Донбасский
государственный педагогический университет
Реферат
на тему:
«Психолого-педагогические
идеи А.Н.
Леонтьева»
Выполнила:
студентка 2 курсу, 1 группы
физико-математического
факультета
Кондакова Диана
План
Введение
1. Творческий путь А.Н. Леонтьева
2. Учение А.Н. Леонтьева
3. Теория личности А.Н. Леонтьева
Заключение
Список литературы
Введение
Алексей Николаевич
Леонтьев (1903–1979) – российский психолог;
доктор психологических наук, профессор,
действенный член АНП РСФСР (1950), АПН СССР
(1968), Почетный член Венгерской академии
наук (1937), Почетный доктор Парижского
университета (1968). Разработал общепсихологическую
теорию деятельности. Основные научные
труды: «Развитие памяти» (1931), «Восстановление
движения» совместно с А.В. Запорожцем
(1945), «Очерк развития психики» (1947), «Потребности
и мотивы деятельности» (1956), «Проблемы
развития психики» (! 959, 1965), «Об историческом
подходе к изучению психики человека»
(1959), «Потребности, мотивы и эмоции» (1971),
«Деятельность. Сознание. Личность» (1975).
1.Творческий путь
А.Н. Леонтьева
Алексей Николаевич Леонтьев сделал
деятельность предметом и методом психологического
исследования. Он назвал категории деятельности
сознания и личности как «наиболее важные
для построения непротиворечивой системы
психологии как конкретной науки о порождении,
функционировании и строении психического
отражения реальности, которое опосредствует
жизнь индивидов».Разработанная Леонтьевым
общепсихологическая теория деятельности
является важнейшим достижением советской
психологической науки, а сам Леонтьев
– крупным теоретиком, одним из создателей
советской психологии. На материале теоретических
и экспериментальных исследований он
показал объяснительную силу деятельности
для понимания центральных психологических
проблем: сущности и развития психики
сознания, функционирования различных
форм психического отражения личности.
В разработке проблемы деятельности Леонтьев
исходил из культурно-исторической концепции
психики Л.С. Выготского. Он считал, что
марксистско-ленинская методология позволяет
проникнуть в действительную природу
психики, сознания человека, а в теории
деятельности видел конкретизацию марксистско-ленинской
методологии в области психологии.
Истоки его исследований восходят к началу
30-х гг., когда Леонтьев возглавил группу
психологов в Харькове. В ее состав входили
А.В. Запорожец, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин,
П.И. Зинченко, Г.Д. Луков, В.И. Аснин. Для них
центральной стала проблема практической
деятельности и сознания, которая рассматривалась
Леонтьевым «необходимой линией движения
психологического исследования». Производилось
изучение структуры детской деятельности,
ее средств, цели, мотива и изменения в
процессе развития ребенка.
В конце 30-х гг. А.Н. Леонтьев обращается
к проблемам развития психики: исследует
генезис чувствительности, развитие психики
животных. Итогом этих работ явилась докторская
диссертация «Развитие психики» (1946). Здесь
была разработана концепция стадиального
развития психики в процессе эволюции
животного мира, исходя из изменения в
этом процессе характера связей животных
с окружающими условиями. Каждая новая
ступень рассматривалась как переход
к новым условиям существования и шаг
в усложнении физической организации
животных. Выделенные Леонтьевым стадии
в развитии психики – элементарной сенсорной
психики, перцептивной и стадии интеллекта
– в последующих исследованиях получили
дальнейшую разработку и конкретизацию.
Во время Великой Отечественной войны
А.Н. Леонтьев, будучи научным руководителем
эвакуационного госпиталя на Урале, возглавил
работу по восстановлению утраченной
гностической чувствительности и движений
после ранений путем специальной организации
осмысленной предметной деятельности
раненых. Хотя этот цикл исследований
преследовал практические цели, одновременно
он подводил к систематическому изучению
теоретической проблемы о решающей роли
деятельности и действия в психическом
развитии.
