Психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 16:03, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Актуальность данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества обозначенного контингента школьников имеющих отклонения в поведении. Поэтому вопрос о предупреждении девиантного поведения подростков – один из ведущих факторов образовательного учреждения. В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………...3
ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1.Проблема девиантного поведения в современной литературе……….…..8
1.2.Особенности проявления девиантного поведения подростков………….24
1.3.Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения подростков………………………………………………………………………..32
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8-го КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Организация исследования…………………………………………………46
2.2. Методика проведения исследования………………………………………48
2.3. Анализ полученных результатов исследования…………………………..58
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
3.1. Цели, задачи, этапы опытно-экспериментального исследования……….73
3.2. Методика работы по предупреждению девиантного поведения………..76
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования………103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...117
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

старый 2003.docx

— 258.73 Кб (Скачать файл)

На основе систематики формирования психопатий П.Б. Ганнушкина систематизировала факторы, влияющие на возникновение и развитие акцентуаций характера у подростков.

Среди биологических факторов, приводящих к акцентуациям характера, выделяют (56, С. 120):

1. Действия  пренатальных, натальных и ранних  постнатальных вредностей на  формирующийся в раннем онтогенезе  мозг (онтогенез – процесс развития  индивидуального организма от  зачатия до смерти). К таким  вредностям относят тяжелые токсикозы  беременности, родовые травмы, внутриутробные  и ранние мозговые инфекции, тяжелые  истощающие соматические (от греч. soma – тело) заболевания.

2. Неблагоприятная  наследственность, которая включает  в себя определенный тип высшей  нервной деятельности, алкоголизм  родителей, предопределяющий тип  акцентуации характера.

3. Органические  повреждения головного мозга, т.е. черепно-мозговые травмы, мозговые  инфекции и т.п.

4. «Пубертатный  кризис», обусловленный неравномерностью  развития сердечно-сосудистой и  костно0мышечной системы, отягощенный  физическим самочувствием, повышенной  активностью эндокринной системы  и уже упоминавшейся среди  предпосылок девиантного поведения  «гормональной бурей».

К социально-психологическим факторам следует отнести (56, С. 121):

1. Нарушения  воспитания подростка в семье. Влияние семейной среды на  формирование личности является  наиболее важным в силу того, что семья служит основным  общественным институтом социализации  личности.

2. Школьная  дезадаптация. В подростковом возрасте  падает интерес к учебе в  силу изменения ведущего вида  деятельности (согласно теории возрастной  периодизации Д.Б. Эльконина). В психологии  предпринимались попытки выделения  специфических школьных трудностей. С точки зрения одного из  исследователей этой проблемы  Д. Скотта, «…характер дезадаптации  ребенка в школе можно определить  по форме дезаптированного поведения, а именно: по депрессивому состояния, по проявлениям тревожности и  враждебности по отношению к  взрослым и сверстникам, по степени  эмоционального напряжения, по отклонениям  в физическом, умственном и сексуальном  развитии, а также по проявлениям  асоциальности под влиянием неблагоприятных  условий среды».

3. Подростковый  кризис. В 12-14 лет в психологическом  развитии наступает переломный  момент – «подростковый кризис». Это пик «переходного периода  от детства к взрослости». Согласно  Э. Эриксону, происходит кризис идентичности  – распад детского «я» и  начало синтеза нового взрослого  «я». В этот период процессу  познания самого себя придается  всеподавляющее значение. Именно  этот процесс, а не факторы  окружающей среды, рассматриваются  как первоисточник всех трудностей  и всех нарушений у подростков. У них развивается самосознание, стремление к самоутверждению; их  не устраивает отношение к  себе как к детям, что приводит  к аффективным вспышкам и конфликтам, которые могут быть как межличностными, так и внутриличностными.

4. Психическую  травму. Психосоциальную дезадаптацию  могут вызвать отдельные психические  состояния, спровоцированные различными  психотравмирующими обстоятельствами (конфликты с родителями, друзьями, учителями, неконтролируемое эмоциональное  состояние, вызванное влюбленностью, переживанием семейных разладов  и т.п.).

Таким образом, причинами изменения личности подростка являются социальные и биологические факторы, которые действуют не изолированно, а тесно взаимодействуют.

В специальной литературе описаны две классификации типов акценуаций характеров – первая предложена К. Леонгардом, а вторая А.Е. Личко. У названных ученых классификационные группы отличаются своими наименованиями, но в их содержании много общего. В классификации К. Леонгарда отсутствуют довольно распространенные в подростковом возрасте неустойчивый и конфорный типы, а также астено-невратический тип, а в классификации А.Е. Личко – дистимический, застревающий, оба они в подростковом возрасте практически не встречаются (73, С. 140).

