- завышенные требования со стороны воспитателей, учителей, педагогов и родителей

- нарушение отношений со сверстниками

- нарушения здоровья в физико-психической  сфере

Это все относительно обратимо при проведении соответствующих  психолого-педагогических мероприятий, а также, если педагоги и родители, воспитывающие такого ребенка, будут соблюдать нужные рекомендации.

Многие авторы рассматривают  возможность коррекции уровня тревожности  у детей различными методами, но мы остановимся подробнее на методе сказкотерапия.

Существует немало людей, у которых термин "сказкотерапия" вызывает улыбку и несерьезное отношение, они считают это "детским" методом. Но, познакомившись со сказкотерапией поближе, большинство из них изменяют свое мнение. Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике.

Сказкотерапия – это и "открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими", и "процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем", и "процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни".

Сказкотерапия, как направление  практической психологии привлекательно еще и тем, что имеет немного  ограничений по сравнению с другими подходами. Так, например, у нее нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, легенда, басня, баллада, песня и т. д. Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов. Но, важно помнить, что в каждом случае свои комбинации, акценты.

И еще один главный  момент в том, что в сказкотерапии, конечно важно само действие, но еще более важно последствие. Именно последействие сказкотерапии  является мощной силой, стимулирующей развитие, не зависящее от психолога, а именно собственное развитие.

Известно, что у детей  примерно до 10-12 лет преобладает "правополушарный" тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития информация должна быть передана через яркие образы. Вот поэтому сказочные истории и являются лучшим способом передачи ребенку знаний об окружающем мире.

Современная сказкотерапия "трех лика". Она имеет "лик" диагностический (арсенал проективных методик для исследования человека), "лик" воздействующий и "лик" профилактический (или развивающий).

Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью  пяти видов сказок: художественных, дидактических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных. Для каждой ситуации, случая консультирования либо подбираются, либо специально сочиняются соответствующие сказки. Поэтому подготовка сказкотерапевтов процесс творческий, увлекательный, но не простой.

Таким образом, на мой  взгляд, сказкотерапия в коррекции  детской тревожности, является самым безопасным и интересным методом. С помощью сказки мы можем понять и обсудить с ребенком причины его неуверенности, тревожности, боязливости, и что немало важно ребенок перерабатывает свою проблему через собственный эмоциональный фон.

 

Список использованной литературы:

1. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576с.

2. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте, (психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968. – 235с.

3. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. – Л.: Медицина, 1990. -176с.

4. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2000г.

5. Козлова Е. В. Тревога как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации. Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. Ставрополь, 1997.

6. Савина Е. Тревожные дети / Дошкольное воспитание – 1996. – №4.

7. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 1997. – 332с.

8. Юрчук В.В. Соврем. словарь по психологии. – Мн.: Элайда, 2000. – 704 с.

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский  государственный университет»

Факультет дошкольного  образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Психолого-педагогическая коррекция тревожности  у детей»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 4 курса 402группы

Романова А.В.

Проверила Степанова Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Магнитогорск

2012г.


Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция тревожности у детей