В статьях 1944–1947 гг., посвященных развитию
психики в онтогенезе, проблема деятельности
получает специальную разработку. Было
сформулировано понятие ведущей деятельности,
положенное в основу при изучении периодизации
психического развития ребенка (А.Б. Эльконин),
исследована игра как ведущая деятельность
в дошкольном возрасте. Было произведено
различение деятельности (и мотива) и действия
(и цели), операций или способов выполнения
действия, описывались динамика их взаимоотношений
в процессе реальной жизнедеятельности
ребенка; был раскрыт механизм сдвига
мотива на цель как механизм процесса
рождения новых деятельностей; вводилось
различение «только понимаемых мотивов»
и мотивов, реально девствующих». Описывалось
превращение действия в операцию. На примере
учебной деятельности была раскрыта психологическая
характеристика сознания, в частности,
показана несводимость сознания к знанию
смысла к значению.
Эти исследования составили основу психологического
учения А.Н. Леонтьева о деятельности ее
структуре, ее динамике, ее различных формах
и видах, окончательный вариант которого
дан в работе «Деятельность. Сознание.
Личность». Согласно этой концепции, деятельность
субъекта является тем содержательным
процессом, в котором осуществляются реальные
связи субъекта с предметным миром и который
опосредствует связи между воздействующим
объектом и субъектом. Деятельность включена
в систему общественных условий. Основной
характеристикой деятельности является
ее предметность – деятельность определяется
предметом, подчиняется, уподобляется
ему: предметный мир «втягивается» в деятельность
и отражается в его образе, в том числе
в эмоционально-потребностной сфере. Образ
порождается предметной деятельностью.
Таким образом, психика рассматривается
как процессы субъективного отражения
объективного мира порождаемые материальной
практической деятельностью. Формой существования
образа в индивидуальном сознании являются
значения языка. В сознании обнаруживается
также чувственная ткань, т.е. чувственные
образы и личностные смыслы, которые придают
сознанию пристрастный характер. Исследование
всех этих составляющих сознания отражены
в ряде публикаций.
Деятельность имеет сложную структуру.
различаются деятельность и соответствующий
ей мотив, действие и соответствующая
ему цель, операции и соответствующие
им способы осуществления действия, физиологические
механизмы, реализаторы деятельности.
Между компонентами деятельности существуют
переходы и трансформации. Анализ образующих
деятельность единиц привел к выводу о
единстве строения внешней и внутренней
деятельности в форме которой существует
психическое. Показаны переходы от внешней
деятельности к внутренней (интериоризация)
и от внутренней – к внешней (экстериоризация).
Так преодолевалась мистификация психики,
сознания.
Деятельность предполагает субъекта
деятельности, личность. В контексте теории
деятельности различаются образования
«индивид» и «личность». Личность является
продуктом всех отношений человека к миру,
реализуемых совокупностью всех разнообразных
деятельностей. Основными параметрами
личности являются широта связей человека
с миром, степень их иерархизированности
и общая их структура. Подход к изучению
личности с позиции теории деятельности
успешно развивается в советской психологии.
2. Учение А.Н. Леонтьева
Основные теоретические положения
учения А.Н. Леонтьева:
- психология – это конкретная
наука о порождении, функционировании
и строении психического отражения реальности,
которое опосредует жизнь индивидов;
- объективным критерием
психики является способность живых
организмов реагировать на абиотические
(или биологически нейтральные) воздействия;
- абиотические воздействия выполняют
сигнальную функцию по отношению к биологически
значимым раздражителям:
- раздражимость – это способность живых организмов
реагировать на биологически значимые
воздействия, а чувствительность – это способность организмов
отражать воздействия, биологически нейтральные,
но объективно связанные с биологическими
свойствами;
- в эволюционном развитии психики
выделяются три стадии: 1) стадия элементарной
сенсорной психики, 2) стадия перцептивной
психики, 3) стадия интеллекта;
- развитие психики животных –
это процесс развития деятельности;
- особенностями деятельности
животных являются:
а) вся активность животных определяется
биологическими моделями;
б) вся деятельность животных ограничена
рамками наглядных конкретных ситуаций;
в) основу поведения животных во всех
сферах жизни, включая язык и общение,
составляют наследственные видовые программы.
Научение у них ограничивается приобретением
индивидуального опыта, благодаря которому
видовые программы приспосабливаются
к конкретным условиям существования
индивида;
г) у животных отсутствует закрепление,
накопление и передача опыта в материальной
форме, т.е. в форме материальной культуры;
- деятельность субъекта является
тем содержательным процессом, в котором
осуществляются реальные связи субъекта
с предметным миром и который опосредует
связи между объектом и воздействующим
на него субъектом;
- деятельность человека включена
в систему общественных отношений и условий;
- основной характеристикой деятельности
является ее предметность; деятельность
определяется предметом, подчиняется,
уподобляется ему;
- деятельность – это процесс взаимодействия живого
существа с окружающим миром, позволяющий
удовлетворять ему свои жизненно необходимые
потребности;
- сознание не может рассматриваться
как замкнутое в самом себе: оно должно
быть введено в деятельность субъекта;
- поведение, деятельность нельзя
рассматривать в отрыве от сознания человека
(принцип единства сознания и
поведения, сознания и деятельности);
- деятельность это активный,
целенаправленный процесс (принцип активности деятельности);
- действия человека предметны;
они реализуют социальные цели (принцип предметности человеческой деятельности
и принцип ее социальной обусловленности).
А.Н. Леонтьев о структуре деятельности
- деятельность человека имеет
сложное иерархическое строение и включает
следующие уровни: I – уровень особых деятельностей
(или особых видов деятельности); II – уровень
действий; III – уровень операций; IV – уровень
психофизиологических функций;
- деятельность человека неразрывно
связана с его потребностями и мотивами. Потребность – это состояние человека, выражающее
его зависимость от материальных и духовных
предметов и условий существования, находящихся
вне индивида. В психологии потребность
человека рассматривается как переживание
нужды в том, что необходимо для продолжения
жизни его организма и развития его личности. Мотив – это форма проявления потребности,
побуждение к определенной деятельности,
тот предмет, ради которого осуществляется
данная деятельность. Мотив по А.Н. Леонтьеву – это опредмеченная потребность;
- деятельность как целое – это единица жизни
человека, активно отвечающая определенному
мотиву;
- тот или иной мотив побуждает
человека к постановке задачи, к выявлению той цели, которая, будучи представлена в определенных условиях, требует выполнения действия, направленного на создание или получение предмета, отвечающего требованиям мотива и удовлетворяющего потребность. Цель – это представляемый им мыслимый
результат деятельности;
- действие как составная часть деятельности
отвечает осознаваемой цели. Любая деятельность
осуществляется в форме действий или цепи
действий;
- деятельность и действие жестко
не связаны между собой. Одна и та же деятельность может реализовываться разными действиями, и одно и то же действие может входить в различные виды деятельности;
- действие, имея определенную
цель, осуществляется разными способами
в зависимости от тех условий, в которых
это действие совершается. Способы осуществления. действия называются операциями.
- Операции – это преобразованные, ставшие
автоматизированными действия, которые,
как правило, не осознаются. Например:
когда ребенок учится писать буквы, это
написание буквы является для него действием,
направляемым сознательной целью – правильно
написать букву. Но, овладев этим действием,
ребенок использует написание букв как
способ для написания слов и, следовательно,
написание букв превращается из действия
в операцию;
- операции бывают двух видов:
первые возникают из действия путем их
автоматизации, вторые возникают путем
адаптации, прилаживания к окружающим
условиям, путем непосредственного подражания;
- цель, данная в определенных
условиях, в теории деятельности называется задачей;
- соотношение структурного и
мотивационного компонентов деятельности.
А.Н. Леонтьев о трансформации
деятельности
- деятельность может утратить
свой мотив и превратиться в действие,
а действие, при изменении его цели, может
превратиться в операцию. В данном случае
говорят об укрупнении единиц
деятельности. Например, при обучении управлению автомобилем первоначально каждая операция (например, переключение передач) формируется как действие, подчиненное сознательной цели. В дальнейшем это действие (переключение передач) включается в другое действие, имеющее сложный операционный состав, например, в действие изменения режима движения. Теперь переключение передач становится одним из способов его выполнения – операцией, его реализующей, оно уже перестает осуществляться в качестве особого целенаправленного процесса: его цель не выделяется. Для сознания водителя переключение передач в нормальных условиях как бы вовсе не существует;
- результаты составляющих деятельность
действий при некоторых условиях оказываются
более значительными, чем мотив деятельности,
в которую они включены. Тогда действие
становится деятельностью. В данном случае
говорят о дроблении единиц
деятельности на более мелкие единицы. Так,
ребенок может своевременно выполнять
домашние задания первоначально лишь
для того, чтобы пойти гулять. Но при систематическом
обучении и получении положительных отметок
за свою работу повышающих его ученический
«престиж», у него пробуждается интерес
к изучаемым предметам, и он начинает готовить
теперь уроки, чтобы лучше разобраться
в содержании материала. Действие приготовления
уроков обрело свой мотив и стало деятельностью.
Этот общепсихологический механизм развития
действия А.Н. Леонтьев назвал «сдвигом мотива на
цель» (или превращением цели в мотив). Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную силу, т.е. сама становится мотивом. Дробление единиц деятельности может проявляться и в превращения операций в действия. Например, в ходе разговора человек не может найти нужного слова, т.е. то, что было операцией, стало действием, подчиненным осознаваемой цели [1].
А.Н. Леонтьев о сущности и структуре
сознания
- сознание в своей непосредственности
есть открывающаяся субъекту картина
мира, в которую включен и он сам, его действия
и состояния;
- первоначально сознание существует
лишь в форме психического образа, открывающего
субъекту окружающий его мир, деятельность
же остается практической, внешней. На
более позднем этапе предметом сознания
становится также и деятельность: осознаются
действия других людей, а через них и собственные
действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или звуковой речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме, в «плане сознания». Сознание – образ становится также сознанием – деятельностью. Именно в этой своей полноте сознание и начинает казаться эмансипированным от внешней, чувственно-практической деятельности, более того, – управляющим ею;
- другое капитальное изменение
претерпевает сознание в ходе исторического
развития. Оно заключается в разрушении
первоначальной слитности сознания трудового
коллектива (например, общины) и сознания
образующих его индивидов. В то же время
психологические особенности индивидуального
сознания только и могут быть поняты через
их связи с теми общественными отношениями,
в которые вовлечен индивид;
- структура сознания включает: чувственную ткань сознания,
значения и личностные смыслы;
- чувственная ткань сознания образует чувственный состав
конкретных образов реальности, актуально
воспринимаемой или всплывающей в памяти,
относимой к будущему или только воображаемой.
Образы эти различаются по своей модальности,
чувственному тону, степени ясности, большей
или меньшей устойчивостью и т.д.;
- особая функция чувственных
образов сознания состоит в том, что они
придают реальность сознательной картине
мира, открывающейся субъекту. Именно
благодаря чувственному содержанию сознания
мир выступает субъекта как существующий
не в сознании, а вне его сознания – как
объективное «поле» и объект его деятельности;
- чувственные образы представляют
всеобщую форму психического отражения,
порождаемого предметной деятельностью
субъекта. Однако у человека чувственные
образы приобретают новое качество, а
именно – свою означенность. Значения и являются важнейшими «образующими» человеческого сознания.
- значения преломляют мир в сознании человека,
Хотя носителем значений является язык,
но язык – не демиург значений. За языковыми
значениями скрываются общественно выработанные
способы (операция) действия, в процессе
которых люди изменяют и познают объективную
реальность;
- в значениях представлена преобразованная
и свернутая в материи идеальная форма
существования предметного мира, его свойств,
связей и отношений раскрытых совокупной
общественной практикой. Поэтому значения
сами по себе, т.е. в абстракции от их функционирования
в индивидуальном сознании, столь же «не
психологичны» как и та общественно познанная
реальность, которая лежит за ними;
- следует различать осознаваемое
объективное значение и его значение для
субъекта. В последнем случае говорят
о личностном смысле. Другими словами личностный смысл – это значение того или иного
явления для конкретного человека. Личностный
смысл и создает пристрастность сознания.
В отличие от значений личностные смыслы
не имеют своего «психологического существования»;