Психолого – педагогические основы преодоления агрессивности детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Проблема детской агрессивности в отечественной психологии не получила должного развития, более того, в течение долгих лет эта тема была практически закрытой. Детская агрессия изучалась только в связи с разрешением конфликтов, так как в науке главенствовала установка, что агрессивные реакции могут возникнуть только у педагогически запущенных детей. В последние годы существенно возрос научный интерес к проблемам детской агрессии. Учеными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Определение понятий агрессивности и агрессивного поведения . 1.1Понятие агрессивности и агрессивного поведения; 1.2 Типология агрессивного поведения Глава 2. Особенности агрессивности в детском возрасте
2.1 Развитие агрессивного поведения в детском возрасте
2.2Варианты проявления детской агрессивности Глава 3. Психолого – педагогические основы преодоления агрессивности детей
Заключение Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Варианты проявления детской агрессивности

Повышенная агрессивность в той или иной степени отличает большинство дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются... «Не знают как себя вести», по мнению взрослых, а вот когда узнают - присмиреют. Во многих случаях так и бывает: агрессивность уходит, уступая место более спокойным формам поведения. Однако есть и такие дети, у кого агрессивность не просто сохраняется, но и нарастает, становясь устойчивым качеством личности.. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.  Уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, которые способствуют проявлению агрессивности, что дети склонны к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только внешним поведением, но и психологическими характеристиками.          На первый взгляд, агрессивные дошкольники от своих сверстников отличаются мало. Уровень развития интеллекта у них в среднем соответствует возрастной норме, а у некоторых даже превышает ее произвольность поведения несколько ниже, но у некоторых она развита вполне.  У агрессивных детей часто наблюдаются те или иные нарушения развития эмоциональной сферы. Такие дети плохо чувствуют состояние других людей, не умеют и не любят сочувствовать, жалеть. Они часто грубы (но не злобны) в повседневном обращении, с трудом усваивают правила вежливости. Для них обычно интересны подвижные или настольные игры с четкими и несложными правилами. Играть в сложные сюжетно-ролевые игры с меняющимся эмоциональным наполнением ролей они не любят, так как чувствуют себя в таких играх малокомпетентными.  Большинство выражено агрессивных детей отличаются от сверстников по своим физическим показателям. Они либо крупнее, массивнее, либо, наоборот, мельче, чем другие дети. Иногда у таких детей снижен инстинкт самосохранения, и тогда они не только бросаются в драку с заведомо более сильным противником, но и залезают туда, откуда не могут, слезть, дразнят злую и опасную собаку и так далее. Но бывает и наоборот. Ребенок имеет вполне, развитый инстинкт самосохранения, и вся его агрессивность направлена только на слабых, на тех, кто заведомо не сможет дать ему должного отпора. Такой ребенок вполне пристойно ведет себя в присутствии отца, но, гуляя с бабушкой, может ударить ее по лицу песочной лопаткой. Никогда не тронет кошку, которая может оцарапать, но бьет ногой под брюхо безобидного спаниеля. Именно такой, второй тип агрессивности вызывает наибольшее число нареканий, наибольшее недоумение и раздражение.           Существует мнение, что агрессивных детей отличает неверная самооценка - завышенная или заниженная. Однако оказалось, что средний уровень самооценки агрессивных детей мало отличает их от остальных. Вместе с тем выяснилось, что у агрессивных детей более существенные расхождения между их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников. Достаточно высоко оценивая себя, эти дети явно сомневаются в том, что сверстники относятся к ним хорошо.  Они остро и напряженно переживают свою недооцененность, причем эти переживания, как правило, не соответствуют реальности.         По положению в группе сверстников агрессивные дети выделяются мало: среди них есть и предпочитаемые и отвергаемые сверстниками и даже лидеры. Следовательно, тут дело в субъективном восприятии ребенком отношение к себе: ему просто кажется, что его не ценят, не уважают, не видят его достоинств.          А вот что существенно отличает агрессивных детей, так это способ выхода из конфликтных ситуаций. Когда психолог показывает им картинки, на которых изображены такие ситуации (например, кто-то берет чужую игрушку, или рушит постройку других, или ломает игрушку), и спрашивает: а что ты сделал бы на месте того, кого обижают, практически все агрессивные дети отвечают: «Дам ботинком по животу», «Схвачу и посажу в клетку», «Убью». А остальные дети в большинстве случаев дают ответы более конструктивные («Починю», «Сделаю новую») и не связанные с насилием («Заплачу и пожалуюсь маме»). Показательно, что агрессивные дети приписывают изображенным персонажам враждебные намерения: «Он нарочно сломал», «Украл». Остальные же дети достаточно часто истолковывают те же сюжеты как бесконфликтные: «Случайно сломали домик, нужно починить», «Он поиграет и вернет».    Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Это отношение отражает особый склад личности, ее направленность, которая порождает ее специфическое восприятие другого как врага.       В научной литературе неоднократно отмечалось, что агрессивный человек имеет предвзятое мнение о том, что руководит поступками окружающих: он приписывает другим враждебные намерения и пренебрежение к себе. Эта же атрибуция враждебности фиксируется и у агрессивных детей, она проявляется в следующих фактах:     - в представлениях о своей недооценности со стороны сверстников;            -в приписывании другим агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций;                                                                                                                    -в реальном взаимодействии детей.         Всех агрессивных ребят объединяет одно общее свойство - неспособность понимать других людей. Оно не зависит ни от самооценки, ни от реального положения ребенка в группе. В его основе лежит особая структура самосознания ребенка: он фиксирован только на себе и изолирован от других . В мире и в других людях такой ребенок видит, прежде всего, себя и отношение к себе. Другие люди выступают для него как обстоятельства его жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести ему вред. Ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет такому ребенку увидеть другого во всей его полноте и целостности, пережить чувство связи и общности с ним. Поэтому для таких детей недоступно сочувствие, сопереживание или содействие.         Очевидно, что такое мировосприятие создает ощущение своего острого одиночества во враждебном и угрожающем мире, которое порождает все большее противостояние и отдаленность от других. Степень такого восприятия враждебности может быть различной, однако ее психологическая природа остается той же - внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим и невозможность видеть собственный мир другого человека.             В связи с этим можно выделить такие типы детской агрессии как:    - Гиперактивно-агрессивный ребенок.      Двигательно-расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными.  Агрессия проявляется в виде приставаний к другим детям, бессмысленных драк, неадекватных реакций, вспыльчивости, возбудимости, вторжения на чужую территорию, порчи имущества и так далее. Связано такое поведение, как правило, с трудностями адаптации ребенка к среде, которая предъявляет к нему слишком высокие для уровня зрелости требования. Ребенок не может структурировать свою деятельность, видеть в ней смысл, ставить цели. Для него мир - это хаос и он беспорядочно откликается на «что попало».                 - Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок.     В общих чертах обиду можно понимать как болезненное переживание человеком своего игнорирования или отвержения со стороны партнеров по общению. Это переживание включено в общение и направлено на другого. Явление обиды возникает в дошкольном возрасте. Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. В состоянии обиды ребенок не проявляет прямой или косвенной физической агрессии (он не дерется, не нападает на обидчика, не мстит ему). Для проявления обиды характерна подчеркнутая демонстрация своей "обиженности". Обиженный всем своим поведением показывает обидчику, что он виноват и ему следует просить прощения или как-то исправиться. Поведение детей в состоянии обиды имеет интересную и парадоксальную особенность. С одной стороны, это поведение носит явно демонстративный характер и направлено на привлечение внимания к себе. С другой стороны, дети отказываются от общения с обидчиком - молчат, отворачиваются, уходят в сторону. Отказ от общения используется как средство привлечения внимания к себе, как способ вызывания чувства вины и раскаяния у того, кто обидел.                          - Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением.  Такой ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, во взаимоотношениях с которыми что-то не так: редкое общение с ребенком; взрослые уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на других собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение.                                - Агрессивно-боязливый ребенок.        Боязнь, страхи заставляют ребенка «быть во всеоружии», то есть быть готовым отразить нападение или другую опасность. Враждебность, подозрительность - это средство защиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения». Как правило, страхи носят преувеличенный характер. Агрессивная реакция ребенка нередко бывает чрезмерной и опережающей.    - Агрессивно-бесчувственный ребенок.       Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка.

Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, то есть обиженному, плохо или больно [6].

Таким образом, сравнивая разные типы "проблемных" детей, можно видеть, что они существенно различаются по характеру своего поведения и по степени трудностей, которые они создают для окружающих. Одни из них постоянно дерутся, и приходится все время призывать их к порядку, другие всеми силами стремятся привлечь к себе внимание и выглядеть "хорошими", третьи прячутся от посторонних глаз и избегают всяких контактов.  Но, несмотря на эти очевидные различия в поведении детей, в основе почти всех проблем лежат сходные причины.      Главной причиной конфликтов ребенка с собой и с другими является сосредоточенность на собственной ценности и на том, "что я значу для других". Такой ребенок постоянно думает о том, как к нему относятся, или как его оценивают окружающие, и остро аффективно переживает их отношение. Его Я находится в центре его мира и сознания; он постоянно рассматривает и оценивает себя глазами других, воспринимает себя через отношение окружающих. При этом другие могут осуждать его или бояться, восхищаться его достоинствами или подчеркивать его недостатки, уважать или унижать его. Но во всех случаях он уверен, что окружающие думают только о нем, приписывает им определенное отношение к себе и переживает его как реальное.         Самоутверждение, демонстрация своих достоинств или сокрытие своих недостатков остается главным мотивом поведения, при этом другие люди сами по себе вовсе не интересуют ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Психолого – педагогические основы преодоления агрессивности детей.

 

Первым шагом на пути предупреждения и преодоления агрессивного поведения является попытка сдержать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением. Можно остановить его окриком, отвлечь игрушкой или каким-то занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту. Если агрессию предотвратить не удалось, надо показать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо, окружив при этом «жертву» повышенным вниманием и заботой. Ребенок должен четко уяснить, что сам он только проигрывает от таких поступков. В случае разрушительной агрессии взрослому следует выразить свое недовольство подобным поведением и предложить ребенку устранить учиненный им разгром.  Вербальную агрессию предотвратить трудно, и приходится реагировать на неё после того, как акт агрессии уже свершился. Если обидные слова ребенок адресует взрослому, то целесообразно проигнорировать их и при этом понять, что за чувства и ощущения стоят за ними. Если же ребенок оскорбляет других детей, посоветуйте им вежливо ответить обидчику.   Работая с детьми, нужно помнить, что проявление страха у окружающих перед агрессивным выпадом ребенка может только стимулировать его к агрессии. Конечная цель преодоления детской агрессивности состоит в том, чтобы ребенок понял, что есть иные способы проявления силы и привлечения внимания, вызывающие положительную реакцию окружающих.         Важным условием преодоления агрессивности является выявление конкретных её причин и доминирующих форм агрессивного поведения у того или иного ребёнка. Если агрессивность порождается неоптимальностью «Я – концепции» ребёнка, то основное внимание должно быть обращено на стабилизацию внутреннего мира, представления о себе, повышении уверенности. Там, где имеет место нарушение системы детско-родительских отношений, следует попытаться позитивно повлиять на данную сферу с целью коррекции самой системы отношений.      Независимо от выявленных причин психолого-педагогическая работа по преодолению агрессии должна соответствовать следующим условиям 1) положительное внимание и принятие личности ребенка со стороны взрослых (родителей и педагогов), поскольку это способствует установлению доверительного отношения ребенка ко взрослым, формирует самооценку ребенка, развивает эмпатию – этому способствуют такие формы работы, как совместные тренинги, совместные чтения, беседы и т.д.     2) сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля. Этому способствуют такие формы работы, как занятия пальчиковой гимнастикой, постановка с детьми спектаклей, релаксационные паузы для снятия напряжения, занятия психогимнастикой, беседы, проблемные ситуации и т.д.          3) расширение поведенческого репертуара детей, родителей и педагогов через развитие коммуникативных умений - совместные тренинги, этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе, проведение словесные и подвижных игр и эстафет, игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера, игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения и т.д.    Любая работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей и воспитателей ДОУ, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессивного ребенка и педагогами группы целесообразно проводить в двух направлениях:                                 - информирование – наглядная информация, лекции, сообщения на родительских собраниях и т.д.;                                                -  обучение эффективным способам общения с ребенком – лекции, семинары и диспуты, наглядная информация, индивидуальные беседы, тренинги детско-родительских отношений и т.д.      Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно, первый в его жизни), что взрослые бывают разные, а мир не только плох, что может положительно сказаться на базовом доверии ребенка к людям и миру в целом.  Основные усилия педагогов и родителей в области преодоления детской агрессии должны быть направлены на выявление причин возникновения агрессии и на поиск позитивных способов работы с гневом. Работа с ребенком должна вестись параллельно с работой со взрослыми: родителями, педагогами.         Какова тактика поведения взрослых в ситуации проявления ребёнком агрессивности? Специалисты рекомендуют в этом случае следующее.                 - Попытаться исключить ответную реакцию как со стороны детей, так и взрослого, проявить терпение; известно, что агрессивное поведение, не встречая отпора, постепенно стабилизируется, аффект затухает, тогда как всякая встречная агрессия или просто повышенная эмоциональная реакция являются питательной средой продолжения агрессии.     - Взрослый должен показать ребёнку, что агрессия вредит ему самому. Такую рациональную терапию нужно проводить не во время агрессивной вспышки, а по её окончании, когда аффект истощается. Важно показать ребёнку, что он теряет друзей , доброе расположение взрослых, к нему все начинают плохо относиться. Говорить это следует спокойно и доброжелательно, поощряя ребёнка на ответное общение и доброжелательность.      - Во время аффективной вспышки с проявлениями агрессии, например, разрушительности, можно попытаться переместить агрессию на другой объект без тяжёлых последствий: колотить лопаткой по песку, бить руками подушку и т.п.            - Стараться предупреждать предстоящую агрессию, например, у ребёнка что-то не получается в деятельности, он готов соответственно отреагировать; или вот-вот назреет конфликт в острой форме со сверстниками, воспитатель, должен разрядить ситуацию, помочь справиться с деятельностью, вовремя предотвратить конфликт, оказав помощь детям готовым вступить в него.

-Действенной формой предупреждения агрессии является отвлечение внимания, замещение негативной реакции на позитивную. Например, неожиданное использование похвалы за действие (находя в нём позитив), совершая которое, дошкольник и не подозревает, что оно будет положительно отмечено, или, используя юмор, добрую иронию, воспитатель может перевести в соответствующее русло и проявления агрессии. Можно указать и более специфичные пути предупреждения агрессивности. Например, формирование миролюбия как свойств личности.  1 Агрессивность поведения можно снизить, если эффективно  использовать внутригрупповые отношения детей, правильно  объединяя их для совместной деятельности. Известно, что в группе для агрессивного ребёнка обязательно найдётся сверстник, в отношении и взаимодействии с которым негативные формы поведения агрессивного ребёнка проявляются минимально. Кого и с кем необходимо объединять – мы рассмотрим при анализе симптомокомплекса «социальная импульсивность – социальная пассивность».                     2. Большое влияние на предупреждение или снижение агрессивности оказывают сказки с соответствующим сюжетом. Известно , что в сказках достаточно много агрессии: царя сварили в котле, Бабу Ягу сожгли в печке – этим самым наказывается зло, однако, зло можно наказать не только злом, нужно подвести детей к идее, как сделать (придумать другой вариант, другую концовку), чтобы был иной, более приемлемый выход из ситуации.   3. Широкие возможности имеют игры-драматизации, когда дети проигрывают какие-то ситуации берут на себя роли положительных и отрицательных героев. Агрессивного ребёнка чаще следует ставить в контрастные позиции: то в позицию агрессивного героя, то в позицию доброго. Это даёт возможность зафиксировать в сознании и подсознании разные позиции, понять ценность именно неагрессивного, ненасильственного поведения.            Для того чтобы действительно помочь детям, которые испытывают трудности в поведении, педагогу необходимо выполнять следующие рекомендации:                             - принимать ребенка таким, каков он есть;        - предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности;                          - расширяйте кругозор ребенка;                  - включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле;                               - игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.         Бороться с агрессией нужно:          - терпением - это самая большая добродетель, какая может быть у педагога;   - объяснением - подскажите ребенку, чем интересным он может заняться;      - поощрением - если вы похвалите своего воспитанника за хорошее поведение, то это пробудет в нем желание еще раз услышать эту похвалу Конечно же, любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в двух направлениях:                                    - информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих);                        - обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью.  Таким образом, нужна длительная работа, направленная как на устранение причин агрессии, так и выработку позитивный способов реагирования ребёнка на ситуацию, её провоцирующую.

 

Заключение

 

Агрессия - одно из наиболее ярких проявлений эмоции, характерных для всех возрастных групп, включая детей. Важнейшими факторами формирования агрессивных действий детей являются культурный контекст, родители и сам ребенок.       Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача заключается в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.          Общение ребенка с родителями, с воспитателем ,со сверстниками имеет большое значение. Возможность высказать наболевшее - первый шаг к преодолению агрессивного поведения. Ребенок проявляет агрессию не потому, что он плохой, а потому что ему требуется помощь.  Агрессивность - это, прежде всего, способ выражения своего протеста, гнева, которое является вторичным чувством. В его основе лежит обида, страх, боль, унижение, а они в свою очередь возникают из-за неудовлетворенности базисной потребности в любви и чувства нужности другому человеку.          Таким образом, зачастую агрессия не является целенаправленной, а выступает лишь как побочный эффект жизнедеятельности субъекта, который может даже и не иметь представления о том, что он поступает агрессивно. Ведь агрессивность вызывает не только отрицательные эмоции, но и положительные, такие как готовность защитить себя и окружающих от негативного вторжения, желание познать себя и окружающий мир, стремление к цели, к творческой деятельности, морально-волевым усилиям Социализация детской доброкачественной агрессивности, перевод ее в социальную активность, а не подавление, должны стать важнейшим условием успешной педагогической работы. Осуществить этот перевод можно следующим образом: сублимировать активно негативное поведение в игровую, трудовую, познавательную деятельность; перенести разрушительные действия с объектами на неживые (природные материалы, песок, воду, глину, пластилин и тому подобное); объяснить нецелесообразность поведения и поступков, ведущих к насилию и жестокости; выразить сопереживание и сочувствие пострадавшему; показать образец поведения, с помощью которого «гасятся» деструктивные действия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

2.  Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль/Л. Берковиц. - М., 2001. - 512с.

3.  Большая психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2007. - 544 с.

4.  Большая Российская энциклопедия: в 30 т./Пред. Науч. -ред. совета Ю.С. Осипов. - М.: Бол. Рос. Энциклопедия, 2004.

5.  Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия/Р. Бэрон [и др.] - СПб., 1997. - С.26.

6.  Вежновец, И.Программа "Развитие эмоциональной сферы" [текст] /И.Вежновец // Школьный психолог. - 2005. -№ 17-с.33-34.

7.  Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. Сред. пед.учеб. заведений/Сост И.В. Дубровина, А. М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 320с.

8.  Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? /Ю.Б. Гиппенрейтер; худож. Г.А. Карасева. - М.: АСТ: Астрель, 2008. -238 с.

9.  Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекация эмоционального мира дошкольников4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов/ Автор-составитель И.А. Пазухина. - Спб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2008. - 272с.

10.  Евсеева, В.П. Детская агрессия/В.П. Евсеева // 1000 советов. - 2006. - № 6. -с.12-13

11.  Клюева, Н.В., Филипова, Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет/Н.В. Клюева [и др.]. - Ярославль, 2001. - с.7-8

12.  Краткий психологический словарь/ Сост. Л.А. Карпенко; Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1985. -431с.

13.  Кордуэлл, М.Психология.А-Я: Словарь - справочник/Майк Кордуэлл. -Пер.с Англ.К.С. Ткаченко. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002 г. -448с.

15.  Морева, Е. Детская агрессивность и способы ее преодоления [текст] / Е. Морева // Воспитание школьников. - 2008. -№ 5-с.31-34

16.  Немов, Р. С.Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. учеб. заведений: В 3 кн. -3-е изд. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1999. - 608 с.

17.  Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога/ Р.В. Овчарова. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.

 

 

 

 


Информация о работе Психолого – педагогические основы преодоления агрессивности детей