В классификации акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А.Е. Личко, выделяют следующие типы: гипертивный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, истероидный, неустойчивый, эпилептоидный, конформный. При дальнейшем изложении большинство вышеперечисленных понятий будут нами использоваться, мы не останавливаемся здесь на их содержательном раскрытии, так как по ходу дальнейшего изучения там, где это необходимо, будем обращать внимание на отдельные особо важные особенности того или иного типа.

У подростков кроме «чистых» наблюдаются и смешанные типы характеров. Иногда их формирование (тоже) определяется генетическими факторами, возможно и условиями развития в раннем детстве. К такого рода темпам относятся: конформно-гипертивный, сочетания лабильного типа с циклоидным, астено-невротическим и сенситивным; астено-невротического типа с сенситивным и психоастеническим; шизоидного типа с сенситивным, психастеническим, эпилептоидным и истероидным; истероидного типа с эпилептоидным. Такие сочетания носят название промежуточных типов.

Смешанный тип может сформироваться и как результат накладывания черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу каких-либо хронических действующих психогенных факторов. Такие смешанные типы называют амальгамные. Здесь также возможны далеко не все, а лишь некоторые наслоения одного типа на другой. Гипертивно- неустойчивый и гипертимно-истероидный типы представляют собой присоединение неустойчивых или истероидных черт к гипертимной основе. Лабильно-истероидный тип обычно бывает следствием наслоения истероидности на эмоциональную лабильность, а шизоидно-неустойчивый и эпилептоидно-неустойчивый – неустойчивости на шизоидную или эпилептоидную основу. Последнее сочетание отличается повышенной криминогенной опасностью. При истероидно-неустойчивом типе неустойчивость является лишь формой выражения истероидных черт. Конформно-неустойчивый тип возникает как следствие воспитания конформного подростка в асоциальном окружении. Развитие эпилептоидных черт на основе конформности возможно, когда подросток вырастет в условиях жестоких взаимоотношений. Другие сочетания практически не встречаются.

Именно акцентуации характера по мнению А.Е. Личко, делают подростковый возраст «трудным». А поэтому очень уместен вопрос о распространенности того или иного типа акцентуации среди подростков. И здесь наблюдается интересная закономерность, отмеченная И.А. Горьковой. Если в 1985 году акцентуации характера фиксировались у 52-62% социально-адаптированных подростков (данные Н.Л. Иванова), то в 1989 году акцентуации отмечались у 97% подростков, а в 1996 году – у 96%.

Таким образом, акцентуации стали характерной особенностью подросткового возраста.

По различным данным исследования А.А. Вдовиченко, А.А. Реана наиболее часто девиантное поведение встречается среди подростков с акцентуациями неустойчивого, эпилептоидного, шизоидного и гипертивного типов. Среди смешанных типов часто встречаются эпилептоидно-неустойчивый (73, С. 142).

Таким образом, в динамике акцентуаций можно говорить о таком феномене, как заострение в подростковом возрасте черт акцентуированного характера и возникновение на этом фоне девиаций поведения. В связи с этим остро встает вопрос о профилактике девиантного поведения у подростков.

 

1.3. Основные направления и формы  предупреждения девиантного поведения  подростков

При предупреждении отклоняющегося поведения, по мнению А.Е. Личко, В.В. Ковалева, нужно направлять работу на факторы, причины приводящие к возникновению и развитию типа акцентуации характера, которые влияют на возможные отклонения в поведении.

Выделяют два вида факторов (56, С. 120-121):

- биологические (неблагоприятная наследственность; органические повреждения головного  мозга; «пубертатный кризис», обусловленный  неравномерностью развития сердечно-сосудистой  и костно-мышечной систем, отягощенный  физическим самочувствием, повышенной  активностью эндокринной системы);

- к  социально-психологическим факторам  следует отнести (нарушения воспитания  подростка в семье; школьная дезадаптация; подростковый кризис – это  пик «переходного периода от  детства к взрослости»; психическая  травма спровоцированная различными  обстоятельствами: конфликты с родителями, с друзьями, переживание семейных  разладов и т.п.).

Психолого-педагогическое предупреждение – это система профилактических мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей (61, С. 23).

Профилактика девиантного поведения – это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение (41, С. 159).

Некоторые авторы (С.Я. Улицкий и др.) все профилактические мероприятия условно делят на общие и специальные. К общим относят политические и социально-экономические мероприятия. Специальные мероприятия, базируясь на общих, тем не менее имеют некоторые особенности при различных формах девиантного поведения.

Н.Я. Копыт, П.И. Сидоров (1986) выделяют следующие основные направления профилактики пьянства и алкоголизма: психо-гигиеническое, педагогическое, медико-социальное, здравоохраненческое, административно-правове и экономическое.

