Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:23, реферат
Целью: нашего исследования является определение психолого-педагогических условий успешного речевого развития ребенка, воспитывающегося в условиях детского дома ребенка.
Задачи: 1. Изучить теоретический аспект онтогенеза речевого развития.
2. Определить влияние социальной депривации на речевое развитие детей.
3. Продиагностировать уровень речевого развития.
План
Введение
Актуальность. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым, что крайне сложно в условиях Дома ребенка.
Целью: нашего исследования является определение психолого-педагогических условий успешного речевого развития ребенка, воспитывающегося в условиях детского дома ребенка.
Задачи: 1. Изучить теоретический аспект онтогенеза речевого развития.
2. Определить влияние социальной депривации на речевое развитие детей.
3. Продиагностировать уровень речевого развития.
Структура: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Теоретическая
база: Н. И. Жинкин, Лисина М.И., Запорожец
А.В., Л.Г.Соловьева. Е.Д.Дмитриева. А.Катаева,
Е.А.Стребелева, В.И.Лубовский.
Глава 1 Особенности обучения детей от 3-4 лет.
Начиная со второго полугодия третьего года жизни речь ребенка становится понятной для окружающих вне конкретной ситуации и речевого контекста, а это свидетельствует о том, что после 2,5 лет малыш овладевает необходимым минимумом речевых умений.
Исследователи фиксируют качественный скачок в развитии речи ребенка в период от 2,5 до 3 лет. Показатели речевого развития детей, характерные для этого возрастного этапа, действительно значительны.
Качественно меняется соотношение между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его «двигательным ответам» (малыш показывает нужный предмет, приносит игрушку и т. п.), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей его деятельностью, об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.1
Хорошо
развитое подражание и достаточный
уровень понимания речи обеспечивают
бурный рост словарного запаса. Если у
ребенка 2 лет он составляет примерно
300 слов, то к трем годам достигает
уже 1000 — 1200 слов. На четвертом году
словарь пополняется
На третьем году жизни дети часто используют глаголы. Активное употребление глаголов связано с совершенствованием умения общаться (дети начинают согласовывать друг с другом свои действия в игре). Кроме того, у ребенка формируется умение сопровождать речью свои действия. После 2,5 лет в активном словаре возрастает количество прилагательных и наречий; широко представлены местоимения (личные и притяжательные). Все это помогает малышу словесно оформлять впечатления от окружающего, делать простые обобщения, умозаключения.
На разных этапах младшего дошкольного возраста заметны различия в речевой активности детей. Средняя речевая активность (анализ самостоятельных высказываний ребенка за 30 мин игры) составляет 25 — 28 слов у детей 2 — 2,5 лет, 70 — 80 — у детей 2,5 — 3 лет, 110 — 115 — у детей 3 — 3,5 лет (данные Г.М. Ляминой).
На третьем году жизни ребенка начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой. Известный ученый-лингвист А.Н. Гвоздев подчеркивал, что этот процесс особенно бурно протекает опять-таки во второй половине третьего года. Данные исследований свидетельствуют о том, что возраст 3 — 4 года, открывающий третий период формирования грамматического строя речи (по А.Н. Гвоздеву), весьма незначительно отличается от возраста 2,5 — 3 года.
Во втором полугодии третьего года жизни дети активно осваивают служебные слова (союзы и предлоги), необходимые для выражения синтаксических отношений. В их речи появляются сложные союзные предложения, количество которых на протяжении четвертого года жизни существенно не меняется.2
В период
от 2,5 до 4 лет для звукопроизношения
детей характерны одни и те же особенности.
В эту пору — «период усвоения
звуков» (А.Н. Гвоздев) — наряду с
правильным произношением звуков наблюдаются
их искажение, пропуски, замена, смягчение.
Экспериментальная работа в детском саду выявила огромный интерес у детей третьего и четвертого года жизни к самым простейшим играм с куклами и другими игрушками.3
Было выявлено, что наиболее эффективны занятия, которые или целиком проходят в форме игры, или значительная часть которых отведена игре. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности — речевой или поведенческой (движения, действия и т. п.). С помощью игры легче выполнить программу по ознакомлению с окружающим, воспитанию звуковой культуры речи, развитию диалогической речи.
Вывод
по первой главе: В младшем дошкольном
возрасте овладение ребенком разнообразными
способами действий осуществляется на
основе подражания. Подчинение действий
ориентирующему образцу — основа для
умственного развития. Первые этические
и другие представления также складываются
в процессе усвоения малышом определенных
образцов. В играх образцы поведения усваиваются
детьми легче и прочнее.
Глава 2 Методики обучения.
2.1. Методика обучения в разновозрастных группах.
Обычно начиная с сентября в течение определенного отрезка времени дети всех возрастов так или иначе проходят адаптационный период. Малыши 2 — 2,5 лет, только что пришедшие в детский сад, привыкают к новым условиям жизни, а это чрезвычайно трудно. Дети 2,5 — 3 лет начинают участвовать в обще групповых занятиях, и очень важно, чтобы они понимали задания, которые дает воспитатель, и успешно выполняли их, испытывали удовлетворение от достигнутого. Дети 3,5 — 4 лет становятся самыми старшими в группе, и им предстоит научиться быть доброжелательными по отношению к младшим товарищам, стать для них первыми помощниками.4
Особое
внимание необходимо обратить на детей
3,5 — 4 лет — старшую и ведущую
подгруппу в разновозрастном
коллективе. К январю эта подгруппа
пополняется новыми детьми. В нее
следует определять и тех младших
по возрасту дошкольников, которые
опережают в развитии своих сверстников.
Успех совместных занятий определяется
тем, насколько умело воспитатель планирует
задания для детей разного возраста (2
— 2,5 лет, 3 — 4 лет, 4 — 4,5 лет), предусматривая
при этом игровое и речевое взаимодействие
двух и даже трех возрастных подгрупп.
2.2. Возрастные особенности.
Стремление
к самостоятельности
Доверие
и привязанность к воспитателю
- необходимые условия хорошего самочувствия
и развития ребенка в детском
саду. Младший дошкольник особенно
нуждается в материнской
К концу
младшего дошкольного возраста начинает
активно проявляться
Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую. 6
Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
Вывод по второй главе: В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
В 3-4 года
дети начинают усваивать правила
взаимоотношений в группе сверстников,
а затем косвенно контролироваться
взрослыми.
Заключение
На долю родителей выпадает наиболее трудная роль по развитию и подготовке аутичного ребенка к жизни.
Успех социальной адаптации аутичного ребенка, занимающегося в коррекционной группе либо другом специальном учреждении или на дому, тесно связан с возможностью координации действий родителей, врача, психолога и педагога.
Не
каждого аутичного ребенка
вспомогательной школы. Но и в случаях, когда он остается в пределах дома,
труд
специалистов работающих с ним и
родителей будет вознагражден тем,
что ребенок станет ровнее в поведении,
более управляем; у него разовьется интерес
к какой-либо деятельности, которая заменит
бесцельное времяпрепровождение и сделает
его поведение более целенаправленным,
эмоционально насыщенным и контактным.
Список литературы
1. А.Г. Асмолов. Психология личности. Издательство//М.1990-324с.
2. А.К.
Бондаренко. Словесные игры в детском
саду. Издательство//М. 1977-334с.
3. К.Б. Бархин. Развитие речи и изучение
художественных произведений. Издательство//М.1969-289с.
4. В.В. Гербова. Занятия по развитию речи с детьми 2 до 4 лет. Издательство//М.1993-300с.
5. Мерлин B.C. Психология индивидуальности. Издательство//Москва. 1996-380 c.