Имеют свои особенности системы мероприятий, направленных на профилактику правонарушений (В.А. Пискарев, А.И. Долгова, В.Н. Кудрявцев), суицидов (А.Г. Амбрумова), сексуальные девиации (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган) и т.д. Однако для всех предлагаемых систематик характерны схематизм и условность.

Предупреждение девиантных форм поведения должно быть этиологичным, комплексным, дифференцированным и поэтапным, а главное – носить систематический и наступательный характер (67, С. 12).

Этиологичность предупреждения заключается в воздействии на основные факторы (социальные, психологические, биологические), способствующие формированию отклоняющихся форм поведения.

Предупреждение девиантных форм поведения должно проводится дифференцированно в отношении подростков и взрослых, учащихся и родителей, а также учитывать, направлены ли эти меры на здоровых людей или на лиц, неустойчивых в нервно-психическом отношении.

И наконец, предупреждение нарушений поведения должно быть последовательной и поэтапной. Согласно терминологии ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика (предупреждение) является наиболее массовой и эффективной. Мероприятия первичной профилактики направлены на ликвидацию неблагоприятных факторов (социальных и биологических), влияющих на формирование девиантных форм поведения, или на повышение устойчивости личности к этим факторам. Главная задача вторичной профилактики – раннее выявление лиц с нарушением в поведении и проведение мероприятий, направленных на психолого-педагогическую коррекцию их поведения. Третичная профилактика – проблема целиком медицинская, направленная на лечение заболеваний, сопровождающихся нарушением поведения (41, С. 161). Ниже рассмотрим первичную и вторичную профилактику девиантного поведения.

Первичная профилактика включает в себя три основных направления: совершенствование социальной жизни людей; устранение социальных факторов, способствующих формированию и проявлению девиантного поведения; воспитание социально позитивно ориентированной личности.

Такая в основном социальная направленность первичной профилактики вполне оправдана. Если нарушения в поведении коренятся не во врожденных пороках, не в особенностях личности, а обусловленные в основном социальными причинами, то и борьба с этими девиантными формами поведения должна основываться прежде всего на нормализации социальной среды.

Особое значение среди факторов, влияющих на формирование «трудных» подростков, имеет окружающая подростка микросреда, и в первую очередь семья. В настоящее время принято различать гармоничные и негармоничные семьи. В рамках негармоничных семей выделяют (52, С. 81-83):

1. Деструктивная  семья отличается прежде всего  изолированностью отдельных ее  членов, которая препятствует взаимопониманию  и в то же время способствует  созданию атмосферы эмоционального  напряжения и конфликтности. Основной  порок деструктивной семьи –  отсутствие душевной близости, адекватных  эмоциональных контактов между  отдельными ее членами.

2. Распадающаяся  семья – семья в которой  конфликт между родителями достиг  апогея. Назревает распад семьи. Обычно в конфликт вовлечены  и дети. Подростки, как правило, болезненно  переживают распад семьи и  принимают обычно сторону одного  из родителей, чаще того, кого  считают обиженным.

3. Распавшая  семья – семья, которую один  из родителей покинул, но продолжает  поддерживать с ней контакты (так  называемые «приходящие» отцы  и матери).

4. Неполная  семья – семья, в которой отсутствует  один из родителей (чаще отец). В литературе существует тенденция  преувеличивать патогенное влияние  неполной семьи на формирование  «трудных» подростков. Очень часто  мать, если она психически больна  и не ведет асоциальный образ  жизни, воспитывает хороших, социально  адаптированных детей и без  отца.

5. Ригидная  псевдосолидарная семья отличается  наличием доминирующего лидера, которому безоговорочно подчиняются  все остальные ее члены. В такой  семье отсутствует эмоциональная  теплота.

Важный социальный фактор, способствующий формированию девиантного поведения, представляют собой неформальная группа с асоциальными и антисоциальными тенденциями.

Реакция группирования является естественной психологической реакцией в подростковом возрасте. На определенном этапе формирования личности подростка неформальная группа может стать главным регулятором девиантного поведения. Подросток, попавший в «группу риска», быстро приобщается к ее образу жизни и групповым «нормам» поведения (41, С. 172).

Формирование социального позитивно ориентированной личности включает в себя широкий круг мероприятия, среди которых с позиции профилактики девиантного поведения имеют нравственно-правовое, противоалкогольное и половое воспитание (82, С. 44).

Нравственно-правовое воспитание лежит в основе всех видов воспитания. Нравственность, или мораль, - совокупность исторически сложившихся принципов, норм, правил и предписаний, регулирующих поведение человека в различных областях его длительности. Нравственные нормы определяют позиции человека в его отношениях к другим людям, семье, обществу.

Нравственно-правовое воспитание должно проводиться в семье, школе, подростковом коллективе. Формы и методы его не могут быть строго стандартизированы, так как это только снижает эффективность. Любая другая, беседа, урок общественное воспитание (43, С. 78).

Информация о работе Психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков